Научная статья на тему 'РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТАНОВЛЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВОЛЖЬЯ'

РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТАНОВЛЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВОЛЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхакова Р.Р., Галеева М.А.

В статье исследуется роль духовных семинарий и академий Российской империи в становлении и развитии народного образования. Отмечается, что духовная школа переросла узкие задачи подготовки священнослужителей, а стала заметным явлением в образовательном пространстве. Отмечается, что педагогическая подготовка в духовных учебных заведениях отражала передовые педагогические и дидактические идеи того времени. Казанская духовная академия, ее преподаватели и выпускники формировали народную школу для нерусских народов Поволжья. Отмечается, что духовная школа, объективно, способствовала развитию просвещения, национального самосознания, национальной интеллигенции. Выявлена роль отдельных педагогов, организаторов народного образования, внесших заметный вклад в становление образования в многонациональной Казанской губернии в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE KAZAN THEOLOGICAL ACADEMY IN THE FORMATION OF PUBLIC EDUCATION IN THE VOLGA REGION

The article examines the role of theological seminaries and academies of the Russian Empire in the formation and development of public education. It is noted that the theological school has outgrown the narrow tasks of training clergymen, and has become a noticeable phenomenon in the educational space. It is noted that the pedagogical training in religious educational institutions reflected the advanced pedagogical and didactic ideas of that time. The Kazan Theological Academy, its teachers and graduates formed a folk school for the non-Russian peoples of the Volga region. It is noted that the spiritual school, objectively, contributed to the development of education, national consciousness, national intelligentsia. The role of individual teachers, organizers of public education, who made a signiant contribution to the formation of education in the multinational Kazan province in the pre-revolutionary period, is revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТАНОВЛЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВОЛЖЬЯ»

УДК 378

Роль Казанской духовной академии в становлении народного образования Поволжья

Исхакова Р.Р.,

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия isrezeda@yandex.ru Галеева М.А., Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия galeeva_mariyam@mail.ru,

Аннотация. В статье исследуется роль духовных семинарий и академий Российской империи в становлении и развитии народного образования. Отмечается, что духовная школа переросла узкие задачи подготовки священнослужителей, а стала заметным явлением в образовательном пространстве. Отмечается, что педагогическая подготовка в духовных учебных заведениях отражала передовые педагогические и дидактические идеи того времени. Казанская духовная академия, ее преподаватели и выпускники формировали народную школу для нерусских народов Поволжья. Отмечается, что духовная школа, объективно, способствовала развитию просвещения, национального самосознания, национальной интеллигенции. Выявлена роль отдельных педагогов, организаторов народного образования, внесших заметный вклад в становление образования в многонациональной Казанской губернии в дореволюционный период.

Ключевые слова: духовная система образования, народное образование, педагогическая деятельность

The role of the Kazan Theological Academy in the formation of public education in the Volga region

Rezeda Rifovna Iskhakova,

Kazan National Research Technological University,

isrezeda@yandex.ru Mariam Arslanovna Galeeva, Kazan Federal University, galeeva_mariyam@mail.ru,

Abstract. The article examines the role of theological seminaries and academies of the Russian Empire in the formation and development of public education. It is noted that the theological school has outgrown the narrow tasks of training clergymen, and has become a noticeable phenomenon in the educational space. It is noted that the pedagogical training in religious educational institutions reflected the advanced pedagogical and didactic ideas of that time. The Kazan Theological Academy, its teachers and graduates formed a folk school for the non-Russian peoples of the Volga region. It is noted that the spiritual school, objectively, contributed to the development of education, national consciousness, national intelligentsia. The role of individual teachers, organizers of public education, who made a signiant contribution to the formation of education in the multinational Kazan province in the pre-revolutionary period, is revealed.

Keywords: spiritual education system, public education, pedagogical activity

Введение: В современной исторической литературе и в работах по истории педагогики система духовных учебных заведений, находившихся в ведении Русской Православной церкви, рассматривается как существующая параллельно светской системе и отдельно от нее, и ее изучению практически не уделяется внимания, за исключением работ по истории церкви и религиозной политики.

Цель: На основе анализа дореволюционной и современной научной литературы проанализировать роль учебных заведений, подчиненных Русской Православной церкви -духовных академий и семинарий в становлении просвещения в России в целом, и в многонациональном Поволжье, ее роли в процессе формирования интеллектуального потенциала общества, российской интеллигенции. Данная статья является продолжением многолетнего исследования проблем образования и педагогической мысли в регионе.

Духовная система образования как цельная, основанная на принципе преемственности, сложилась намного раньше светской - уже к середине 18 в., и с момента своего возникновения заявила о себе как явлении в культурной и общественной жизни. До возникновения широкой сети светских учебных заведений, семинарии выполняли социальный заказ в подготовке грамотных, образованных священнослужителей. Семинарии были средней ступенью образования - в ней дети духовенства и отчасти, малообеспеченных слоев населения могли получить среднее образование, и в дальнейшем перед ними было право выбора: избрать гражданскую или церковную службу. Семинария давала возможность, в отличие от некоторых других средних учебных заведений, продолжить образование либо в духовной академии, либо в университете. Но и духовной семинарии было достаточно для того, чтобы занять учительские должности.

В 18 и первой половине 19 вв. духовные семинарии и академии не считались педагогическими учебными заведениями, в них не ставилась специальная цель готовить выпускников к педагогической деятельности в общеобразовательной школе, не изучались специальные педагогические дисциплины. Тем не менее, в это время из духовных учебных заведений вышло множество преподавателей разного уровня - университетских, гимназических, начальных школ в городах, частных учителей и гувернеров.

Выдающийся русский философ Г.Флоровский, оценивая роль духовной школы в развитии образования писал: «Духовно-школьная цель оказалась подлинным социальным базисом для всего развития и расширения русской культуры и просвещения 19 в. Светская школа окрепла очень нескоро, не раньше сороковых годов, - Казанская гимназия и даже университет... были далеко позади тогдашних семинарий, не говоря уже о преобразованных академиях. Именно «семинарист» в течение десятилетий оставался строителем русского просвещения в самых разных областях. История русской науки и учености вообще самым кровным образом связана с духовной школой и духовным сословием» (Флоровский, 1937, с. 231).

К середине 19 в. положение меняется. В пореформенный период, когда начальное образование становится массовым, открываются тысячи земских и городских начальных школ, когда быстро растет количество средних учебных заведений, практически каждый священник становится преподавателем. Во всех школах Закон Божий был не только обязательным, но и одним из главных предметов.

В пореформенный период духовные семинарии и академии России, а также их выпускники оказывали заметное влияние на ситуацию в народном образовании в идеологическом, культурном, нравственном аспекте.

Можно без преувеличения отметить, что к началу 19 в. в России не было приходских священников, которые, одновременно, не были преподавателями. То, что выпускники

духовных семинарий должны обладать педагогическими знаниями и навыками оставалось ясно и церковным и государственным властям. С середины 1860-х гг. большинство духовных семинарий осуществляет специальную педагогическую подготовку - вводится преподавание педагогики, педагогическая практика в воскресных или образцовых школах при семинариях.

Немаловажную роль сыграло то, что в ходе реформы духовной школы 1864-67 гг. учебные программы семинарий были преобразованы так, что семинария давала не только духовное образование, но и отвечало уровню общего светского среднего образования. Одной из причин этого и стала необходимость подготовки семинаристов к педагогической деятельности. Анализ учительского корпуса пореформенной России в целом, и Казанской губернии, в частности, показывает, что роль выпускников семинарий в развитии народного образования не ограничивалась преподаванием Закона Божьего, выпускники семинарий, не вступая в сан, преподавали в школе.

Духовная школа 19 в. находилась в тесной связи с культурной, социально-экономической и общественно-политической ситуацией в стране. В концепции буржуазных реформ 1860-х гг., наряду с введением либеральных уставов практически всех учебных заведений, предполагалось реформирование духовной школы (уставы: университетский 1863 г., военных гимназий 1863 г., гимназий и прогимназий 1864 г., духовных училищ и семинарий 1867 г., духовных академий 1869 г.). В стратегии образовательной политики «наблюдалось кооперирование деятельности Министерства народного просвещения и Св.Синода по вопросам начального и среднего образования» (Сушко, 1998, с. 2). Кооперация заключалась в том, что государство отводило решающую роль духовенству, особенно приходскому, в деле начального народного образования, на средних и высших ступенях - воспитательные цели достигались через обязательное преподавание Закона Божьего во всех учебных заведениях.

С 1880 г. и вплоть до закрытия в Казанской духовной академии педагогика преподавалась как самостоятельная светская дисциплина с традиционным делением на теорию обучения и воспитания, большая часть учебного времени отводилась на изучение достижений русской и зарубежной передовой педагогической мысли (Коменского, Песталоцци, Дистервега, Ушинского, Пирогова и др.) (НАРТ Ф.10, оп.1, д. 9713, сс. 54-63).

С 1869 г. было решено преобразовать академии Санкт-Петербургскую и Киевскую, а в следующем году - Московскую и Казанскую. По новому уставу 1869 г. перед духовными академиями ставилась двоякая задача. Это должна была быть не только высшая богословская школа, но и еще своего рода педагогический институт духовного ведомства. В новых условиях в академиях не столько готовились к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности, курс педагогики остался в числе обязательных предметов. (Православная богословская энциклопедия. - С. 78). В дальнейшем академии превращаются в вузы, в первую очередь, педагогического направления. Как пишет Г.Флоровский, «вряд ли большинство студентов имело «надежду священства, а ради учительского звания. И в самом пастырстве для людей того времени «власть учить» почти заслоняет и самый дар священства, самое «служение таинств». ( 1937, с. 362.). Поступая в академию, большинство абитуриентов видело себя именно преподавателями, причем не узком смысле, как это было заложено в уставе академии - преподавателями духовных учебных заведений, а деятелями народного просвещения. Отсюда понятен интерес студентов к тем дисциплинам, которые непосредственно готовили к педагогической деятельности.

С начала 1890-х гг. студенты церковно-практического отделения академии избирали педагогику как научную специализацию. В фонде Казанской духовной академии отложились курсовые сочинения, они стали предметом научного анализа (Православная богословская энциклопедия 1900 - 1911. 1128 стб.).

Анализ научной проблематики сочинений позволяет сделать вывод о том, что академия являлась крупным научным центром Повожско-Уральского, Сибирского регионов, где

разрабатывались проблемы образования, культуры, просветительства, миссионерства. Лучшие работы были опубликованы в «Известиях по Казанской епархии» и были введены в научный оборот (Исхакова, 2001, с. 23).

Интерес к педагогике и подготовка к педагогической деятельности в Казанской духовной академии были связаны с двумя разными группами студентов. Первую, более многочисленную, составляла обычная для всех духовных академий России группа, специально готовящаяся к работе в духовных учебных заведениях. Вторую, характерную только для Казани, составляли студенты, закончившие миссионерское отделение.

К началу 20 в. значительную часть студентов миссионерского отделения составляли представители народов Поволжья, выпускники учебных заведений системы Н.И.Ильминского. Для них была свойственная искренняя религиозность, педагогическая деятельность была для них не только служением своему народу, но и религиозным долгом.

Обычный путь для них в академию был таким: сельская школа, Симбирская чувашская учительская школа или Казанская учительская семинария, потом несколько лет работы в сельской школе, затем четвертый, пятый и шестой классы духовной семинарии (была специальная программа и квоты по обучению в семинарии «инородцев» по облегченной программе, без древних и новых языков). Отметим, что детей русских крестьян в Казанской духовной академии практически не было, так как не было льгот, ни материальных, ни дидактических. Как известно, учебные заведения, существовавшие в рамках системы Ильминского - Чувашская учительская школа и Казанская учительская семинария, были насквозь пронизаны православным духом, искренне воспринимавшимся большинством учащихся, поэтому стремление выпускников к духовной карьере было вполне естественным. Большинство выпускников-чуваш Казанской духовной академии посвятило себя учительскому труду - они заняли важную профессиональную нишу среди формирующейся чувашской интеллигенции (Александров, 1997, с. 82).

Роль духовного ведомства в деле воспитания и образования в православном духе сильно возросла в период правления Александра III. После издания в 1884 г. по инициативе К.П.Победоносцева «Положения о церковно-приходских школах», в стране развернулась сеть церковно-приходских школ. Для руководства ими было создано Церковно-учебное ведомство, отдельное от Духовно-учебного. Идеологом создания церковно-приходских школ был С.А.Рачинский, который считал, что лучшим руководителем школы станет священник, «самый желательный из доступных учителей - дьякон, школу должна направлять только церковь»(Знаменский, 1873, с. 175)

Вместе с тем, церковно-приходские школы по своему статусу были начальными светскими школами. В решении о их создании четко прослеживается политический фактор -они должны были противостоять сети земских школ: «весь период 1880-90 гг. характеризуется в истории нашей школы крайне острою, порой ожесточенною борьбою школы общественной с школой церковной» ( Флоровский, 1937, с. 418).

Выводы: В средних и высших учебных заведениях преподавание педагогики было введено в разряд обязательных учебных предметов, что свидетельствует о специальной педагогической подготовке выпускников;

Следует выделить особое направление педагогической мысли - церковную педагогику, которая имела собственные цели и задачи; специфические методы.

В отличие от университета в Казанской духовной академии подготовка студентов к педагогической деятельности велась целенаправленно, на высоком педагогическом уровне. Больше того, сама академия стала научным центром в сфере педагогики. Следует отметить, что выпускники академии преподавали не только в духовной школе, к чему их готовили. Выпускников академии активно трудились и в светских учебных заведениях, они были и директорами гимназий и реальных училищ, инспекторами народных училищ. Были среди

них и видные педагоги: Н.И.Ильминский, многолетний помощник попечителя Казанского учебного округа и автор ряда работ по педагогике Рождествин, инспектор народных училищ г. Казани В.Ф.Люстрицкий, последователь Н.И.Ильминского, директор Казанской учительской семинарии Н.А.Воскресенский, основатель Благовещенской учительской семинарии Уфимской губернии В.А.Попов, преподаватель Казанского учительского института С.А.Троицкий, чувашский просветитель и ученый Н.В.Никольский, директр народных училищ Вятской губернии и марийский просветитель С.А.Нурминский, академик АПН СССР П.О.Афанасьев и др.

Список использованных источников и литературы:

1. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10, оп.1, д. 9713, - лл. 54-63.

2. Александров, Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки// Г.А.Александров. -Чебоксары, 1997. -197 с.

3. Знаменский, П.В. Приходское духовенство России со времен реформ Петра I.// П.В. Знаменский. - Казань, 1873. - 856 с.

4. Исхакова, Р.Р. Духовные учебные заведения XIX века как фактор создания педагогического образования в регионе.// Р.Р. Исхакова. - Казань, 2001.- 35 с.

5. Исхакова, Р.Р. Модель подготовки учителей-билингвалов для восточной части Российской империи (опыт исторического анализа) //Р.Р.Исхакова, А.К.Садыкова / «Казанский педагогический журнал». - № 1, 2021. - С.242-248.

6. Павлов, П.П. Обзор фонда Казанской духовной академии ЦГИА ТАССР, ф. 102. // П.П.Павлов. - дисс. по кафедре истории Русской Церкви МДА. - Троице-Сергиева Лавра, Загорск, 1985. - 178 с.

7. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. - 1128 стб.

8. Павлов, А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884)//

9. А.В. Сушко А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884). Автореф. Дисс. Канд. Ист. Наук. - Спб., 1998. - 24 с.

10. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия [Текст] / Г.Флоровский. - Париж : б. и., 1937. - VI, 574 с.

1. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan. F.10, op.1, d. 9713, - ll. 54-63.

2. Aleksandrov, G.A. CHuvashskaya intelligenciya: istoki. - In: G.A.Aleksandrov. -Cheboksary, 1997. -197 s.

3. Znamenskij, P.V. Prihodskoe duhovenstvo Rossii so vremen reform Petra I.// P.V. Znamenskij. - Kazan', 1873. - 856 s.

4. Iskhakova, R.R. Duhovnye uchebnye zavedeniya XIX veka kak faktor sozdaniya pedagogicheskogo obrazovaniya v regione. - In: R.R. Iskhakova. - Kazan', 2001.- 35 s.

5. Iskhakova, R.R. Model' podgotovki uchitelej-bilingvalov dlya vostochnoj chasti Rossijskoj imperii (opyt istoricheskogo analiza) - In: R.R.Iskhakova, A.K.Sadykova / «Kazanskijpedagogicheskijzhurnal». - № 1, 2021. - S.242-248.

6. Pavlov, P.P. Obzor fonda Kazanskoj duhovnoj akademii CGIA TASSR, f. 102. - In: P.P.Pavlov. - diss. po kafedre istorii Russkoj Cerkvi MDA. - Troice-Sergieva Lavra, Zagorsk, 1985. - 178 s.

7. Pravoslavnaya bogoslovskaya enciklopediya ili Bogoslovskij enciklopedicheskij slovar': pod red. prof. A. P. Lopuhina : s illyustraciyami i kartami. - Petrograd : T-vo A. P. Lopuhina, 1900-1911. - 1128 stb.

8. Pavlov, A.V. Duhovnye seminarii v poreformennoj Rossii (1861-1884) - In:

9. A.V. Sushko A.V. Duhovnye seminarii v poreformennoj Rossii (1861-1884). Avtoref. Diss. Kand. Ist. Nauk. - Spb., 1998. - 24 s.

10. Florovskij, G.V. Puti russkogo bogosloviya [Tekst] / G.Florovskij. - Parizh : b. i., 1937. - VI, 574 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.