Научная статья на тему 'Роль IT-компетентности будущего специалиста в инновационном развитии общества'

Роль IT-компетентности будущего специалиста в инновационном развитии общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IT-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедняк С.Г.

Рассматриваются понятие и структура «информационной компетентности», раскрывается специфика формирования ITкомпетентности будущего специалиста, владеющего новыми информационными технологиями, приобретающими особую роль в инновационном развитии общества, и применяющего компьютерные средства для выработки оптимальных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IT-COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

In article the concept is considered «Information competence», the structure of information competence, reveals specificity of formation of IT competence of the future expert owning a new information technology, getting a special role in innovative development of a society, and applying computer means for development of optimum administrative decisions.

Текст научной работы на тему «Роль IT-компетентности будущего специалиста в инновационном развитии общества»

проведение политики открытого доступа к информации, интересующей внешних экономических субъектов и физических лиц, а также внедрить централизованную информационную систему контроля реализации программ государственных гарантий.

При использовании автоматизированных систем управления государственными структурами отрасли здравоохранения можно говорить о последующем внедрении ERP-модулей, что будет весьма актуальным в аспекте многоуровневой матричной структуры системы здравоохранения. С учётом географической удалённости управляемых объектов от управляющих сетевых центров внедрение ERP-систем является наиболее актуальным для Российской Федерации.

Контактная информация: e-mail: telegrammki@yandex.ru тел.: +7(491)2 90-67-92

РОЛЬ IT- КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

ROLE OF IT-COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

С.Г. БЕДНЯК Доцент кафедры информационных систем и технологий ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», г. Самара

S.G. BEDNYAK The senior lecturer of chair of information systems and technologies of Volga region state university of telecommunications and computer science, Samara

Аннотация

Рассматриваются понятие и структура «информационной компетентности», раскрывается специфика формирования IT- компетентности будущего специалиста, владеющего новыми информационными технологиями, приобретающими особую роль в инновационном развитии общества, и применяющего компьютерные средства для выработки оптимальных управленческих решений.

Abstract

In article the concept is considered «Information competence», the structure of information competence, reveals specificity of formation of IT competence of the future expert owning a new information technology, getting a special role in innovative development of a society, and applying computer means for development of optimum administrative decisions.

Ключевые слова: информационная компетентность, ГГ-компетентность, информационные технологии, принятие управленческих решений, роль информационных технологий в инновационном развитии общества. Keywords: information competence, IT competence, an information technology, acceptance of administrative decisions, a role of an information technology of innovative development of a society.

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологий, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной информационным обществом. Одним из первых в отечественной литературе об информатизации начал писать академик А.П.Ершов. Он рассматривал информатизацию, как «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и переработки информации»[3].

Исследования свидетельствуют, что таким понятиям, как "информационная культура", "IT- компетентность", "компьютерная грамотность" в учебной и научной литературе уделено большое внимание. Будущему специалисту, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией и приемами программирования. В первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и

творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов в условиях инновационного развития общества.

В современных условиях чрезвычайно большое значение имеет информатизация образования. Судьба нашей цивилизации решающим образом зависит от образования. В связи с этим А.Д. Урсул пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации, возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос»[7]. Многие ученые (В.Т. Паронджанов [4], Э.П. Семенюк [5], И.И. Юзвишин [9]) поиск эффективных путей и разработку механизмов для внедрения в жизнь данной концепции неразрывно связывают с решением проблемы интенсификации человеческого интеллекта за счет возможностей, которыми обладает информатизация. Информационная компетентность -одна из ключевых. По мнению A.B.Хуторского [8], она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности. Субъективной стороной информационной компетентности является отражение объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся и обогащающие друг друга.

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке

результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».

Такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при возникающих проблемах составляют основу понятия «компетентность».

Весьма перспективной представляется идея формирования в современной высшей школе будущей 1Т-компетентной управленческой элиты инновационного общества, способной впоследствии оказывать опережающее влияние на общественную жизнь, опираясь на профессиональные знания и креативные способности, владея новыми информационными технологиями.

Формирование управленческой культуры будущего инженера должно осуществляться на базе хорошо известных специфических дидактических принципов: идеологического плюрализма, профессиональной направленности, сочетания фундаментализации и практико-ориентированности, аксиологической направленности форм и методов организации учебного процесса, опоры на интерактивные, рефлексивные и креативные образовательные и информационные технологии.

Информационные технологии приобретают особую роль в инновационном развитии общества.

В курсе «Информатика поиска управленческих решений» излагаются две наиболее распространенные технологии поддержки принятия управленческих решений: поиск решения на электронных таблицах и имитационное моделирование.

Основная цель курса «Информатика поиска управленческих решений» - формирование управленческой культуры будущего инженера, владеющего новыми информационными технологиями и применяющего компьютерные средства для выработки оптимальных управленческих решений [1].

Принятие решений - это основа управления, а процесс их выработки является творчеством в деятельности руководителей любого уровня. Он включает в себя ряд этапов: постановку цели, изучение проблемы на основе получаемой информации, обсуждение со специалистами различных вариантов, выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения, выбор и формулирование оптимального решения, принятие решения, конкретизацию для его исполнителей [6].

Процессы принятия управленческих решений относятся к категории интеллектуальных процессов, непременным участником которых является носитель естественного интеллекта - человек. С другой стороны, информатика поиска управленческих решений - одно из направлений искусственного интеллекта - связана с использованием новых информационных технологий и компьютерных моделей.

Подготовка в ВУЗе должна предусматривать овладение специалистом фундаментальными знаниями теории и практики управления, а также умением активно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем обеспечивают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации для инновационного развития общества.

Библиографический список:

1. Бедняк С.Г. Формирование управленческой культуры у студентов технического вуза в сфере информационных технологий. «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», том 11, номер 4 (2), 2009.

2. Гнатышина, Е. В. Основы развития информационной культуры руководителя : [учеб. пособие] / Е. В. Гнатышина - Челябинск : Образование, 2007. - 100 с.

3. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, С.82-92.

4. Паронджанов, В.Т. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации /В.Т. Паронджанов / НТИ. - 1993.- № 12. -С.1-9.

5. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики /Э.П. Семенюк/НТИ. - 1994.-№ 1.- С. 1-8.

6. Трояновский В.М. Разработка управленческого решения. РДЛ, 2003. 208 с.

7. Урсул, А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты /А.Д. Урсул/НТИ. - 1994. - № 12.- С.1-11.

8. Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования/ А.В.Хуторской.-М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,2007.-327 с.

9. Юзвишин, Н.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной./ Н.И.Юзвишин - М.: Радио и связь, 1996. - 215 с.

Контактнаяинформация: e-mail: bsg@psati.ru тел.: +7(846)228-00-05

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА БАЗЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

MODEL OF CONTINUOUS INTEGRATED MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE BASED ON AUTOMATED DECISION SUPPORT SYSTEM A.M БЕЛОКОНЬ, соискатель научной степени по экономике, бизнес-консультант ОАО «ТЕХНОСЕРВ», г. Москва

A.M BELOKON, Competitor of scientific degree, business-consultant «TECHNOSERV», Moscow

Аннотация

Рассматриваются проблемы и пути совершенствования системы управления промышленным предприятием. Показано, что именно автоматизированная система поддержки принятия управленческих решений является базой для построения модели непрерывного интегрированного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.