Научная статья на тему 'Роль казачества в становлении православия в Еврейской автономной области'

Роль казачества в становлении православия в Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / КАЗАЧЕСТВО / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ / МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ / СВЯЩЕННИК ГАВРИИЛ ВЕНИАМИНОВ / JEWISH AUTONOMOUS OBLAST / ORTHODOXY / COSSACKS / ST. INNOCENT / METROPOLITAN OF MOSCOW AND KOLOMNA / THE PRIEST GABRIEL BENJAMIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайницкая Э.А.

В статье приводится исторический обзор основных этапов становления православия на территории ЕАО. Показана роль казачества и митрополита Иннокентия в становлении православной веры в Приамурье. Рассмотрено состояние церковной деятельности в области в начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль казачества в становлении православия в Еврейской автономной области»

Хайницкая Э.А.

аспирант факультета фгбоу впо «Приамурского государтсвенногоуниверситета имени Шолом-Алейхема», ассистент кафедры истории и архивоведения

Роль казачества в становлении Православия в Еврейской автономной области

В течении всего XX столетия не только в Российском государстве происходил социально-культурные изменения, но в Еврейской автономной области. Одним из ярких примеров такого изменения является возрождение православия. В ЕАО - это регион, в котором процесс возрождения православия начался с нуля. Поэтому сегодня важно понять на каком этапе развития находится Русская Православная Церковь в данном регионе, а для этого необходимо знать этапы становления православной веры и причины её забвения.

Становление православной веры на территории Еврейской автономной Области тесно связанно с освоением Дальнего Востока русскими первопроходцами. Ещё в XVII веке предпринимались попытки освоения Россией современной территории ЕАО. В 1644 году русские люди впервые пришли на Амур из Сибири. Отряд казаков возглавил Василий Поярков. Через шесть лет Ерофей Хабаров и верные ему 300 казаков взяли приступом крепость дауров - Албазин. Появление русских на реке Амур и проведение присоединительной политики встретило со стороны Китая неодобрение, так как Китай не хотел отдавать Амур своему северному соседу. Поэтому между ними начались военные действия, которые закончились подписанием мирного договора. По Нерчинско-му договору 1689 года русские поселенцы были вынуждены оставить освоенные земли Приамурья. С подписанием этого договора более чем на полтора века было приостановлено экономическое развитие Приамурья.

Хотя Приамурье формально находилось во власти Китая, этот край китайцами не заселялся, на левом берегу Амура не было ни одного поселения.

Территория Дальнего Востока в основном заселялась русскими по северу - именно здесь появились первые форпосты: Анадырь, Якутск, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский.

Освоение края проходило при помощи добровольцев - казаков. Нередко вольные казаки заключали договоры с Тобольским воеводой, по которым они обязались регулярно отсылать дань из Сибири в Москву. Взамен они получали оружие и деньги на строительство судов.

Активное освоение и заселение левого берега Амура происходило с 1854 года, при содействии генерал- губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского.

Так в 1856 году на входе Амура в Малый Хинган были поставлены Хинганский пост, на месте которого в 1857 г. образована станица Пашковская, и Усть-Сунгаринский пост напротив впадения в Амур из Китая реки Сунгари, упраздненный после образования станиц Михайло-Семеновской и Кукелевской. В период летней навигации (период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство) 1858 году на левом берегу Амура на участке от устья Хингана до устья Уссури было поставлено 18 казачьих станиц из 25, между Благовещенском и Хабаровском. Станицы были поставлены таким образом, чтобы расстояния между ними были однообразны и равнялись длине обыкновенного почтового переезда, 15-18 километрам. При таком порядке размещения часть поселений оказывалась или на плохо пригодных для хлебопашества землях, или на пойменных, заливающихся наводнениями местах. Позже эти станицы были перенесены на более удобные места.

С началом навигации 1858 года 2000 штрафованных солдат внутренней стражи высадились отрядами в пределах современной Еврейской автономной области. Солдаты рубили лес и кустарник, расчищали площадки под казачьи станицы. Было издано распоряжение о формировании первых трех сотен Амурского пешего казачьего батальона из служилых казаков Забайкалья. Переселенцам было предложено денежное пособие по 15 рублей на семью, обеспечение продовольствием, фуражом и семенами в течение двух лет и содействие регулярных войск в постройке жилья. Казаки для переселения назначались по жребию. При этом соблюдались два условия: казак должен быть молодым, как правило, до 40 лет, здоровым и обязательно женатым. Им было приказано заготовить одежду и обувь для семьи и взять с собой лошадей, скот, земледельческие орудия1 [16; 173 ст.].

1 Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.:

. Базой и отправным пунктом сплавов был небольшой

город Шилкинский завод, стоявший на реке Шилке. Перед каждым сплавом в него из Западной Сибири, с Урала и Центральной России доставлялись тысячи пудов зерна для засева казаками амурских земель, свозились мука, крупы, солонина, мёд, сахар, пригонялся из забайкальских степей крупный рогатый скот, овцы, табуны лошадей, - ведь ничего этого тогда на Амуре не было. Сибирские и Уральские заводы поставляли сельхозинвентарь, плуги, сохи, бороны, конные жатки-лобогрейки. Военное ведомство направляло обозы с оружием, амуницией, боеприпасами, легкими артиллерийскими орудиями. На финансирование переезда одной казачьей семьи на Амур государственная казна тратила 1,5 тысячи рублей серебром, что по тем временам было очень большими деньгами.

Основным средством передвижения были плоты, караваны переселенцев растягивались на многие километры. Путь занимал почти месяц - к ночи плоты приходилось причаливать к берегу.

Прибыв на Амур, 450 переселенческих семей, а всего более 5500 человек обоего пола, начали осваивать дикие места. В тяжких трудах по обустройству станиц, распашке никогда не знавших плуга земель, дремучей тайги, не ведавшей стали топоров и пил, началась их жизнь. В поднятую целину упали первые зёрна ржи, пшеницы, ячменя, овса. На вскопанных огородах были посажены овощи, разбиты сады. Над первыми православным часовнями, были воздвигнуты кресты, а в окружных станицах начали строиться церкви и церковные школы. Так прибывшие казаки стали осваивать Амур и нести на нем пограничную службу, постепенно налаживая свой быт2.

Православие на современной территории ЕАО насаждалось апостольскими трудами великого просветителя Дальнего Востока и Америки. Им был святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Его миссионерская деятельность распространилась и на народы, которые жили по реке Амуру, к которым относятся гольды. Но не только коренные жители Амура находились в поле зрения миссионерской деятельности Иннокентия, но и даже китайцы. Его

Гора, 1991. С. 173

2 Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.:

' Гора, 1991. С. 175

.2__

труды по географии, этнографии и языкознанию получили . мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты3.

10 апреля 1853 года Иннокентий назначает священника Гавриила Вениаминова миссионером на Амур. Иннокентий хотел с помощью него скорее обустроить православную миссию на Амуре и содействовать скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией.

Приамурские миссионеры содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских школ. Обучение в таких школах велось на их родном языке.

Кроме этого святитель Иннокентий проявил большое внимание и к решению амурского вопроса, который обострился во второй половине XIX века. Поэтому святитель Иннокентий предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «нечто об Амуре». В этой записке он на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Роль святителя Иннокентия в решении Амурского вопроса была оценена очень высоко. В его честь был назван город Благовещенск, в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В 1857 году, Благовещенск стал его кафедральным городом. Отсюда он предпринял частые путешествия по Амуру, обустраивая церковную жизнь в этих необжитых краях4.

В установлении православия не только на Дальнем Востоке, но и на территории будущей Еврейской автономной области огромную роль сыграло казачество. Казаки всю свою жизнь, быт, занятие сельских хозяйством, военные походы связывали с православием. Казаки Амурского ка-

3 Анисимов Л.М. Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. - Свято-Троицкая Сергеева Лавра:, 200. С. 148

4 Курляндский И.А. Святитель Иннокентий (Вениаминов) как церковно-общественный мыслитель (новые документы о свт. Иннокентии (Вениаминове)) // Миссионерское обозрение.- 1997. -№8. - С.8 '

А

зачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Бо-жией Матери как свою защитницу и покровительницу. Казаки помогали строить часовни, церкви, храмы. В казачьих общинах были и свои священнослужители. Священники должны были обязательно присутствовать на станичных кругах, следить за нравственностью прихожан, вести метрические книги, выполнять функции медиков, санитарного контроля, обучать детей грамоте.

По мере освоения края и роста населения на дальневосточных окраинах России возникла острая необходимость в строительстве церквей и открытии приходов. По Указу Его Императорского Величества и Святейшего Синода ежегодно выделялись средства на церковно-школьное строительство во вновь образованных населенных пунктах. Так, в 1911 г. Благовещенской епархии было выделено 27 тысяч рублей. Государственное финансирование было явно недостаточным. Недостаточность выделяемых средств становилось серьезным препятствием для распространения и укрепления православия среди местного населения и переселенцев. Но, несмотря на это, церковное строительство оставалось одним из главных направлений деятельности Православной Церкви. Особым совещанием при Святейшем Синоде был выработан специальный план церков-но-школьного строительства в уже существующих и вновь открываемых приходах. Средства на эти мероприятия выделялись из Святейшего Синода и Переселенческого управления. Церкви строились так же на средства, выделяемые по Указу Его Императорского Величества из фонда имени Александра III и частные пожертвования граждан5.

Так же постройка церквей осуществлялась по прошению сельских сходов на имя Епархиального Архиерея. По решению сходов должны были назначаться из числа жителей ответственные за строительство зданий церквей. В их обязанность входил и сбор пожертвований. Активно содействовали строительству церквей Переселенческое управление и Епархиальный комитет по удовлетворению духовных нужд переселенцев. Они старались укомплектовать церкви священнослужителями, которые приглашались из центра

5 Биробиджанская епархия Русской Православной Церкви // Общие сведения и исторические данные URL: http://www.eparh.ru/content/blogsection/5/27/ (дата обращения: 08. 010.2015).

' *

России. Массовое строительство церквей позволило уси- . лить влияние Православной Церкви на все возрастающее население Дальнего Востока.

В 1898 году по решению Святейшего Синода были образованы две епархии Русской Православной Церкви, а именно: Владивостокско- Камчатская и Благовещенско-Приамурская епархии. В Благовещенско-Приамурскую епархию и вошли все церкви, расположенные на будущей территории Еврейской автономной области.

Священники выполняли не только функции оформления паствы, но и ряд государственных. К таким функциям относится регистрация актов гражданского состояния, которые фиксировались в метрических книгах. С помощью этих книг, которые хранятся в государственном архиве ЕАО, было установлено существование к началу 20-х годов XX века 24 православных храмов и походных церквей и 22 часовен на современной территории области6.

В 60-е годы XIX века православные церкви существовали в сёлах Екатерино-Никольское, Михаило-Семёновское, Рад-де, Пузино, Нагибово, Венцелево, Благословенное, Головино, Биджан, Дежнёво, Надеждено, Волочаевка - 1, Восторгово. Кроме них были железнодорожные разъездные церкви станции Дежнёвка, Облучье. После введения в эксплуатацию в 1915 году железнодорожных станций Ина и Бира, были образованы Инская и Бирская церкви. Также существовала церковь Ульдуринского разъездного переселенческого притча.

Часовни стояли в посёлках Столбовое, Самара, Башуро-во, Кукелево, Воскресеновка, Приамурский, Бабстово, Лаза-рево, Новое, Степановка, Забеловское, Помпеевская и в хуторе Сагибовский.

Помимо этого, в ряде небольших станиц, на хуторах, почтовых станциях имелись молитвенные дома. Службы и обряды в них исполняли разъездные священники.

В конце Гражданской войны в России, в 1922 году при наступлении частей Красной Армии, всему духовенство вместе с Белой Гвардией пришлось перейти Амур. В этот период духовенство составило часть полумиллионной русской эмиграции в Китае7.

6 Гуревич В.С., Цап В.А. О Еврейской автономной области всерьёз и с улыбкой. - Хабаровск: Омега-пресс, 2010. С. 110

7 Биробиджанская епархия Русской Православной Церкви // Общие сведения и исторические данные URL: http://www.eparh.ru/content/blogsection/5/27/ '

. С приходом к власти большевиков на территории ны-

нешней Еврейской автономной области стала проводиться атеистическая, богоборческая политика. Все храмы и часовни, которые строились из дерева, в ходе этой кампании были полностью уничтожены. Многие здания были переоборудованы под склады, клубы культуры, почты, библиотеки, избы-читальни, школы, рабочие столовые МТС, погранзаставы Становление православия на нынешней территории современной Еврейской автономной области проходило в очень тяжёлых условиях. Само становление происходило параллельно с освоением этих территорий казаками. Казаки немало сделали для строительства православных храмов и часовен. Огромную роль в их строительстве сыграла деятельность святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Все построенные непосильным трудом культовые здания были уничтожены Советской властью. На современной территории с 20-х годов прошлого века не было ни одного храма. Население лишилось любой возможности совершать православные таинства.

Список литературы:

1. Анисимов Л.М. Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. - Свято-Троицкая Сергеева Лавра: 200. - 224 с.

2. Биробиджанская епархия Русской Православной Церкви // Общие сведения и исторические данные URL: http://www.eparh.ru/content/blogsection/5/27/ (дата обращения: 08. 010.2015).

3. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.: Гора, 1991. - 416 с.

4. Гуревич В.С., Цап В.А. О Еврейской автономной области всерьёз и с улыбкой. - Хабаровск: Омега-пресс, 2010. - 183 с.

5. Курляндский И.А. Святитель Иннокентий (Вениаминов) как церковно-обще-ственный мыслитель (новые документы о свт. Иннокентии (Вениаминове)) // Миссионерское обозрение.- 1997. -№8. - С.6-10

(дата обращения: 08. 010.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.