Давид МАЦАБЕРИДЗЕ
Доцент факультета политологии Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Гоузия).
РОЛЬ КОНФЕДЕРАЦИИ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА В КОНФЛИКТЕ ВОКРУГ АБХАЗИИ
Резюме
В статье доказывается, что из-за действий Конфедерации горских народов Кавказа межэтнические отношения в этом регионе превратились в игру с нулевой суммой. Создававшаяся первоначально как платформа для укрепления мира и налаживания сотрудничества между народами Кавказа, Конфедерация со временем превратилась в своего рода центральный коммуникационный узел, опосредующий и транслирующий взаимные претензии и противоречия населяющих регион народов — в частности, взаимные претензии грузин и абхазов. Утверждает-
ся также, что создание Конфедерации было конъюнктурным шагом, вызванным обстановкой распада Советского Союза, и абхазские сепаратисты, центральное правительство Грузии, российские власти и этнические лидеры Северного Кавказа обращались к ней для реализации собственных несовместимых политических интересов. По всем этим причинам возможность найти с помощью Конфедерации какую-то общую почву для урегулирования абхазского конфликта и добиться прочного мира на постсоветском Кавказе вызывает серьезные сомнения.
В в е д е н и е
Тема настоящей статьи — некоторые вопросы возникновения и деятельности Конфедерации горских народов Кавказа. Конфедерация возникла в конце 1980-х годов как проект для Кавказа. Согласно планам ее основателей, ей предстояло объединить народы, населяющие различные административно-территориальные образования Северного Кавказа, в единую политическую организацию, обладающую властными функциями и распространяющую свою деятельность также и на некоторые другие народы Российской Федерации (прежде всего на кубанских казаков) и на ряд территорий Республики Грузии (в нее предполагалось включить территории, населенные абхазами: Абхазскую автономную республику, Шида Картли, Рачу, Сванетию и часть Самегрело)1. Анализ получивших тогда известность и адресованных самым широким слоям выступлений политиков из
1 См.: Сепаратисты, конфедералисты и их сторонники // Сакартвелос республика, 5 сентября 1992, № 171 (450) (на груз. яз.).
Грузии, Абхазии, Российской Федерации, политических образований Северного Кавказа, а также учредительной Декларации «О конфедерации союза горских народов Кавказа» свидетельствует, что из-за действий новой структуры межэтнические отношения тех групп, на которые она была ориентирована, приняли характер игры с нулевой суммой. Создававшаяся первоначально как платформа для укрепления мира и налаживания сотрудничества между народами Кавказа, Конфедерация со временем превратилась в своего рода центральный коммуникационный узел, опосредующий и транслирующий в том числе и взаимные претензии и противоречия грузин и абхазов.
Любопытно, что развитие событий вокруг Абхазии в постсоветский период никогда не ограничивалось рамками так называемого грузино-абхазского противостояния: в ситуацию все время оказывались вовлечены более широкие региональные политические структуры. Абхазия как политическое образование в разные времена выступала в качестве элемента то более широких политических структур (таких, как Конфедерация горских народов Кавказа), то каких-то не нашедших реального политического воплощения идеологических конструкций (Кавказский Дом). Как это ни парадоксально, с конца 1980-х годов именно через эту институцию нередко поддерживались отношения между Тбилиси и Сухуми. Но при всем том трудно отрицать и негативную роль, которую играла Российская Федерация в отношениях между теми или иными входившими в Конфедерацию образованиями и в развитии событий в Абхазии. Логику участия России в этой ситуации удачно охарактеризовал Р. Гачечиладзе, отметивший: «У Абхазии есть вполне определенные преимущества перед не имеющими выхода к морю российскими республиками Северного Кавказа»2.
В первой части настоящей статьи рассматривается создание Конфедерации и связь этого события с конфликтом вокруг Абхазии, а во второй внимание будет сосредоточено на отношениях внутри треугольника Грузия — Россия — Конфедерация горских народов Кавказа в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В Заключении будут приведены определенные аргументы в пользу того, что абхазскую проблему необходимо рассматривать в более широком региональном контексте, через призму Конфедерации.
Рождение Конфедерации горских народов Кавказа
Идея создания Конфедерации горских народов Кавказа зародилась в умах представителей тех народов Северного Кавказа, которые эмигрировали в Турцию в середине XIX века. Целью их было объединить небольшие народы, населяющие Северный Кавказ, в единое Черкесское государство с принятием единого языка и формированием новой территориальной единицы — что-то вроде шестнадцатой республики Советского Союза. Таким образом, казалось необходимым объединить в едином государстве все горские народы. Эта идея была оглашена на конгрессе Конфедерации, состоявшемся 25 августа 1989 года в Сухуми, где и была провозглашена Конфедерация как политическая организация, включавшая в себя среди прочего Комитет обороны и военные силы, предназначенные для защиты от «империи». Попытка создания шестнадцатой союзной республики была чистой воды авантюрой, и для Российской Федерации это было очевидно. Данные шаги с самого начала получили негативную оценку со стороны президента Гамсахурдиа, назвавшего их очередной провокацией Кремля на Кавказе. «Наро-
2 Gachechiladze R. Geographical Background to a Settlement of the Conflict in Abkhazia. B kh.: Georgians and Abkhazians. The Search for a Peace Settlement / Ed. by B. Coppieters, G. Nodia, Yu. Anchabadze, Brussels: Vrije Uni-versiteit, 1998. P. 54 [http://poli.vub.ac.be/publi/Georgians/], June 2011.
ды Кавказа, — заявил он тогда, — имеют право сами выбирать путь своего будущего развития, в то время как Конфедерация горских народов Кавказа навязывается им Российской Федерацией в качестве еще одного имперского механизма, призванного поставить эти народы под контроль»3. По мнению Гамсахурдиа, «Ассамблея горских народов» была отражением созданной в 1920-х годах так называемой «красной Северокавказской Республики4, из которой Чечня вышла для того, чтобы создать свою собственную республику»5.
Воздействие Конфедерации на абхазский конфликт
Конфедерация горских народов, окончательно сформировавшаяся к концу 1980-х годов, в конечном счете сыграла негативную роль в развитии событий в Абхазии в начале 1990-х годов и, вполне возможно, своими противоречивыми попытками вмешиваться во взаимоотношения между различными народами Кавказа (отношения грузин с абхазами, русских с грузинами, черкесов с русскими, чеченцев с грузинами) подорвала любую возможность достичь единства Кавказа. Новой организации, отягощенной грузом советского наследия, пришлось больше заниматься преодолением прошлого, а не планированием и разработкой будущих принципов мирной жизни и общей платформы для народов Кавказа. Главная проблема состояла в деструктивном эффекте, порожденном объективным наложением и противоречием между провозглашенной компетенцией КГН и компетенциями существовавших вертикальных и горизонтальных структур автономных и союзных республик в регионе. Кроме того, новый общекавказский проект затрагивал не только Кавказ, но и интересы Российской Федерации. Ситуация еще больше осложнялась международным продвижением общекавказских проектов вроде Кавказского Дома и Мирного Кавказа. В этом контексте любой проект общекавказского единства неизбежно превращался из плана, предназначенного для обсуждения и использования внутри региона, в проект, исходящий извне. Иными словами, советское институциональное наследие, особенности межэтнической политики и геополитическое значение региона, обусловленное его местоположением, превращали реализацию любого панкавказского проекта в игру с нулевой суммой. Тем самым крах надежд на более широкое общекавказское объединение предопределил крах любого мирного проекта для Абхазии, выраставшего из институциональных идей панкавказского характера.
Так какова же была роль Конфедерации горских народов Кавказа в разгоревшемся в начале 1990-х годов конфликте вокруг Абхазии? Весь ход событий продемонстрировал деструктивную роль Конфедерации в развитии ситуации на Кавказе в целом в постсоветский период и в абхазских событиях начала 1990-х годов в частности. Первые два съезда Ассамблеи Конфедерации состоялись в 1989-м (учредительный съезд) и в 1990 годах. На съезде, проходившем 25—26 августа 1989 года, была создана Ассамблея горских народов Кавказа (АГНК). Второй съезд АГНК, проходивший в Нальчике (Кабардино-Балкария) 13—14 октября 1990 года, вновь подтвердил, что «наступает период практических задач по осуществлению программы нового государственного устройства Северного Кавказа и
3 Обращение к чеченской делегации на Ассамблее горских народов Кавказа // Сакартвелос республика, 5 сентября 1992, № 171 (450). С. 3.
4 См.: 3. Гамсахурдиа, видимо, имел в виду Горскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. «Северокавказская республика», объединявшая ряд населенных горскими народами территорий, тоже существовала, но только в 1918—1920 годах, и при этом отнюдь не была «красной».
5 Обращение к чеченской делегации на Ассамблее горских народов Кавказа.
Абхазии»6. Но 1—2 ноября 1991 года Третий съезд представителей горских народов Кавказа в Сухуми принял решение преобразовать Ассамблею в Конфедерацию. Однако тюркские народы Кавказа: балкарцы, карачаевцы, кумыки и ногайцы — отказались участвовать в этом собрании, а лакцы даже не ответили на приглашение7.
Делегаты использовали эти ассамблеи для того, чтобы публично заявлять о своих обидах. В целом в выступлениях представителей кавказских народов преобладал не дух сотрудничества, а установка на конфронтацию. Первую ассамблею открывал Сергей Шамба, лидер Абхазского национального движения «Аидгылара». Он, в частности, заявил: «На смену авторитарно-тоталитарным режимам центральной власти пришли новые диктаторские режимы новых независимых республик»8. Абхазия, по его словам, на себе испытала эту агрессию, и Конфедерация стала формой ответа на нее. Лидер Демократической партии Абхазии Гурам Гумба заявил, что «если Северный Кавказ — колония России, то Абхазия — колония Грузии». Абхазский ученый Ермолай Джинджолия утверждал, что «Абхазии должен быть присвоен статус оккупированной страны». В целом дух Ассамблеи был по большей части просеверокавказским, подчеркивалась необходимость совместных общих действий всех народов Северного Кавказа. Глава Ассамблеи горских народов Кавказа Муса Шанибов отметил: «Если Россия вздумает объявить войну Чечне, весь мир придет ей на помощь и не допустит разгрома кавказского народа в русско-кавказской войне»9.
Короче говоря, уже самые первые съезды Конфедерации горских народов Кавказа и выступления их участников показывали: организация стала не платформой для диалога, а новой ареной жесткой полемики. Таким образом, КГНК стала еще одним фактором взаимного недовольства, усиливающим противостояние между различными группами на Кавказе.
Особенно сильную негативную роль сыграли обвинения со стороны представителей Конфедерации против властей в Тбилиси. Так, ее президент Шанибов осудил Грузию за нарушение прав проживающих на ее территории меньшинств. Он, правда, выразил свои соболезнования в связи с трагедией 9 апреля 1989 года, но подчеркнул при этом, что подчинение и унижение осетин со стороны Грузии будет неприемлемым. Он заявил, что Конфедерация народов Кавказа выступает за создание «объединенных сил обороны кавказских народов, которые будут развернуты в Южной Осетии, чтобы остановить войну в регионе»10.
В заключительном выступлении Шанибов отметил, что позиция Конфедерации будет зависеть от того, как будут вести себя грузины по отношению к абхазам. Но при всем том делегаты дружно осудили российские власти за «антикавказскую политику». В заявлении содержались мотивы антикоммунизма, антибольшевизма и осуждения политики царской России. Таким образом, в словах лидеров вновь созданной организации уже проявлялась та двусмысленная роль, которую Конфедерации предстояло сыграть в будущем, хотя впоследствии абхазские сепаратисты нашли в ней новую структуру, позволявшую им оглашать свои претензии и притязания по отношению к независимой Грузии.
6 Lakoba S. Abkhazia, Georgia and the Caucasus Confederation. В кн.: Georgians and Abkhazians. The Search for a Peace Settlement. P. 102. Русский текст приводится по: Лакоба С. К вопросу о кавказской конфедерации. Абхазия и Грузия: вместе или врозь? [http://apsnyteka.narod2.ru/l/k_voprosu_o_kavkazskoi_konfederatsii_abhaziya_ i_gruziya_vmeste_ili_vroz/index.html].
7 См.: Огуз Дж. Объединение народов Северного Кавказа: миф или реальность? // Бюллетень Центра внешнеполитических исследований и анализа Министерства иностранных дел Грузии, 1999, № 7 (16). С. 20 (на груз. яз.).
8 Ассамблея горских народов в Сухуми // Абхазетис хма, 7 ноября 1991, № 178 (13544) (на груз. яз.).
9 Там же.
10 Там же.
Абхазский сепаратизм и Конфедерация горских народов Кавказа
По мере ухудшения обстановки в Абхазии позиция Конфедерации становилась все более агрессивной и непримиримой. После того как Москва и Тбилиси провели нескольких раундов переговоров по поводу ситуации в Абхазии, президент Конфедерации Муса Шанибов подчеркнул, что, если Россия предпочтет мирные переговоры с Тбилиси, ситуация в республиках Северного Кавказа осложнится. 3а этим заявлением последовал новый раунд переговоров по проблемам Абхазии в Сочи в 1993 году11. Однако следует отметить, что Северный Кавказ не был един в данном подходе. Полковник В.П. Громов, атаман Кубанского казачьего войска, в письме на имя Эдуарда Шеварднадзе, занимавшего в то время пост председателя парламента Грузии, подчеркивал: «Войсковое Правительство Всекубанского казачьего Войска приняло однозначное, твердое решение: казаков для участия в грузино-абхазском конфликте НЕ НАПРАВЛЯТЬ! Всекубанское Казачье Войско не посылало и не будет направлять казаков в район конфликта»12.
Но подобные заявления были редкостью. По большей части Конфедерация не отступала от своей враждебной политики в отношении Грузии. 9 февраля 1993 года телевизионная программа «Новости» цитировала сообщение «Независимой газеты» о том, что «Конфедерация народов Кавказа формирует военные силы из представителей народов Северного Кавказа, казаков и черкесов, живущих в Турции, Сирии и Иордании, которые должны перейти российско-грузинскую границу, чтобы присоединиться к абхазским ополченцам»13.
К концу октября 1993 года непосредственное участие Конфедерации в делах Абхазии стало еще очевиднее. 26 октября 1993 года в Сухуми проходила сессия парламента Конфедерации с участием представителей Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дагестана и Кабарды. Делегаты от этих республик подтвердили поддержку абхазских сепаратистов и приняли проект специального обращения к России с требованием положить конец экономической блокаде региона14. Трудно представить себе, что решение о развертывании воинских формирований Конфедерации в Абхазии могло быть принято иначе, чем с благословления Российской Федерации. Вслед за принятием данного решения представители Конфедерации прибыли в Зугдиди, чтобы поддержать Гамсахурдиа и его сторонников. По словам правительства Грузии, «данный шаг был предпринят с целью незаконно установить контроль над частью территории суверенной республики, и Сухуми намечен в качестве места для размещения штаб-квартиры Конфедерации»15.
Тем не менее правительство Грузии выразило надежду, что Российская Федерация примет надлежащие меры, чтобы не допустить незаконной и провокационной акции на территории Абхазии, поскольку подобный шаг повлек бы за собой возможность новой эскалации конфликта16. Я утверждаю, что у абхазов в условиях напряженных отношений
11 Радио г. Гудаута о грузино-российской встрече в Сочи // Сакартвелос республика, 14 апреля 1993, № 76 (620).
12 Казаки не примут участия в грузино-абхазском конфликте — Председателю парламента Республики Грузии Эдуарду Шеварднадзе // Сакартвелос республика, 5 марта 1993, № 43 (587). С. 1. Русский текст письма см.: [http://www.kiaraz.org/page4]. На этом сайте подлинность письма ставится под сомнение.
13 Декларация Министерства иностранных дел Грузии // Сакартвелос республика, 13 февраля 1993, № 29 (273). С. 1.
14 См.: Комментарий пресс-секретаря главы государства // Сакартвелос республика, 29 октября 1993, № 235 (763). С. 1.
15 Декларация правительства Республики Грузии // Сакартвелос республика, 30 октября 1993, № 236 (764).
С. 1.
16 См.: Обращение к президенту Российской Федерации Борису Ельцину // Сакартвелос республика, 3 ноября 1993, № 238 (766). С. 2.
с центральным правительством в Тбилиси мог быть и другой мотив для того, чтобы стремиться установить связи с северокавказцами: «Прагматические соображения должны взять верх над сентиментальными представлениями об общекавказской этнической солидарности. Это означает, что, пока конфликт с Грузией продолжается, абхазы по-прежнему не могут положиться ни на каких союзников, кроме России»17.
После начала боевых действий на территории Абхазии президент Конфедерации и глава парламента Конфедерации издали специальный указ о мобилизации вооруженных сил Конфедерации, в соответствии с которым всем штабам Конфедерации предписывалось обеспечить переброску добровольцев на территорию Абхазии для вооруженного отпора агрессорам. С этой целью им следовало пробиваться на территорию Абхазии любыми методами. Тбилиси — столица Грузии должен быть объявлен зоной бедствия, и там предлагалось начать организацию террористических актов. Всех лиц грузинской национальности на территории Конфедерации предлагалось рассматривать как заложников. Мобилизация должна была быть завершена до 24:00 22 августа 1992 года18. Де Ваал утверждает, что участие в боевых действиях нескольких сот добровольцев с Северного Кавказа сыграло важную роль в победе абхазов: «Их вдохновляла новая идея Конфедерации горских народов, которая несла независимость малым народам Кавказа»19. Тем не менее сама личность Басаева и его превращение из главного друга и защитника абхазского народа в главного террориста Российской Федерации многое говорит о Конфедерации горских народов как независимом игроке в развитии событий в постсоветский период на Кавказе в целом и в Абхазии в частности.
Заместитель председателя Абхазского национального движения «Аидгылара» отмечал: «У грузин существует великая традиция и культура, и эта страна [Грузия] имела реальную возможность стать во главе освободительного движения народов Кавказа»20. Однако, по его словам, в какой-то момент Грузия упустила эту возможность. К тому же среди членов Конфедерации не было единства в вопросе о Грузии. По утверждению члена объединенного конгресса чеченского народа Лиомы Усманова, «трудно представить себе Кавказскую Конфедерацию без Грузии», а Давид Пайчадзе призывал к объединению всех демократических сил Кавказа21.
Попытки привлечь Абхазию к членству в Конфедерации встретили неприятие части абхазского общества. В «Обращении к Конфедерации горских народов Кавказа» подчеркивалось, что в Абхазии не проводилось никакого референдума по вопросу о вступлении в Конфедерацию. Более того, 90% христианского населения Абхазии не имеют никакого желания вступать в нее22. Давид Долбадзе из Сухумского филиала Тбилисского государственного университета писал, что вопрос о том, присоединяться ли Абхазской автономной республике к Конфедерации, должен решаться на общей платформе, объединяющей все населяющие Абхазию народы. В обращении отвергалась возможность присоединения к Конфедерации по религиозным соображениям: «Единство народов, входящих в Конфедерацию, основано на принадлежности к исламу, в то время как подавляющее большинство (90%) населения Абхазии исповедуют христианство»23. В заявлении содержался призыв выработать общие рамки для дискуссий по этому вопросу, приемлемые и
17 Nodia G. The Conflict in Abkhazia: National Projects and Political Circumstances. В кн.: Georgians and Abkhazians. The Search for a Peace Settlement. P. 20.
18 Цель создания Конфедерации — нарушение территориальной целостности Грузии и захват ее исторически неделимой территории: Абхазии // Сакартвелос республика, 25 августа 1992, № 161 (440). С. 1.
19 De Waal T. The Caucasus—An Introduction. Oxford University Press, 2010.
20 Ассамблея горских народов в Сухуми.
21 Там же.
22 См.: Обращение к Конфедерации горских народов Кавказа // Абхазетис хма, 2 июля 1992, № 198 (13687).
С. 1.
23 Время объявлять тревогу // Абхазетис хма, 17 июня 1993.
для этнических абхазов, и для грузин, так, чтобы решение этой проблемы способствовало примирению двух этнических групп, а не вносило в их отношения еще большую напряженность. Следует отметить, что в ходе создания общей кавказской (северокавказской) платформы лишь позиция Чечни по вопросу о ситуации в Абхазии отличалась некоторой неоднозначностью. Так, агентство Чеченпресс заявляло: «Любой чеченец, сражающийся на стороне абхазов, должен рассматриваться как враг чеченского народа и предатель интересов чеченцев»24. В то же время командующий войсками Конфедерации в Абхазии Шамиль Басаев отмечал: «Пока война идет между грузинами и абхазами и на абхазов оказывается жесткое давление, чеченцы будут воевать на стороне абхазов. Если же будет развязана война между Россией и Грузией, чеченские добровольцы будут сражаться на стороне Грузии»25.
Огуз совершенно справедливо отмечает, что в ходе развития событий вокруг Абхазии Конфедерация стала очередным раздражителем. «Чеченцы видели в этой организации инструмент борьбы за независимость, в то время как руководство Конфедерации считало ее форумом для налаживания регионального взаимодействия и сотрудниче-ства»26. Так что не приходится удивляться, что позиции Конфедерации в трех конфликтах — абхазском, ингушско-осетинском и чеченском — резко различались. Как справедливо утверждает Огуз, каждый из игроков предлагает свое собственное видение КГН и ее политической и институциональной структуры, так что она никогда не смогла бы трансформироваться в общую платформу для достижения мира между противостоящими друг другу народами Кавказа.
Отношения в треугольнике Грузия — Россия — КГН
Центральное правительство России выступило со специальным заявлением, призывавшим народы Северного Кавказа воздержаться от вмешательства и дестабилизации обстановки на Кавказе произвольными решениями и действиями27. В заявлении Министерства юстиции Российской Федерации подчеркивалось, что действия Конфедерации нарушают Конституцию Российской Федерации, и осуждалось решение Конфедерации направить в Абхазию отряды добровольцев для участия в боевых действиях против войск центрального правительства Грузии28. С течением времени подозрения относительно действий боевых отрядов Конфедерации, осуществлявших вмешательство во внутренние дела Грузии, усиливались. «Присутствие военизированных частей Конфедерации горских народов Кавказа осложнило ситуацию в Абхазии, — заявляла грузинская делегация на заседании Комиссии по контролю и инспекции в Абхазии. — По прямому указанию главы Конфедерации горских народов на территории Грузии совершались террористические акты»29.
Глава Государственного совета Грузии Эдуард Шеварднадзе обратился с письмом к президенту Российской Федерации Борису Ельцину относительно позиции местных казаков по абхазской проблеме. По мнению большинства проживавших в Абхазии казаков, «социально-политическая ситуация в Абхазии является внутренним делом Грузии, частью которой Абхазия является, и вмешательство во внутренние дела грузинского госу-
24 Реакция Грозного на развитие событий в Абхазии // Сакартвелос республика, 19 марта 1993, № 56 (560).
25 Там же.
26 Огуз Дж. Указ. соч. С. 21.
27 См.: Это было вчера... // Сакартвелос республика, 20 августа 1992, № 158 (437). С. 2.
28 См.: Там же. С. 1.
29 15 сентября в Сочи // Сакартвелос республика, 17 сентября 1992, № 181 (460).
дарства способно серьезно ухудшить ситуацию»30. В ходе пресс-конференции 7 октября 1992 года Шеварднадзе указал на угрозу территориальной целостности Грузии, исходящую от сепаратистов, «пользующихся поддержкой Конфедерации северокавказских народов, являющейся, по сути, террористической организацией, а также различных фракций парламента Российской Федерации»31.
Очевидно, что Шеварднадзе к тому времени уже понял возможность негативного влияния Конфедерации на положение дел в Абхазии. Не приходится сомневаться, что Российская Федерация не могла допустить и тем более санкционировать создание каких-то не контролируемых ею политических организаций и новых институтов на своей территории, особенно в одной из наиболее уязвимых ее частей — на Северном Кавказе. И такой опытный политик, как Эдуард Шеварднадзе, должен был легко увидеть, какие последствия могут проистекать для Грузии из намечавшегося развития событий на Северном Кавказе.
На митинге, проходившем на республиканском стадионе в Сухуми и посвященном годовщине депортации кавказских народов в Турцию, грузинские политики подвергались самой суровой критике. С речами выступили Владислав Ардзинба, за ним представлявший кабардинский народ М. Эльмесов, представитель народа шапсугов А. Даканов, народный артист Чеченской республики С. Дакаев, а также проживающие за границей абхазы Е. Квадзба и Е. Ашуба. После митинга участники направились на берег моря, чтобы увидеть место, где должен был быть сооружен памятник мухаджирам32.
Все это показывало, что Конфедерация связывает себя с событиями в Абхазии и в культурной сфере. В ходе Второго международного фестиваля адыгейской культуры, проходившего в Сухуми, на здании Верховного Совета Абхазии развевался зеленый (мусульманский) флаг. На фестивале присутствовали представители всех мусульманских народов Северного Кавказа. По окончании фестиваля было принято решение о строительстве мечети на юго-западе Сухуми33. В обоих этих событиях можно усмотреть стремление сепаратистски настроенной абхазской элиты найти себе союзников в деле создания независимой Абхазии. Но как Конфедерация вряд ли сможет претендовать на политическую независимость от России, точно так же трудно себе представить, что эти два события могли произойти без того, чтобы на них было получено «добро» от Москвы. Конфедерация и в дальнейшем не прекращала вмешательства во внутренние дела Грузии. Вице-президент Конфедерации Иса Арсамиков говорил об оккупации Абхазии грузинскими вооруженными силами и призывал к установлению мира и братства между двумя народами. Однако пока он оглашал свое заявление, в районе Очамчира грузинским силам приходилось сражаться с частями ополчения Конфедерации34.
Антигрузинский настрой представителей Конфедерации подтверждается многими свидетельствами. Так, в статье в «Независимой газете» от 28 мая 1992 года Лиана Мина-сян утверждала, что из-за запоздалой реакции Российской Федерации лидеры так называемой Южной Осетии готовы сотрудничать с любым силами. Представители Северокавказской Конфедерации предоставили подобную помощь. Такую же антигрузинскую позицию заняла и «Российская газета» (19 июня 1992 г.), опубликовавшая статью Андрани-ка Миграняна (тогдашнего руководителя Центра по изучению социально-политических проблем и межгосударственных отношений СНГ Института международных политических и экономических исследований Российской академии наук), утверждавшего, что на
30 Обращение главы Государственного совета Грузии Эдуарда Шеварднадзе к президенту Российской Федерации Борису Ельцину // Сакартвелос республика, 3 июля 1992, № 120 (399).
31 Пресс-конференция Эдуарда Шеварднадзе // Сакартвелос республика, 7 октября 1992, № 204 (483).
32 См.: Митинг в Сухуми // Сакартвелос республика, № 96 (375), 3 июня 1992. С. 1.
33 См.: Зеленый флаг над Сухуми // Сакартвелос республика, 28 июля 1992, № 139 (418).
34 См.: Меня зовут Каркарашвили, и победить меня нельзя // Сакартвелос республика, 3 октября 1992, № 201 (480). С. 2.
Южном Кавказе группа государств воюет против Грузии. Среди них Южная Осетия и Северная Осетия. Со временем Северный Кавказ будет сражаться против Грузии на стороне осетин. Мигранян даже выражал раздражение в связи с тем, что руководство Российской Федерации вовремя не отреагировало на стремление народа Южной Осетии войти в состав Российской Федерации. Более того, по его утверждению, в случае, если Россия поддержит Грузию, Южная Осетия не будет терпеть подобное обращение со стороны Российской Федерации, когда развитие внутриполитической ситуации поставит Грузию в невыгодное положение.
Конфедерация как мирный проект?
С момента окончания горячей фазы конфликта в 1993 году идея конфедерации трансформировалась в мирный проект по разрешению абхазской проблемы. В конце 1990-х годов известный представитель абхазской элиты Станислав Лакоба предложил идею будущей общекавказской конфедерации, объединяющей Северный и Южный Кавказ. По мысли Лакобы, автономные республики и области Кавказа должны объявить себя суверенными государствами, а затем в результате самоопределения будет создан новый союз. Этот новый союз — Кавказская Конфедерация — должен будет объединить в качестве равноправных членов Чечню, Дагестан, Грузию, Ингушетию, Осетию, Кабар-ду, Карачаево-Балкарию, Абхазию и Адыгею35. По утверждению Лакобы, таким образом удалось бы разрешить главную проблему: народы региона (в том числе грузины и абхазы) «окажутся одновременно и вместе, и порознь; со временем конфедерация трансформируется в федерацию, но произойдет это мирно и безболезненно»36. С этой точки зрения новая структура Конфедерации имела свои преимущества в том, что касалось ее претензий и требований в отношении Республики Грузии. По сути, по отношению к конфликту в Абхазии она стала бы продолжением прежней линии Конфедерации, которая с началом войны оказывала Абхазии вооруженную помощь, направляя организованные военные отряды для помощи абхазам в войне за независимость.
3 а к л ю ч е н и е
Двусмысленная позиция Конфедерации и внутренние противоречия между различными административно-территориальными единицами Северного Кавказа обусловили особо деструктивную роль Конфедерации в абхазских событиях начала 1990-х годов. Среди членов Конфедерации не было единства в этом вопросе: различные административно-территориальные единицы выдвигали собственные планы действий в том, что касалось Грузии в целом и Абхазии в частности. Причины несостоятельности Конфедерации как политического проекта для объединенного Кавказа удачно подытожил Огуз: во-первых, ей не удалось объединить все народы Кавказа, во-вторых, адыгейцы и другие этнические группы ожесточенно соперничали между собой за главенство в новом союзе, в-третьих, карачаевцы и балкарцы создали отдельную Ассамблею тюркских народов, пользовавшуюся поддержкой Чечни и Азербайджана37.
35 См.: ЬакоЪа S. Ор. ск. Р. 102—103.
36 Р. 103.
37 См.: Огуз Дж. Указ. соч. С. 20—26.
Анализ постсоветского противостояния вокруг Абхазии в более широком контексте, в частности в контексте действий Конфедерации горских народов, показывает, что данное региональное образование негативно повлияло на развитие событий вокруг Абхазии. В сущности, создание КГН и определение ее характера и круга задач было обусловлено особой конъюнктурой периода постсоветского развития и во многом было связано с намерениями не только региональных акторов, но и внешних игроков, имевших собственные интересы в том, чтобы либо навязать региону стабильность, либо дестабилизировать обстановку. В то же самое время центральное правительство Грузии, местные власти в Абхазии, различные образования Северного Кавказа и Российская Федерация весьма по-разному относились к Конфедерации как к институту. Поэтому перспективы построения с помощью Конфедерации общей платформы для поиска путей урегулирования конфликта вокруг Абхазии и достижения мира на постсоветском Кавказе выглядят весьма сомнительными.