роль КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ экономики
А.М. АРХИПОВ
Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова
Как известно, в развитии рыночных отношений активно участвуют как представители частной собственности, так и государство. Причем государственное вмешательство в рыночную экономику носит ограниченный характер, оно влияет на макроэкономические показатели развития экономики, но развития многих других параметров не определяет. К таковым относятся, например, уровень цен, структура производства. Самодостаточность рыночной экономики является одновременно сильной и слабой ее стороной. На ее основе развиваются мощная инициатива и предприимчивость частных собственников, проявляются возможности гибкости экономики и активного внедрения научно-технических инноваций. Происходят существенные качественные изменения в развитии экономической ситуации. По выражению Йозефа Шумпетера, «капитализм по своей сути — это форма или метод экономических изменений, он никогда не бывает и не может быть стационарным состоянием» [9, с. 126].
Рыночный механизм приходит в движение и поддерживается в своем развитии благодаря импульсу, исходящему от новых методов организации производства, инициативы управленцев, поиска новых рынков и новых форм экономической интеграции. Предприниматели постоянно изучают рынок, определяя, какие усовершенствования продуктов и услуг могут привлечь новых покупателей, какие новшества могут вызвать у них позитивное настроение. Частная собственность и свобода предпринимательства обеспечивают менеджерам предприятий право на риск, а коммерческий успех, который выпадает на долю удачливых предпринимателей, обеспечивает сильную мотивацию такого рода деятельности.
Существует и негативная сторона развития частной инициативы как принципа организации рыночной экономики. Она заключается в том, что личные интересы частных собственников могут подорвать нормальное функционирование экономики или привести к серьезным диспропорциям в ее развитии, незащищенности субъектов хозяйственной деятельности и, в конечном итоге, имеется
возможность угрозы самой основе существования рынка. Препятствием на пути такого неблагополучного развития событий является конкуренция. Важнейшей предпосылкой ее существования является разделение экономической власти. Дело в том, что в рыночной экономике в большинстве случаев однородную продукцию производят несколько фирм или частных лиц. Таким образом, для производителей и потребителей имеется возможность выбора, что создает барьеры потенциальным экономическим злоупотреблениям. Даже из двух хороших продуктов потребитель стремится выбрать лучший. Поэтому в этих условиях компании вынуждены постоянно активно искать пути совершенствования своей продукции и стремиться обогнать всех прочих производителей в удовлетворении запросов потребителей.
По мнению Альфреда Маршала, «конкуренция, очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо» [3, с. 60]. Очевидно, что под «человеком» можно понимать не только конкретного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Именно состязательность, присущая конкурентным рынкам, и является той движущей силой, которая способствует постоянной борьбе за потребителя с помощью всего арсенала экономических методов достижения лидирующего положения на рынке.
Поэтому конкуренция является дополнением и своеобразным противовесом индивидуализму рыночной экономики. Если личные интересы дают мощную мотивацию всем участникам хозяйственных процессов (ведь все, что они делают, они делают для собственной выгоды), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло. Причем в конкуренции побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы конкретных потребителей [12, с. 16].
Особая роль конкуренции в функционировании рыночной экономики была показана в знаменитом принципе «невидимой руки». По Адаму Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики, — реализация личного, частного интереса, направляемого и
контролируемого конкуренцией. Каждый индивидуум старается максимизировать объем своего собственного капитала. Адам Смит говорил об этом так: «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует... Он стремится к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце концов, результат, о котором он и не думал» [7, с. 423].
«Невидимая рука» Смита—это рыночные цены, формирующиеся под влиянием конкурентных сил. Однако, если действие этих сил находится в зоне влияния «могущественной силы монополии», то распределение ресурсов, максимально близкое к пропорции, в наибольшей степени согласующейся с интересами всего общества», становится невозможным [9, с. 121].
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
Как объективное экономическое явление конкуренция обладает несколькими свойствами или признаками, определяющими ее роль в развитии рыночной экономики [4, с. 7].
Во-первых, конкуренция — это процесс, в котором сталкиваются соперничающие стороны. Необходимость такого соперничества обусловлена относительной ограниченностью природных благ и доступа к ним для разных участников социально-экономической жизни. Они вынуждены превращаться в конкурентов за эти блага и право на их разработку.
Во-вторых, конкуренция представляет собой конфликтную форму соперничества. Уровень конфликтности может быть разным, но присутствует обязательно. При этом проявляется противоположность жизненных интересов соперников и
невозможность реализовать собственные интересы без ущемления интересов соперников. В процессе конкурентной борьбы целевые установки противоположных сторон направлены на ослабление и окончательное подавление конкурентов ради обеспечения собственной выгоды.
В-третьих, конкуренты придерживаются общих целевых установок на относительно лучшие условия существования, функционирования и развития. Поэтому процедуре соперничества конкуренты задают всегда конкретные цели. Под условиями существования понимаются формы доступа к потребительским благам. Под условиями функционирования — формы доступа людей к производственным и экономическим благам и возможности осуществления с их помощью деятельности, необходимой людям для обеспечения предметами потребления. Под условиями развития понимают возможности постоянного совершенствования такой деятельности.
В-четвертых, конкуренция ведется за что-то определенное, против конкретных соперников и нередко совместно с временными союзниками, конфликты с которыми временно признаются несущественными.
Получить постоянное преимущество над соперником в процессе конкуренции можно, только учитывая все вышеперечисленные свойства.
Современная конкуренция является принадлежностью рыночного хозяйства. Только на рынках товаров и услуг можно обнаружить конфликтное соперничество субъектов предпринимательской деятельности за относительно лучшие условия производства и сбыта товаров и услуг, борьбу между товаропроизводителями и потребителями за низкие цены и высокое качество. В то же время «рыночная конкуренция» справедливо трактуется как атрибут не столько рынка как такового, сколько рыночной экономики в целом, хотя соотносится непосредственно именно с борьбой на рынке.
Известно, что на практике любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитом. Конкуренция вытесняет компании, которые производят ненужную рынку продукцию, а, следовательно, сокращает объем выпуска ненужных рынку товаров и услуг. В то же время компании, выпускающие продукцию, пользующуюся спросом у потребителей, оказываются в лучшем положении, перед ними открываются возможности роста и расширения объема продаж.
Вместе с тем конкуренция является селективным и гибким механизмом. Селективность
проявляется в том, что от сокращения спроса на товары или услуги фирмы в результате повышения интенсивности конкуренции не все компании страдают в одинаковой мере. Наибольшие испытания падают на неэффективные предприятия, которые производят некачественную продукцию. Объективно крепкие фирмы даже в периоды спада экономической конъюнктуры могут процветать, так как к ним отходит доля рынка, ранее приходящаяся на разорившихся конкурентов.
Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки на рынке. С началом каких-либо кардинальных перемен в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Адаптация неизбежно занимает определенное время, однако стимулы для нее конкуренция создает сразу же.
Таким образом, в соответствии с основополагающим принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики. Она оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие предпринимательства. С ее помощью в более полной мере используются наработанные в обществе навыки и знания, и осуществляется их рыночный отбор для развития производства. В результате процесса конкуренции выживают и развиваются те предприятия, которые показывают наибольшую эффективность.
Известно, что конкурентные отношения охватывают все главные сферы экономической жизни — производство, распределение, обмен и потребление. Они соединяют их, благодаря чему рыночное хозяйство функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. Рыночное хозяйство всегда представляет собой определенный режим конкуренции. Конкуренция порождается общественным разделением труда, экономической обособленностью производителей и частной собственностью. Поэтому она не является негативным фактором на историческом пути развития хозяйственных процессов, а представляет собой одну из фундаментальных объективных закономерностей развития экономики.
Конкуренция проявляется в борьбе между различными субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации продукции и услуг, за лучшее качество обмениваемых благ и обслуживания посетителей, она призвана содействовать ускорению
научно-технического прогресса и совершенствованию структуры народного хозяйства.
Большое внимание изучению роли конкуренции в развитии экономики посвятили известные ученые-экономисты западных школ. Так, ярким противником государственного вмешательства в систему конкурентного рынка является представитель австрийской экономической школы Фридрих Август фон Хайек. По его мнению, динамичный конкурентный механизм создается максимально свободной деятельностью индивидов. И впоследствии именно он становится условием общественного прогресса. Кроме того, Ф. Хайек считает, что сложившиеся представления часто не соответствуют объективным фактам. Примером такого ошибочного подхода является определение роли конкуренции в развитии общества.
Преобладающее представление экономистов сводилось к мнению, что теория совершенной конкуренции дает конкретную модель для оценки конкуренции в реальной действительности. Известно мнение, что всякое реальное отклонение от этой модели является нежелательным и даже вредным. Так, общепринятые признаки совершенной конкуренции предполагают однородность товаров, которые предлагаются и на которые предъявляется спрос большим числом достаточно мелких продавцов и покупателей.
Ф. Хайек утверждает, что теория конкурентного равновесия, исключая такие сопутствующие реальной конкуренции факторы, как реклама, сбивание цен и улучшение производимых товаров и услуг, в действительности «означает отсутствие всякой конкуренции» [10, с. 106]. По его мнению, статический подход теории совершенной конкуренции удаляет главную особенность конкуренции, а именно: «конкуренция по своей природе есть динамический процесс». Конкуренция — это процесс формирования мнения: путем распространения информации она создает единство и согласованность экономической системы, сообщает людям о том, что есть самое лучшее и самое дешевое. Это процесс, который включает непрерывное изменение данных, смысл которого, следовательно, остается полностью недоступным для теорий, принимающих эти данные как неизменные.
Таким образом, гораздо важнее установить, существует ли конкуренция вообще. То, что цены могут не соответствовать предельным издержкам, куда важнее того, что при утвердившейся монополии издержки, вероятно, будут намного выше, чем необходимо. В работе «Конкуренция как процедура
открытия» (1968 г.) Ф. Хайек определяет конкуренцию «как процедуру для открытия таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или, по меньшей мере, не используемыми» [11, с. 6]. Из этого определения следует, что конкуренция представляет ценность потому, и только потому, что ее результаты непредсказуемы и отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится; хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают расстройство чьих-то ожиданий и намерений.
Безусловным является тот факт, что теории конкуренции отличаются тем, что невозможно заведомо проверить достоверность выводов опытным путем. Можно лишь основываться на истории развития экономики, которая подтверждает, что общества, полагающиеся на конкуренцию, в конечном счете, успешнее других достигают своих целей. В этом заключается общность конкуренции с научным методом познания. Однако экономическая конкуренция выступает как метод открытия конкретных фактов.
В развитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого ведется поиск неиспользованных возможностей, и в случае успеха они будут доступны всем остальным людям. Но особенно конкуренция необходима в неразвитых обществах, где главная задача состоит в выявлении таких нераскрытых возможностей, поскольку в прошлом конкуренция не была там активной.
В экономической литературе существуют несколько взглядов на виды конкуренции. Рассмотрение отдельных видов конкуренции тесно связано с выбранными критериями. Так, например, распространен термин «эффективная конкуренция», по поводу которого отсутствуют четкие или устоявшиеся определения. А в современной литературе о ней упоминается довольно редко. Это связано, по-видимому, с тем, что само понятие «эффективность» воспринимается как некоторое соотношение затрат и результатов. Однако ее право на жизнь возможно в специфических условиях. В качестве примера, подтверждающего данную мысль, можно привести мнение Й. Шумпетера по этому поводу. Он считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Й. Шумпетер и назвал эффективной
конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым. В результате появляются новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации [9, с. 128].
Подобные же сложности связаны и с понятием «действенная конкуренция». Концепция действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим практических основ для выработки политики конкуренции. Теория действенной конкуренции представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому могут служить основой для формулирования реальной политики конкуренции. При этом следует учитывать характерные для этого вида конкуренции критерии:
• наличие достаточно низких входных барьеров, так что потенциальные конкуренты могут легко выйти на рынок при наличии возможностей получения сверхнормативной прибыли;
• присутствие достаточно большого числа фирм, обеспечивающее их независимость друг от друга;
• отсутствие сговора между фирмами и ограничивающие конкуренцию соглашения;
• хорошо информированные потребители осуществляют рациональный выбор между альтернативными производителями и т. д.
В качестве основных критериев известный американский ученый-экономист Майкл Портер предлагает использование конкурентных сил [5, с. 52 — 54]. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности конкретной производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал. Эти возможности воплощаются в форме, называемой «видами поведения фирмы на рынке».
Понятие «работающей конкуренции» было введено Джоном Бейс Кларком. Он доказал, что некоторые отклонения от чистых и совершенных конкурентных условий не настолько опасны с точки зрения долгосрочной перспективы, как это часто предполагали, и сформулировал определенные минимальные критерии для оценки результативности этой работающей конкуренции.
Известен также такой вид конкуренции, как «добросовестная», которая осуществляется открыто на рынке с полным соблюдением действующего законодательства и этических норм. Однако объ-
ективно большего внимания заслуживает «недобросовестная» конкуренция. Это конкуренция, осуществляемая на рынке с полным или частичным нарушением действующего законодательства и этических норм. Она, в свою очередь, может осуществляться как:
• действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов;
• методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции;
• формы ведения конкурентной борьбы, противоречащие антимонопольному законодательству и торговым обычаям, а также использование нерыночных форм конкурентной борьбы.
Однако исторически первым видом конкуренции является ценовое соперничество. Оно было характерно для периода свободной конкуренции, когда отраслевое соперничество преобладало над межотраслевым, кроме того, системы потребностей были неизменными в течение длительного времени. Для этого вида конкуренции характерно стремление участников рынка добиться успеха за счет снижения цен. При этом неотъемлемой частью процесса является необходимость снижения издержек производства. Однако далеко не каждое предприятие оказывается в состоянии сделать это. В таком случае оно начинает использовать методы неценовой конкуренции, которые преобладают в условиях современной экономики. Это может быть конкуренция, основанная на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг, инновация выпускаемой продукции, а также совершенствование качества продукции и условий ее продажи. Таким образом, ее методы более многогранны, чем методы ценовой конкуренции.
Оценивая роль конкуренции в рыночной экономике, нельзя не сказать о том, что саморегулирующаяся экономика благодаря принципу «невидимой руки» выступает, с одной стороны, как форма организации экономической системы, а с другой, — как метод хозяйствования. В основе механизма хозяйствования саморегулируемой рыночной системы лежат действия конкурентных и интеграционных процессов. Как метод хозяйствования конкуренция проявляется в виде борьбы между товаропроизводителями в процессе их формирования. Интеграция сопровождается
возникновением функциональных взаимосвязей, согласованиями в производственно-хозяйственной деятельности.
Конкуренция сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, расширением рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов. Интеграционные связи основываются на взаимодействии рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Иными словами, конкуренция ведет к разъединению и разобщению товаропроизводителей. Интеграционные процессы приводят к возникновению консорциумов, ассоциаций, союзов в области капитального строительства, выполнения крупных целевых программ и проектов, связанных с научно-техническим развитием, с расширением производственных мощностей, рынков сбыта продукции и т. п.
Таким образом, диалектика взаимодействия конкуренции и интеграции как форма проявления закона единства и борьбы противоположностей может рассматриваться в качестве внутреннего источника самодвижения, саморегулирования рыночной экономики.
История человеческого общества — это история конкурентной борьбы, т. е. история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. В нашей стране история развития конкурентных отношений прерывалась в ходе строительства, а затем развития социалистических отношений, предусматривающих плановый и неконкурентный характер развития экономики. По тому же сценарию функционировало хозяйство в странах так называемого социалистического лагеря, где власть была сосредоточена у коммунистических партий. Несколько десятилетий сама постановка вопроса о конкуренции в советской экономике казалась невероятной, а порой и просто фантастической. Вся учебная и научная литература регулярно убеждала граждан в полном устранении конкуренции и замене ее товарищеским содружеством и коллективизмом «производителей» в границах «социалистического лагеря». Конкуренция определялась как антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей.
Различные эпитеты применялись для формирования у советских людей стойкого иммунитета против генов конкуренции. Конкурентные отношения неизменно определялись как «свирепые» и «жестокие». Именно с конкуренцией в массовом сознании должны были ассоциироваться безработица, инфляция, кризисное банкротство честных тружеников,
их разорение, гибель и иные «язвы» загнивающего строя, по счастью, надежно отделенного железным занавесом. В Большой Советской Энциклопедии было написано, что «в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет» [1, с. 74].
В настоящее время принято считать, что создание административно-командной системы, сопровождающееся торжественными заклинаниями об устранении «пороков капитализма», означало действительно избавление народа от этих «пороков» — частной собственности, конкуренции, но признать факт устранения конкуренции из нашей хозяйственной жизни никак нельзя.
Характерная черта недавнего прошлого — борьба с торможением научно-технического прогресса и недопущением прогрессивных форм хозяйствования. Примером тому может служить конкуренция между чиновниками всех уровней и новаторами производства. Между ними велась борьба за относительно лучшие условия существования. Помимо этого, чиновничья и партийная элита боролась за доступ к ресурсам, которые большинству населения были недоступны, что, с одной стороны, можно рассматривать как логичное поведение участников бизнеса, конкурирующих между собой.
В советское время в конкурентную борьбу вступали руководители предприятий. Они боролись между собой за возможность приобрести новое дефицитное оборудование, за перспективу присоединения к ведущим в стране смежникам, за различные финансовые фонды и лимиты. В эту же борьбу вступали министерства и ведомства, стремящиеся получить значительные объемы финансирования затрат на новое строительство, на освоение перспективных месторождений природных ресурсов на востоке и севере страны, реализацию крупных промышленных проектов сооружения транспортной инфраструктуры и т. д.
Такая конкуренция, существовавшая в условиях неконкурентной социалистической экономики, имела существенные отличия от естественного рыночного соперничества. Она была лишена основных целей, например повышение качества продукции, снижение издержек производства, обновление ассортимента производимых изделий. В центре внимания были не денежные ресурсы потребителей, а распределение прибыли, которая закладывалась в директивные планы и распределялась сверху. Таким образом, конкуренция развивалась и в условиях социалистического способа хозяйство-
вания, но в отличие от рыночного соперничества имела искаженный характер.
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на абсолютно противоположное. Например, конкуренция стала признаваться как естественная черта рыночных отношений. А в условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители. В интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению спроса покупателей.
В современной экономической литературе под конкуренцией понимают борьбу на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [2, с. 19]. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей.
В то же время широко признается факт, что фирмы не обязательно стремятся максимизировать прибыль, и внимание экономистов сосредоточено на том, чтобы теория фирмы рассматривала и другие цели и задачи. Современная теория фирмы выявляет причины, по которым фирма стремится к извлечению максимальной прибыли, а также условия, при которых она имеет тенденцию преследовать другие цели. Так, считается, что к достижению других целей, помимо цели максимизации прибыли, фирму подталкивают распыленные между акционерами права собственности, неопределенность, изоляция от жесткой конкуренции. Наиболее известными альтернативами максимизации прибыли являются стремление фирмы получить удовлетворение от выполнения социального заказа общества, а также рост производства посредством диверсификации. К менее важным целям можно отнести увеличение доли рынка, выживание в долгосрочном плане, удовлетворительный уровень прибылей, увеличение размера дивидендов, финансовую ликвидность, технологическое лидерство, приобретение хорошего имиджа, занятие сильной конкурентной позиции и достижение личных целей руководителя высшего звена.
В силу наличия многочисленных мотивов и ограничений не существует единственной цели, которая охватывала бы все аспекты делового поведения. Более того, разнообразие целей и мотивов является единственным результатом рыночной экономики. Тем не менее прибыль является первоочередной целью большинства фирм, и если бы
пришлось назвать только одну цель, характеризующую деловое поведение, то выбор бы пал на максимизацию нормы прибыли в долгосрочном периоде [8, с. 280].
Большое значение принадлежит конкуренции в развитии научно-технического прогресса, который во многом определяет устойчивый экономический рост. Однако до настоящего времени вопрос о причинах и факторах технического прогресса изучен недостаточно глубоко. В этом плане явно недооценена роль конкуренции как двигателя технического и общественного прогресса. Такая недооценка вызвана доминированием в экономической науке неоклассической парадигмы, представители которой склонны трактовать основные экономические и общественные феномены с точки зрения равновесия. Например, именно так обстоит дело в неоклассической теории и с конкуренцией, которая сводится к определенному набору статических характеристик рыночной структуры, и с техническим прогрессом, который либо рассматривается как нечто незначительное и несущественное, либо представляется неким внешним шоком, нарушающим экономическое равновесие. В результате этого неоклассический анализ не в состоянии адекватно объяснить возникновение и диффузию инноваций и новых технологий. Экономика видится в большей степени системой, адаптирующейся к внешним изменениям, в том числе и в результате технического прогресса, а не системой, постоянно внутренне генерирующей процесс технического развития, приводящий к нарушению экономического равновесия. На самом же деле, такой процесс технического развития в рыночном хозяйстве осуществляется в ходе жесткой конкурентной борьбы. Данное обстоятельство принимается во внимание в подходах, альтернативных неоклассике, а именно в рамках эволюционного институционализма и посткейнсианства.
Эволюционно-институциональная теория исходит из того, что фирмам, функционирующим в тех или иных отраслях, не известны ни все множество существующих возможных вариантов производства продукции, ни последствия выбора какого-либо конкретного варианта. Разные фирмы выбирают различные варианты производства, исходя из сигналов, которые дает рынок. Одна из важнейших функций конкуренции заключается в том, чтобы правильно понимать сигналы и побудительные мотивы. Другая же, более активная, функция конкуренции заключается в поощрении выбора, оказавшегося хорошим и в подавлении неверного выбора.
Возможно, что в долгосрочной перспективе конкурентная система будет содействовать процветанию фирм, которые в среднем делали хороший выбор, и уничтожит или вынудит к реформам фирмы, регулярно совершавшие ошибки.
Верный выбор зачастую связан с внедрением различных видов инноваций, т. е. с различными формами технического прогресса. Технологически успешные фирмы получают значительные прибыли и опережают своих конкурентов. Таким образом, конкурентная борьба поощряет инновации. У компании же, являющейся чистым монополистом, нет стимулов к техническому развитию.
Сама структура рынка является следствием конкурентной борьбы, в ходе которой фирмы, активно использующие инновации, опережают своих соперников. Вот почему причинно-следственные связи между инновацией и структурой рынка направлены в обе стороны. Отсюда следует, что значение конкуренции как процесса соперничества между фирмами трудно переоценить, поскольку именно в ее рамках происходит техническое развитие экономики. При этом и отсутствие конкуренции , и доведение до совершенства неблагоприятны для появления и диффузии инноваций. Также необходимо принять во внимание, что появление монополии может быть следствием имевшей место прежде конкурентной борьбы и претворения в жизнь новых инноваций. Иными словами, фирма-монополист может являться компанией, в недалеком прошлом внедрившей чрезвычайно эффективные инновации. Но теперь она не имеет стимулов к дальнейшему техническому развитию. Данное обстоятельство означает, что высокая концентрация производства все же не всегда способствует появлению и распространению инноваций. Вот почему рыночная экономика сама по себе не генерирует оптимальной, с точки зрения технического развития, степени конкуренции. Поэтому такую задачу должно взять на себя государство.
К подобным выводам относительно связи между конкуренцией и техническим прогрессом приходит близкий к эволюционному институци-онализму посткейнсианский подход. Однако он делает несколько иные акценты. Конкуренция рассматривается как процесс выживания фирм. А способность отдельно взятой фирмы выжить зависит от ее способности к получению прибыли, в целом, и большей нормы прибыли по сравнению с другими фирмами, в частности. Последнее обстоятельство означает необходимость постоянного снижения издержек или получения иных конку-
рентных преимуществ. Такие преимущества обеспечиваются за счет различных технологических и организационных инноваций. Но подобные инновации можно внедрить только за счет инвестиций. Межфирменная борьба за получение конкурентных преимуществ предполагает постоянный поиск эффективных инвестиционных проектов.
Однако инвестиции требуют финансирования. Если на некоторые рынки новые фирмы не могут вступить без значительных внешних финансов, а финансовые рынки и учреждения не в состоянии обеспечить эти фирмы ими по приемлемой стоимости капитала, то интенсивность конкурентной борьбы ослабевает, и наступает опасность технологического застоя. При этом тип финансовой системы в очень сильной степени обусловлен ее предшествующим развитием и зачастую оказывается не приспособленным к изменениям. Например, это возможно, когда финансовые рынки не развиты, а банки имеют тесные отношения с фирмами-монополистами. Подобная ситуация, приводящая к технологическому застою, очень часто наблюдается во многих развивающихся странах. Поэтому государство, воздействуя на финансовую систему и другие условия входа в отрасли, может повышать интенсивность конкуренции и способствовать техническому развитию.
Таким образом, синтез эволюционно-институ-ционального и посткейнсианского подходов позволяет получить истинное представление о природе и формах взаимосвязей между конкуренцией и техническим прогрессом и обосновать правильные выводы о том, как государство и общество должны поддерживать конкуренцию, а также понимать ее роль в развитии рыночной экономики.
Нобелевский лауреат в области экономики 1974 г. австрийский ученый Ф. Хайек отмечал, что конкуренция — процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным [12, с. 40].
Так, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них перспективна, а какая ведет в тупик. Большая часть достигнутых человечеством благ получена именно путем состязания, конкуренции.
Многие ученые-экономисты доказали, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов,
повышения качества товаров и уровня жизни населения. Несмотря на то, что конкуренция является очень сложным понятием, актуальным является изучение ее механизма в условиях российской экономики, начинающей ее осваивать. В ведущих странах мира эффективность механизма конкуренции определяется не точностью термина «конкуренция», а действием «невидимой руки» А. Смита. Кроме того, западные страны прошли достаточно долгий путь развития конкурентных отношений и выработали множество конкурентных стратегий. В России же в силу длительного развития по социалистическому пути и затем хаотичного развития переходного периода становления рыночных отношений конкуренция только начинает развиваться.
Так, в настоящее время многие отрасли российской экономики не испытывают влияния конкуренции. Такое явление приводит к отсутствию развития компаний, что в итоге может способствовать их поглощению или банкротству. Большинство предприятий российской обрабатывающей промышленности пока не только находятся вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют даже друг с другом. Более того, предприятия всячески избегают конкуренции, работая в привычной для них нише, и не стремятся достигнуть более эффективных результатов своей деятельности.
Многие предприятия не считают своими конкурентами даже зарубежных производителей, так как ориентируют свое производство на внутренний рынок и сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона. Помимо этого, активы достались большинству предприятий со времен приватизации, поставщики и покупатели работают с ними годами. При этом зачастую компании не выходят за рамки своего региона, потому что у них нет ресурсов для продвижения. Такие компании менее рентабельны, они менее интересны российским и иностранным инвесторам, у них меньше шансов привлечь средства на собственное развитие.
Все это негативно влияет на развитие российской промышленности. Большинство российских производителей конкурирует с российскими коллегами исключительно по цене. Вынудить компанию перейти на конкуренцию по качеству могут только зарубежные импортеры. Это может привести к тому, что предприятия, которые сейчас находятся в застое, будут вынуждены уйти с рынка либо будут поглощены тогда, когда до рынка доберутся крупные зарубежные компании, которые обладают ресурсами, достаточными для конкуренции как по качеству, так и по цене.
Реальностью настоящего этапа развития российской экономики является то, что она уже достаточно открыта для работы иностранных компаний, и большинство ведущих международных корпораций уже присутствуют на российском рынке, импортируя или производя товары. В ближайшее время конкуренция станет еще более жесткой, так как уровень протекционизма постепенно снижается, даже в тех секторах, где он был традиционно высоким.
Зарубежная и отечественная наука рассматривает и анализирует возможности таких двух методов конкуренции, как ценовая и неценовая. Российские предприятия и фирмы, применяющие первый метод, свою деятельность нацеливают на снижение издержек производства за счет привлечения дешевой рабочей силы, применения относительно недорогих материальных и топливно-энергетических ресурсов и т. д. Ценовая конкуренция присуща в основном компаниям, базирующимся в странах Юго-Восточной Азии. Для ведения неценовой конкуренции за счет повышения качества продукции необходимо располагать наукоемкими новшествами и технологиями, квалифицированной рабочей силой, конкурентоспособным оборудованием и иметь конкурентоспособные компоненты на входе системы. Лидерами в использовании этих факторов являются транснациональные корпорации США, Японии, Германии и других развитых стран.
Российские компании потенциально располагают и теми, и другими методами. Однако рационально их использовать, организовывать эффективное сочетание ценовой и неценовой конкуренции они могут только в виде исключения. Поэтому конкурентоспособность наукоемких российских товаров на внешних рынках низка. В связи с этим одной из первоочередных задач российской власти является формирование эффективной конкурентной среды с помощью создания более совершенной нормативной базы и активного развития институционального механизма.
Большое значение имеет также уровень конкурентности рынка. На внешнем рынке на сегодняшний день сформировались две ниши, в которых российские компании чувствуют себя достаточно уверенно.
Первая — это энергоносители и связанная с ними продукция. Например, экспорт алюминия во многом является экспортом электроэнергии, которая расходуется на его производство. В условиях мирового дефицита энергоносителей интерес к инновациям проявляют в основном те, кто задумывается о будущем снижении стоимости нефти.
Другая рыночная ниша для российских компаний на мировом рынке — это производство продукции, которая по сложности и качеству превосходит китайскую, а по цене ниже европейской. Эта стратегическая ниша для российской продукции является достаточно динамичной. С одной стороны, Китай осваивает все новые и новые технологии. С другой стороны, оказывается, достаточно трудно конкурировать с европейскими и американскими компаниями по цене, особенно там, где энергоносители не являются доминирующими в структуре себестоимости. Сказывается отставание в производительности труда и эффективности производства. Поэтому, для того чтобы удержаться и более уверенно развиваться в этой нише, жизненно необходимо внедрение инноваций, как технических, так и управленческих, для освоения производства новых товаров, повышения качества и снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Внутри страны ситуация похожая: чем более открытым является рынок, тем выше на нем конкуренция, тем больше потребность в инновациях. Вступление России в ВТО еще больше выровняет ситуацию на внешнем и внутреннем рынках.
В настоящее время из-за обостряющейся конкуренции и невозможности увеличения своей рыночной доли многие российские компании сталкиваются с необходимостью повысить принципиально качество выпускаемой продукции, совершенствовать и развивать продуктовый ряд, выходить на рынок с новой, более сложной, продукцией, обладающей новыми потребительскими свойствами, а также снижать себестоимость выпускаемой продукции.
Для успешной конкуренции с международными корпорациями отечественному бизнесу необходимо использовать наиболее эффективные методы стратегического управления, которые применяются во всем мире уже много лет. Сложность в определении конкретных инструментов состоит в их многочисленности и противоречивости. Большинство подходов к стратегическому управлению выстраивается вокруг двух альтернативных способов приобретения конкурентного преимущества — через занятие наиболее выгодного положения по отношению к внешнему окружению или через формирование уникального сочетания внутренних ресурсов компании. До настоящего времени не найдены «рецепты» эффективного развития российского бизнеса в условиях глобальной конкуренции. Очевидным выходом из подобного положения является синтез
разных концепций в единый непротиворечивый и практичный алгоритм, который осуществляется каждой компанией самостоятельно. Именно способность «иностранцев» обобщать и интегрировать теории дает им конкурентные преимущества в борьбе за лидерство. Российским компаниям необходимо комплексное понимание конкурентной стратегии как двустороннего движения к единой цели — построение уникальных отношений с внешним окружением и развитием потенциала компаний.
Опыт последних лет показал, что большинство российских фирм не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать.
Речь идет о конкурентных преимуществах, обеспечивающих экономическое превосходство над конкурентами. Очевидно, что они должны отвечать сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, а также особенностям конкретного бизнеса. Прямое перенесение зарубежного опыта на отечественную почву не приведет к нужному результату. Ситуация на российском рынке осложняется вовлечением в процесс конкуренции зарубежных компаний, имеющих большой опыт ведения конкурентной борьбы. Вопрос стоит достаточно остро: или учиться конкурировать у западных компаний в процессе их проникновения на отечественный рынок, или создать собственные, основанные на российском и зарубежном опыте технологии обеспечения конкурентных преимуществ на уровне фирмы.
Конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают тогда и там, где возникает и развивается конкуренция. Чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция на российском рынке, тем более значимыми для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества.
В настоящее время в России активно идут процессы интеграции в международную конкурентную среду: успешно завершились переговоры о вступлении в ВТО, заключаются соглашения о сотрудничестве в области стратегически важных отраслей. На протяжении последних лет наблюдается оживленный интерес иностранного капитала к отечественной экономике. Многие транснациональные корпорации уже «прорубили окно» на российский рынок, серьезно потеснив местных игроков. Ин-
тервенция глобальной конкуренции пока коснулась только наиболее перспективных и развитых сегментов рынка, однако с течением времени «дыхание» мирового бизнеса будет ощущать за своей спиной практически каждая отечественная компания. Однако высокий внутренний потенциал и ориентация на формирование совершенной продукции может быть залогом успеха при удовлетворении и повышении лояльности российских потребителей. Использование уникальных технологий и предугадывание действий конкурентов помогут занять прочную позицию российскому бизнесу по отношению к существующим и потенциальным соперникам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. -Изд. 3-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1973.
2. Гвичия Г. М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике / С. -Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Препринт. - СПб.: Изд-во С. -Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
4. Медведев Г. А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. — М.: Дашков и К, 2005.
5. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Ред. и предисловие В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
6. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2004.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962.
8. Томпсон А., ФормбиДж. Экономика фирмы: пер. с англ. — М.: ЗАО «Изд-во «БИНОМ», 1998.
9. Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. — М.: Экономика, 1995.
10. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.
11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — № 12. — С. 6.
12. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. — 2-е изд. , исп. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.