с установленной в психологии логикои развития личности и имеющимися психокомплексами, акцентуациями черт характера личности и состоянием психического здоровья в процессе жизнедеятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Резер Т. М. Абитуриент 2001: состояние физического и психического здоровья / Т. М. Резер // Социс. 2001. № 11. С. 118—122 ; Она же. Учебный процесс и здоровье учащихся : метод. рекомендации для учреждений проф. образования. М., 2002.
2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. М., 1993. С. 151.
3 См.: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. С. 361.
4 См.: Журавлев Д. Психическое здоровье во многом определяет физическое / Д. Журавлев // Нар. образование. 2004. № 8. С. 149.
5 См.: Апанасенко Г. Л. Медицинская ва-леология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д, 2000. С. 76.
6 См.: Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М., 1999. С. 161.
7 См.: Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. М. ; Екатеринбург, 2003.
8 См.: Деркач А. А. Указ. соч. С. 165.
Поступила 22.06.05.
РОЛЬ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А. Ю. Ховрин, директор Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского
В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное социальное управление, удовлетворение потребностей граждан в получении государственных и муниципальных услуг, является наличие высокого уровня профессиональной компетентности у персонала различных органов управления. В данной статье рассматриваются вопросы влияния комплекса психологических знаний на повышение профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих.
Важнейшим условием обеспечения эффективности выполнения того или иного вида трудовой деятельности является профессиональная компетентность специалиста, ее осуществляющего. Особую значимость данный фактор приобретает в случае, когда субъектом труда выступает служащий, замещающий какую-либо должность в системе государственного или муниципального управления. Это обусловлено тем, что социальное управление представляет собой основную функцию государственной и муниципальной службы. Деятельность ее персонала протекает в крайне сложных
условиях, определяемых комплексным воздействием ряда значимых факторов как объективного, так и частично субъективного характера:
во-первых, современные отечественные социальные институты государственной и муниципальной службы имеют достаточно ограниченный опыт функционирования (около 15 лет);
во-вторых, в основу устройства системы органов власти в Российской Федерации сегодня положены совершенно новые принципы и явления (разделение и взаимное ограничение властей, ответственность власти перед обществом,
© А. Ю. Ховрин, 2006
№ 1, 2006
самостоятельность местного самоуправления и т. д.), в связи с чем отсутствует преемственность с традицией управления, ранее применяемой в Советском Союзе;
в-третьих, исполнительные органы государственной власти различного уровня, исполнительные органы местного самоуправления (в наименьшей степени) находятся в практически перманентном процессе изменения своей структуры, перераспределения управленческих функций и полномочий между должностными лицами и органами управления, что, в свою очередь, сопровождается изменением технологий управления, а также условий профессионального взаимодействия служащих;
в-четвертых, кадровый состав органов государственного и муниципального управления подвергается достаточно частой вынужденной ротации и в целом нестабилен;
в-пятых, спектр направлений деятельности российских институтов формальной власти чрезвычайно широк и охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности: от правового и экономического регулирования до социальной защиты населения, реализации государственной молодежной политики.
В таких условиях профессионализм, профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, по сути, становятся ключевым фактором обеспечения эффективного функционирования как системы государственного управления, так и местного самоуправления.
В повседневном общении, а подчас и в сфере производственных отношений специалисты, непосредственно не занятые в управлении, достаточно редко дифференцируют понятия «компетенция» и «компетентность». В то же время в научной и учебной литературе эти термины имеют различное толкование.
Компетенция понимается как совокупность производственных задач, фун-
кций, обязанностей, порученных для исполнения должностному лицу, и предоставленных ему для этого прав, управленческих полномочий (если необходимо) и, безусловно, ответственности. В свою очередь, компетентность предполагает обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные трудовые функции, соответствовать общим и специальным требованиям, предъявляемым к замещаемой им долж-ности1.
Согласно А. К. Марковой, различаются следующие виды профессиональной компетентности:
— специальная деятельностная — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
— социальная — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
— личностная — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
— индивидуальная — владение приемами самореализования и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом2.
В конкретном человеке — специалисте, занятом производительным трудом, в том числе и осуществляющем профессиональную деятельность после недавнего окончания вуза, виды компетентности могут совпадать, а могут лишь частично присутствовать. Эта комбинация
будет обозначать некую условную точку на условном континууме «профессионализм (компетентность) — некомпетентность».
Процесс профессионализации на стадии профессионализма подразделяется на следующие этапы:
— адаптации человека к профессии;
— самоактуализации человека в профессии;
— свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства;
— свободного владения человеком профессией в форме творчества;
— свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;
— творческого самопроектирования себя как личности профессионала3.
Рассмотрим указанные виды компетентности применительно к условиям начальной фазы профессиональной карьеры специалиста государственной или муниципальной службы, приступившего после окончания профильного высшего учебного заведения к исполнению своих служебных обязанностей (первый и второй этапы профессионализма), и роли психологических знаний, полученных специалистом в ходе обучения при освоении соответствующих учебных курсов, в обеспечении того или иного вида.
В аспекте специальной деятельностной компетентности принципиально важным является наличие у выпускников вуза возможно лаконичных, но обязательно системных представлений в области современной теории деятельности и особенно ее направления, связанного с изучением трудовой деятельности. Здесь необходимы знания как ее структуры (субъект труда, содержание труда, средства труда, условия труда, организация труда), так и психологической системы деятельности, формирующейся в виде совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности. Эта система первично об-
разуется в процессе профессиональной подготовки, в гораздо большей степени — на стадии осуществления служебной деятельности. Она включает в себя мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, процессы принятия решений, психомоторные процессы и профессионально важные качества субъекта труда4.
Владение подобными знаниями позволит молодому специалисту рационально проектировать свою профессиональную деятельность, адаптироваться к условиям труда, грамотно анализировать причины собственных возможных достижений и/или просчетов, затруднений, сложностей в работе, вырабатывать адекватные меры по их устранению. Данные знания в совокупности с навыками самоменеджмента оказываются особенно значимыми в характерных для сегодняшнего дня частых должностных перемещениях персонала как в пределах одного подразделения, так и при переводе сотрудника в подразделение другого профиля или иные органы управления. При этом самоорганизация, системный подход к освоению нового содержания труда, комплексный анализ его условий, эффективный самоконтроль обеспечат максимально быстрое завершение очередного адаптационного периода, помогут молодому специалисту избежать стрессовых и конфликтных ситуаций. Фактически у него формируется самостоятельность в решении производственных проблем, наличие которой предопределяет позитивный вектор дальнейшего развития его профессиональной жизни.
С рассматриваемыми аспектами плотно взаимосвязана такая характеристика субъекта труда, как работоспособность, являющаяся социально-биологическим свойством человека, отражающим его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Данный параметр детерминируется совокупностью профессиональных, психологических и физиологи-
№ 1, 2006
ческих качеств специалиста. К первым из них традиционно относят набор имеющихся у него знаний, умений, навыков (профессиональную подготовленность), ко вторым — направленность личности (мотивы, интересы, установки, способности, волю, характер и др.), к третьим — значения количественных и качественных показателей труда, изменение функционального состояния нервной системы, субъективные ощущения (усталость, вялость, боль и т. д.)5.
Понимание общих и личностных закономерностей работоспособности, механизмов ее повышения благоприятствует продуктивной организации процесса труда, создавая условия для достижения более высоких результатов с наименьшими затратами различных видов ресурсов.
Хорошее владение предметом психологии труда, психологии личности формирует у специалиста комплекс возможностей, обеспечивающих эффективную реализацию им функций целеполагания и целедостижения в рамках индивидуального профессионального развития. Со временем «фундамент» данного процесса будут образовывать: четкое понимание своей миссии, предназначения, профессиональные знания, интуиция, мышление, способность к самоанализу и др. Эти компоненты станут факторами профессионального успеха сотрудника на долгосрочную перспективу, и именно они в значительной степени позволят осуществлять его последовательное движение к вершинам профессионализма.
Особое место в гамме профессиональных компетентностей занимает социальная компетентность. Она предполагает наличие у специалиста необходимых знаний, умений и навыков, связанных с его самоидентификацией в профессиональной среде, владением умениями конструктивно взаимодействовать с людьми, вызывать в социуме интерес к своей профессиональной деятельности, а также обладанием навыками профессионального общения, профилактики и раз-
решения межличностных, межгрупповых и профессиональных конфликтов.
Здесь специалисту необходимо знание элементов социальной психологии: психологии межличностного взаимодействия, психологии малых групп, психологии межгруппового взаимодействия, психологии больших групп.
Молодой сотрудник осуществляет свою деятельность не индивидуально, а в каком-либо подразделении, коллектив которого образован из лиц, обладающих различным уровнем профессиональной квалификации, стажем службы, занимающих различное должностное положение и выполняющих различные производственные функции. При этом коллектив как социальная группа может иметь различный уровень развития, который характеризуется наличием специфической организационной культуры, степенью корпоративности, стереотипами общения, стандартными поведенческими реакциями его участников и другими параметрами. Отсюда принципиально важными являются наличие у специалиста способности грамотно организовать свое межличностное взаимодействие со старшими и более опытными коллегами, обладание умением правильно осуществлять коммуникационные процессы как с отдельными людьми, так и с группами, четко формулировать цели общения, а также понимать его возможности с позиций оказания воздействия на партнера (партнеров) с помощью различных средств (вербальных, физических, невербальных).
В то же время общение в условиях коллектива может происходить и по инициативе более взрослых сотрудников, имея при этом не только положительную направленность по отношению к новому члену коллектива. В таких случаях молодой специалист может столкнуться с проявлениями неформального группового или индивидуального «давления» в свой адрес, преследующего цель изменить его внутренние установки, мотивы поведения, подчинить их интересам воз-
действующих. Сотрудник должен уметь мобилизовать свою волевую сферу, проявить психологическую устойчивость с тем, чтобы активно противостоять возможному вредному влиянию, избежать конформизма и одновременно всегда быть готовым к ведению конструктивного диалога в интересах решения задач профессиональной деятельности. Следует отметить, что невозможность эффективно регулировать свое поведение, адаптироваться к по-житейски простым, но важным для молодого человека ситуациям межличностного взаимодействия, преодолевать барьеры, трудности общения часто приводит к эмоциональным срывам, расшатыванию физического и психического здоровья6.
Особое внимание должно уделяться лидерству как социально-психологическому явлению, вопросам обеспечения сочетаемости лидерства и административного управления в организации как важнейшего фактора повышения эффективности коллективной трудовой деятельности. Необходимо знать механизмы и условия возникновения лидерства, иметь представление о характере взаимодействия лидера с последователями, четко отличать технологии формального управления от лидерского влияния, уметь использовать потенциал лидерства в процессах управления служебной деятельностью сотрудников, реализуя функции делового лидера.
Немаловажную роль в обеспечении социальной компетентности специалиста играет владение им тематикой, относящейся к блоку социально-психологических процессов, протекающих в организованных группах. Учет особенностей нестабильной социальной среды — частых структурных изменений, новых условий труда, трансформации состава производственных коллективов — позволит сотруднику действовать обдуманно, системно и поэтому результативно.
Органы государственной (муниципальной) власти осуществляют не только функции управления обществом, но и
функции производства государственных (муниципальных) услуг (здравоохранения, образования, общественной безопасности и др.), а также функции обеспечения связи между государством (местным самоуправлением) и обществом, гражданами и государством (местным самоуправлением), реализации интересов, прав и свобод граждан7. При этом их сотрудники интенсивно взаимодействуют с физическими лицами, общественными объединениями и юридическими лицами (с их представителями или группами представителей) по самому широкому спектру вопросов, часто вступая с ними в непосредственный личный контакт. В таких случаях крайне необходимыми помимо чисто профессиональных являются психологические знания, умения и навыки, позволяющие специалисту эффективно выстраивать межличностное общение с отдельными незнакомыми или малознакомыми людьми и группами различного масштаба, имеющими различный эмоциональный настрой, а также предотвращать возникновение социальных конфликтов или в процессе своей деятельности устранять уже существующие.
Отдельно следует выделить способность специалиста формировать у субъектов взаимодействия позитивный образ персонала и органов государственного, муниципального управления в целом, так как именно от «полярности» восприятия власти, ее инициатив и действий индивидами, малыми и большими общественными группами зависит не только авторитет властных институтов, но и в конечном счете успешность, результативность социального управления. Деятельность служащего должна носить максимально открытый для общества характер и быть направлена на формирование у граждан интереса к власти, к проводимым ею реформам, осуществляемым мерам по улучшению положения дел в той или иной сфере, создавать условия для их активного участия в преобразованиях. Без понимания сути меха-
№ 1, 2006
низмов межличностного воздействия (заражение, внушение, убеждение), наличия навыков их использования, опыта владения средствами воздействия эффективная работа специалиста маловероятна.
Кроме того, во внутриорганизацион-ной деятельности и при взаимодействии с внешней средой специалист должен освоить и руководствоваться этическими нормами профессии8. Возможность принимать значимые для многих людей управленческие решения, распоряжаться различными ресурсами ни в коем случае не должна приводить к эгоизму, фактам превышения полномочий, злоупотреблениям служебным положением, другим асоциальным действиям, которые автоматически не только приводят к дискредитации властных институтов, но и наносят прямой ущерб обществу.
Избежать подобных девиаций позволяет личностная компетентность специалиста, неотъемлемым элементом которой является наличие у сотрудника позитивной «Я-концепции». Последняя складывается из совокупности представлений индивида о самом себе (реальном и идеальном), представлений о нем (по его мнению) со стороны общества и характерных установок, мотивов, ценностей, обусловливающих его поведение.
Формирование адекватной «Я-кон-цепции», базирующейся на потребности в положительной самооценке, которая, в свою очередь, возникает через усвоение положительной оценки себя другими людьми, и потребности в самоактуализации, позволяет молодому человеку создать психологическую основу для эффективной профессиональной деятельности в роли государственного или муниципального служащего.
Личностную компетентность обеспечивает также универсальность, «пере-ключаемость», понимаемая как способность человека осваивать новые формы деятельности в рамках избранной профессии. В условиях информационного общества помимо этого важна креативность в осуществлении субъектом труда своих профессиональных функций.
Ведь фактически даже в такой жестко регламентированной, глубоко структурированной деятельности, как государственное и муниципальное управление, в настоящее время все в большей и большей степени ощущается необходимость в творческих личностях. Это обусловлено тем, что постоянно изменяется содержание профессии, расширяется профессиональная компетенция служащих, в обществе нарастают информационные потоки, все интенсивней протекают различные социально-экономические процессы, требующие от управленцев принятия эффективных решений в условиях лимитированного времени и ресурсного обеспечения. Нестандартный, творческий, эвристический подход субъекта труда к своей деятельности должен обеспечивать максимальный результат в управлении, а способность его реализовать будет свидетельствовать о наличии личностной компетентности профессионала.
В наименьшей степени к рассматриваемым условиям относится индивидуальная компетентность, которая возникает уже на последующих этапах развития профессионализма, крайне редко достигаемых начинающим специалистом.
В целом становится понятным, что профессиональная компетентность специалиста есть интегральная характеристика и наряду с базовыми профессиональными знаниями, которые студент получает в процессе освоения специальных курсов, для ее скорейшего достижения при осуществлении производственной деятельности крайне необходимы знания, умения и навыки психологического характера, без которых личность управленца нельзя будет оценить как компетентную по отношению к рассматриваемой профессии. В связи с этим одной из актуальных задач в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы является увеличение в учебных планах объема преподавания психологических и смежных дисциплин (психология и педагогика, психо-
логия труда, социальная психология, организационное поведение и др.), а также разработка методического обеспечения, актуализированного в разрезе теории и современной практики социального управления.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. С. 31.
2 Там же. С. 34, 35.
3 Там же. С. 51, 52.
4 См.: Психология : учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2003. С. 401, 402.
5 Там же. С. 410—411.
6 См.: РоговЕ. И. Выбор профессии : Становление профессионала / Е. И. Рогов. М., 2003. С. 115.
7 См.: Государственная служба: теория и организация : курс лекций. Ростов н/Д, 1998. С. 190.
8 См.: Маркова А. К. Указ. соч. С. 36.
Поступила 14.05.05.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. И. Андреев, зав. кафедрой педагогики Казанского государственного университета им. В. И. Ленина, профессор,
Н. А. Гордеева, доцент кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева
Статья выполнена в рамках новой психологической парадигмы, согласно которой важная роль в научном познании отводится не только познающему субъекту, но и осуществляемому им процессу воображения. Этому процессу уделялось внимание в трудах древних философов: Аристотеля, Лукреция Кара, Платона. Доказательством первостепенного значения творческого воображения в научноисследовательской деятельности, по мнению авторов, служат высказывания и обобщающие самонаблюдения великих ученых. На рубеже XIX—XX вв. возникает особый интерес к исследованию воображения как психологического процесса.
В методологии науки — не какой-либо отдельной научной дисциплины, а науки в целом — выделяются три пара-дигмальных периода. Первый характеризовался тем, что в научном знании считалось возможным выражать лишь то, что относится к изучаемым наукой объектам. Второй был ознаменован включением в это знание сведений о средствах познания, что произошло в результате появления теории относительности, осознания важной роли позиции наблюдателя и т. д. Особенностью третьего периода является легализация субъекта в качестве неэлиминируемой составной части познания, а также признание зависимости научного знания не только от позиции наблюдателя, но и от его индивидуальных особенностей1.
Таким образом, в соответствии с тенденцией возрастания роли субъекта познавательного процесса в методологии науки грядет и уже утверждается новая
© В. И. Андреев, Н. А. Гордеева, 2006
парадигма. Ее суть состоит в признании важной роли не только познающего субъекта, но и осуществляемого им процесса, в частности воображения, в качестве составной части научного познания.
Уже древними философами предпринимались попытки понять и объяснить воображение. Аристотель характеризует воображение прежде всего посредством отрицательных определений, показывая, что оно отличается и от ощущения (хотя без последнего не может состояться), и от мышления, но не является также мнением и знанием. В положительном плане воображение, по Аристотелю, есть способность человека, благодаря которой у него возникает образ, в одних случаях ведущий к заблуждению, а в других — способствующий мышлению. «Действительно, — пишет Аристотель, — воображение есть нечто отличное от ощущения и мышления; оно не возникает поми-