Научная статья на тему 'РОЛЬ КОМАНДНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

РОЛЬ КОМАНДНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ГОВОРЕНИЕ / АЛГОРИТМ / МОТИВАЦИЯ / PROJECT / PROJECT WORK / SPEAKING / ALGORITHM / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Олеся Борисовна

В статье рассматривается возможность использования проектных методов организации обучения английскому языку курсантов образовательных организаций МВД России с целью развития навыков говорения на примере командного проекта в рамках изучения темы «Осмотр места происшествия» (4 семестр). Представлен алгоритм организации данного творческого проекта, а также проанализированы сильные и слабые стороны данной формы организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A TEAM PROJECT IN THE PROCESS OF FORMATION OF SPEAKING SKILLS IN ENGLISH

The article discusses the possibility of using project methods of organizing English language teaching of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to develop speaking skills on the example of a team project in the framework of the study of the topic “Inspection of the scene” (the 4th semester). The author presents the algorithm for organizing this creative project, and analyses the strengths and weaknesses of this form of organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОМАНДНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

ся. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/960545-7 (дата обращения: 18.08.2020).

2. Казакина, М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности : дис. ... д-ра пед. наук. — Л., 1983. — URL: https://www. dissercat. com/content/vzaimosvyaz-razvitiya-kollektiva-i-nravstvennogo-formirovaniya-lichnosti (дата обращения: 18.08.2020).

Сведения об авторе

Юлия Владимировна Смирнова: ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда, Российская Федерация), доцент кафедры русского и иностранных языков, кандидат педагогических наук. E-mail: julianna1805@yandex.ru

Information about the author

Yulia V. Smirnova: Vologda Institute of Law and Economics of the Penal Service of Russia (Vologda, Russia), assistant professor at the Chair of the Russian and Foreign Languages, candidate of pedagogics. E-mail: julianna1805@yandex.ru

УДК 372.881.111.1

© Солдатова О. Б., 2020

РОЛЬ КОМАНДНОГО ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматривается возможность использования проектных методов организации обучения английскому языку курсантов образовательных организаций МВД России с целью развития навыков говорения на примере командного проекта в рамках изучения темы «Осмотр места происшествия» (4 семестр). Представлен алгоритм организации данного творческого проекта, а также проанализированы сильные и слабые стороны данной формы организации образовательного процесса.

Ключевые слова: проект; проектная работа; говорение; алгоритм; мотивация.

© Soldatova O. B., 2020

THE ROLE OF A TEAM PROJECT IN THE PROCESS OF FORMATION OF SPEAKING SKILLS IN ENGLISH

The article discusses the possibility of using project methods of organizing English language teaching of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to develop speaking skills on the example of a team project in the framework of the study of the topic "Inspection of the scene " (the 4th semester). The author presents the algorithm for organizing this creative project, and analyses the strengths and weaknesses of this form of organization of the educational process.

Keywords: project; project work; speaking; algorithm; motivation.

Целью обучения иностранному

языку на любом этапе является формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации. Для достижения данной цели достаточно внимания должно быть уделено аудированию, чтению, письму и, конечно, говорению.

Многие исследователи отмечают, что говорение, как вид речевой деятельности, характеризуется рядом особенностей ([3; 5; 6; 8] и др.):

1) говорение всегда мотивировано: для одних обучающихся мотивацией служит стремление развивать свои навыки и умения, для других — это отличная или положительная оценка. Одним из способов повышения мотивированности развития навыков говорения является использование творческих заданий, детерминирующих интерес к изучаемому языку всей аудитории;

2) говорение всегда целенаправленно. Целью высказывания, как диа-

логического, так и монологического, может быть передача информации, убеждение собеседников в своей правоте, запрос информации, выражение оценки и отношения по поводу предмета разговора и пр.;

3) говорение связано с речемысли-тельной деятельностью. Говорящий выражает свои мысли с помощью доступных ему средств;

4) говорение ситуативно. Говорящий следит за реакцией аудитории или собеседника. Прагматические факторы влияют на содержание речи и на манеру презентации информации. В частности, говорящий может изменить намеченный путь изложения своих мыслей в зависимости от вопросов, ответов и комментариев собеседника/ аудитории.

Творческий проект является одной из форм организации процесса обучения английскому языку, направленной на развитие навыков и умений построения монологических и диалоги-

ческих высказываний. Под проектом в данной статье понимается «инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного / под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, ее микротем» [2, а 122]. Соответственно, под командным проектом в работе понимается проект, реализуемый индивидуально несколькими командами, с целью соревнования между собой.

Проектная работа в рамках обучения английскому языку может быть организована различными способами. По мнению И. Н. Митрюхиной, представляется выделить такие формы организации, как ролевая игра, учебная игра, ток-шоу, дискуссия, дебаты, презентации, коллажи, выставки, вебстраницы, брошюры, видеофильмы и пр. [4] Ряд исследователей относят проекты к информационным, интерактивным и игровым видам деятельности ([1; 7] и др.), которые способствуют развитию креативности, самостоятельности и сознательности обучающихся.

Важной характеристикой проектных методов организации образовательного процесса является повышение мотивации изучения материала и интереса обучающихся. В этом случае

обучающиеся осознанно подбирают материал, грамматические и лексические средства, необходимые им для реализации отдельного проекта. В значительной степени отмечается интерес обучающихся в случаях использования на практических занятиях командных проектов, поскольку атмосфера соревнования заставляет работать всех членов команды.

Рассмотрим технологию организации проектной командной работы курсантов образовательных организаций системы МВД России на примере темы «Осмотр места происшествия» (4-й семестр обучения английскому языку). Работа над проектом может быть условно разделена на пять этапов (см. рис. 1):

I подготовительный этап, на котором осуществляется постановка задачи, объясняются правила проектной работы. Группа обучающихся из 1315 человек делится на 3 команды по 4-5 человек (количество членов команд зависит от количества обучающихся подгруппы). Каждая команда должна самостоятельно создать свой проект, не раскрывая деталей данного проекта другим командам, поскольку от этого зависит финальная оценка всей работы. Команды должны детально описать место происшествия, представив протоколы, фото, картинки, карты и пр., имплицируя информацию, которая поможет другим

командам с помощью дополнительных вопросов выяснить важные детали правонарушения, а также установить преступника(ов). Решение задачи о сути преступления и о личности преступника должно содержаться в презентации описания места происшествия. Вместе с тем, ответ не должен быть на поверхности. Чем интереснее и креативнее способ презентации описания, тем выше финальная оценка проекта команды. Установка на выполнение задания делается в начале изучения темы «Осмотр места

происшествия», проект презентуется на заключительных занятиях по теме. Таким образом, обучающимся предоставляется время на обдумывание сценария и детальную разработку проекта. Сюжет описания места происшествия может быть придуман самостоятельно, заимствован из отдельного публичного дела, детективного произведения, фильма и пр. Проект представляется в виде мультимедийной презентации, карты местности или видеофрагмента.

Рис. 1. Алгоритм организации работы над проектом

II этап — индивидуальное распределение функций внутри команды. Отметим, что при делении подгруппы на команды учитывается уровень владения английским языком: обучаю-

щиеся с высоким уровнем владения английским языком равномерно распределяются по разным командам. Кроме этого, учитываются индивидуальные склонности обучающихся к

творческим видам деятельности, к организации работы коллектива и др. Важно, чтобы все члены команды были задействованы в работке проекта: подборке сюжета, речевом и графическом оформлении. Необходимым условием проектной работы является то, что презентация проекта должна осуществляться минимально двумя спикерами.

III этап — коллективное взаимодействие внутри команды. Данный этап является внеаудиторным видом деятельности, обучающиеся самостоятельно организуют свое время, чтобы сохранить суть проекта втайне от других команд.

IV этап — презентация проекта. В ходе данного этапа команды описывают место происшествия, готовы ответить на вопросы других команд, которые пытаются установить важные улики, имеющиеся в деле, и выявить личность преступника/преступников.

V этап — подведение итогов проектной работы команд. В рамках подведения итогов учитываются:

- грамотность речи спикеров;

- креативность проекта;

- построение актуальных вопросов выступающим;

- корректные ответы на задаваемые вопросы;

- проявление смекалки при нахождении решения поставленной задачи.

Важно отметить, что поскольку данный проект направлен, прежде всего, на развитие навыков говорения, то в ходе изучения темы преподаватель должен акцентировать внимание обучающихся на грамматических конструкциях, активном лексическом материале и клише, которые могут быть полезны курсантам для составления речи презентации места происшествия. Преподавателю следует отмечать возможные варианты организации выступления, для этого возможно использовать просмотр видеофрагментов описания места происшествия из детективных фильмов, анализ протоколов осмотра места происшествия, доступных широкой аудитории, а также обзор фотографий подобного рода.

Анализ положительных и отрицательных сторон реализации подобных командных проектов можно представить в форме SWOT анализа (таблица 1).

Таблица 1. SWOT командного проекта

Сильные стороны Слабые стороны

повышение мотивации изучения английского языка; развитие навыков говорения; сплочение членов команды; детальное изучение изучаемого активного материала; тщательная проработка алгоритма действий при осмотре места происшествия, необходимая для будущей практической работы в органах внутренних дел; поиск творческих идей, нестандартное применение знания английского языка обучающиеся, имеющие низкий уровень владения английским языком, могут недостаточно активно участвовать в разработке проекта

Возможности Угрозы

реализация личностного потенциала; подготовка к практической работе в органах внутренних дел возникновение конфликтной ситуации между командами-оппонентами

SWOT анализ командного проекта демонстрирует превалирование положительных характеристик над отрицательными.

Таким образом, командный проект в целом как форма организации образовательного процесса, представляет собой эффективный способ формирования навыков говорения и повыше-

ния мотивации и интереса обучающихся при изучении английского языка. Практика показывает, что обучающиеся значительно лучше запоминают активный грамматический и лексический материал в случае использования творческих заданий и интерактивных форм организации образовательного процесса.

Литература

1. Бурцева, Э. В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Улан-Удэ, 2002. — 25 с.

2. Горобец, Л. Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 2. — С. 122-128.

3. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1985. — 160 с.

4. Митрюхина, И. Н. Методика формирования коммуникативно -познавательного интереса при обучении иноязычному говорению переводчиков в сфере профессиональной коммуникации : дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2010. — 23 с.

5. Митрюхина, И. Н. Технология организации взаимодействия при обучении иноязычному говорению // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. — № 3. — 2019. — С. 160-171.

6. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М., 1991. — 223 с.

7. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10.

8. Серова, Т. С. Коммуникативность и проблемность в современных технологиях обучения в вузе // Информация, информированность, инновации в образовании и науке. Избранное о теории профессионально-ориентированного чтения и методике обучения ему в высшей школе. — Пермь, 2015. — С. 122128.

Сведения об авторе

Олеся Борисовна Солдатова: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук. E-mail: bugaeva82@mail.ru

Information about the author

Olesya B. Soldatova: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russian Federation), associate professor, department of foreign languages, candidate of philological sciences. E-mail: bugaeva82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.