Научная статья на тему 'Роль комплекса психологических знаний в обеспечении профессиональной компетентности специалистов сферы государственного и муниципального управления'

Роль комплекса психологических знаний в обеспечении профессиональной компетентности специалистов сферы государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2007
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ховрин А. Ю.

В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное социальное управление, удовлетворение потребностей граждан в получении государственных и муниципальных услуг, является наличие высокого уровня профессиональной компетентности у персонала различных органов управления. В данной статье рассматриваются вопросы влияния комплекса психологических знаний на повышение профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ховрин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Psychological Knowledge in Providing a Specialist in Public and Municipal Administration Sphere with Professional Competence

Nowadays a high level of personnel professional competence in different structures of government is one of the leading factors, guaranteeing qualitative social administration and satisfaction of citizens' needs in public and municipal services. In this article the questions regarding the influence of psychological knowledge complex on raising the level of professional competence of state and public employees are discussed.

Текст научной работы на тему «Роль комплекса психологических знаний в обеспечении профессиональной компетентности специалистов сферы государственного и муниципального управления»

с установленной в психологии логикои развития личности и имеющимися психокомплексами, акцентуациями черт характера личности и состоянием психического здоровья в процессе жизнедеятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Резер Т. М. Абитуриент 2001: состояние физического и психического здоровья / Т. М. Резер // Социс. 2001. № 11. С. 118—122 ; Она же. Учебный процесс и здоровье учащихся : метод. рекомендации для учреждений проф. образования. М., 2002.

2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. М., 1993. С. 151.

3 См.: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. С. 361.

4 См.: Журавлев Д. Психическое здоровье во многом определяет физическое / Д. Журавлев // Нар. образование. 2004. № 8. С. 149.

5 См.: Апанасенко Г. Л. Медицинская ва-леология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д, 2000. С. 76.

6 См.: Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М., 1999. С. 161.

7 См.: Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. М. ; Екатеринбург, 2003.

8 См.: Деркач А. А. Указ. соч. С. 165.

Поступила 22.06.05.

РОЛЬ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. Ю. Ховрин, директор Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского

В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное социальное управление, удовлетворение потребностей граждан в получении государственных и муниципальных услуг, является наличие высокого уровня профессиональной компетентности у персонала различных органов управления. В данной статье рассматриваются вопросы влияния комплекса психологических знаний на повышение профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим условием обеспечения эффективности выполнения того или иного вида трудовой деятельности является профессиональная компетентность специалиста, ее осуществляющего. Особую значимость данный фактор приобретает в случае, когда субъектом труда выступает служащий, замещающий какую-либо должность в системе государственного или муниципального управления. Это обусловлено тем, что социальное управление представляет собой основную функцию государственной и муниципальной службы. Деятельность ее персонала протекает в крайне сложных

условиях, определяемых комплексным воздействием ряда значимых факторов как объективного, так и частично субъективного характера:

во-первых, современные отечественные социальные институты государственной и муниципальной службы имеют достаточно ограниченный опыт функционирования (около 15 лет);

во-вторых, в основу устройства системы органов власти в Российской Федерации сегодня положены совершенно новые принципы и явления (разделение и взаимное ограничение властей, ответственность власти перед обществом,

© А. Ю. Ховрин, 2006

№ 1, 2006

самостоятельность местного самоуправления и т. д.), в связи с чем отсутствует преемственность с традицией управления, ранее применяемой в Советском Союзе;

в-третьих, исполнительные органы государственной власти различного уровня, исполнительные органы местного самоуправления (в наименьшей степени) находятся в практически перманентном процессе изменения своей структуры, перераспределения управленческих функций и полномочий между должностными лицами и органами управления, что, в свою очередь, сопровождается изменением технологий управления, а также условий профессионального взаимодействия служащих;

в-четвертых, кадровый состав органов государственного и муниципального управления подвергается достаточно частой вынужденной ротации и в целом нестабилен;

в-пятых, спектр направлений деятельности российских институтов формальной власти чрезвычайно широк и охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности: от правового и экономического регулирования до социальной защиты населения, реализации государственной молодежной политики.

В таких условиях профессионализм, профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, по сути, становятся ключевым фактором обеспечения эффективного функционирования как системы государственного управления, так и местного самоуправления.

В повседневном общении, а подчас и в сфере производственных отношений специалисты, непосредственно не занятые в управлении, достаточно редко дифференцируют понятия «компетенция» и «компетентность». В то же время в научной и учебной литературе эти термины имеют различное толкование.

Компетенция понимается как совокупность производственных задач, фун-

кций, обязанностей, порученных для исполнения должностному лицу, и предоставленных ему для этого прав, управленческих полномочий (если необходимо) и, безусловно, ответственности. В свою очередь, компетентность предполагает обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные трудовые функции, соответствовать общим и специальным требованиям, предъявляемым к замещаемой им долж-ности1.

Согласно А. К. Марковой, различаются следующие виды профессиональной компетентности:

— специальная деятельностная — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— социальная — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

— личностная — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

— индивидуальная — владение приемами самореализования и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом2.

В конкретном человеке — специалисте, занятом производительным трудом, в том числе и осуществляющем профессиональную деятельность после недавнего окончания вуза, виды компетентности могут совпадать, а могут лишь частично присутствовать. Эта комбинация

будет обозначать некую условную точку на условном континууме «профессионализм (компетентность) — некомпетентность».

Процесс профессионализации на стадии профессионализма подразделяется на следующие этапы:

— адаптации человека к профессии;

— самоактуализации человека в профессии;

— свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства;

— свободного владения человеком профессией в форме творчества;

— свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

— творческого самопроектирования себя как личности профессионала3.

Рассмотрим указанные виды компетентности применительно к условиям начальной фазы профессиональной карьеры специалиста государственной или муниципальной службы, приступившего после окончания профильного высшего учебного заведения к исполнению своих служебных обязанностей (первый и второй этапы профессионализма), и роли психологических знаний, полученных специалистом в ходе обучения при освоении соответствующих учебных курсов, в обеспечении того или иного вида.

В аспекте специальной деятельностной компетентности принципиально важным является наличие у выпускников вуза возможно лаконичных, но обязательно системных представлений в области современной теории деятельности и особенно ее направления, связанного с изучением трудовой деятельности. Здесь необходимы знания как ее структуры (субъект труда, содержание труда, средства труда, условия труда, организация труда), так и психологической системы деятельности, формирующейся в виде совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности. Эта система первично об-

разуется в процессе профессиональной подготовки, в гораздо большей степени — на стадии осуществления служебной деятельности. Она включает в себя мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, процессы принятия решений, психомоторные процессы и профессионально важные качества субъекта труда4.

Владение подобными знаниями позволит молодому специалисту рационально проектировать свою профессиональную деятельность, адаптироваться к условиям труда, грамотно анализировать причины собственных возможных достижений и/или просчетов, затруднений, сложностей в работе, вырабатывать адекватные меры по их устранению. Данные знания в совокупности с навыками самоменеджмента оказываются особенно значимыми в характерных для сегодняшнего дня частых должностных перемещениях персонала как в пределах одного подразделения, так и при переводе сотрудника в подразделение другого профиля или иные органы управления. При этом самоорганизация, системный подход к освоению нового содержания труда, комплексный анализ его условий, эффективный самоконтроль обеспечат максимально быстрое завершение очередного адаптационного периода, помогут молодому специалисту избежать стрессовых и конфликтных ситуаций. Фактически у него формируется самостоятельность в решении производственных проблем, наличие которой предопределяет позитивный вектор дальнейшего развития его профессиональной жизни.

С рассматриваемыми аспектами плотно взаимосвязана такая характеристика субъекта труда, как работоспособность, являющаяся социально-биологическим свойством человека, отражающим его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Данный параметр детерминируется совокупностью профессиональных, психологических и физиологи-

№ 1, 2006

ческих качеств специалиста. К первым из них традиционно относят набор имеющихся у него знаний, умений, навыков (профессиональную подготовленность), ко вторым — направленность личности (мотивы, интересы, установки, способности, волю, характер и др.), к третьим — значения количественных и качественных показателей труда, изменение функционального состояния нервной системы, субъективные ощущения (усталость, вялость, боль и т. д.)5.

Понимание общих и личностных закономерностей работоспособности, механизмов ее повышения благоприятствует продуктивной организации процесса труда, создавая условия для достижения более высоких результатов с наименьшими затратами различных видов ресурсов.

Хорошее владение предметом психологии труда, психологии личности формирует у специалиста комплекс возможностей, обеспечивающих эффективную реализацию им функций целеполагания и целедостижения в рамках индивидуального профессионального развития. Со временем «фундамент» данного процесса будут образовывать: четкое понимание своей миссии, предназначения, профессиональные знания, интуиция, мышление, способность к самоанализу и др. Эти компоненты станут факторами профессионального успеха сотрудника на долгосрочную перспективу, и именно они в значительной степени позволят осуществлять его последовательное движение к вершинам профессионализма.

Особое место в гамме профессиональных компетентностей занимает социальная компетентность. Она предполагает наличие у специалиста необходимых знаний, умений и навыков, связанных с его самоидентификацией в профессиональной среде, владением умениями конструктивно взаимодействовать с людьми, вызывать в социуме интерес к своей профессиональной деятельности, а также обладанием навыками профессионального общения, профилактики и раз-

решения межличностных, межгрупповых и профессиональных конфликтов.

Здесь специалисту необходимо знание элементов социальной психологии: психологии межличностного взаимодействия, психологии малых групп, психологии межгруппового взаимодействия, психологии больших групп.

Молодой сотрудник осуществляет свою деятельность не индивидуально, а в каком-либо подразделении, коллектив которого образован из лиц, обладающих различным уровнем профессиональной квалификации, стажем службы, занимающих различное должностное положение и выполняющих различные производственные функции. При этом коллектив как социальная группа может иметь различный уровень развития, который характеризуется наличием специфической организационной культуры, степенью корпоративности, стереотипами общения, стандартными поведенческими реакциями его участников и другими параметрами. Отсюда принципиально важными являются наличие у специалиста способности грамотно организовать свое межличностное взаимодействие со старшими и более опытными коллегами, обладание умением правильно осуществлять коммуникационные процессы как с отдельными людьми, так и с группами, четко формулировать цели общения, а также понимать его возможности с позиций оказания воздействия на партнера (партнеров) с помощью различных средств (вербальных, физических, невербальных).

В то же время общение в условиях коллектива может происходить и по инициативе более взрослых сотрудников, имея при этом не только положительную направленность по отношению к новому члену коллектива. В таких случаях молодой специалист может столкнуться с проявлениями неформального группового или индивидуального «давления» в свой адрес, преследующего цель изменить его внутренние установки, мотивы поведения, подчинить их интересам воз-

действующих. Сотрудник должен уметь мобилизовать свою волевую сферу, проявить психологическую устойчивость с тем, чтобы активно противостоять возможному вредному влиянию, избежать конформизма и одновременно всегда быть готовым к ведению конструктивного диалога в интересах решения задач профессиональной деятельности. Следует отметить, что невозможность эффективно регулировать свое поведение, адаптироваться к по-житейски простым, но важным для молодого человека ситуациям межличностного взаимодействия, преодолевать барьеры, трудности общения часто приводит к эмоциональным срывам, расшатыванию физического и психического здоровья6.

Особое внимание должно уделяться лидерству как социально-психологическому явлению, вопросам обеспечения сочетаемости лидерства и административного управления в организации как важнейшего фактора повышения эффективности коллективной трудовой деятельности. Необходимо знать механизмы и условия возникновения лидерства, иметь представление о характере взаимодействия лидера с последователями, четко отличать технологии формального управления от лидерского влияния, уметь использовать потенциал лидерства в процессах управления служебной деятельностью сотрудников, реализуя функции делового лидера.

Немаловажную роль в обеспечении социальной компетентности специалиста играет владение им тематикой, относящейся к блоку социально-психологических процессов, протекающих в организованных группах. Учет особенностей нестабильной социальной среды — частых структурных изменений, новых условий труда, трансформации состава производственных коллективов — позволит сотруднику действовать обдуманно, системно и поэтому результативно.

Органы государственной (муниципальной) власти осуществляют не только функции управления обществом, но и

функции производства государственных (муниципальных) услуг (здравоохранения, образования, общественной безопасности и др.), а также функции обеспечения связи между государством (местным самоуправлением) и обществом, гражданами и государством (местным самоуправлением), реализации интересов, прав и свобод граждан7. При этом их сотрудники интенсивно взаимодействуют с физическими лицами, общественными объединениями и юридическими лицами (с их представителями или группами представителей) по самому широкому спектру вопросов, часто вступая с ними в непосредственный личный контакт. В таких случаях крайне необходимыми помимо чисто профессиональных являются психологические знания, умения и навыки, позволяющие специалисту эффективно выстраивать межличностное общение с отдельными незнакомыми или малознакомыми людьми и группами различного масштаба, имеющими различный эмоциональный настрой, а также предотвращать возникновение социальных конфликтов или в процессе своей деятельности устранять уже существующие.

Отдельно следует выделить способность специалиста формировать у субъектов взаимодействия позитивный образ персонала и органов государственного, муниципального управления в целом, так как именно от «полярности» восприятия власти, ее инициатив и действий индивидами, малыми и большими общественными группами зависит не только авторитет властных институтов, но и в конечном счете успешность, результативность социального управления. Деятельность служащего должна носить максимально открытый для общества характер и быть направлена на формирование у граждан интереса к власти, к проводимым ею реформам, осуществляемым мерам по улучшению положения дел в той или иной сфере, создавать условия для их активного участия в преобразованиях. Без понимания сути меха-

№ 1, 2006

низмов межличностного воздействия (заражение, внушение, убеждение), наличия навыков их использования, опыта владения средствами воздействия эффективная работа специалиста маловероятна.

Кроме того, во внутриорганизацион-ной деятельности и при взаимодействии с внешней средой специалист должен освоить и руководствоваться этическими нормами профессии8. Возможность принимать значимые для многих людей управленческие решения, распоряжаться различными ресурсами ни в коем случае не должна приводить к эгоизму, фактам превышения полномочий, злоупотреблениям служебным положением, другим асоциальным действиям, которые автоматически не только приводят к дискредитации властных институтов, но и наносят прямой ущерб обществу.

Избежать подобных девиаций позволяет личностная компетентность специалиста, неотъемлемым элементом которой является наличие у сотрудника позитивной «Я-концепции». Последняя складывается из совокупности представлений индивида о самом себе (реальном и идеальном), представлений о нем (по его мнению) со стороны общества и характерных установок, мотивов, ценностей, обусловливающих его поведение.

Формирование адекватной «Я-кон-цепции», базирующейся на потребности в положительной самооценке, которая, в свою очередь, возникает через усвоение положительной оценки себя другими людьми, и потребности в самоактуализации, позволяет молодому человеку создать психологическую основу для эффективной профессиональной деятельности в роли государственного или муниципального служащего.

Личностную компетентность обеспечивает также универсальность, «пере-ключаемость», понимаемая как способность человека осваивать новые формы деятельности в рамках избранной профессии. В условиях информационного общества помимо этого важна креативность в осуществлении субъектом труда своих профессиональных функций.

Ведь фактически даже в такой жестко регламентированной, глубоко структурированной деятельности, как государственное и муниципальное управление, в настоящее время все в большей и большей степени ощущается необходимость в творческих личностях. Это обусловлено тем, что постоянно изменяется содержание профессии, расширяется профессиональная компетенция служащих, в обществе нарастают информационные потоки, все интенсивней протекают различные социально-экономические процессы, требующие от управленцев принятия эффективных решений в условиях лимитированного времени и ресурсного обеспечения. Нестандартный, творческий, эвристический подход субъекта труда к своей деятельности должен обеспечивать максимальный результат в управлении, а способность его реализовать будет свидетельствовать о наличии личностной компетентности профессионала.

В наименьшей степени к рассматриваемым условиям относится индивидуальная компетентность, которая возникает уже на последующих этапах развития профессионализма, крайне редко достигаемых начинающим специалистом.

В целом становится понятным, что профессиональная компетентность специалиста есть интегральная характеристика и наряду с базовыми профессиональными знаниями, которые студент получает в процессе освоения специальных курсов, для ее скорейшего достижения при осуществлении производственной деятельности крайне необходимы знания, умения и навыки психологического характера, без которых личность управленца нельзя будет оценить как компетентную по отношению к рассматриваемой профессии. В связи с этим одной из актуальных задач в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы является увеличение в учебных планах объема преподавания психологических и смежных дисциплин (психология и педагогика, психо-

логия труда, социальная психология, организационное поведение и др.), а также разработка методического обеспечения, актуализированного в разрезе теории и современной практики социального управления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. С. 31.

2 Там же. С. 34, 35.

3 Там же. С. 51, 52.

4 См.: Психология : учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2003. С. 401, 402.

5 Там же. С. 410—411.

6 См.: РоговЕ. И. Выбор профессии : Становление профессионала / Е. И. Рогов. М., 2003. С. 115.

7 См.: Государственная служба: теория и организация : курс лекций. Ростов н/Д, 1998. С. 190.

8 См.: Маркова А. К. Указ. соч. С. 36.

Поступила 14.05.05.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. И. Андреев, зав. кафедрой педагогики Казанского государственного университета им. В. И. Ленина, профессор,

Н. А. Гордеева, доцент кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарева

Статья выполнена в рамках новой психологической парадигмы, согласно которой важная роль в научном познании отводится не только познающему субъекту, но и осуществляемому им процессу воображения. Этому процессу уделялось внимание в трудах древних философов: Аристотеля, Лукреция Кара, Платона. Доказательством первостепенного значения творческого воображения в научноисследовательской деятельности, по мнению авторов, служат высказывания и обобщающие самонаблюдения великих ученых. На рубеже XIX—XX вв. возникает особый интерес к исследованию воображения как психологического процесса.

В методологии науки — не какой-либо отдельной научной дисциплины, а науки в целом — выделяются три пара-дигмальных периода. Первый характеризовался тем, что в научном знании считалось возможным выражать лишь то, что относится к изучаемым наукой объектам. Второй был ознаменован включением в это знание сведений о средствах познания, что произошло в результате появления теории относительности, осознания важной роли позиции наблюдателя и т. д. Особенностью третьего периода является легализация субъекта в качестве неэлиминируемой составной части познания, а также признание зависимости научного знания не только от позиции наблюдателя, но и от его индивидуальных особенностей1.

Таким образом, в соответствии с тенденцией возрастания роли субъекта познавательного процесса в методологии науки грядет и уже утверждается новая

© В. И. Андреев, Н. А. Гордеева, 2006

парадигма. Ее суть состоит в признании важной роли не только познающего субъекта, но и осуществляемого им процесса, в частности воображения, в качестве составной части научного познания.

Уже древними философами предпринимались попытки понять и объяснить воображение. Аристотель характеризует воображение прежде всего посредством отрицательных определений, показывая, что оно отличается и от ощущения (хотя без последнего не может состояться), и от мышления, но не является также мнением и знанием. В положительном плане воображение, по Аристотелю, есть способность человека, благодаря которой у него возникает образ, в одних случаях ведущий к заблуждению, а в других — способствующий мышлению. «Действительно, — пишет Аристотель, — воображение есть нечто отличное от ощущения и мышления; оно не возникает поми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.