7. Казаков Ю.Н. Психическое здоровье - основополагающая целостность личности. -М.:2005.
8. Казаков Ю.Н. Социальная инфраструктура обеспечения здоровья. - М. 2005. © Казаков Ю.Н., 2011
Казаков Ю.Н.
Протопопов А.М.
РОЛЬ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ (СЛУЖБЫ ПЕРСОНАЛА)
В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ЗДОРОВЬЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОФИЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ
Kazakov Y.N.
Protopopov AM
SIGNIFICATION OF HUMAN RESOURCES
DEPARTMENT IN THE INTEGRATION PROCESSES OF AKMEOLOGICAL TECHNOLOGY OF SAFETIES PROFESSIONAL HEALTH IN THE WORK WITH SAILS AND SERVICE SUBDIVISIONS MANAGERS OF AUTO DEALERS
В статье рассматриваются особенности внедрения акмеологических технологий безопасности профессионального психологического здоровья руководителями и специалистами кадровых служб автомобильного дилера.
Ключевые слова: акмеология безопасности профессионального психологического здоровья, руководитель низшего звена, руководитель среднего звена, руководитель высшего звена.
In article it is considered features of introduction akmeological technology of safeties professional psychological health in the work of humane recurs managers auto dealers.
Keywords: akmeology of safeties professional psychological health, line manager (supervisor), middle manager, top manager.
На предприятии автомобильного дилера все подразделения работают на конечный результат - качественное обслуживание и ремонт автомобилей, в первую очередь, продаваемых этим же предприятием. Руководитель каждого подразделения выполняет свой объем работы:
- руководитель департамента продаж продает автомобили;
- руководитель подразделения по обслуживанию и ремонту автомобилей организует предпродажную подготовку автомобилей, послепродажное обслуживание и ремонт;
- руководитель отдела запасных частей организует их поставки, хранение и выдачу;
- руководитель финансовой структуры обеспечивает финансовое обеспечение и контроль и т.д.
И во всех этих структурах вместе с исполнением стоящих перед ними производственных и хозяйственных задач, постоянно идет работа по управлению персоналом, причем независимо от того сознает или нет, тот или иной руководитель важность и, в общем-то, неизбежность этого вида деятельности.
Руководители среднего и низового звена в первую очередь должны быть специалистами на своих участках для того, чтобы, используя свой профессионализм, поддерживать профессиональное мастерство подчиненных работников на должном уровне. Особое внимание они должны уделять вопросам формирования и совершенствования трудовых навыков и умений, которые являются необходимым условием мастерства.
В низовых звеньях управления недостаточные профессиональные навыки в работе с персоналом компенсируются профессионализмом в той сфере деятельности, к которой относится управляемый трудовой коллектив. Управление персоналом для них является одним из инструментов, не всегда самым важным в деле достижения поставленных перед управляемым ими подразделением целей. Поэтому на предприятиях автомобильных дилеров на должности руководителей низового и среднего звена правильнее всего рассматривать специалистов, способных достичь высшего уровня профессионализма в своих сферах деятельности:
- в продажах - для департамента продаж;
- в ремонте и обслуживании автомобилей - для департамента послепродажного обслуживания и ремонта автомобилей.
Необходимо понимать, что высшие уровни мастерства доступны далеко не всем. Руководитель, достигший высшего уровня мастерства в низовом звене управления, при переходе на средний уровень управления к ранее достигнутому высшему уровню мастерства должен относиться к своему прежнему достижению как к успешному этапу в своей управленческой карьере и снова достигать высшего мастерства уже на новом уровне. И только руководитель, способный достичь высшего уровня мастерства в своем звене управления может рассматриваться к переходу на следующий уровень управления.
С точки зрения навыков в управлении персоналом - чем к более высокому звену управления относится руководитель, тем выше должен быть его профессионализм в области управления персоналом.
А вот руководители высшего звена и руководители службы персонала обязаны профессионально относиться к управлению персоналом, как самостоятельному виду профессиональной деятельности. Они просто не имеют права быть дилетантами в данной сфере деятельности. При этом роль профессиональных навыков, приобретенных на стартовых должностях автослесаря или продавца уже не так важна, как в низовом и среднем звеньях управления. Поэтому принципиального значения не имеет, из кого правильнее выбирать кандидатов на высший уровень управления. Все более решающее значение при подборе кандидатов на должности высших руководителей приобретает их способность освоения и применения акмеологических технологий в управленческой работе.
Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что функцию внедрения (интеграции) акмеологических технологий безопасности профессионального здоровья можно возложить только на руководителей высшего звена и руководителей службы персонала.
Основная роль службы персонала в любой организации, в том числе и на предприятии автомобильного дилера сводится к организации управления персоналом. «Управление персоналом это совокупность целенаправленных действий руководящего состава предприятия, а так же руководителей и специалистов подразделений, включающих:
1. определение потребностей в персонале в соответствии с целью и возможностями организации;
2. планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение);
3. расстановку и распределение персонала, его использование;
4. исследование и оценку персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры;
5. личностно-профессиональное развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта;
6. мотивацию и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для эффективной деятельности». (Деркач А.А.)
Пункты с 3 по 6 предполагают активное внедрение и применение акмеологических технологий сохранения профессионального здоровья. Функционал руководителя службы персонала любого уровня предусматривает даже на уровне типовых инструкций, размещенных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) применение акмеологических технологий, хотя напрямую об этом и не сказано.
Проведено исследование всех типовых инструкций, вошедших в данное постановление. Выявлено, что из 87 должностных инструкций руководителей только к 17 руководителям предъявлены требования по знанию в той или иной степени основ психологии, а еще 5 должностей отвечают за здоровье работников. Из них только к трем должностям «Заместитель директора по управлению персоналом», «Начальник лаборатории (бюро) социологии труда» и «Начальник отдела социального развития» предъявлены требования профессионального знания в области психологии труда.
Аналогичная ситуация и с инструкциями специалистов: из 28 опубликованных инструкций, только для «Профконсультанта», «Психолога» предъявлены требования профессионального знания в области психологии.
Проанализировав типовые должностные инструкции руководителей служб персонала, мы видим, что доля применения акмеологических технологий растет относительно других функциональных обязанностей прямо пропорционально высоте занимаемой должности. Чем выше должность, тем больше должностных обязанностей руководителя службы персонала требует применения акмеологических технологий. А в должностных обязанностях заместителя директора по управлению персоналом прямо сказано, что он «Определяет направления работы по... созданию... условий для утверждения здорового образа жизни.», что немыслимо без применения акмеологических технологий сохранения профессионального здоровья. Кроме того практика показывает, что значительно проще внедрять акмеологические технологии сохранения профессионального здоровья специалисту кадровой службы, знающему проблемы автомобильного дилера изнутри.
Попробуем рассмотреть роль и место специалиста (руководителя подразделения) по работе с персоналом в процессе внедрения акмеологических
технологий сохранения профессионального здоровья, как руководителей, так и подчиненных им работников.
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА.
Привить отношение к основам управленческого труда как самостоятельному виду деятельности. Оторвать их от принципа: «лучше и быстрее сделаю сам, чем мои подчиненные». Научить получать удовлетворение от работы, выполненной твоими подчиненными. Методы - групповые занятия и тренинги. Индивидуальная работа.
Выявить кандидатов для выдвижения на должности руководителей среднего звена. Методы - оценка работы, тестирование, аттестация.
Работа с остальными линейными менеджерами направляется на поддержание необходимой работоспособности в указанной категории должностей как можно более долгий период времени. Методы - мотивация, ротация по горизонтали, поощрение, чествование.
РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Привести к осознанию, что управленческий труд это самостоятельный вид деятельности. Методы - групповые занятия и тренинги. Индивидуальная работа. В ходе индивидуальной работы с данной категорией необходимо обращать внимание на знание и понимание руководителем стоящих перед ним и его подчиненными целей и задач, а так же выбранных им путей достижения цели и выполнения задач. Почему это важно? Ответ в том, что руководитель среднего звена должен получить цели и задачи от высшего руководства, а пути их достижения довести руководителям низового звена. Именно в выборе пути к цели и прохождении этого пути кроется применение акмеологических технологий безопасности профессионального здоровья. Правильно выбранный путь, не обязательно самый короткий, позволяет дойти к цели с оптимальным использованием ресурса, в том числе и психолого-акмеологического.
Выявить кандидатов для выдвижения на должности руководителей высшего
звена.
РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА.
Привести к осознанию, что управленческий труд это основной вид деятельности, скорее даже образ жизни, требующий высокой степени самоотдачи, социальной ответственности перед работниками и государством. Методы -индивидуальная работа, партнерские отношения, привлечение высокопрофессиональных экспертов. При необходимости специалист (руководитель) службы персонала должен быть готов быть «амортизатором» между руководителем и его подчиненными, особенно в моменты, когда при деловых контактах преобладает эмоциональная составляющая. Задачей руководителя службы персонала является организация разрешения конфликтных ситуаций, которые нередки в управленческой деятельности, с максимально возможным сохранением профессионального здоровья всех конфликтующих сторон.
В компаниях автомобильных дилеров, как и в большинстве производственных предприятий нашей страны, преобладает административно-командная система управления. К сожалению, это не лучший вариант внедрения и применения акмеологических технологий сохранения профессионального здоровья. Наиболее применима схема разбития всей системы управления на небольшие участки и внедрение указанных технологий в близких вертикальных управленческих коммуникациях.
Задача руководителя службы персонала, если он входит в состав высших руководителей, имеющих влияние на владельца бизнеса, внедрять акмеологические технологии в коммуникацию «владелец - высший руководитель». Если руководитель службы персонала не имеет выхода на владельцев бизнеса, а подчиняется генеральному директору или его заместителю, задачей является внедрение акмеологических технологий в коммуникации, идущие от высших руководителей к подчиненным, а так же в горизонтальные коммуникации между высшими руководителями. При этом быть в готовности внедрения акмеологических технологий в коммуникацию «владелец - высший руководитель» при первой возможности.
Вывод: в сложившихся условиях на предприятиях автомобильных дилеров с количеством персонала до 500 человек создавать самостоятельную акмеологическую службу нецелесообразно. Задачи интеграции акмеологических технологий безопасности профессионального здоровья на предприятиях послепродажного обслуживания и ремонта легкового автомобильного транспорта правильнее решать, используя специалистов службы персонала, так как это наиболее близко к их профессиональной деятельности.
Литература
1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37.
2. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Акмеология управления. - М.: Казань, Изд-во "Центр инновационных технологий", 2008 - 319 с.
3. Казаков Ю.Н. Психология безопасности; формирование здоровья личности. Часть 1-2. Кн.1-М.: Изд-во РАГС, 2007 - 155 с
4. Казаков Ю.Н. Психология безопасности; формирование здоровья личности. Часть 1-2. Кн.2-М.: Изд-во РАГС, 2008 - 171 с
5. Маркова А.К. Психология профессионализма -М.: Знание, 1996 308 с.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с англ. АНХ при Правительстве РФ. Изд. ДЕЛО - 2000 702 с
© Казаков Ю.Н., 2011 © Протопопов А.М., 2011