Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНСАЛТИНГА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ КОНСАЛТИНГА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / БИЗНЕС / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зокирова Нодира Каландаровна, Абаева Ольга Викторовна

В статье описываются определение и новые роли консалтинга на фоне особенностей современной экономики. Консалтинг представлен как институт рыночной экономики, как элемент сетевой организации бизнеса и как инструмент формирования уникального интеллектуального капитала общества. Определена роль консалтинга в развитии малого и частного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONSULTING IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP

This article is devoted to the definition and new roles of consulting against the background of the modern economy. Consulting is presented as an institution of market economy, as an element of network business organization and as a tool for forming a unique intellectual capital of society. The role of consulting in the development of small and private entrepreneurship is defined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНСАЛТИНГА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

РОЛЬ КОНСАЛТИНГА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.005 Зокирова Нодира Каландаровна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Экономика труда и управление» (e-mail: nodira28uz@mail.ru) Абаева Ольга Викторовна, преподаватель, начальник научно-издательского отдела (e-mail: olgabgu@mail.ru) Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Ташкент, Узбекистан

В статье описываются определение и новые роли консалтинга на фоне особенностей современной экономики. Консалтинг представлен как институт рыночной экономики, как элемент сетевой организации бизнеса и как инструмент формирования уникального интеллектуального капитала общества. Определена роль консалтинга в развитии малого и частного предпринимательства.

Ключевые слова: консалтинг, бизнес, консультирование, управление, экономическое развитие, рынок консалтинговых услуг

На сегодняшний день консалтинг становится современной конкретно исторической формой соединения науки и бизнеса. В практике консалтинг превратился во вполне самостоятельный бизнес, а количество компаний, занимающихся этим бизнесом, всё время растёт. С одной стороны, это связано со стабильным ростом рынка консалтинговых услуг и повышением уровня сервиса в связи с высокой конкуренцией. С другой стороны, руководители компаний приобретают опыт работы с консультантами и могут определить, как построить рабочее взаимодействие и каких результатов можно ожидать.

Консультирование — это вид помощи профессионалов в решении проблем клиентов. Консультант получает необходимую информацию о компании, а также показывает знания и навыки руководства и сотрудников компании, используя собственные знания о том, какая информация и знания необходимы для оценки ситуации, какие «места» в компании можно увидеть и что именно определить, как ее можно идентифицировать и измерить [3]. Далее, анализируя полученную информацию, применяя собственный аналитический аппарат. Полученная информация и собственные явные или неявные знания, включая интуицию, кругозор, опыт, то есть широкий спектр того, что входит в содержание смысла «знание консультанта», дает рекомендации, как достичь желаемого результата, или помогает клиенту достичь цели [4].

Для того чтобы придуманные и разработанные действия дали необходимый результат, консультанту необходимо создать технологию, с помощью которой внедрение найденного решения даст необходимый результат с

учетом знаний психологии и других аспектов общения с клиентом. Исходя из этого, консультирование — это деятельность, которая преобразует знания в технологии в процессе взаимодействия с клиентами [2].

Если эта разработанная технология оказывает положительный эффект в одном месте, то она может добиться положительного эффекта и в другом месте, в другой организации. Поэтому в консалтинге могут быть разработаны технологии для решения типичных проблем, а шире - технологии для успеха в решении типичных бизнес-проблем [7].

Таким образом, консультирование характеризуется как деятельность по превращению знаний в технологии и решения управленческих проблем. Но каждый раз, несмотря на появление технологий решения управленческих проблем, консультант должен принимать конкретное, а значит, и творческое решение. Поэтому консультирование — это творческая работа, творческая работа, с большим элементом инноваций. Такова внутренняя природа консультирования.

В настоящее время выделяются следующие роли консультирования: институт рыночной экономики, инструмент формирования уникального интеллектуального капитала предприятия, инструмент международного взаимодействия предприятий и развития компании Inter партнерства, элемент сетевой организации бизнеса и механизм передачи между теоретическими занятиями и практикой.

Главная роль процесса как инструмента формирования уникального интеллектуального капитала компании связана с уникальностью самой консалтинговой службы [2]. Творческий характер определяет разницу в подходах консультантов и консалтинговых организаций, технологиях и методах предоставления консалтинговых услуг, индивидуализированных для конкретного потребителя. Сами консультанты владеют методами консультирования и индивидуализируют свои рекомендации по отношению к конкретному клиенту [1]. Таким образом, они предлагают эксклюзивные интеллектуальные услуги, которые повышают стоимость интеллектуального капитала консалтинговых компаний.

Вся эта деятельность, прежде всего, направлена на то, чтобы помочь компании использовать свои ресурсы более эффективно, открыть новые возможности перегруппировки и оптимизации внутренних, внешних ресурсов в процессе взаимодействия.

Роль консультирования в развитии взаимодействия и партнерских отношений связана с изменениями в механизмах рыночных взаимодействий. Это отражено в современной концепции маркетинга взаимодействия [1]. Краткая суть изменений — это переход от транзакционного маркетинга к маркетингу отношений, направленному на создание системы долгосрочных отношений с партнерами и покупателями. Основой подхода к маркетинговому взаимодействию является концепция потребительской ценности жизненного цикла клиента, которая означает признание того, что потреби-

тели с определенной интенсивностью участвуют в обмене на протяжении всей своей жизни [6].

Уже сейчас прогрессивные лидеры малого бизнеса и частного предпринимательства внедряют различные технологии управления - структурные и организационные реформы и различные системы управления (стимулы к труду и поощрение персонала, система управленческой отчетности, система сбалансированных показателей, построение сильной и надежной управленческой команды и т. д.

Есть несколько критериев, которые указывают на готовность компании к консалтингу. На определенном этапе роста фирмы сложность управленческих задач превышает возможности «предпринимательского» подхода к управлению. При этом компания должна производить расчеты и понять, окажутся ли потенциальные результаты усилий консультантов по выстраиванию системы управления сравнимы со стоимостью консалтинговых услуг. Небольшие компании также обращаются к консультантам, чтобы улучшить свою систему управления и позволить им принимать адекватные управленческие решения, «разгрузив» руководителя. Зачастую к обращению в консалтинговые компании руководителей подталкивает высокий уровень конкуренции [5].

Малый бизнес превратился в быстрорастущий сектор консалтинга. Для таких предприятий характерна, прежде всего, потребность в консалтинге в определенных предметных областях (финансы, логистика, продажи и др.), наиболее активно развивающиеся направления организационный и стратегический консалтинг.

Работа с клиентами малого бизнеса имеет свои особенности, заключающиеся в том, что консультант должен иметь наработанные технологии и опробованные отраслевые решения, наличие которых дает возможность сократить стоимость и сроки проекта. Важной проблемой консалтинговой компании является проблема поиска клиентов. Консалтинг в экономике понимается как услуга пассивного спроса. Это подтверждается результатами опроса - низкой популярностью консалтинга, непониманием со стороны экономики, отсутствием привычки платить за знания и навыки. Поэтому эту услугу должны продвигать сами консультанты, сами клиенты к ним не обращаются, что отличает консультацию малого бизнеса от консультации крупной компании [2].

По оценкам экспертов РБК и IPT Group, российский рынок консалтинговых услуг за последние 10 лет вырос на 73%. За помощью к внешним консультантам обращаются как представители крупного бизнеса с иностранными инвестициями, так и российские небольшие компании [8].

Начиная с 2015 года, консалтинговые компании постоянно оказывают помощь компаниям при реализации инфраструктурных проектов (строительство магистралей, объектов ЖКХ и т.д.).

Руководства крупных частных компаний в основном сосредоточенно в Москве, поэтому в регионах консалтинговые компании могут рассчитывать только на средний и малый бизнес.

Суммарная прибыль крупнейших российских консалтинговых групп и компаний, участвующих в рейтинге RAEX, по итогам 2019 года в сопоставимых данных выросла на 2% в годовом исчислении до 98,4 млрд. рублей в условиях трехпроцентной инфляции, что эквивалентно снижению. Результаты прошлых лет были намного оптимистичнее: в 2017 году доход консультантов в рэнкинге увеличился на 10% (при инфляции 2,5%), в 2018 году на 17% (при инфляции 4,3%).

^-консалтинг уже давно является самым емким сегментом рынка. В 2019 году участники рейтинга заработали 40,3 млрд. рублей или 58,8% от общей выручки (здесь и далее структура направлений консалтинга дана без учета компаний большой четверки). Основная часть выручки - 29,3 млрд. рублей - пришлась на консалтинговые проекты в рамках разработки и системной интеграции, еще 11,4 млрд. рублей - на управленческое консультирование.

Второй по объему доходов сегмент консультаций по итогам 2019 года связан с финансовым управлением, на долю которого пришлось 15,2 % или 10,5 млрд. рублей. Драйверами здесь выступают услуги, связанные с финансовым учетом и его методологией, МСФО, а потребность в экономии издержек формирует спрос и на аутсорсинг учетных функций.

Второй по величине сегмент консультаций по выручке в 2019 году был связан с финансовым менеджментом, доля которого составила 15,2% или 10,5 млрд. рублей. Движущими силами здесь являются финансовый учет и его методология, услуги, связанные с МСФО, а необходимость экономии затрат формирует спрос и на аутсорсинг учетных функций.

Юридические услуги и налоговые консультации принесли участникам рэнкинга 5,8 млрд. рублей (8,4% от общей выручки от рейтинга) - 3,7 и 2,1 млрд. рублей соответственно. В 2019 году и первом квартале 2020 года наблюдался спрос на комплексный аудит - финансовое, налоговое и юридическое сопровождение сделок слияний и поглощений, налоговые консультации и трансфертное ценообразование.

В 2019 году крупные консалтинговые компании заработали на оценочных услугах не менее 3,8 млрд. рублей (5,6 % к плану).

Суммарный доход участников рэнкинга в области управления персоналом составил 1,3 млрд. рублей (1,9 %). Консультации в области стратегического планирования и маркетинга - 1,007 млрд. рублей (1,5 %): в том числе услуги стратегического консалтинга - 688 млн. рублей, маркетингового консалтинга - 319 млн. рублей. Выручка компаний, участвующих в рейтинге консалтингового сектора в производственном секторе, основная часть которого - строительный аудит и технологическая экспертиза, составила 3,6 млрд. рублей (5,3%) [9].

В 2020 году в условиях пандемии также наблюдается высокий спрос на услуги 1Т-консалтинга от компаний, стремящихся максимально цифрови-зировать документооборот и коммуникации, чтобы обеспечить возможность удаленной работы. Однако считаем, что сложившийся под воздействием введенного режима самоизоляции тренд на повышение уровня информатизации бизнеса, после прекращения пандемии останется, так как цифровизация бизнес-процессов позволяет снизить текущие расходы, что актуально в любых условиях.

Из-за коронавирусной пандемии сильно пострадали импортоориентиро-ванные компании из-за срывов поставок. Экспортеры понесли убытки из-за резкого падения спроса. Внутреннее производство и торговля непродовольственными товарами понесли большие убытки. Нельзя сказать, что кризис не затронул какую-либо сферу бизнеса. Рынок консалтинговых услуг также ощутил потери: клиенты сократили инвестиционные программы, отложили выход на новые рынки и сократили непроизводственные расходы.

В связи с этим расширяется спектр антикризисных консультационных услуг в части поиска источников финансирования, реструктуризации обязательств, оптимизации затрат и предоставления комплексных консультационных услуг для оказания реальной помощи бизнесу в преодолении кризиса.

На наш взгляд, рынок консалтинга в 2020 году сократится как минимум на 20%, но его централизация продолжится, поэтому рынок в значительной степени покинут мелкие игроки.

Выручка крупных консалтинговых компаний снижается не так сильно, поскольку соблюдаются требования к обязательным процедурам, ожидается снижение выручки не более чем на 7% годовых.

Сегодня консалтинг перестал быть привилегированной услугой крупных предприятий и корпораций. Сегмент малого бизнеса и частного предпринимательства также активно использует управленческие технологии своего масштаба и уровня проблем. Консалтинг для малого бизнеса и частного предпринимательства очень важен. Он помогает компаниям формировать конкурентные преимущества, основанные, прежде всего на использовании нематериального капитала компании [3]. Рынок консалтинговых услуг весьма перспективен, но его развитие требует значительных усилий и роста профессионализма консультантов и их клиентов.

Список литературы

1. Агафонова М.С., Окунева М.А. Развитие экономики в современной России Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2. С. 132-133.

2. Агафонова М.С., Белкин Д.В., Политический консалтинг его особенности/Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 132а.

3. Асаул А.Н., Денисова И. В., Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства на региональном уровне // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. СПб.: -2014. - 280 с.

4. Горев В.П. «Новая» экономика и старая политэкономия // Из. ИГЭА. 2012. № 2. С. 5-8.

5. Кравченко Д. С. Управленческий консалтинг в малом и среднем бизнесе // Академический вестник. - 2010. - № 5. - С. 61-63.

6. Дадаханова Р.Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 359-360.

7. Калюжнова Н.Я. Экономика недоверия (институт доверия и его роль в конкурентоспособности регионов) // Экономика региона. 2014. № 1. С. 56-65.

8. Панасенко А. Консалтинг в России в 2019 году: современные тенденции и прогнозы / А.Панасенко //Новости информационной безопасности России [электронный ресурс]. - Режим доступа. -Ьйр8://,^^^апй-таЫаге.ги/о81;1/2019-06-19/29946

9. Ханферян В. Консалтинговые услуги стали востребованы удаленным сервисом / В. Ханферян //Российская газета - Федеральный выпуск № 115(8169) [электронный ресурс]. - Режим доступа. - кйр8://г§.ги/2020/05/28/коп8а1йп§оууе -uslugi-stali-уо81геЬоуапу-иёа1еппут-8егу18от.Ь1т1

Zokirova Nodira Kalandarovna, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Labor Economics and Management (e-mail: nodira28uz@mail.ru)

Plekhanov Russian University of Economics, Tashkent Branch, Uzbekistan

Abaeva Olga Viktorovna, teacher,

Head of the scientific and publishing department

Plekhanov Russian University of Economics, Tashkent Branch, Uzbekistan (e-mail: olgabgu@mail.ru)

THE ROLE OF CONSULTING IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP

Abstract. This article is devoted to the definition and new roles of consulting against the background of the modern economy. Consulting is presented as an institution of market economy, as an element of network business organization and as a tool for forming a unique intellectual capital of society. The role of consulting in the development of small and private en-trepreneurship is defined.

Keywords: consulting, business, consulting, management, economic development, market of consulting services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.