МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х Составим таблицу:
Месяц Сумма на 15 число. Сумма на 1 число Выплата
1 X XÍ1 +p] 1 100) X + 9Xp 9 900
2 8 X 9 8 xfi+Р 9 ^ 100) X 8Xp --1--— 9 900
9 IX 9 1 xTx+Р 9 ^ 100) X Xp 9 900
Для того, чтобы решить задачу, нужно посчитать сумму выплат, из таблицы видно, что суммой выплат является прогрессия:
X 9Хр X 8Хр X Хр 1 — + —- + — + —- +... + — + —- = 1,25Х 9 900 9 900 9 900
, 9 + 8 +... + 2 +1
1 +-р = 1,25
900
45
-р = 0,25
900
р = 5.
Ответ: 5.
Все рассмотренные задачи взяты из [2], приведенные решения выполнены самостоятельно. Анализируя результаты работы с обучающимися по данной системе, мы разработали программу подготовки для занятий в малых группах по математике. Двухгодичный опыт работы подтвердил правильность выбранного направления.
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры фундаментальной математики Кемеровского государственного университета Глухова О.Ю. Список использованной литературы:
1. Система самостоятельных работ по методике преподавания математики. Глухова О.Ю. В сборнике: Инновационное развитие современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 80-81.
2. ЕГЭ 2017. Математика. 4000 задач с ответами. Базовый и профильный уровни. "Закрытый сегмент". Ященко И.В. и др. М.: 2017. - 704 с.
© Михалева Т.Б., Михалев А.А., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мугаллимова Эллина Саматовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Аннотация
Выделена положительная роль освоения школьниками средней общеобразовательной и студентами
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х высшей школ логических функций системы электронных таблиц Excel в развитии мышления учащейся молодежи.
Ключевые слова
Система электронных таблиц Excel, логические функции, мышление.
Одним из новых информационных технологий, являющихся инструментом учебного и научного познания школьников и студентов, выделяется эффективностью система электронных таблиц Excel [1].
В школьных и вузовских курсах информатики учащейся молодежью при постановке и решении задач методом математического моделирования природной, технической и социальной действительности [2] изучается такие логические функции системы Excel, как ИСТИНА, ЛОЖЬ, И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, ЕСЛИОШИБКА.
Лекционный материал и практические задания по логической функции ИСТИНА, ориентированные на развитие мышления старшеклассников и студентов учителями и преподавателями [3], выделяет отсутствие аргументов у этой функции системы Excel, возвращение ею лишь логического значения «ИСТИНА» и целесообразность её использования с другими функциями данной новой информационной технологии.
Используя аналогию, школьники и студенты самостоятельно выделяют назначение логической функции ЛОЖЬ с логическим значением «ЛОЖЬ».
Для старшеклассников и студентов важно знать о том, что И - одна из логических функций системы Excel, с помощью которой можно определить, все ли проверяемые условия решаемой задачи принимают значение «ИСТИНА».
При решении многих учебных задач по естественно-математическим и общетехническим дисциплинам в среде системы Excel старшеклассники и студенты с успехом пользуются положением о том, что логическая функция ИЛИ принимает значение «ИСТИНА» , если хотя бы одна логическая переменная имеет значение «ИСТИНА».
Логическая функция НЕ, принимающая в виде аргумента всего одно логическое значение и меняющая его на противоположное, используется при решении задач учащейся молодежью в тех случаях, когда необходимо убедиться, что получаемое значение не равно конкретной величине.
Самая широко используемая старшеклассниками и студентами при решении учебных и научных задач естествознания и обществознания логическая функция ЕСЛИ системы электронных таблиц Excel, позволяющая выполнить сравнение получаемых значений и ожидаемых результатов, вносит основной вклад в развитие мышления учащейся молодежи в среде новых информационных технологий.
Учитель информатики в средней общеобразовательной школе и преподаватель новых информационных технологий в высшем учебном заведении на лекционных, практических и лабораторных занятиях подчеркивают перед обучающимися, что основное назначение логической функции ЕСЛИОШИБКА в системе электронных таблиц Excel заключается в устранении ошибки #ДЕЛ/0!, вложив операцию деления в рассматриваемую функцию.
Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений Уральского региона [4], свидетельствует о том, что уровень школьников и студентов мыслить непротиворечиво и последовательно повышается по мере увеличения количества решенных ими задач с помощью логических функций системы электронных таблиц типа Excel.
Наличие возможности развивать у школьников и студентов логического мышления не только на занятиях по традиционным естественно-математическим дисциплинам, но и на занятиях по информатике, расширяет круг творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных молодых людей, способных успешно ставить и решать актуальные задачи научно-технического и социально-экономического прогресса нашей страны [5].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение и использование на занятиях логических функций
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х
системы электронных таблиц Excel развивает мышление учащихся средних общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений, позволяющее повысить качество решаемых ими учебных и научных задач.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
5. . Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Мугаллимова Э.С., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Орешкина Светлана Владимировна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ MATHCAD В РАЗВИТИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
Аннотация
Выделена положительная роль освоения студентами высшей школы статистических функций системы математического проектирования MathCAD в развитии у будущих исследователей знаний и умений в области эмпирического познания природной действительности.
Ключевые слова Эмпирическое познание, статистическая функция, обработка данных
В естественных науках (физика, химия и т.д.) приоритетная роль в системе получения исследователем знаний об окружающей нас природной действительности принадлежит эмпирическому познанию объектов, процессов и явлений.
Для студентов высшей школы необходимо освоить такие инструментальные методы эмпирического познания природной действительности, как наблюдение, измерение и эксперимент [1].
Преподаватели - ученые на лекционных, практических и лабораторных занятиях по физике и химии выделяют методологическое положение о том, что научные знания о природе могут успешно применяться на практике лишь в случае, если они благополучно апробированы экспериментальным способом.
До обработки данных физического или химического учебного или научного эксперимента студенты