Научная статья на тему 'Роль кадровой службы в снижении налоговых рисков'

Роль кадровой службы в снижении налоговых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль кадровой службы в снижении налоговых рисков»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СНИЖЕНИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ Федюнин С.С.

Федюнин Сергей Сергеевич - кандидат юридических наук,

доцент,

кафедра информационной экономики, Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

Кадровая служба предприятия — совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия (с занятыми в них должностными лицами — руководителями, специалистами, техническим персоналом), призванных управлять персоналом предприятия в рамках избранной кадровой политики[3].

Согласно статье 225 НК РФ Порядок исчисления налога. Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной процентная доля налоговой базы.Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду[1].

Управление налоговыми рисками компании играет не последнюю роль в общем процессе управления предпринимательскими рисками. Если обобщить определения рисков, то коротко суть их состоит в возможности финансовых потерь. Отсутствие налоговых претензий или их успешное обжалование повышает доверие инвесторов и в конечном итоге повышает стоимость бизнеса. При этом успешное управление налоговыми рисками в широком смысле позволяет компании и экономить,

27

поскольку налоговые риски - это не только риск налоговых доначислений, это еще и инструмент для повышения эффективности налогообложения, т.е. исключения переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета.

На крупных предприятиях внедрена целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной.

Задачей такой системы является выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.

Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании, то есть собственники или менеджмент должны прийти к такому решению. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность -работников подразделений, отвечающих за управление -налоговыми рисками.

В последнее время под налоговыми рисками начинают понимать не только риски налоговых доначислений. Крупные международные компании, а вслед за ними и российские, под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т.е. риски неэффективного налогообложения. Со всеми этими задачами справляется кадровая служба, а все другие подразделения, соответственно бухгалтерия тоже, помогают в этом.

Риски, возникающие в результате правоприменения и толкования налогового законодательства налоговыми органами и судами. Налоговые риски, обусловленные несовершенством законодательства, наличием пробелов в нормативных документах, когда какой-то вопрос либо не урегулирован

совсем, либо разные документы содержат различное толкование одних и тех же норм, они связаны с противоречиями и неясностями актов налогового законодательства. Поэтому следует помнить о правиле, предусмотренном п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика» [1].

Когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать требуется крайне осмотрительно. Как следствие, возможно наступление репутационных налоговых рисков. Это риски нанесения ущерба репутации компании, что может привести к уменьшению числа клиентов, отказу поставщиков от работы с предприятием из-за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании или характере деятельности в целом.

Задача минимизации репутационного риска основывается на минимизации претензий к организации со стороны третьих лиц, в первую очередь налоговых, правоохранительных и судебных органов. Эти риски являются внешними по отношению к рискам процесса и рискам толкования закона, т.к. не всегда претензии со стороны налоговых органов основаны на нарушении налогоплательщиком действующего налогового законодательства.

В рамках выработки мер по реагированию на налоговые риски на практике применяются следующие методы [2].

Принятие риска. Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и осознанно не предпринимают каких-либо мер воздействия на риск.

Предотвращение (избежание) риска. Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избежания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.

Передача (перенос) риска. Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения, аутсорсинг, диверсификацию деятельности Общества. Перемещение источника не является переносом риска.

Контроль (снижение) риска. Снижение риска - действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе. Это может быть достигнуто с помощью организации системы отчетности, формализации процессов; проведения обучающих программ; разработки методик и процедур внутреннего контроля и управления рисками; проведения внутреннего аудита.

Мониторинг управления рисками - контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация -использована для снижения степени риска на предприятии.

Таким образом, для того чтобы снизить налоговые риски работникам кадровой службы предлагается проводить следующие мероприятия:

a) вносить изменения в локальные нормативные акты Общества, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;

b) разработать методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;

c) подготовить презентацию по системе управления налоговыми рисками;

ё) систематизировать информацию по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 22.04.2019).

2. Зуйков А.В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста. [Электронный ресурс]. URL: http://www. delo-press. ru/magazmes/taxes/issue/2010/10/13886/ (дата обращения: 25.03.2019).

3. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие// Г.Г Зайцев. СПб.: Северо-запад, 2012. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.