Научная статья на тему 'Роль Кодекса корпоративной этики в системе управления персоналом предприятий железнодорожного транспорта'

Роль Кодекса корпоративной этики в системе управления персоналом предприятий железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / CORPORATE GOVERNANCE / ETHICS OF BUSINESS COMMUNICATION / ETHICAL PROBLEMS / CONFLICTS MANAGEMENT / ENTERPRISES OF RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брылева Любовь Геннадьевна, Барчуков Алексей Валерьевич

В статье приводится характеристика актуальных на сегодняшний день видов Кодексов корпоративной этики и подходов к их созданию. Данная статья раскрывает теоретические аспекты исследования проблемы конфликтного регулирования в системе корпоративного менеджмента применительно к предприятиям же лезнодорожного транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CODE OF CONDUCT IN THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF ENTERPRISES OF RAILWAY TRANSPORT

The article presents the characteristics of topical today forms the Code of Conduct, and approaches to their creation. This article reveals the theoretical aspects of the study of the problem of conflict regulation in the system of corporate management in relation to rail transport enterprises

Текст научной работы на тему «Роль Кодекса корпоративной этики в системе управления персоналом предприятий железнодорожного транспорта»

УДК 005.95:656.2 © Л.Г. Брылева, A.B. Барчуков

Л.Г. Брылева, A.B. Барчуков РОЛЬ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В статье приводится характеристика актуальных на сегодняшний день видов Кодексов корпоративной этики и подходов к их созданию. Данная статья раскрывает теоретические аспекты исследования проблемы конфликтного регулирования в системе корпоративного менеджмента применительно к предприятиям железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: корпоративное управление, этика делового общения, этические проблемы, управление конфликтами, предприятия железнодорожного транспорта.

""■"""V отличие от зарубежного менеджмента, I—^ практика корпоративного управления и И Л вместе с тем попытки внедрения Кодексов корпоративного управления имеют в России относительно небольшой опыт. Несмотря на это, многие крупные компании сегодня активно внедряют в свою работу данный документ, призванный повысить эффективность управления организацией

[3, 6].

Значимость данного регламента подчеркивается тем, что он является элементом международного стандарта и представляет собой свод рекомендаций, применение которых должно быть добровольным, основанным на стремлении повысить имидж и коммерческую привлекательность компании в глазах других участников экономических отношений. Отправной точкой для массового внедрения Кодексов корпоративного управления стало Распоряжение от 4 апреля 2002 года № 421/р Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения», представляющее сегодня национальный стандарт передовой практики корпоративного управления.

Несмотря на то, что практика создания Кодексов является общедоступной, в частности, в самом нормативном акте раскрываются основные принципы наилучшей практики корпоративного поведения, в соответствии с которыми российские компании могут строить свою систему корпоративного поведения, а также содержатся рекомендации по практической реализации данных принципов и раскрытию соответствующей информации, однако на сегодняшний день существует множество проблем, связанных с практикой исполнения этих норм.

Заметим, что главной целью формирования Кодекса корпоративного поведения является соблюдение интересов собственников и, тем самым, сокращение возможных конфликтов, связанных с корпоративным поведением, которое, как указывается в документе, «представляет собой широкое понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с

управлением хозяйственными обществами» [2]. Несмотря на этот факт, в нем представлены рекомендации по урегулированию конфликтов исключительно с акционерами, чему посвящена последняя глава Кодекса корпоративного поведения. На наш взгляд, игнорирование вопросов, связанных с управлением иных конфликтов, возникающих в организации, является противоречащим упущением заявленному тезису о понятии корпоративного управления.

По нашему мнению, на сегодняшний день наиболее действенной попыткой регламентации в компаниях вопросов социально-этического характера должно стать закрепление в Кодексе корпоративной или деловой этики правил и норм, принятых в организации, устанавливающих определенные сценарии поведения в процессе совместной деятельности на различных уровнях межличностного взаимодействия, в частности, в вопросах конфликтного регулирования.

Далее считаем целесообразным представить обзор актуальных на сегодняшний день видов Кодексов корпоративной этики, освещенных в трудах ученых. По мнению специалистов, в области менеджмента персонала в настоящее время наиболее популярными являются следующие виды кодексов: профессиональные и корпоративные [7, 8, 9, 14].

Профессиональные этические кодексы регламентируют взаимоотношения людей внутри профессионального сообщества и, по мнению специалистов, наиболее эффективны для профессиональных коллективов, где наиболее ярко выражены профессиональные этические дилеммы [12, 14].

Корпоративные кодексы этики направлены на регулирование возможных противоречий в интересах заинтересованных групп: персонала, акционеров, поставщиков, контрагентов, государства. Основной задачей подобных документов является установление приоритетов в отношении указанных выше целевых групп и путей согласования их интересов [13, 14]. В связи с этим, данный документ призван выполнять три основные функции, характеристика которых представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика функций Кодекса корпоративной этики

Функция Содержание деятельности в рамках указанной функции

Репутационная Создание условий доверия к организации со стороны внешней среды, повышающих ее надежность и инвестиционную привлекательность

Управленческая Разработка политики и тактики поведения в условиях напряженности, возникающей в различных этических вопросах. Установление приоритетов; описание процедур принятия решений в сложных этических ситуациях, исключение неправомочных форм поведения в вопросах регулирования возникающих проблем

Развитие корпоративной культуры Закрепление в Кодексе единых целей, задач и стандартов организации, способствующих единению и сплоченности в рамках корпоративной организационной культуры

Информация в табл. 1 демонстрирует наличие взаимодополняемых функций Кодекса корпоративной этики, выполнение которых способствует гармоничному и эффективному развитию компании, а также позволяет обеспечивать благоприятные условия для работы персонала, с точки зрения защиты и удовлетворения их интересов. Совместная реализация указанных выше функций, на наш взгляд, может способствовать эффективному управлению персоналом и минимизации негативных последствий, вследствие возникающих конфликтов, неизбежность которых подчеркивается многими исследователями [5, 13, 15].

В работах иностранных авторов находит свое отражение описание различных подходов к созданию этических кодексов, закрепившихся с начала развития корпоративного менеджмента за рубежом, к которым следует отнести: профессиональный; декларативный и развернутый [7, 8, 14].

Профессиональный подход основывается на кодексах профессиональной этики, предназначенных для определенного круга организаций, имеющих профессиональную однородность. Такие Кодексы ориентированы на всех сотрудников организации и содержат в себе описание процессов регулирования возможных профессиональных этических проблем. Такие кодексы, как правило, отражают все три функции Кодекса корпоративного поведения, имеют относительно большой объем и написаны с применением профессиональной лексики.

Декларативный подход к формированию Кодекса корпоративной этики, или «Кредо», получил свое распространение с начала двадцатого столетия, с целью закрепления этических принципов. Данный вид Кодекса предназначен для описания идеологии и общих правил и норм поведения в организации. Предназначение декларативного Кодекса корпоративной этики заключается в выполнении функции развития корпоративной культуры организации с элементами управленческой функции. Подобные кодексы получили свое распространение в крупных и профессионально разнородных организациях, и предназначаются в основном для всех категорий персонала организации. При этом отличительной особенностью данного документа является наличие сложной, для восприятия широкого круга аудитории, профессиональной лексики, и представлен относительно небольшим объемом информации.

С начала 80-х годов двадцатого века получил признание развернутый подход разработки Кодекса корпоративной этики. Особенность данного подхода заключалась в том, что такой Кодекс содержал в себе углубленные сведения об этических правилах поведения персонала в конкретных вопросах, представляющих этические трудности. Данный вид регламентов включает в себя достаточно большой объем информации с применением специальной терминологии. Развернутый вариант Кодекса корпоративной этики направлен на реализацию управленческой и репутационнй функций и предназначен, в основном, для определенных категорий работников, в частности, для среднего и высшего звена управления. Вместе с тем, необходимо отметить, что данное обстоятельство противоречит нормам корпоративного управления, требующим установление и соблюдение единых норм корпоративного поведения работников. Однако, в виду различного статуса и уровня подготовленности персонала крупных организаций, установление единых норм и правил корпоративного поведения, достаточно проблематично.

Несмотря на то, какой именно подход к разработке Кодекса корпоративного поведения для себя выбирает компания, ее главной задачей, одновременно представляющей собой особую трудность, является обеспечение эффективной реализации изложенных в документе норм и принципов, принимаемых ею с момента внедрения Кодекса. Для этого необходимо полное понимание и разделение указанных обстоятельств большинством персонала компании, и достижение таких результатов, на наш взгляд, является весьма проблематичным и требует от менеджмента компании организации масштабной работы по повышению информированности персонала.

Поскольку, как указывается в Распоряжении от 4 апреля 2002 года №421/р Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» «стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в большей степени они важны для акционерных обществ, в связи с тем, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением». Данное обстоятельство подчеркивает актуальность исследования этого вопроса на примере анализа существующе-

го Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», введенного в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 6 мая 2015 года № 1143р.

Отметим, что целью нашего исследования не является изучение Кодекса деловой этики ОАО «РЖД» на соответствие или несоответствие положений, изложенных в документе, положениям, рекомендованных Кодексом корпоративного поведения, утвержденным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

Таблица 2

Анализ Кодекса деловой этики ОАО «РЖДч_

Структура Содержание

1. Общие положения Сведения о назначении и характеристике документа

2.Этические принципы Раскрытие этических принципов, применяемых в холдинге

3. Ценности бренда Характеристика традиций и ценностей бренда ОАО «РЖД»

4. Взаимная ответственность холдинга и работников Определение ответственности работодателя и работников

5. Общие принципы поведения работников Характеристика принципов поведения работников холдинга

6. Общие принципы поведения руководителей Характеристика принципов поведения руководителей холдинга

7. Информация конфиденциального характера Оценка требований, предъявляемых к работе с информацией конфиденциального характера

8. Соблюдение коммерческих интересов Характеристика требований по соблюдению коммерческих интересов холдинга

9. Предотвращение конфликта интересов ОАО <^ЖД» и работников Характеристика требований, предъявляемых к работникам и руководителям по отношению к возможному конфликту интересов между ОАО «РЖД» и работниками

10. Получение, дарение деловых подарков и иная выгода Регламентация действий, связанных с получением подарков или иных выгод

11. Противодействие коррупции Регламентация действий по противодействию коррупции

12. Защита имущества Определение целей использования имущества холдинга

13. Охрана труда Характеристика требований по охране труда и защите здоровья работников холдинга

14. Защита окружающей среды Определение направлений работы холдинга по охране окружающей среды

15. Отношения с юридическими и физическими лицами Характеристика отношений холдинга с юридическими и физическими лицами

16. Отношения с акционерами Характеристика принципов работы с акционерами

17. Отношения с дочерними обществами Характеристика принципов работы с дочерними обществами и их предназначением

18. Отношения с клиентами Характеристика отношений холдинга с клиентами

19. Отношения с контрагентами Характеристика отношений холдинга с контрагентами

20. Отношения с инвесторами Характеристика отношений холдинга с инвесторами

21. Отношения с конкурентами Характеристика отношений холдинга с конкурентами

22. Взаимодействия с представителями государства, представителями иностранного государства, представителями публичных международных организаций, представителями публичных международных организаций и представителями некоммерческих организаций Определение требований работы с представителями государства, представителями иностранного государства, представителями публичных международных организаций, представителями публичных международных организаций и представителями некоммерческих организаций

23. Социальная ответственность Характеристика направлений работы холдинга в рамках реализации социальной политики

24. Соблюдение норм настоящего Кодекса Регламентация требований по соблюдению Кодекса

25. Заключительные положения Регламентация применения документа

Область наших интересов заключается в анализе сведений, характеризующих возможность регулирования конфликтных ситуаций, возникающих в компании на различных уровнях межличностного взаимодействия, вероятность которых неоспорима современной наукой, и в связи с этим обстоятельством, на наш взгляд, должны иметь обязательное отражение в Кодексе корпоративной или деловой этики. Анализ подобного документа представлен в табл. 2.

Как видно по сведениям, представленным в табл. 2, в анализируемом документе частично присутствуют элементы функции регулирования конфликтных ситуаций, описанные исключительно на внешнем уровне, то есть исключительно с позиции возникновения конфликтов между организацией и акционерами, что, по нашему мнению, недостаточно. Высказанное умозаключение продиктовано исследованиями деструктивного влияния организационных конфликтов на мотивацию и вовлеченность работников предприятий железнодорожного транспорта в работу организации. Негативное влияние организационных конфликтов не способствует достижению единых корпоративных целей и затормаживает процесс эффективного развития организации, что особенно актуально в условиях организационных изменений [4].

Как показывают результаты проводимого исследования в 2012-2013 гг., среди работников предприятий железнодорожного транспорта 87 % опрошенных оценивают взаимоотношения между работниками и руководством организации, в которой они работают, как напряженные, но не доходящие до открытых конфликтов [4].

Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует необходимость совершенствования Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», разработки и внедрения комплекса мер, направленных на своевременное предупреждение конфликтов, посредством выявления причин, способствующих их возникновению, а также применение соответствующих мероприятий по их управлению.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 26. 12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» от 4 апреля 2002 года № 421/р // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3. Барчуков, A.B. Финансовая оценка сделки М&А в процессах формирования холдинговых образований [Текст] / A.B. Барчуков // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 5. - С. 3-18.

4. Брылева, Л.Г. Исследование вовлеченности персонала в процессе организационных изменений на примере структурных подразделений ДВЖД - филиала ОАО «РЖД» [Текст] / Л.Г. Брылева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 24). - С. 5523-5529.

5. Брылева, Л.Г. Модификации конфликта интересов собственников акционерных обществ в управлении финансами [Текст] / Л.Г. Брылева, Р.Г. Леонтьев // Труды Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования» - Т. 3. - Хабаровск: ДВГУПС, 2012. - С. 24-28.

6. Веретенников, Н.П. Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления: монография [Текст] / Н.П. Веретенников, Р.Г. Леонтьев. - М.: ВИНИТИ РАН, 2003. - 624 с.

7. Из исследований кодексов корпоративного управления российских компаний [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-8/14.shtml, свободный.

8. Клепалова, Ю.И. Кодекс этики как регулятор трудовых отношений в ОАО «РЖД» [Текст] / Ю.И. Кле-палова // Управление персоналом в инновационной среде: сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГУПС, 2011. - Вып. 99 (182).-С. 85-89.

9. Лимитовский, М. Конфликт интересов крупных и мелких акционеров в управлении финансами российских корпораций [Текст] / М. Лимитовский // Консультант директора. - 2006. -№ 13. - С. 2-6.

10. Погудин, O.A. О совершенствовании поощрения активности персонала хозяйственных операций [Текст] / O.A. Погудин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 97-105.

11. Полухина, А.Н. Управление конфликтами в сфере кадрового менеджмента в сервисно-туристкой организации [Электронный ресурс] / А.Н. Полухина. - Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik/ 99990193_west.../84.pdf, свободный.

12. Рамазанов, А. Роль менеджмента в корпоративном бизнесе [Текст]/ А. Рамазанов // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 4. - С. 69-76.

13. Рутицкая, В. Конфликты в организации: пути их преодоления [Текст] / В. Рутицкая // «Справочник кадровика». - 2009. - С. 13-16.

14. Стерин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: каждой компании - свой кодекс [Электронный ресурс] / И. Стерин, Н. Парфенова. - Режим доступа: // www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/331601, свободный.

15. Яценко, В. Поведение человека в производственных конфликтах [Текст] / В. Яценко // Менеджер по персоналу. - 2011. - С. 11-14.

References

1. Federalnyy zakon ot 26. 12.1995 № 208-FZ (red. ot 29.06.2015) «Ob aktsionernykh obshchestvakh» [Federal Law of 26. 12.1995 № 208 -FZ (ed. By 06.29.2015) "On Joint Stock Companies"] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Garant».

2. Rasporyazheniye Federalnoy komissii po rynku tsennykh bumag «O rekomendatsii k primeneniyu Kodeksa korporativnogo povedeniya» ot 04 aprelya 2002 goda № 421/r [Order of the Federal Commission for the Securities Market "On the recommendations of the application to the Corporate Code of Conduct " on April 4, 2002 № 421 / r] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Garant».

3. Barchukov, A.V. Finansovaya otsenka sdelki M&A v protsessakh formirovaniya kholdingovykh obrazovaniy [Financial evaluation of M & A transactions in the formation of the holding entities] / A.V. Barchukov // Finansovii menejement, 2005, № 6, pp. 44-55.

4. Bryleva, L.G. Issledovaniye vovlechennosti personala v protsesse organizatsionnykh izmeneniy na primere strukturnykh podrazdeleniy DVZhD - filiala OAO «RZhD» [Research staff involvement in the process of organizational changes on the example of structural units of the Far Eastern Railway - branch of JSC "Russian Railways"] / L.G. Bryleva // Fundamentalnyye issledovaniya, 2015, № 2 (chast 24), pp. 5523-5529.

5. Bryleva, L.G. Modifikatsii konflikta interesov sobstvennikov aktsionernykh obshchestv v upravlenii finansami [Modifications to the conflict of interests of owners of joint stock companies in financial management] / L.G. Bryleva. R.G. Leontyev // Trudy Vserossiyskoy molodezhnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauchno-tekhnicheskiye problemy transporta, promyshlennosti i obrazovaniya», T. 3, Khabarovsk: DVGUPS, 2012, pp. 24-28.

6. Veretennikov, N.P. Korporatsii: organizatsionnyye formy. printsipy i funktsii upravleniya: monografiya [Corporation: organizational forms, principles and functions of management : monograph] / N.P. Veretennikov, R.G. Leontyev, M.: VINITI RAN, 2003, 624 p.

7. Iz issledovaniy kodeksov korporativnogo upravleniya rossiyskikh kompaniy [From studies of corporate governance codes of Russian companies] // Rezhim dostupa: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-8/14.shtml.

8. Klepalova, Yu.I. Kodeks etiki kak regulyator trudovykh otnosheniy v OAO «RZhD» [Code of Ethics as a regulator of labor relations in the JSC "Russian Railways "] / Yu.I. Klepalova // Upravleniye personalom v innovatsion-noy srede: sb. nauch. st. Vyp. 2. - Ekaterinburg: UrGUPS, 2011, Vyp. 99 (182), pp. 85-89.

9. Limitovskiy, M. Konflikt interesov krupnykh i melkikh aktsionerov v upravlenii finansami rossiyskikh korpo-ratsiy [Conflict of interests of large and small shareholders in the management of the finances of Russian corporations] / M. Limitovskiy// Konsultant direktora, M.: INFRA-M, 2006, № 13, pp. 2-6.

10. Pogudin, O.A. O sovershenstvovanii pooshchreniya aktivnosti personala khozyaystvennykh operatsiy [On improving the activity of promoting business operations personnel] / O.A. Pogudin // Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2011, № 6, pp. 97-105.

11. Polukhina, A.N. Upravleniye konfliktami v sfere kadrovogo menedzhmenta v servisno-turistkoy organizatsii [Conflict management in the field of human resource management in service-tourism Organization] // A.N. Polukhina. Rezhim dostupa: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik/99990193_west.../84.pdf.

12. Ramazanov, A. Rol menedzhmenta. v korporativnom biznese [The role of management in the corporate business] / A. Ramazanov // Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2007, № 4, pp. 69-76.

13. Rutitskaya, V. Konflikty v organizatsii: puti ikh preodoleniya [Conflicts in organizations : how to overcome them] / V. Rutitskaya // Spravochnik kadrovika, 2009, pp. 13-16.

14. Sterin, I. Kodeks korporativnoy etiki: kazhdoy kompanii - svoy kodeks [Code of Conduct: every company -its code] // I. Sterin, N. Parfenova. Rezhim dostupa: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/331601.

15. Yatsenko V. Povedeniye cheloveka vproizvodstvennykh konfliktakh [Human behavior in industrial disputes] / V. Yatsenko // Menedzher po personalu, 2011, pp. 11-14.

THE ROLE OF THE CODE OF CONDUCT IN THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF ENTERPRISES OF RAILWAY TRANSPORT

Lyubov G. Bryleva,

Postgraduate, Senior Lecturer, Far Eastern State Transport University Aleksey V. Barchukov, Professor, Far Eastern State Transport University

Abstract. The article presents the characteristics of topical today forms the Code of Conduct, and approaches to their creation. This article reveals the theoretical aspects of the study of the problem of conflict regulation in the system of corporate management in relation to rail transport enterprises.

Keywords: corporate governance, ethics of business communication, ethical problems, conflicts management, enterprises of railway transport.

Сведения об авторе:

Брылева Любовь Геннадьевна - аспирант, старший преподаватель Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск, Российская Федерация); e-mail: lgbryleva@mail.ru.

Барчуков Алексей Валерьевич - доктор экономических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск, Российская Федерация); e-mail: barchukov_alex@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.12.2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.