Научная статья на тему 'Роль кадров высшей квалификации в инновационном развитии (Европейский опыт)'

Роль кадров высшей квалификации в инновационном развитии (Европейский опыт) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОКТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРЬЕРА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / HIGHLY QUALIFIED STAFF / DOCTORAL PROGRAMS / INNOVATION / RESEARCH CAREERS / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнеева Алина Ильгизовна

В статье рассмотрены основные тенденции европейского докторского образования, что связано с необходимостью выявления роли кадров высшей квалификации в инновационном развитии национальных экономик. Выявлены и уточнены современные принципы формирования докторских программ, направленные на усиление процессов интернационализации, междисциплинарности, академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнеева Алина Ильгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHLY QUALIFIED STAFF IN INNOVATIVE DEVELOPMENT (EUROPEAN EXPERIENCE)

The article describes the main trends of European doctoral education. It is associated with the need to identify the role of highly qualified staff in the innovative development of national economies. Principles of modern doctoral programs aimed at strengthening the process of internationalization, interdisciplinarity, and academic mobility are identified and clarified.

Текст научной работы на тему «Роль кадров высшей квалификации в инновационном развитии (Европейский опыт)»

■

РОЛЬ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ (ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ)

УДК 378.225

Алина Ильгизовна Зайнеева

Аспирантка кафедры Мировой экономики и международных отношений Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Эл. почта: AZayneeva@mesi.ru

В статье рассмотрены основные тенденции европейского докторского образования, что связано с необходимостью выявления роли кадров высшей квалификации в инновационном развитии национальных экономик. Выявлены и уточнены современные принципы формирования докторских программ, направленные на усиление процессов интернационализации, междисциплинарности, академической мобильности.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, докторские программы, инновации, научно-исследовательская карьера, экономика знаний.

Alina I. Zayneeva

Postgraduate student of Department of World Economy and International Relations, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: AZayneeva@mesi.ru

THE ROLE OF HIGHLY QUALIFIED STAFF IN INNOVATIVE DEVELOPMENT (EUROPEAN EXPERIENCE)

The article describes the main trends of European doctoral education. It is associated with the need to identify the role of highly qualified staff in the innovative development of national economies. Principles of modern doctoral programs aimed at strengthening the process of internationalization, interdisciplinary, and academic mobility are identified and clarified.

Keywords: highly qualified staff, doctoral programs, innovation, research careers, knowledge economy.

Современная экономика, или экономика, основанная на знаниях, характеризуется все возрастающим усилением роли человеческого потенциала, рассматриваемого в настоящее время как главный фактор развития общества, достижения благосостояния и обеспечения стабильного функционирования экономики. При этом подчеркивается необходимость достижения инновационного развития за счет ведения инновационной деятельности, позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям рынка. В соответствии с принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методологией, инновационная деятельность включает как внедрение принципиально новых для мирового рынка или существенно улучшенных продуктов и услуг, технологий производства и бизнес-процессов (инновации в узком смысле), так и заимствование и адаптацию уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов (т.е. модернизацию). [1]

В условиях инновационной экономики меняется роль традиционных ресурсов. Так, по мнению известного экономиста П. Друкера, они «не исчезли, но приобрели второстепенное значение». [2]

Качество развития образования на всех уровнях становится важным интенсивным ресурсом развития социально-экономических систем. Установлено, что в настоящее время на долю образования приходится от 15 по 20% прироста национального дохода. Страны-члены ОЭСР тратят на образование свыше 5% ВВП, по данным Росстата, этот показатель для России составляет около 4%.

Ключевым источником генерирования знаний, необходимых современной экономике, бесспорно, является не только сектор высшего образования, но и та его часть, которая непосредственно соприкасается с НИОКР, формирует кадры высшей квалификации. Главным вызовом экономик практически всех европейских стран признается необходимость привлечения и удержания в секторе образования и научных исследований талантливых преподавателей, исследователей и ученых, повышение привлекательности научно-исследовательской карьеры, а также значительного увеличения финансирования НИОКР.

В настоящее время в Европе реализуются широкомасштабные инициативы развития докторского образования. В 2000 г. Европейский Совет утвердил Лиссабонскую стратегию, направленную на трансформацию Евросоюза в самую «конкурентоспособную и динамичную экономику в мире, основанную на знаниях, способную к устойчивому экономическому росту с большим количеством и высоким качеством рабочих мест и сильным социальным единством». [3] В рамках этой стратегии была принята новая рамочная программа финансирования исследований в ЕС под названием «Горизонт 2020», бюджет которой на 2014-2020 гг. составит 80 млрд евро в ценах 2011 г. [4] Планируется, что доля расходов на исследования и инновации в Европе возрастет до 8,5% в 2020 г. по сравнению с 6,7% в 2013 г. При этом на привлечение ведущих исследователей и кадров высшей квалификации из других стран планируется выделить почти 2,7 млрд. евро, предназначенных для поддержки научной мобильности и развития карьеры ученых.

Для содействия более широкому распространению передовых исследований в Европе разрабатывается инициатива под названием «Ведущие ученые Европейского исследовательского пространства». К 2013 году общее число ученых, чья исследовательская карьера была поддержана в рамках новой рамочной программы, достигнет 55 тысяч человек. Таким образом, европейское правительство осознает приоритетную роль научных кадров в достижении конкурентоспособности и инновационного развития экономики. Отметим, что особое внимание со стороны правительства уделяется проблеме повышения привлекательности научно-исследовательской карьеры, качества докторского образования, вопросам присвоения ученых степеней и высших научных квалификаций.

На встрече в Левене / Лувен ла Неве (2009 г.) европейские министры отмечали необходимость «... увеличивать число людей, обладающих научно-исследовательскими компетенциями. Докторские программы призваны

№6 (2), 2012

64

обеспечивать высококачественные исследования по различным дисциплинам и во все большей степени дополняться междисциплинарными и межотраслевыми программами». «Государственным органам и учреждениям высшего образования необходимо сделать более привлекательной карьерную траекторию начинающих исследователей». [5]

В материалах официального Зальц-бургского семинара подчеркивалось, что в европейском контексте «исследовательская подготовка и профессиональное развитие в области научных исследований ... выходят на передний план в дискуссиях о развитии исследовательского потенциала». [6] В качестве основных принципов, определяющих характер докторских программ для европейского общества, было установлено:

- требование проведения оригинальных исследований практической направленности докторских программ на соответствие потребностям рынка.

- необходимость придания кандидатам на ученую степень доктора статуса профессионала со всеми соответствующими правами.

- наличие прозрачной договорной системы по руководству и оцениванию, а также совместной ответственности кандидатов, их руководителей и вуза.

- опора докторских программ на различные виды инновационной деятельности, осуществляемой в университетах Европы.

- поддержка инновационных структур для решения проблем междисциплинарной подготовки и развития предметных навыков.

- расширение возможностей географической, междисциплинарной и межотраслевой мобильности. Создание условий для международного сотрудничества в рамках совместной деятельности университетов и других партнеров.

- обеспечение устойчивого и надлежащего финансирования разработки и реализации докторских программ в целях успешного завершения обучения кандидатов на докторскую степень.

- приведение в тождество профессиональной занятости и подготовки докторских диссертаций. [7] Продолжительность докторских

программ и время, необходимое для

получения степени, является предметом обсуждения. Во многих странах средний возраст присуждения докторской степени увеличивается. Например, в Германии средний возраст составлял в 2000 г. 32,7 лет, в Норвегии и Швеции он был еще выше (37,4 года в Норвегии и 37,2 года - в Швеции). [7]

В послании Еврокомиссии утверждается, что университеты также должны осознать тот факт, что исследования не являются больше некой изолированной деятельностью, акцент смещается с индивидуальных исследований к командным и глобальным исследовательским сетям и структурам. Научные проблемы имеют тенденцию выходить за рамки традиционных дисциплинарных исследований, инновации все чаще лежат в междисциплинарной и интернациональной сфере.

В настоящее время интернационализация становится все более важной частью докторского образования, хотя, разумеется, модели международных докторских программ подходят не для всех отраслей знаний, стран и регионов. Возникает необходимость в академической мобильности, которая может выступать в форме географической, междисциплинарной, межотраслевой. По мнению экспертов, она выступает, с одной стороны, как фундаментальный элемент обучения докторантов, а, с другой стороны, как стратегический ресурс, который может быть использован европейскими университетами в лице иностранных докторантов с целью повышения конкурентных преимуществ научных исследований. [7]

Последний принцип нашел подтверждение на ежегодной конференции Европейского совета докторантов и молодых исследователей Eurodoc (март 2010 г.). Было заявлено, что необходимость приравнивания докторантов к профессионалам должна сопровождаться повышением статуса, соответствующим финансированием, предоставлением права голоса в научном сообществе, что базируется на «Европейской Хартии исследователей» и «Кодексе поведения при наборе исследователей». [8]

В сравнительном исследовании, проведенном проф. Барбарой Кем, отмечается: «Некоторые страны . начали вводить так называемую «профессиональную докторскую степень», которая отличается от традиционной, ориентированной на

ведение научных исследований, докторской степени. Профессиональная докторская степень имеет тенденцию быть до некоторой степени менее жесткой в отношении требования представлять собой «оригинальное исследование» . Зарождение таких профессиональных степеней тесно связано с возрастанием озабоченности по поводу возможностей трудоустройства лиц с докторской степенью при выходе из университетских стен на рынок труда». [7]

В свою очередь позиция Европейской Комиссии на этот счет заключается в том, что ориентация научных исследований на взаимодействие с сектором бизнеса имеет вполне обоснованную природу:

«Значительная часть европейских университетов не оценивают всех преимуществ и потенциальных выгод от передачи части знаний экономике и обществу в целом. Производство не выработало адекватного механизма, способствующего абсорбированию знаний, чтобы максимально полно использовать ресурсы интеллектуального потенциала университетов. Существуют проблемы в информационной прозрачности и открытости во взаимодействии научного-исследовательского сообщества с реальным сектором экономики и обществом в целом остается делом нелегким. Предпринимательский сектор пока не заинтересован в рекрутировании специалистов с докторскими степенями в силу отсутствия объективной информации об их инновационных компетенциях». [9]

Таким образом, можно сделать вывод, что после 2005 г. в европейском докторском образовании наметились некоторые новые тенденции, которые связаны с осознанием как со стороны научного сообщества, так и общества в целом необходимости выращивания инновационных докторских программ в ответ на потребности развивающегося рынка труда и тенденциям трудоустройства кадров высшей квалификации во вне академических сферах. Развитие сетевых исследовательских сообществ способствует повышению скорости и глубине интернационализации и мобильности в докторских исследованиях, мультипликации известных научных методов и технологий в новых отраслях знаний с целью получения инновационных результатов и внедрения их в практику.

Экономика, Статистика и Информатика

65

№6 (2), 2012

Литература

1. Oslo Manual - Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (OECD, Paris, 2005

2. Цит. по: Новая индустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 95.

3. Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 23-24 March, 2000, URL: http://www. consilium. europa. eu/ uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ ec/00100-r1.en0.htm

4. Новая рамочная программа Европейского союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020» с 2014 г. // НИУ ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний, 2012.

5. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.

6. Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов, 2005. 174 с.

7. В.И. Байденко, Н.А. Селезнёва. Истории становления европейской докторской степени // Высшее образование в России № 8/9, 2010

8. Eurodoc 2010. Conference. 11-13 March, Vienna. URL: www.eurodoc.net

9. Delivering on the Modernization Agenda for Universities: Education, Research and Innovation. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. URL: http:// ec.europa/education/higher-education/ doc1324_en.htm

References

1. Oslo Manual - Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (OECD, Paris, 2005

2. Cit. by: The New Industrial Wave in the West. Anthology / ed. V.L. Inozemt-sev. Moscow, 1999. S. 95.

3. Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 23-24 March, 2000, URL: http://www. consilium. europa. eu/ uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ ec/00100-r1.en0.htm

4. New Framework of the European Union's Scientific and Technological Development and Innovation «Horizon 2020» from 2014 / / HSE, Institute of Statistical Studies and Economics of Knowledge, 2012.

5. The Bologna Process: 2007-2009. Between London and Leuven / Louvain-la-Nevom / Ed. VI. Baidenko. Moscow Research Center for Quality Problems in Training, 2009. 302.

6. The Bologna Process: Bergen stage / Ed. V.I. Baidenko. Moscow Research Center for Quality Problems in Training, 2005. 174.

7. V.I. Baidenko, N.A. Seleznev. History of the Development of European Doctoral Degree / / Higher Education in Russia, # 8/9, 2010

8. Eurodoc 2010. Conference. 11-13 March, Vienna. URL: www.eurodoc.net

9. Delivering on the Modernization Agenda for Universities: Education, Research and Innovation. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. URL: http:// ec.europa/education/higher-education/ doc1324 en.htm

№6 (2), 2012

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.