ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО УЧИТЕЛЯ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 л
Алимкулов С.О. , Мелибоев А.Р. , Рустамов А.Ш.
1Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли - учитель химии, Школа № 25, г. Даштабад, Заминский район; Мелибоев Анвар Рашидович - кандидат педагогических наук,
доцент, преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования, Джизакский институт подготовки кадров
народного образования и повышения их квалификации Джизакский государственный педагогический институт,
г. Джизак;
Рустамов Абдусамат Шукруллаевич - учитель химии, Школа № 8, г. Ургут, Ургутский район, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье анализируются систематические исследования в современном обществе различных проблем, возникающих в сфере образования, какие профессиональные качества должен развивать в себе современный учитель, способы быть особо профессиональной личностью, профессиональный вид педагогов нашего века. Компетенция и ее определения, компоненты качества человека, уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность — умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Профессиональная компетентность учителя и его профессиональные и личностные качества. Основные цели современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Ключевые слова: информационные технологии, информационная, национально- и общекультурная компетенция, компетенция самосовершенствования, мотивация, профессиональная личность,
конкурентоспособность, индивидуальность.
Современный учитель - это опора современном интеллектуальном обществе. Если учитель хорошо знает свой предмет, знает практических навыков, мотивацировын, морально развит, психологическом аспекте готова общаться учениками, тогда это общество обязательно развивается [1].
В современном обществе требуются учителя с профессиональными навыками, способные решать различные проблемы, возникающие ежедневно, способные правильно оценивать новости образования и науки, заинтересованные в повышении эффективности своей деятельности, правильно построенным мировоззрениям. Современный учитель должен развивать в себе профессиональный компетентность. Будущий педагоге формировавшейся профессиональный компетентностью, способный быть особо профессиональной личностью — это уникальный профессиональный вид педагогов нашего века.
Компетенция — компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность — умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций [2].
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую,
конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
По мнению ученых — психологов, компетентность определяется как совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение определенных функций [3].
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Я особенно отмечаю внимание на эти основополагающие принципы образования (таблица-1):
Таблица 1. Основополагающие принципы образования
1 Исследовательская деятельность
2 Научиться работать с учениками
Методическая работа
Творческая работа в группах
3 Инновационная деятельность
5 Освоение новых педагогических технологий
6 Научиться приобретать знания
7 Различные формы педагогической поддержки
8 Постоянное участие в педагогических конкурсах и фестивалях
9 Распространят собственного педагогического опыта
10 Использование современные информационные технологии
Смысловые признаки компетентности просматриваются в его функциональных характеристиках и в умении дать правильную оценку, сделать выбор в определенных ситуациях. Если школьный учебный процесс есть перени -мание практических навыков будущей профессиональной деятельности, то значит, компетентный специалист стре -мится в будущее, предвидит изменения, ориентирует себя на самообразование.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В наш век каждый педагог должен всегда осознавать необходимость в знаниях. Он в свою очередь ведет к поиску и творчеству. Педагог, у которого развиты данные возможности, может квалифицированно заниматься своей деятельностью в любой сфере образования.
Список литературы
1. "State educational standards" Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, 2017. № 14.
2. Alimkulov S.O. еС Modern innovative-information technologies of teaching at school. "Academic" scientific and methodical journal. ISSN 2412-8236. № 12 (15). Moscow, 2016. 70-71.