Научная статья на тему 'Роль Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений (XIX начало ХХ вв. )'

Роль Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений (XIX начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПОДГОТОВКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАРИЙ / МЕТОД ЯЗВИНСКОГО / КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ / TEACHER TRAINING COLLEGE / PREPARATION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SEMINARIES / A METHOD JAZVINSKY / PEDAGOGICS CHAIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамматов Шамиль Сабитуллаевич

Статья посвящена освещению роли Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений в дореволюционное время. Материалы Казанского университета позволяют проследить процесс складывания научно-педагогической системы в этом высшем учебном заведении, роли педагогического института при университете в подготовке кадров, а также организацию работы студентов на практических занятиях (семинариях). Автором использованы архивные протоколы заседаний Совета университета, а также материалы журнала «Ученые записки Казанского университета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted illumination of a role of the Kazan university in preparation of teachers of average educational institutions during pre-revolutionary time. Materials of the Kazan university allow to track process of folding of scientific and pedagogical system in this higher educational institution, a teacher training college role at university in a professional training, and also the organisation of work of students on a practical training (seminaries). The author uses archival reports of sessions of Council of university, and also magazine materials «Scientific notes of the Kazan university».

Текст научной работы на тему «Роль Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений (XIX начало ХХ вв. )»

началу; осмысление проделанного. В воспитании детей усиливаются народные мотивы, детей «погружают» в атмосферу народной культуры, народных обычаев, обрядов. После изменения общественно- политического устройства наблюдается востребованность тех средств воспитания, применение которых было невозможно в советское время. В целях поднятия духовности общества, развития нравственности рассматриваются возможности духовно- нравственного воспитания дошкольников.

Содержание современного дошкольного образования строится с учетом личностно ориентированного подхода, специфики и своеобразия как ближайшего полиэтнического окружения, так и всего мира в целом. Современные педагогические издания в области дошкольного воспитания продолжают лучшие традиции изданий прошлых веков, поднимают обсуждение вопроса по воспитанию у детей доброжелательного отношения

ко всем людям вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности на более высокий научнотеоретический уровень осмысления данного процесса.

Литература:

1. Артьемьева М. Идеальная сторона воспитания // Воспитание и обучение.

- Спб., 1879. - №1. - С.3-19. - №2. - С.46-48.

2. В. В. С. Народность с нравственной точки зрения. //Образование. - Спб., 1895.

- №3. - С.166-170.

3. Николаева М. К. Детский патриотизм //Воспитание и обучение. - М., 1900.

- №5. - С.145-161

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало ХХ в./ Под ред. Э. Д. Днепрова и др. - М.: Педагогика, 1991. - 448.

5. Чудинова Г. В детских садах Якутии //Дошкольное воспитание, 1946. - №4.

- С.37-38

РОЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Хамматов Ш. С.

Статья посвящена освещению роли Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений в дореволюционное время. Материалы Казанского университета позволяют проследить процесс складывания научно-педагогической системы в этом высшем учебном заведении, роли педагогического института при университете в подготовке кадров, а также организацию работы студентов на практических занятиях (семинариях). Автором использованы архивные протоколы заседаний Совета университета, а также материалы журнала «Ученые записки Казанского университета».

Ключевые слова: педагогический институт, подготовка, научно-педагогический семинарий, метод Язвинского, кафедра педагогики.

Article is devoted illumination of a role of the Kazan university in preparation of teachers of average educational institutions during pre-revolutionary time. Materials of the Kazan university allow to track process offolding of scientific and pedagogical system in this higher educational institution, a teacher training college role at university in a professional training, and also the organisation of work of students on a practical training (seminaries). The author uses archival reports of sessions of Council of university, and also magazine materials «Scientific notes of the Kazan university».

Keywords: teacher training college, preparation, scientific and pedagogical seminaries, a method Jazvinsky, pedagogics chair.

В течение 200-летней славной истории Казанского университета был накоплен огромный позитивный опыт становления и развития вузовского образования, в том числе, в подготовке учителей средних учебных заведений. Если рассматривать этот опыт с историко-футурологических позиций, то можно в нем найти наиболее оптимальные решения большинства современных проблем образования. Многое строилось на тех же основаниях и принципах, которые разрабатывались и внедрялись в ходе становления и развития системы высшего образования в России в XIX - начале ХХ вв.

Вопрос о подготовке кадров для средних учебных заведений не обойден вниманием в историографии, здесь стоит упомянуть исследования Г. И. Королевой о подготовке учителя в Казанском университете, И. В. Утробиной о педагогическом образовании в Казанской губернии в последней четверти XIX - начале ХХ вв., Р. Х. Гильмеевой о подготовке и повышении квалификации учителей в Казанском учебном округе в конце XIX - начало XX вв. Но при всем этом роль университета не была достаточно освещена. Кроме того, несомненный интерес вызывает то, как

происходила подготовка учителей отдельных отраслей исторической науки.

Существенным тормозом в проведении образовательной реформы 1803-1804 гг. являлся дефицит учительских кадров, объяснявшийся слабой материальной обеспеченностью, а также их низким статусом. Выпускники гимназий не могли удовлетворить потребности в этой области. В 1812 году было разрешено принимать на учительскую службу лиц из податного сословия, лишенных духовного звания [1].

Согласно университетскому уставу 1804 года, при каждом университете создавались педагогические институты, которые должны были готовить учителей для гимназий и училищ. Срок обучения был 3 года. После экзаменов выпускники могли получить вторую университетскую степень - магистров или определиться на должности учителей гимназий или училищ. В период с 1804 по 1812 гг. педагогические институты открылись в Москве (1804), Петербурге (1804), Дерпте (1804-1820), где существовала самостоятельная кафедра педагогики, Харькове (1811). В Казани это учебное заведение открылось позже всех (1812), в составе трех отделе-

ний: гуманитарного, физико-математического, политико-экономического. Первым директором был Ф. К. Брон-нер [2].

Насколько стабильно работал институт в период с 1812 по 1840 сложно сказать, известно, что первое время он просто числился на бумаге из-за нехватки преподавательского состава [3]. С 1840 года именуется как Главный педагогический институт при Казанском университете. При большом количестве вакансий на учительские должности, и дефиците учителей, слушатели нередко уже в ходе обучения получали штатные учительские места. По уставу 1835 года институт включал 20 казеннокоштных воспитанников из наиболее способных гимназистов, и своекоштных студентов Ш-ГУ курсов, а также выпускников университета. Под руководством 3-4 профессоров они обучались специальным наукам по 4 разрядам: математическому, историко-географическому и двум словесным. Также при некоторых кафедрах, имеющих связь с гимназическим преподаванием, в соответствии с § 155, 156, были учреждены учительские семинарии. Казеннокоштные студенты Ш-ГУ курсов были обязаны выбрать предмет, который впоследствии собирались преподавать [4]. В 1850 году учительские семинарии были убраны, так как вместо уничтоженных кафедр философии учреждались кафедры педагогики, для того, чтобы сохранить место профессора философии.

Во второй половине 30-х годов с подачи попечителя Казанского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкина, стала внедряться модная «метода» Язвинского. Она была рассчитана на

тренировку памяти, как, впрочем, весь исторический материал, в то время сконцентрированный в учебнике. В предисловии изложения этой методы так и говорилось, что «хронология дает необходимые знания быстро развивающая память и облегчающая подробное изучение истории» [5]. Она применялась для запоминания дат. Сам Г. Язвинский окончил университет в Вильно со степенью доктора, много путешествовал. Впервые его метода была апробирована во Франции, имела большой успех и была награждена от одного научного общества золотой медалью. В конце 1835 года он вернулся в Санкт-Петербург, где преподавал в Главном педагогическом институте хронологию. Тогда-то попечитель Казанского учебного округа нашел в одной из газет заметку о новой методе. Она была рассчитана на механическое запоминание, почти зубрежку. Тем не менее, это не снижало ее популярности одно время.

М. Н. Мусин-Пушкин командировал преподавателя истории и географии А. Лазарева в Санкт-Петербург специально для «лучшего изучения способа хронологии» [6]. Кроме того, попечитель Мусин-Пушкин в 1840 году с разрешения Министра народного просвещения отправил в Санкт-Петербург инспектора 2-й гимназии Панютина с тем, чтобы он мог познакомиться с устройством тамошних заведений и с методом преподавания лучших наставников. А готовившийся к учительскому званию действительный студент Беляев специально изучал методу Язвинского у Лазарева [7]. Сохранился конспект пройденного учителем А. Лазаревым из всеобщей истории, русской истории и

статистики в 1837-1838 учебном году. История была представлена как чередование династии королей, императоров. К примеру, история Византии с V по XII век выглядит так: «.. .императоры в У-У1 веках и далее в VII-VIII, XI-X, XI-XII вв» [8]. А также наиболее важные события средневековья выглядели как бы приложением к истории династий Меровингов, Каро-лингов, Капетингов, Плантагенетов, германских и византийских императоров. В конспекте А. Лазарева фигурируют даже малоизвестные короли и императоры, которые не оставили значительного следа в истории и не встречаются более в дальнейших программах других учителей и профессоров. Подобная перегруженность материала именами, датами негативно сказывалась на его усвоении учащимися и не прибавляла популярности истории как школьному предмету. В дальнейшем была признана нецелесообразность методы Язвинского, и она была оставлена. Ее критику мы находим у Н. А. Добролюбова: «Она только отнимает у преподавателя время, необходимое для полной, живой характеристики лиц и событий» [9].

Кафедра педагогики, существовавшая в период 1850-1863 гг. с момента открытия, обеспечила теоретическую базу для подготовки учителей. Курс читался студентам всех факультетов, готовившихся к учительскому званию, кроме медицинского. Студентам разряда общей словесности помимо этого читался курс истории педагогики. Первым преподавателем педагогики был К. И. Ленстрем - выпускник Петербургского Главного педагогического института. Первый заведующий кафедрой педагогики в

Казани был человеком прогрессивных взглядов, отвергавшим принцип наказания детей. В 1860 году его сменил Ф. М. Левандовский [10].

В 1859 году был упразднен Главный педагогический институт, а в 1863 г. В соответствии с новым университетским уставом - кафедра педагогики. Вместо них были введены двухлетние педагогические курсы, открывшиеся в 5 университетских городах, в том числе и Казани, которые фактически не решили проблемы учительских кадров. Уже в 1865 году Министерство народного просвещения констатировало, что чувствуется крайний недостаток в учителях гимназий, который будет ощутимей с преобразованием этих учебных заведений по уставу 1864 г. Курсы были закрыты в 1867 году в связи с открытием в Санкт-Петербурге Историкофилологического института.

В 1870 г. в соответствии с правительственным положением и при посредничестве попечителя учебного округа П. Д. Шестакова, учреждены педагогические семинарии для подготовки учителей из числа желающих студентов. Они проводились на историко-филологическом факультете, и заключались в отдельных занятиях профессоров со студентами с целью ознакомления с методикой преподавания избранных предметов. А в 1876 г. открывается учительский институт, готовивший преподавательские кадры. Преподавание велось по программам, утвержденным министром в виде опыта на 3 года. В дальнейшем преподавание все так же велось по программе Министерства народного просвещения.

В соответствии с новым универ-

ситетским уставом 1884 г. наряду с общими лекционными курсами профессора и преподаватели всех факультетов Казанского университета проводили практические занятия «для удостоверения в прилежании студентов для зачета им полугодия». Несмотря на это, летом 1887 г. на заседании историко-филологического факультета университета был поднят вопрос о том, что бывшими учениками 3-ей гимназии обнаружена крайне слабая подготовка по истории и географии, что препятствует студентам основательно усваивать курсы по истории и древностям. Также профессор Н. А. Осокин сообщил, что уровень познаний студентов, поступающих на факультет по истории и географии, вообще весьма неудовлетворителен, и необходимо принять меры [11].

Исходя из этого, на основании статьи 96 университетского устава, историко-филологический, физикоматематический и юридический факультеты уделяли большое внимание научно-педагогическим семинариям. На первом существовали: 1) по филологии греческой и римской под руководством профессоров Д. Ф. Беляева, Ф. Г. Мищенко, Д. И. Нагуевского и С. Ф. Опацкого. 2) по всеобщей истории - профессора Н. А. Осокина. 3) профессора Д. А. Корсакова и др [12]. Так в 1898-1899 учебном году по кафедре русской истории Д. А. Корсаков предложил студентам ознакомиться с учебниками по русской истории и географии России для средних учебных заведений с методикой преподавания этих предметов, а также дать в гимназиях пробные уроки по ним. После этого под руководством профессора происходил обмен мнениями между

студентами по поводу пробных уроков. Особое внимание факультета было обращено на самостоятельные занятия студентов, которые проявлялись в письменных работах, обязательно представляемых студентами П-ГУ курсов, и в чтении пробных уроков специалистами ПНУ курсам, подготовлявшихся к занятию мест преподавателей гимназий по древним языкам, русскому языку и словесности, истории и географии.

Эту линию продолжали: ученик

Н. А. Осокина профессор И. Н. Смирнов и доцент Э. Д. Гримм, которые вместе вели практические педагогические занятия для студентов по географии и всеобщей истории «в целях особой подготовки к учительскому званию, на которых шло ознакомление с ученой и педагогической литературой, разбор письменных годичных работ и чтение пробных лекций» [13]. С именем Гримма связана попытка учредить на историко-филологическом факультете кафедру географии и этнографии. Он первый поднял вопрос о неудовлетворительности географических знаний у студентов. А потому считал необходимым рекомендовать студентам лекции по географии и антропологии [14]. Особое совещание факультета пришло к выводу, что необходимо учреждение кафедры географии и этнографии независимо от той, что находится на физикоматематическом факультете, задачи которой особые и к целям историков не подходят [15]. Однако комиссия, организованная физико-математическим факультетом, высказала другое мнение, которое и было принято во внимание. Суть этого мнения в следующем: необходимости в открытии

кафедры географии нет, т.к. она бы не стояла на высоте современной научной географии. Если так необходимо, студенты историко-филологического факультета могут слушать курс географии, антропологии и этнографии на физико-математическом. Историко-филологическому факультету следует отказаться от задачи приготовления учителей географии для средних учебных заведений, так как выполнить ее он не может [16].

При Казанских Высших женских курсах, где преподавательский состав состоял из университетских профессоров, с 1 октября 1916 года начались занятия в Педагогическом семинарии. Он возник отчасти по инициативе Совета курсов, давно принимавшего ряд мер к организации на курсах занятий по педагогическим дисциплинам, отчасти во исполнение указа МНП в циркуляре от 29 июля 1916 года за № 7520. В задачи семинария входила подготовка к педагогической деятельности лиц, получивших высшее историко-филологическое образование. В педагогическом семинарии было 2 отделения: словесное и историческое. Согласно плану преподавания, слушательницы могли прослушать общую педагогику, педагогическую психологию, историю педагогики и дидактики, физическую педагогику. Кроме того, на историческом отделении слушали методику преподавания истории, а на словесном

- методику русского языка, методику объяснительного чтения и русской словесности, методику начального обучения. Каждая слушательница помимо курсов должна была принимать участие в практических занятиях по педагогике и по методике своего предмета, исполнить в течение 2 недель

учебно-воспитательные обязанности в среднем учебном заведении и дать 2 пробных урока [17].

Изучение деятельности Казанского университета в области подготовки учительских кадров позволяет обстоятельно проанализировать опыт создания в России в XIX - начале ХХ вв. оптимальной научно-педагогической системы. Лишь при условии самого глубокого и тщательного осмысления данного опыта, возможно его использование в условиях перестройки современной школы.

Литература:

1. Полякова Н. В. Складывание российской системы образования // Социально-политический журнал. 1998. № 3. С. 169.

2. Змеев В. А. Высшая школа России в 1-ой четверти XIX века // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 181.

3. НА РТ Ф. 92. Оп.1. Д.471. Л.113.

4. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 842. Л. 8.

5. Язвинский Г. Метода преподавания хронологии и истории, изъясненная самим же изобретателем. СПб., 1837. С. 4.

6. Владимиров В. В. Историческая записка о Первой Казанской гимназии.

- Казань, 1868. С. 253.

7. НА РТ. Ф. 87. Оп. 1. Д. 3429. Л. 1.

8. Конспект, пройденного учителем А. Лазаревым из всеобщей истории, русской истории и статистики в 1837/38 уч. г. // НБЛ. ОРРК. Ед. хр. 5893. Л. 1об.

9. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические высказывания. М., 1939. С. 167.

10. От Лобачевского до Бутлерова 1827-1862. //История Казанского университета. Казань, 2004. С.91.

11. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1405.

Л. 1.

12. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1520. Л. 3.

13. Ученые записки Казанского университета. Казань, 1899. Ноябрь. С. 20.

14. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1674. Л. 14.

15. Там же. Д. 1718. Л. 80

16. Ученые записки Казанского университета. Казань, 1899. Ноябрь. С. 37.

17. НА РТ. Ф. 131. Оп. 1. Д. 146. Л. 28.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РИЗАЭТДИНА ФАХРЕТДИНА

И. Ю. Халиков

В статье анализируется педагогическая деятельность известного татарского просветителя, историка и богослова Р. Фахретдина. Рассматриваются педагогические взгляды на воспитание молодежи, основанные на принципах народной педагогики.

Ключевые слова: нравственное воспитание, народная педагогика, семейное воспитание.

The pedagogical activity of famous tatar historicR. Fakhretdin is shown in the article. Pedagogical thoughts to youth education, based on principals of public pedagogics are analized.

Key words: estetic education, public pedagogics, family education

В настоящее время учеными в большей степени изучена религиозная составляющая творческого наследия выдающегося татарского просветителя, энциклопедиста, историка, педагога, писателя и журналиста, известного в мусульманском мире богослова Р. Фахретдина. В исследованиях А. Н. Юзеева отмечается новый подход татарского религиозного реформаторства, проявляющийся в современном видении мира, трансформации традиционного мировоззрения в соответствии с требованиями эпохи, что проявилось во взглядах Р. Фах-ретдина [1]. Историк Р. Р. Фахрутди-нов выделяет особенности проблем общественно-политической мысли начала ХХ века и перенесение цен-

тра тяжести из чисто богословских проблем на проблемы социальные и политические в трудах Р. Фахретдина [2]. А. Хайруллин обращает внимание на влияние историка и энциклопедиста Ш. Марджани на формирование мировоззрения Р. Фахретдина, подчеркивая выдающуюся роль Р. Фах-ретдина в распространении научных знаний. «Науку и просвещение он считал единственным путем, дающим избавление то всех злодеяний царящих в общественной жизни того времени» [3].

В то же время нет концептуальных исследований, отражающих педагогическую деятельность и педагогические взгляды Р. Фахретдина. Он автор многочисленных трудов и учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.