Научная статья на тему 'Роль изучения логических функций системы электронных таблиц Excel в развитии мышления школьников и студентов'

Роль изучения логических функций системы электронных таблиц Excel в развитии мышления школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL / ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Мугаллимова Эллина Саматовна

Выделена положительная роль освоения школьниками средней общеобразовательной и студентами высшей школ логических функций системы электронных таблиц Excel в развитии мышления учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Мугаллимова Эллина Саматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль изучения логических функций системы электронных таблиц Excel в развитии мышления школьников и студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х Составим таблицу:

Месяц Сумма на 15 число. Сумма на 1 число Выплата

1 X XÍ1 +p] 1 100) X + 9Xp 9 900

2 8 X 9 8 xfi+Р 9 ^ 100) X 8Xp --1--— 9 900

9 IX 9 1 xTx+Р 9 ^ 100) X Xp 9 900

Для того, чтобы решить задачу, нужно посчитать сумму выплат, из таблицы видно, что суммой выплат является прогрессия:

X 9Хр X 8Хр X Хр 1 — + —- + — + —- +... + — + —- = 1,25Х 9 900 9 900 9 900

, 9 + 8 +... + 2 +1

1 +-р = 1,25

900

45

-р = 0,25

900

р = 5.

Ответ: 5.

Все рассмотренные задачи взяты из [2], приведенные решения выполнены самостоятельно. Анализируя результаты работы с обучающимися по данной системе, мы разработали программу подготовки для занятий в малых группах по математике. Двухгодичный опыт работы подтвердил правильность выбранного направления.

Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры фундаментальной математики Кемеровского государственного университета Глухова О.Ю. Список использованной литературы:

1. Система самостоятельных работ по методике преподавания математики. Глухова О.Ю. В сборнике: Инновационное развитие современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 80-81.

2. ЕГЭ 2017. Математика. 4000 задач с ответами. Базовый и профильный уровни. "Закрытый сегмент". Ященко И.В. и др. М.: 2017. - 704 с.

© Михалева Т.Б., Михалев А.А., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мугаллимова Эллина Саматовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Аннотация

Выделена положительная роль освоения школьниками средней общеобразовательной и студентами

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х высшей школ логических функций системы электронных таблиц Excel в развитии мышления учащейся молодежи.

Ключевые слова

Система электронных таблиц Excel, логические функции, мышление.

Одним из новых информационных технологий, являющихся инструментом учебного и научного познания школьников и студентов, выделяется эффективностью система электронных таблиц Excel [1].

В школьных и вузовских курсах информатики учащейся молодежью при постановке и решении задач методом математического моделирования природной, технической и социальной действительности [2] изучается такие логические функции системы Excel, как ИСТИНА, ЛОЖЬ, И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, ЕСЛИОШИБКА.

Лекционный материал и практические задания по логической функции ИСТИНА, ориентированные на развитие мышления старшеклассников и студентов учителями и преподавателями [3], выделяет отсутствие аргументов у этой функции системы Excel, возвращение ею лишь логического значения «ИСТИНА» и целесообразность её использования с другими функциями данной новой информационной технологии.

Используя аналогию, школьники и студенты самостоятельно выделяют назначение логической функции ЛОЖЬ с логическим значением «ЛОЖЬ».

Для старшеклассников и студентов важно знать о том, что И - одна из логических функций системы Excel, с помощью которой можно определить, все ли проверяемые условия решаемой задачи принимают значение «ИСТИНА».

При решении многих учебных задач по естественно-математическим и общетехническим дисциплинам в среде системы Excel старшеклассники и студенты с успехом пользуются положением о том, что логическая функция ИЛИ принимает значение «ИСТИНА» , если хотя бы одна логическая переменная имеет значение «ИСТИНА».

Логическая функция НЕ, принимающая в виде аргумента всего одно логическое значение и меняющая его на противоположное, используется при решении задач учащейся молодежью в тех случаях, когда необходимо убедиться, что получаемое значение не равно конкретной величине.

Самая широко используемая старшеклассниками и студентами при решении учебных и научных задач естествознания и обществознания логическая функция ЕСЛИ системы электронных таблиц Excel, позволяющая выполнить сравнение получаемых значений и ожидаемых результатов, вносит основной вклад в развитие мышления учащейся молодежи в среде новых информационных технологий.

Учитель информатики в средней общеобразовательной школе и преподаватель новых информационных технологий в высшем учебном заведении на лекционных, практических и лабораторных занятиях подчеркивают перед обучающимися, что основное назначение логической функции ЕСЛИОШИБКА в системе электронных таблиц Excel заключается в устранении ошибки #ДЕЛ/0!, вложив операцию деления в рассматриваемую функцию.

Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений Уральского региона [4], свидетельствует о том, что уровень школьников и студентов мыслить непротиворечиво и последовательно повышается по мере увеличения количества решенных ими задач с помощью логических функций системы электронных таблиц типа Excel.

Наличие возможности развивать у школьников и студентов логического мышления не только на занятиях по традиционным естественно-математическим дисциплинам, но и на занятиях по информатике, расширяет круг творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных молодых людей, способных успешно ставить и решать актуальные задачи научно-технического и социально-экономического прогресса нашей страны [5].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение и использование на занятиях логических функций

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х

системы электронных таблиц Excel развивает мышление учащихся средних общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений, позволяющее повысить качество решаемых ими учебных и научных задач.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

5. . Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Мугаллимова Э.С., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Орешкина Светлана Владимировна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ MATHCAD В РАЗВИТИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ

Аннотация

Выделена положительная роль освоения студентами высшей школы статистических функций системы математического проектирования MathCAD в развитии у будущих исследователей знаний и умений в области эмпирического познания природной действительности.

Ключевые слова Эмпирическое познание, статистическая функция, обработка данных

В естественных науках (физика, химия и т.д.) приоритетная роль в системе получения исследователем знаний об окружающей нас природной действительности принадлежит эмпирическому познанию объектов, процессов и явлений.

Для студентов высшей школы необходимо освоить такие инструментальные методы эмпирического познания природной действительности, как наблюдение, измерение и эксперимент [1].

Преподаватели - ученые на лекционных, практических и лабораторных занятиях по физике и химии выделяют методологическое положение о том, что научные знания о природе могут успешно применяться на практике лишь в случае, если они благополучно апробированы экспериментальным способом.

До обработки данных физического или химического учебного или научного эксперимента студенты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.