Научная статья на тему 'Роль комплаенс-контроля в совершенствовании системы корпоративного управления фармацевтических корпораций'

Роль комплаенс-контроля в совершенствовании системы корпоративного управления фармацевтических корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Ю.К., Парахина Е.А.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы корпоративного управления путем внедрения и развития комплаенсфункции. Анализируется понятие «комплаенс» применительно к разным сферам профессиональной деятельности. Раскрывается содержание функций комплаенс-контроля в соотношении с реализацией принципов корпоративного управления. Обосновывается необходимость управления репутационными и правовыми рисками в организациях фармацевтической отрасли и целесообразность использования лучшей мировой и отечественной практики в области осуществления комплаенсполитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль комплаенс-контроля в совершенствовании системы корпоративного управления фармацевтических корпораций»

РОЛЬ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ

КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЙ

© Беляев Ю.К.*, Парахина Е.А.Ф

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы корпоративного управления путем внедрения и развития комплаенс-функции. Анализируется понятие «комплаенс» применительно к разным сферам профессиональной деятельности. Раскрывается содержание функций комплаенс-контроля в соотношении с реализацией принципов корпоративного управления. Обосновывается необходимость управления репутационными и правовыми рисками в организациях фармацевтической отрасли и целесообразность использования лучшей мировой и отечественной практики в области осуществления комплаенс-политики.

Глобализация мирового экономического пространства, интернационализация хозяйственных связей открывает российским компаниям не только новые возможности, но и побуждает их согласовывать свои действия с международными рыночными правилами и стандартами. В случаях несоответствия деятельности компании этим установками или нормам действующего законодательства, требованиям корпоративной этики, у компаний могут возникнуть специфические риски применения к ним локальных или глобальных юридических и экономических санкций. Мониторинг и контроль деятельности по недопущению применения данных санкций считается одной из наиболее сложных задач относящихся к области корпоративного управления. Таким образом, у современной корпорации возникает естественная необходимость в создании самостоятельной функции, которая будет направлена на обеспечение эффективной защиты интересов собственников, и, тем самым, способствовать улучшению качества корпоративного управления. В крупных международных корпорациях такую роль выполняет подразделение комплаенс-контроля. Являясь эффективным инструментом управления репутационными рисками компании, комплаенс-контроль позволяет избежать или уменьшить негативные последствия нарушений профессиональных и этических стандартов как для руководства, так и для всей корпорации в целом [4].

* Профессор, кандидат экономических наук, доцент.

* Ассистент комплаенс-отдела GE Healthcare Nycomed Dist.

В связи с этим появляется необходимость уточнить понимание самого термина «комплаенс». В переводе с английского языка «compliance» буквально означает соответствие, но русскоязычный эквивалент этого термина, к сожалению, еще не найден. Тем не менее в бизнес-сообществе, профессиональной среде менеджеров, аналитиков использование понятия «комп-лаенс» уже стало привычным и общепринятым (например, в банковской сфере, фармацевтических корпорациях, медицине, а также на фондовой бирже). В то же время трактовка данного термина зависит от области, в которой он применяется, масштаба и круга решаемых управленческих задач.

Термин «комплаенс» в отечественной и зарубежной кредитно-финансовой сферах применяется для характеристики одной из функций органов управления по обеспечению соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), качественной подготовки учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Функция «комплаенс» также хорошо развита в фармацевтике. Здесь компленс-контроль специфичен и призван обеспечить высокое качество и безопасность выпускаемых лекарств. Комплаенс в фармацевтических компаниях подразумевает строгое соблюдение рецептур изготовления продукта и проведения клинических исследований, надлежащее взаимодействие со специалистами сферы здравоохранения, а также контроль тендерных процедур и государственных закупок [2].

В области медицины термин «комплаенс» используется для обозначения правильности соблюдения больным рекомендаций врача. В данной сфере это понятие описывает поведение больного в отношении всего спектра медицинских назначений.

Стоит отметить, что комплаенс стал позиционироваться как одно из важнейших направлений антикоррупционного менеджмента, выступая в роли эффективного инструмента по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Обобщая различные подходы к определению содержания функции «комплаенс», её можно трактовать как непрерывную деятельность по выявлению несоответствия законам и требованиям, нормативным правовым актами, рыночным стандартам и внутренним документам организации [4].

В практике организации системы корпоративного управления необходимость образования комплаенс-подразделения обусловлена принятием корпоративной стратегии организации. В частности, эффективная служба комплаенс-контроля, включающая оценку комплаенс-рисков, важна для

достижения намеченных стратегических целей и задач корпорации, например, при приобретении или продаже бизнеса, первичном размещении акций и облигаций на зарубежных рынках капитала, получении иностранных займов, привлечении стратегических иностранных инвесторов и т.д. [5]. Вот почему представляет интерес анализ влияния функций комплаенс-контроля на реализацию принципов корпоративного управления, а также выявление тех предметных областей корпоративного менеджмента, которые требуют постоянного комплаенс-сопровождения.

Таблица 1

Содержание функций комплаенса в соотношении с реализацией принципов корпоративного управления

№ п/п Принципы корпоративного управления Структура и содержание комплаенс-функций Влияние комплаенс-функций на реализацию принципов корпоративного управления Предметные области корпоративного менеджмента, требующие комплаенс-сопровождения

1 Права акционеров. Равное отношение к акционерам Создание надежной информационной и документальной базы, предоставление отчетности по вопросам комплаенс, анализ рисков корпорации, организация службы внутреннего контроля, совершенствование корпоративной культуры Предоставление достаточной информации о принципиальных изменениях в корпорации, запрет операций с использованием внутренней информации и злоупотребительных операций в собственных интересах Корпоративный контроль, информационные технологии, внутренний контроль

2 Заинтересованность лиц в управлении корпорацией Управление репутационными рисками, разработка корпоративной комплаенс-политики Обеспечение надлежащей репутации корпорации, способствующей ее активному сотрудничеству с заинтересованными лицами в обеспечении финансовой устойчивости компании Риск-менеджмент, правовое сопровождение корпоративных управленческих решений

3 Раскрытие информации и обеспечение прозрачности Подготовка информации в соответствии со стандартами аудита, разработка и адаптация современных информационных систем, соответствующих требованиям комплаенс-политики Своевременное раскрытие достоверной информации на регулярной основе (открытость информации о финансах, прозрачность производственно-хозяйственной деятельности и принимаемых решений), обеспечение соответствия информации стандартам корпоративной этики Финансовый мониторинг, внутренний контроль, применение информационных технологий

4 Подотчетность Разработка комплаенс-политик (в т.ч. политики управления рисками), а также процедур, соответствующих законодательству страны, мониторинг изменений правил и норм комплаенса и принятие своевременных мер регулирования, участие в развитии организационной структуры корпорации, распределение конкретных комплаенс-функций на уровне основных участников системы корпоративного управления Соблюдение законов страны, в которой работает корпорация, кодексов корпоративного поведения, обеспечение целостности систем финансовой отчетности, урегулирование конфликтов интересов, усиление контроля процесса раскрытия информации, обеспечение независимости контрольных органов компании на разных уровнях корпоративного управления Корпоративный контроль, правовая оценка и сопровождение корпоративных управленческих решений, внутренний контроль, бухгалтерский учет, аудит

В табл. 1 показано предлагаемое авторами настоящей статьи соотношение функций комплаенса и задач по реализации принципов корпоративного управления в условной компании. При этом определяем те предметные области корпоративного менеджмента, в которых анализ такого рода соответствия будет наиболее актуален.

Эффективный комплаенс-контроль обеспечивает стабильность, непрерывность, устойчивость развития корпорации. Поэтому в формировании данной функции прежде всего заинтересованы собственники компании, совет её директоров.

Организация системы комплаенса, соответствующей лучшим мировым практикам, невозможна без участия ключевых заинтересованных лиц (стейк-холдеров). В наибольшей степени в создании функционала такой направленности должны проявить интерес акционеры компании, топ-менеджмент, совет директоров, потенциальные инвесторы, основные кредиторы и контрагенты, в том числе клиенты. По существу реализация комплаенс-функции в корпоративной структуре позволяет модернизировать систему корпоративного управления, повысить качество её оценки и функционирования. Прежде всего это касается практического внедрения в компаниях принципов корпоративного управления.

В последнее время комплаенс-контроль как органическая часть компаенс-функционала приобретает все большую актуальность в ведущих корпоративных структурах самых разных отраслей. Наиболее наглядно деятельность подразделений комплаенс-контроля можно проследить на примере фармацевтических компаний, где комплаенс-риски по существу признаются главными угрозами бизнесу. Более того, основные аспекты корпоративного управления в фармацевтике в обязательном порядке включают в себя программу соблюдения нормативных требований, то есть принципы комплаенс-контроля.

Это происходит в связи с тем, что фармацевтика относится к отраслям с достаточно высоким уровнем государственного регулирования. Многие направления финансируются в значительной степени за счет бюджетных средств. Взаимоотношения сотрудников компании со специалистами из сферы здравоохранения влекут за собой высокий риск распространения коррумпированности бизнеса для компаний фармацевтических отраслей. Это происходит в связи с тем, что жесткая конкурентная борьба фармацевтических компаний за российский рынок вынуждает производителей продвигать свои товары через специалистов сферы бюджетного здравоохранения. Невысокие доходы, потеря нравственных ориентиров врачей нередко толкают их на нарушение профессиональной этики. К подобному коррупционному воздействию фармацевтических корпораций можно отнести и предоставление путевок медицинским специалистам для посещения курортных стран под видом выезда на конференции. В обмен на это специалисты сферы здравоохранения нелегально обеспечивают корпорациям стабильный уровень продаж, пропагандируя препараты компании своим паци-

ентам и организуя закупки лекарственных средств лечебными учреждениями. В результате все эти действия могут обернуться для корпорации крупными убытками в виде штрафов и юридических санкций, потерей репутации компанией и утратой интереса со стороны заинтересованных лиц.

Во избежание прецедентов, связанных с нарушениями при осуществлении так называемых платежей лечебным заведениям, а по сути - пресловутых «откатов», предоставления привилегий врачам и специалистам сферы здравоохранения со стороны компании следует перестроить систему корпоративного управления, ориентировать ее на применение инструментов и методов комплаенс-контроля, который в настоящее время является неотъемлемой частью социально-ориентированного бизнеса международных фармацевтических компаний.

При надлежащей системе корпоративного управления требования акционеров в отношении норм делового поведения документально оформляются и фиксируются в Кодексе деловой этики, который описывает установленные компанией принципы осуществления своей деятельности и ориентирован на ценности, разделяемые руководством и собственниками компании.

Помимо этого, Кодекс деловой этики должен содержать рекомендации в отношении поведения сотрудников, согласованные с принятым компанией подходом к ведению бизнеса. Применительно к отрасли фармацевтики это относится к вывозу врачей на конференции, конгрессы, а также к выплате гонораров и спонсорских взносов, учитывающих интересы медицинских работников. Ненадлежащей следует признавать практику организации гостеприимства с целью привлечения специалиста здравоохранения к заключению коммерческих сделок [2]. Также к ненадлежащим нужно отнести мероприятия, связанные с гостеприимством, сопровождающие предыдущие или будущие коммерческие сделки. Акции такой направленности должны иметь подлинно образовательное или научное целеполагание и законные основания для приглашения каждого врача на данное мероприятие [1].

Все расходы необходимо детально обосновать. Соглашения не должны заключаться на основании объемов или стоимости услуг предпринимательской деятельности, осуществляемой организациями, работниками которых являются специалисты здравоохранения. Полная документация предоставляется руководству компании для одобрения и сохранена в определенных базах данных.

Анализируя лучшие мировые практики в области организации корпоративного управления, можно сослаться на пример General Electric Healthcare (GEHC) - одного из шести структурных бизнес-подразделений General Electric. Комплаенс-контроль в этой крупной дочерней компании занимает особое место в системе корпоративного управления. Подтверждением этого тезиса является тот факт, что с Июня 2011 года в компании вступил в силу внутренний документ - «Кодекс поведения для GE Healthcare EMEA в процессе взаимодействия со специалистами в сфере здравоохра-

нения» (далее - Кодекс), который стал методологической основой для разработки организационно-управленческих инноваций - оригинальных методов контроля затрат, приемов и технологий контроля электронной почты сотрудников, специальных тренингов и многих других новых процедур.

Принятие данного кодекса демонстрирует приверженность российского подразделения GE провозглашаемым принципам цивилизованного и этически корректного взаимодействия с врачами и специалистами сферы здравоохранения.

Примечательно то, что в Кодексе значительное внимание уделено предотвращению неправомерных платежей или предоставления приносящих нелегальный доход привилегий докторам со стороны GE Healthcare. Для профилактики подобных нарушений разработан алгоритм централизованного документооборота, предусматривающий тщательный контроль соблюдения процесса одобрения и надлежащего документирования потенциальных высокорисковых платежей или видов деятельности.

В основу Кодекса положены следующие фундаментальные принципы [1]:

1. Принцип разделения - наличие четкого разделения между любыми преимуществами и привилегиями, которые GEHC предоставляет специалисту здравоохранения, и процессом принятия решений в отношении закупок или поставок товаров или услуг компании. Целью формулирования этого принципа является обеспечение независимости коммерческих сделок между GE Healthcare и специалистом в сфере здравоохранения от упомянутых привилегий и преимуществ.

2. Принцип прозрачности - администрации или руководству соответствующего учреждения должно сообщаться, (а в некоторых случаях предварительно ими одобряться) о преимуществах или привилегиях, предоставляемых отдельным специалистам.

3. Принцип пропорциональности - оценка любого встречного предложения, предоставляемого специалисту здравоохранения в обмен на услуги или исполнение иных обязательств. (Такое предложение не должно превышать справедливую рыночную стоимость).

4. Принцип документации - предоставление GE Healthcare любых преимуществ или привилегий специалисту должно надлежащим образом документироваться.

Другая часть данного Кодекса описывает различные формы и виды взаимодействия с врачами и специалистами здравоохранения, в которых GEHC может принимать участие. Это могут быть организуемые GEHC мероприятия, сторонние конгрессы (либо индивидуальные приглашения), не связанное с мероприятием гостеприимство, соглашение о привлечении докладчиков, преподавателей, консультационные соглашения, спонсорство, подарки, пожертвования на благотворительные цели, гранты на образование

или стипендии, исследовательские соглашения, предоставление демонстрационной площадки, а также предоставление оборудования в аренду специалисту сферы здравоохранения на ограниченный срок для возможности оценки клинического применения и преимуществ оборудования перед принятием решения о покупке. В отношении каждого из приведенных видов взаимодействия со специалистом в GEHC определены директивы, основанные на четырех вышеуказанных фундаментальных принципах Кодекса.

Введение Кодекса стало мощным толчком к развитию инновационных систем внутреннего контроля, где ответственность за любые виды взаимодействий представителей корпорации со специалистами сферы здравоохранения находится в сфере контроля высшего руководства.

Соблюдение Кодекса, как представляется, ведет не только к улучшению организации и результативности такого взаимодействия, но также способствует уменьшению до приемлемого уровня правовых рисков, возникающих в связи с применением законодательства на основании Конвенции ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по борьбе со взяточничеством или Закона США о запрете подкупа иностранцев (FCPA-Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, на ужесточение контроля соблюдения этических норм в деятельности фармацевтических компаний также направлены отдельные положения Федерального Закона «Об охране здоровья населения», вступающий в силу 1 января 2012 года в Российской Федерации и регуляторный акт Sunshine Act, который также начнет действовать с 1 января 2012 года для компаний, зарегистрированных в США и Великобритании. В случае несоблюдения директив, установленных Кодексом в процессе взаимодействия со специалистами сферы здравоохранения, таких как места проведения встреч, разрешенные расходы, дополнительное гостеприимство и предоставление информации руководству учреждения, пострадает имидж компаний: они могут попасть в перечни неблагонадежных участников отраслевого рынка, составляемые национальными регулирующими органами. Как результат - ослабление рыночных позиций компаний, падение их доходов и стоимости акций на фондовом рынке.

Вследствие подорванного финансового благополучия компании возникают серьезные риски второго уровня. Появится необходимость снижать затраты на содержание офисов, что значительно ухудшит условия труда сотрудников, возникнет вероятность сокращения штатов или реструктуризации компании, что значительно демотивирует сотрудников и негативно скажется на развитии трудовых ресурсов компании. Произойдет отток квалифицированных кадров, и что особенно опасно, - возможно, в конкурентные компании.

Одновременно возникают и риски третьего уровня, в частности, риски утечки конфиденциальной информации, риски, вызываемые необходимостью дополнительных затрат с целью привлечения и развития новых ресурсов, стагнация бизнеса. Все это прямо или опосредованно сказывается негативным образом на позиции корпорации на рынке.

Следует учесть специфику деятельности многих компании на российском фармацевтическом рынке. Она состоит в том, что предполагает присутствие постоянных иностранных стратегических инвесторов или бизнес-партнеров. Отсюда вытекает их обязанность следовать сложившейся у западного инвестора практике в вопросах корпоративного управления. Кроме того, принимая во внимание социальную значимость фармацевтических компаний в жизнедеятельности общества, соблюдение этических норм является значимым фактором поддержания репутации, роста доверия к фармацевтической отрасли в целом в глазах потребителей. Вот почему нормы и стандарты корпоративного поведения, которые устанавливают владельцы и топ-менеджмент фармацевтических компаний, требования, которые они предъявляют к своим работникам в отношении их делового поведения, зачастую являются более жесткими, чем в других сферах и видах деятельности.

Высокое качество корпоративного управления в сфере фармацевтики является необходимым условием завоевания лидирующих позиций в отрасли. Ущерб, который может нанести несоблюдение принципов корпоративного поведения, а также деловой этики, может оказаться фатальным для корпорации, поскольку деятельность фармацевтических компаний напрямую связана со здоровьем человека и не допускает неэтичного поведения. Поэтому репутация компании, которая осознает необходимость соблюдения норм корпоративного поведения, также зависит от соответствия высоким стандартам в области этики. Отсюда вытекает потребность в применении инструментов комплаенс-контроля. Такой подход обеспечивает ей доверие со стороны общества и заинтересованных лиц, что сказывается на результатах деятельности корпорации и качестве ее корпоративного управления.

Список литературы:

1. GEHC EMEA Основной кодекс поведения в процессе взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения. - 2011.

2. Кодекс маркетинговой практики ассоциации международных фармацевтических производителей AIPM. - М.: «Ремедиум», 2009.

3. Принципы корпоративного управления ОЭСР.-Р, «OECD publications». - 1999.

4. Данилин О., Пустовалова Е. Комплаенс-контроль // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2010. - № 3 (07).

5. Шалимова М.А. Построение комплаенс-контроля в кредитной организации // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2010. - № 2 (06).

6. http://www.corporatecompliance.org.

7. http://www.becompliant.ru.

8. http://www.gehealthcare.com.

9. http://www.hcca-info.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.