модернизация общего образования
УДК 378.016.02:75(574)
Жеделов Курмангазы Оразович
Доктор педагогических наук, доцент Института магистратуры и докторантуры PhD, Казахского Национального педагогического университета им. Абая, [email protected], Алматы
Шайгозова Жанерке Наурызбаевна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры академического рисунка и методики преподавания специальных дисциплин, Казахского Национального педагогического университета имени Абая, [email protected], Алматы
РОЛЬ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» В ПОЗНАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРА
Аннотация. В статье раскрывается роль учебного предмета «Изобразительное искусство» (художественного образования) в формировании поликультурного сознания школьников. Представлен анализ трудов зарубежных, российских и казахстанских ученых в ракурсе, обозначенной проблемы.
Ключевые слова: изобразительное искусство, художественное образование, поликультур-ное образование, диалог культур.
Zhedelov Kurmangazy Orazovich
Doctor of pedagogical sciences, professor of masters and Doctoral PhD, after name Abai Kazakh National Pedagogical University Almaty, [email protected], Almaty
Shaygozova Zhanerke Nauryzbaevna
Ph. D., senior lecturer in academic drawing and methods of teaching special subjects, after name Abai Kazakh National Pedagogical University Almaty, [email protected], Almaty
PART OF “ FINE ARTS” IN THE COGNITION MULTICULTURAL WORLD
Abstract. There are addresses article in the role of a subject “Art” (art education) in the formation of multicultural consciousness schoolchildren. The analysis of the foreign works and Russian and Kazakh scientists in perspective, the problems.
Keywords: art, art education, multicultural education, dialogue cultural.
25-28 мая 2010 г. в Сеуле (Республика Корея) прошла Вторая Всемирная конференция по образованию в области искусств. На этой конференции было выделено три основные цели: обеспечить доступность образования в области искусств как одного из фундаментальных и устойчивых компонентов качественного обновления образования; обеспечить высокое качество концептуализации и осуществления деятельности и программ художественного образования; применять принципы и практику художественного образования для содействия решению социальных и культурных задач, стоящих перед
современным миром [2]. Несомненно, что все три обозначенные цели важны. Однако, в ракурсе нашего исследования наиболее значима третья, которая подразумевает признание особого измерения художественного образования, связанного с социальным и культурным благополучием, включая: - ценность всех форм традиционного и современного художественного опыта, - лечебные и оздоровительные аспекты образования в области искусства; - потенциал художественного образования для развития и сохранения идентичности и наследия, поощрения разнообразия и диалога между культура-
ми; - шире использовать мультикультурный подход в практиках художественного образования и содействовать росту межкультур-ной мобильности учащихся и преподавателей с целью воспитания «граждан мира».
Сказанное означает, что именно художественное образование, изучение искусства играет огромную роль «в утверждении принципов социальной ответственности, социальной сплоченности, культурного разнообразия и межкультурного диалога» [там же, с. 7]. Об этом пишет и известный российский ученый А. Мелик-Пашаев: «... вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее жизненной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее - это прямой путь к расчеловечиванию данного общества. В условиях светского образования искусство - единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. А если этого не происходит, если человек растет бездушным, если общечеловеческие ценности ему чужды, то чем успешнее он будет во всех остальных отношениях, тем хуже» [4]. Сказанное означает, что именно художественная культура, искусство, благодаря своей специфичности, своему особому «образному строю», через процесс формирования чувственного образа мира ведет человека к смыслопониманию, смыслоприятию внутрисистемных связей объективной картины мира и поэтому наиболее полно обеспечивает решение целей и задач поликультурного образования.
В пользу данного положения высказываются и российские исследователи художественного образования и эстетического воспитания В. С. Собкин и В. А. Левин, которые подчеркивают: «...сущностная основа искусства мощнейшее средство, с одной стороны, национального самопознания, осознания своей культурной национальной традиции и специфики, а с другой - межнациональной интеграции, глубокого эмо-
ционального приобщения к духовным ценностям других культур и общечеловеческим идеалам» [5, с. 28]. Обозначенные идеи отражают и современные тенденции в художественной педагогике Германии. Так, образовательная область «Искусство» в немецких школах варьируется в зависимости от типов школ: основной, реальной, интегрированной и гимназии. Учебные программы основной школы предусматривают: изучение художественных полотен, знакомство с художественными концепциями, принципами, средствами, возможностями изображения и его интерпретации; формирование умений сравнивать художественные произведения по смысловому аспекту (мотив, стиль, принадлежность к культуре) и расшифровать художественное произведение как выражение собственных переживаний, как сообщение о других цивилизациях; раскрытие культурных и общественных особенностей художественных произведений, поиск и реализация определенных решений в собственных произведениях; овладение знаниями о влиянии традиций на создание художественных произведений; восприятие художественных произведений как определенной образной связи, осознание при этом собственной значимости и влияния на общественную жизнь, адаптацию в социуме [1, с. 52]. Как видно из содержания учебной программы по искусству все ее пункты адекватны целям и задачам поликультурного образования.
В исследовании Л. В. Быкасова представляет и собственный опыт участия в эксперименте, проводимом в Северном Рейне-Вестфалии (2000 г.) в рамках разработки региональной концепции «Дом в мире - мир в доме», направленном на проектирование и реализацию формирования мировидения подростков, живущих в мультикультурном полиэтническом социуме [там же]. Так, обобщение результатов эксперимента (практическое обучение включало обучение технике коллажирования - работа с текстилем, изготовление элементов мозаичных панно из цветного стекла, применение разнохарактерных материалов при создании единого художественного объекта и фроттажа), показало, что обучение привело не только к освоению перечисленных художественных видов деятельности, но и способствовало «формированию представлений о многомер-
ности мира благодаря наложению в едином смысловом пространстве альтернативных культурных кодов и смыслов».
Из перечисленного видно, что в последние годы в Германии создаются новые концепции в теории и в области преподавания изобразительного искусства. Поиски немецких педагогов в области художественного образования обогащаются данными из теории поликультурализма (ее иначе в Германии называют теорией инкультурации), то есть искусство представлено как процесс практически-духовного освоения мира в специфически художественных формах и традициях различных этносов и народов; «искусство многослойно, многомерно, представляет собой социальную оптику, является семиотической технологией, культивирует и сохраняет культуру». Итак, современные модели художественного образования Германии транслируют мировоззренческие и духовно-нравственные проблемы национального самосознания, культурно-исторической идентичности, гуманистического значения разных культур для человека.
Предметы художественно-эстетического цикла занимают существенное место в поли-культурном образовании Америки. Наряду с решением «традиционных» задач поликультурного компонента (развитие понимания других культур средствами музыки, изобразительного искусства) ставиться задача вовлечения в процесс творчества. Например, во время изучения особенностей индейских национальных инструментов пятиклассники учатся элементам игры и делают попытку придумать свой собственный музыкальный инструмент, соблюдая при этом традиции индейцев [3, 34]. Разработка вопросов поликультурного компонента в содержании предметов художественно-эстетического цикла должна быть направлена не только на познание других культур средствами изобразительного искусства, но и на развитие творческих способностей школьников.
Не менее интересной для нас представляется работа группы казахстанских экспертов: «Художественное образование Республики Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение культур» подготовленной в рамках пилотного проекта ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творче-
ских возможностей в XXI веке» [6]. В ней авторы указывают четыре главных функции образования: транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этно-национальных сообществ); развивающую (формирование и развитие национального самосознания); дифференцирующую (выявление этнокультурной идентичности); интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообо-гащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры) [там же, с. 17]. Таким образом, формирование художественной культуры учащихся (на основе вышеперечисленных процессов) через призму поликультурного образования означает: умение понимать и ценить искусство «другого» народа; умение пользоваться плодами культур - умение использовать знания об искусстве «других» народов повсеместно; уметь посильно участвовать в сохранении и развитии национальной и мировой художественной культуры; и, наконец - самому участвовать в художественном творчестве (умение воспроизводить и творчески интерпретировать достижения национальной и мировой культуры в своей творческой деятельности).
Краткий анализ работ зарубежных, российских и казахстанских ученых позволил нам сделать следующие выводы:
- искусство, наиболее полно раскрывает цели и задачи поликультурного образования: познавательная функция реализуется через усвоение национальной и мировой художественной культур (изучение всех пластических видов искусства разных культур); ценностно-ориентированная (через изучение к пониманию и принятию «своей» и «других» культур, приводящее к формированию определенной иерархии ценностей общечеловеческого масштаба); преобразовательная (в разных плоскостях: создание практического произведения; духовно-идеального -модель, проект, мечта; культурное наследие); общение (в разных плоскостях: внутрилич-ностный диалог, ученик-учитель, художник-зритель, диалог культур - восток-запад; между типами в рамках одной культуры и т. д.) и все интегрируется в функции «художественного освоения мира» ребенком, подростком, юношей, молодым человеком. Искусство выступает как «код» культуры,
который делает вхождение и приобщение к иной культуре более легким и интересным;
- российские и казахстанские ученые указывают главную особенность поликуль-турного образования на постсоветском пространстве, которая выражается в усвоении на первоначальном этапе этнокультуры.
Библиографический список
1. Быкасова Л. В. О преподавании «Искусства» в немецких школах // Искусство и образование. - 2006. - № l. - С. 52-58.
2. Вторая Всемирная конференция по образованию в области искусств. Сеульская повестка дня: «Цели художественного образования». -Сеул, 25-28 мая 20l0 г. - 7 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org.
3. Гладких З. И. Национальный образ мира и художественное образование// Искусство и образование. - 2004. - №1. - С. 11-23.
4. Мелик-Пашаев А. О состоянии и возможностях художественного образования //Искусство в школе. - 2008. - № 1. - С. 1-7.
5. Собкин В. С., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание: проблемы и перспективы. - М.: ВНИК «Школа», 1988. -28 с.
6. Художественное образование Республики Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение культур». - Алматы, 2010. - 56 с. [Электронный ресурс]. ПЯЬ: Шр://%'шш unesco. о^.
7. Щербакова О. А. Интерпретационная деятельность как средство формирования культурной толерантности школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 110-121.