УДК 341+349 ББК 67.412.1
Галеева Г.Р.
РОЛЬ ИСТОЧНИКОВ ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССАМБЛЕИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ДОНОРСТВА ОРГАНОВ
Galeeva G.R.
THE ROLE OF THE WORLD MEDICAL ASSEMBLY IN FORMING LEGISLATION IN THE AREA ORGAN DONATION
Ключевые слова: трансплантология, Всемирная медицинская ассамблея,
пожертвование органов, донор, лист ожидания, изъятие органов или тканей.
Keywords: transplantation, World Medical Assembly, organ donation, donor, waiting list, the removal of organs or tissues.
Аннотация
В данной статье проводится анализ Заявления о пожертвовании органов и тканей ВМА. Отмечая острую нехватку донорских органов, международное медицинское сообщество разработало программу пожертвования органов, чтобы привлечь потенциальных доноров и повлиять на общественное сознание для пожертвования органов или передачи их после смерти.
Abstract
This paper analyzes the WMA Statement on Organ and Tissue Donation. Noting the severe shortage of donor organs, the international medical community to develop a program of organ donation in order to attract potential donors and to influence public awareness for organ donation or transfer them after death.
Развитие трансплантологии, успешно проведенные операции в этой области, а в дальнейшем и ее криминализация привели к тому, что мировое сообщество приняло ряд важнейших правовых документов, официальных документов, подписанных большинством стран с развитой трансплантологией.
Хотелось бы рассмотреть роль Всемирной медицинской ассамблеи в формировании законодательной базы в области трансплантологии и проанализировать один из последних принятых нормативных документов ВМА Заявление о пожертвовании органов и тканей1.
Будучи неправительственной международной организацией, объединяющей национальные медицинские ассоциации (почти из 80 стран мира) и устанавливающей международные нормы медицинской деятельности, обязательные для исполнения врачами всех стран, Всемирная медицинская ассоциация была создана для того, чтобы обеспечить гарантии независимости врачей и высокие стандарты их этической деятельности, что стало особенно важно с окончанием Второй Мировой войны и по сегодняшний день. Основана 17 сентября 1947 года на Первой Генеральной Ассамблее ВМА в Париже, в которой приняли участие национальные медицинские организации (НМО) из 27 стран. ВМА всегда оставалась независимой международной медицинской организацией, ежегодно проводит Генеральные Ассамблеи, на которых НМО могут свободно выразить свое мнение по актуальным проблемам медицины, прийти к консенсусу по вопросам высоких стандартов медицинской этики и профессиональной компетенции, чтобы пропагандировать профессиональную свободу врачей всего мира. Такое уникальное партнерство способствует высококлассному гуманному подходу к пациентам, улучшая
1 http://www.wma.net/en/30publications/10policies/o3/index.html
качество жизни людей во всем мире1.
Достижения в области медицинской науки, особенно хирургические методы, тканевого типирования и иммуно-подавляющие препараты, сделали возможным значительное увеличение темпов развития успешной трансплантации человеческих органов и тканей. Тем не менее, во всех странах нехватка донорских органов приводит к не предотвратимым потерям жизни. Национальные медицинские ассоциации должны поддержать попытки увеличить количество донорских органов в их странах и обеспечить самые высокие этические стандарты. Для достижения этой цели Всемирная медицинская ассоциация разработала политику помощи медицинским ассоциациям, врачам, медицинским работникам и политикам. Эта политика основывается на ряде основных принципов: альтруизма, милосердии, справедливости и правосудии. Данные принципы должны лежать в основе законодательной базы касательно отношений купли-продажи органов для трансплантации. Все системы и процессы должны быть прозрачными и открытыми для внимательного изучения, данное утверждение относится к донорству органов и тканей у умерших и живых доноров.
В этой связи, 63-й Генеральной Ассамблеей ВМА, проведенной в октябре 2012 в Бангкоке (Таиланд), было принято Заявление о пожертвовании органов и тканей2.
В соответствии с Заявлением, для того, чтобы привлечь потенциальных доноров и повлиять на общественное сознание для пожертвования органов или передачи их после смерти, необходимо проводить совместно со средствами массовой информации соответствующие кампании. При разработке таких кампаний нужно исходить из религиозных или культурных особенностей целевой аудитории.
Через кампании по повышению осведомленности люди должны быть информированы о преимуществах трансплантации, влиянии на жизнь тех, кто ждет пересадки, и о нехватке доноров в наличии. Лиц, желающих пожертвовать свой орган, следует поощрять, свое решение они должны принимать осознано и обсудив это со своей семьей и друзьями.
В Заявлении также рассматривается вопрос о создании национальных реестров доноров, желающих пожертвовать свои органы или ткани и поддерживать список граждан. Любой такой реестр должен быть закрыт для доступа третьих лиц, в целях защиты медицинской информации, личной жизни и неразглашения решения о пожертвовании органа. Вводя соответствующую запись в реестре, донор должен гарантировать осознанное и информированное согласие о решении стать донором органов, а в случае изменения данного решения, может его отозвать.
Проблема донорства органов становится все более важным компонентом программ по трансплантации во многих странах. Учитывая, что существует риск для здоровья, в случае, если изымается орган у живого донора, необходимо создать надлежащий контроль над проводимыми операциями. Информация, направленная на информирование населения о возможности пожертвования органов, должна быть тщательно спроектирована таким образом, чтобы не оказывать на них давление. Потенциальные доноры, желающие пожертвовать органы, должны знать, где можно получить подробную информацию о возможных рисках для здоровья и способах защиты своих интересов.
ВМА призывает своих членов поддерживать развитие всеобъемлющих, скоординированных национальных протоколов для трупных органов и тканей. Этические, культурные и социальные вопросы, возникающие с донорством и трансплантацией, должны быть решены, по возможности, в открытом процессе с участием общественных дебатов.
Национальные и местные протоколы должны содержать подробную информацию об идентификации потенциальных доноров, также сведения о том, что проводилось должное общение с родственниками умерших. Родственники потенциального донора не должны
1 http ://www. wma. net/en/10home/index. html
2 http ://www. wma. net/en/3 0publications/10policies/o3/index. html
препятствовать изъятию органов и тканей. Протоколы должны придерживаться следующих основных принципов:
1) Решение приостановить лечение, поддерживающее жизнь, или отозвать его должно быть основано на оценке того, что оно может принести пользу пациенту. Такие решения должны приниматься без учета донорства.
2) Диагноз смерти должен быть установлен в соответствии с национальными руководящими принципами и Декларацией ВМА в Сиднее об определении наступления смерти3.
3) Врач, который констатирует смерть потенциального донора, не должен участвовать в процедуре трансплантации.
4) Страны, в которых существует практика пожертвования органов после смерти, должны четко оформлять подробные протоколы об изъятии органов.
4) Если физическое лицо выразило четкое и добровольное согласие о пожертвовании органов или тканей после смерти, должны быть приняты меры, не допускающие злоупотребления со стороны врачей, принимающих решение о прекращении лечения по отношению к умирающему пациенту.
5) ВМА считает, что пожелания потенциальных доноров имеют первостепенное значение. Родственники и близкие пациента должны поддерживать соответствующее решение стать донором органов или тканей, которое он ранее выражал.
6) Принимая решение о донорстве органов и тканей, лица должны обладать необходимой информацией, знаниями для участия в таких обсуждениях. Студенты-медики и практикующие врачи должны обладать такими навыками, и полученные органы должны служить и для обеспечения обучения в данной области.
7) Пожертвование должно быть безусловным. Не допускаются дискриминация в отношении определенных категорий граждан. В исключительных случаях, потенциальный донор или его представитель, принимающий решение об изъятии органа, может пожертвовать его конкретному пациенту, если это допускается национальным законодательством.
Посмертное донорство должно быть основано на добровольном и информированном согласии физического лица или его родственников, в случае, если воля потенциального донора неизвестна. ВМА решительно осуждает коммерциализацию донорства и трансплантаций.
В соответствии с Заявлением, потенциальные доноры или их представители должны иметь доступ к точной и актуальной информации, в том числе через своих врачей. Как правило, это включает в себя информацию:
1) о процедуре определения смерти;
2) о тестировании, которое проводится для определения пригодности органов или тканей для трансплантации, которое может выявить неожиданные риски для здоровья потенциальных доноров;
3) о мерах, которые могут потребоваться для сохранения жизнеспособности органа до констатации смерти, для возможности ее дальнейшей трансплантации;
4) о том, какие органы и ткани могут быть изъяты;
5) Протокол, в котором зафиксировано согласие родственников или представителей на изъятие органов;
6) о возможности отозвать согласие.
Потенциальные доноры или их родственники имеют право задавать и получать развернутую и доходчивую информацию о донорстве органов.
В некоторых странах в случае, если лицо при жизни пожертвовало свой орган, расходы на его погребение возмещаются. Данный подход можно рассматривать в качестве
3 Сиднейская декларация относительно смерти принята на ХХ11 Всемирной медицинской ассамблее, в августе 1968 г. в Сиднее, Австралия.
оплаты за принятое решение, что ставит под сомнение добровольность пожертвования. При рассмотрении вопроса о введении такой системы не должны стираться основные принципы пожертвования органов — альтруизм, автономия, милосердие, справедливость и правосудие.
Решение стать донором должно быть принято без принуждения и материальной заинтересованности. Лица, отбывающие наказание в тюрьмах или содержащиеся в медицинских учреждениях на принудительном лечении, должны иметь право пожертвовать орган после смерти только в исключительных случаях, когда:
1) есть свидетельства, что данное решение было принято до нахождения в подобных местах;
2) их смерть наступила от естественных причин, и органы пожертвованы родственникам первой или второй степени родства.
В странах, где практикуется смертная казнь, казненных заключенных не должны рассматривать как доноров органов или тканей. Хотя могут быть случаи, когда заключенные принимают решение добровольно и свободно от давления.
ВМА считает, что очередность распределения изъятых органов должна быть справедливой и подвергаться общественному контролю, включать в себя следующие критерии:
1) серьезность и актуальность потребности в лекарственных средствах больного;
2) время на лист ожидания;
3) медицинские показатели о вероятном успехе при пересадке органа измеряются такими факторами, как возраст, тип заболевания, другие осложнения и информацией о гистосовместимости.
Не должно быть дискриминации по признаку социального статуса, образа жизни и поведения. Пожертвования органов становятся все более распространенной формой борьбы для восполнения дефицита органов. В большинстве случаев доноры предоставляют свои органы родственникам или близким знакомым. Потенциальный донор, жертвуя свой орган, имеет право на возмещение медицинских расходов и потери заработка.
В Заявлении также рассматриваются актуальные вопросы изъятия органов у недееспособных лиц, подобные решения могут быть приняты только после соответствующих этических экспертиз.
Не допускается пересадка органа, который получен незаконно и резко осуждается купля-продажа органов для получения прибыли.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что для повышения эффективности и успешности системы донорства органов и сокращению спроса на донорские органы, необходимо внедрять пожертвование органов и рассматривать этот акт как приоритетную форму решения данного острого вопроса. Целесообразно внести соответствующие поправки в текст Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей
4
человека» .
Новые медицинские разработки, такие как ксенотрансплантация и использование технологии стволовых клеток для восстановления поврежденных органов, должны быть тщательно проверены. До их внедрения в клиническую практику они должны быть предметом научного анализа и надежной проверки безопасности, а также подвергнуты этической экспертизе.
К сожалению, на сегодняшний день, отмечая развитие интернета и спутникового вещания, прогресс информационных технологий, мы до сих пор сталкиваемся с тем, что население не знает о подобных призывах медицинского сообщества. Для грамотного информирования населения медицинским работникам нужно разработать данную программу совместно с законодателями. Потенциальные доноры, желающие
4 Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-! «О трансплантации органов и (или) тканей человека» с изменениями и дополнениями от: 20 июня 2000 г., 16 октября 2006 г., 9 февраля, 29 ноября 2007 г.
пожертвовать органы, должны знать, где можно получить подробную информацию о возможных рисках для здоровья и способах защиты своих интересов. Более того, лечащий врач при медицинской поликлинике по месту жительства потенциального донора должен обладать данной информацией и зафиксировать его согласие в медицинской карте и внести эти сведения в соответствующий реестр доноров, что, в свою очередь, облегчило бы забор органов или тканей для дальнейшей их трансплантации. В этой связи, мы можем наблюдать появление не только программы пожертвования органов, но и разработки Всероссийского реестра доноров органов и тканей.
Библиографический список
1. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» с изменениями и дополнениями от: 20 июня 2000 г., 16 октября 2006 г., 9 февраля, 29 ноября 2007 г.
2. Сиднейская декларация относительно смерти принята на XXII Всемирной медицинской ассамблее, в августе 1968 г. в Сиднее, Австралия.
3. http://www.wma.net/en/30publications/10policies/o3/index.html
4. http://www.wma.net/en/10home/index.html
5. http://www.wma.net/en/30publications/10policies/o3/index.html