Научная статья на тему 'Роль компетентного учителя в сфере современного образования'

Роль компетентного учителя в сфере современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / НАЦИОНАЛЬНОИ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли, Мелибоев Анвар Рашидович, Рустамов Абдусамат Шукруллаевич

В данной статье анализируются систематические исследования в современном обществе различных проблем, возникающих в сфере образования, какие профессиональные качества должен развивать в себе современный учитель, способы быть особо профессиональной личностью, профессиональный вид педагогов нашего века. Компетенция и ее определения, компоненты качества человека, уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Профессиональная компетентность учителя и его профессиональные и личностные качества. Основные цели современного образования соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль компетентного учителя в сфере современного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО УЧИТЕЛЯ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 л

Алимкулов С.О. , Мелибоев А.Р. , Рустамов А.Ш.

1Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли - учитель химии, Школа № 25, г. Даштабад, Заминский район; Мелибоев Анвар Рашидович - кандидат педагогических наук,

доцент, преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования, Джизакский институт подготовки кадров

народного образования и повышения их квалификации Джизакский государственный педагогический институт,

г. Джизак;

Рустамов Абдусамат Шукруллаевич - учитель химии, Школа № 8, г. Ургут, Ургутский район, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются систематические исследования в современном обществе различных проблем, возникающих в сфере образования, какие профессиональные качества должен развивать в себе современный учитель, способы быть особо профессиональной личностью, профессиональный вид педагогов нашего века. Компетенция и ее определения, компоненты качества человека, уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность — умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Профессиональная компетентность учителя и его профессиональные и личностные качества. Основные цели современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная, национально- и общекультурная компетенция, компетенция самосовершенствования, мотивация, профессиональная личность,

конкурентоспособность, индивидуальность.

Современный учитель - это опора современном интеллектуальном обществе. Если учитель хорошо знает свой предмет, знает практических навыков, мотивацировын, морально развит, психологическом аспекте готова общаться учениками, тогда это общество обязательно развивается [1].

В современном обществе требуются учителя с профессиональными навыками, способные решать различные проблемы, возникающие ежедневно, способные правильно оценивать новости образования и науки, заинтересованные в повышении эффективности своей деятельности, правильно построенным мировоззрениям. Современный учитель должен развивать в себе профессиональный компетентность. Будущий педагоге формировавшейся профессиональный компетентностью, способный быть особо профессиональной личностью — это уникальный профессиональный вид педагогов нашего века.

Компетенция — компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность — умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций [2].

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,

общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую,

конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

По мнению ученых — психологов, компетентность определяется как совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение определенных функций [3].

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Я особенно отмечаю внимание на эти основополагающие принципы образования (таблица-1):

Таблица 1. Основополагающие принципы образования

1 Исследовательская деятельность

2 Научиться работать с учениками

Методическая работа

Творческая работа в группах

3 Инновационная деятельность

5 Освоение новых педагогических технологий

6 Научиться приобретать знания

7 Различные формы педагогической поддержки

8 Постоянное участие в педагогических конкурсах и фестивалях

9 Распространят собственного педагогического опыта

10 Использование современные информационные технологии

Смысловые признаки компетентности просматриваются в его функциональных характеристиках и в умении дать правильную оценку, сделать выбор в определенных ситуациях. Если школьный учебный процесс есть перени -мание практических навыков будущей профессиональной деятельности, то значит, компетентный специалист стре -мится в будущее, предвидит изменения, ориентирует себя на самообразование.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

В наш век каждый педагог должен всегда осознавать необходимость в знаниях. Он в свою очередь ведет к поиску и творчеству. Педагог, у которого развиты данные возможности, может квалифицированно заниматься своей деятельностью в любой сфере образования.

Список литературы

1. "State educational standards" Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, 2017. № 14.

2. Alimkulov S.O. еС Modern innovative-information technologies of teaching at school. "Academic" scientific and methodical journal. ISSN 2412-8236. № 12 (15). Moscow, 2016. 70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.