Научная статья на тему 'Роль использования коммуникативноориентированных методов обучения иностранному языку в процессе воспитания творческой личности студента'

Роль использования коммуникативноориентированных методов обучения иностранному языку в процессе воспитания творческой личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / COMMUNICATIVE-ORIENTED METHODS / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Марина Александровна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в системе высшего образования. Исследуются коммуникативно-ориентированные методы и их роль в воспитании творческой личности студентов в современных условиях. В частности, рассмотрена проектная методика, которая характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает активное включение учащихся в реальную деятельность. Учтены такие стратегические положения, характерные для коммуникативного обучения общению на иностранном языке, как: коммуникативная направленность обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, стимулирование речемыслительной активности студентов, индивидуализация обучения, ситуативная организация процесса обучения, новизна и информативность учебного материала, формирование коммуникативной компетенции. взаимодействие и сотрудничество учащихся. Целью проведенного эксперимента являлось предоставление студентам педагогических средств, обеспечивающих возможности проявления ими творческой активности в различных областях. В ходе эксперимента у студентов актуализировались творческие возможности к самостоятельному осмыслению проблем определенной предметной области и к выработке способов и путей их решения в процессе познавательного поиска. Автор приходит к выводу, что использование проектной методики является эффективным при обеспечении доступности обучения и его коммуникативной направленности, основная цель которой не воспроизведение полученных знаний, а формирование языкового сознания, творческого мышления и способности к самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE USE OF COMMUNICATIVE-ORIENTED METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE PROCESS OF TRAINING A STUDENT''S CREATIVE PERSONALITY

The article focuses on the topical problems related to the analysis of modern Russian and foreign methods of teaching foreign languages in higher education system. The author analyzes the communicative-oriented methods and their role in training a student`s creative personality in modern conditions, in particular, the project method, which is characterized by high communication and implies active involvement of students in practical activities. Some strategic situations associated with teaching of English language communication are taken into account, for example: communicative trend of teaching of all kinds of oral activities and means of language, stimulation of verbal and cogitative activity of students, individualization of learning, contextual organization of teaching process, originality and informative value of teaching materials, formation of communicative competence; interaction and collaboration of students. The aim of the experiment was to provide students with some pedagogical means, enabling them to display their creative activity in different spheres. In the course of the experiment students actualized their creative abilities to understand problems and to work-out the ways of solving them in the process of cognitive search. The author comes to the conclusion that the use of the project methods is effective in providing accessible and communicative-oriented teaching, the main goal of which is not reproduction of the gained knowledge, but the formation of language consciousness, creative thinking and capability to self-actualization.

Текст научной работы на тему «Роль использования коммуникативноориентированных методов обучения иностранному языку в процессе воспитания творческой личности студента»

УДК 378.02

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.214-217

ГРИГОРЬЕВА Марина Александровна, аспирант кафедры педагогики и предметных технологий

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в системе высшего образования. Исследуются коммуникативно-ориентированные методы и их роль в воспитании творческой личности студентов в современных условиях. В частности, рассмотрена проектная методика, которая характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает активное включение учащихся в реальную деятельность. Учтены такие стратегические положения, характерные для коммуникативного обучения общению на иностранном языке, как: коммуникативная направленность обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, стимулирование речемыслительной активности студентов, индивидуализация обучения, ситуативная организация процесса обучения, новизна и информативность учебного материала, формирование коммуникативной компетенции. взаимодействие и сотрудничество учащихся. Целью проведенного эксперимента являлось предоставление студентам педагогических средств, обеспечивающих возможности проявления ими творческой активности в различных областях. В ходе эксперимента у студентов актуализировались творческие возможности к самостоятельному осмыслению проблем определенной предметной области и к выработке способов и путей их решения в процессе познавательного поиска. Автор приходит к выводу, что использование проектной методики является эффективным при обеспечении доступности обучения и его коммуникативной направленности, основная цель которой не воспроизведение полученных знаний, а формирование языкового сознания, творческого мышления и способности к самореализации.

Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка, коммуникативно-ориентированные методы, творческая активность, коммуникативная компетенция.

GRIGORYEVA Marina Aleksandrovna, Postgraduate student, Chair of Pedagogy and Subject

Technologies

THE ROLE OF THE USE OF COMMUNICATIVE-ORIENTED METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE PROCESS OF TRAINING A STUDENTS CREATIVE PERSONALITY

The article focuses on the topical problems related to the analysis of modern Russian and foreign methods of teaching foreign languages in higher education system. The author analyzes the communicative-oriented methods and their role in training a student's creative personality in modern conditions, in particular, the project method, which is characterized by high communication and implies active involvement of students in practical activities. Some strategic situations associated with teaching of English language communication are taken into account, for example: communicative trend of teaching of all kinds of oral activities and means of language, stimulation of verbal and cogitative activity of students, individualization of learning, contextual organization of teaching process, originality and informative value of teaching materials, formation of communicative competence; interaction and collaboration of students.

The aim of the experiment was to provide students with some pedagogical means, enabling them to display their creative activity in different spheres. In the course of the experiment students actualized their creative abilities to understand problems and to work-out the ways of solving them in the process of cognitive search. The author comes to the conclusion that the use of the project methods is effective in providing accessible and communicative-oriented teaching, the main goal of which is not reproduction of the gained knowledge, but the formation of language consciousness, creative thinking and capability to self-actualization.

Keywords: methodology of teaching a foreign language, communicative-oriented methods, creative activity, communicative competence.

Современный этап развития высшего образования предполагает качественное изменение подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея развития личности студентов. Личностно-ориентированное высшее образование предполагает перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, отказ от традиционной «знаниевой» парадигмы. Это означает, прежде всего, принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения: знание может быть полноценным только при «включении» в процесс его усвоения механизмов развития личности.

Методическим стандартом сегодня является коммуникативно-ориентированный метод обучения иностранным языкам. Анализ методических концепций демонстрирует, что коммуникативно-ориентированное обучение представляет собой модель процесса общения, готовит учащихся к практическому общению на иностранном языке, делает основным усвоение определенного содержания общения. При этом коммуникативное обучение иностранным языкам трактуется как преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера [1, с. 78].

Способы реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения получили отражение в трудах И.Н. Верещагиной, К.Б. Есипович, Г.В. Роговой, К.И. Соло-матина, С.Ф. Шатилова. На их основе созданы продуктивные модели обучения, разработанные

отечественными (А.А. Андреев, В.П. Кашицин, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской и др.), а также зарубежными учеными (Дж. Дьюи, Г. Клаус, К.Г. Юнг и др.).

Значимыми представляются также исследования, посвященные вопросам коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку на основе использования инфокомму-никационных технологий (Ю.В. Аксенов, Д.А. Богданова, Т.Ф. Горбунькова, А.В. Беляева, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева, А.О. Кривошеев, М.В. Моисеева, А.В. Петров, Е.С. Полат, А.А. Федосеева и др.).

Изучение научной литературы подтвердило, что в условиях применения инфокоммуни-кационных технологий формирование творческой личности будущих специалистов средствами иностранного языка есть многоаспектный феномен. Оно должно рассматриваться как интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов на основе коммуникативно-ориентированного подхода и личностно-ориентированной образовательной технологии, требующих использования современных средств обучения.

Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы.

В российской методической науке наиболее востребованы следующие стратегические положения, характерные для коммуникативного обучения общению на иностранном языке: коммуникативная направленность обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, стимулирование речемыслительной активности учащихся, индивидуализация обучения, функциональная организация речевых средств, ситуативная организация процесса обучения, новизна и информативность учебного материала, формирование коммуникативной компетенции; взаимодействие и сотрудничество учащихся, психологические факторы коммуникативного занятия [2, с. 34-35].

Иностранный язык как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством социокультурного образования, формируя у обучаемых образ «себя» как носителей национальной культуры.

Для успешного воспитания творческой личности студента вне языкового окружения недостаточно наполнить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, творчески решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем для того, чтобы учащиеся фокусировали внимание на содержании своего высказывания. В центре внимания должна быть мысль, и язык выступает в своей прямой функции -формирования и формулирования этих мыслей.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, таким образом, заключается в том, чтобы переместить акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своей реализации владения определенными языковыми средствами [3, с. 126]. Поэтому для решения этой дидактической задачи необходимо внедрять в учебный процесс новые педагогические технологии и методы, позволяющие превратить уроки иностранного языка в дискуссионный клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные студентам проблемы с учетом особенностей национальной культуры.

К методам личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения иностранному языку относятся, прежде всего, обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение [4, с. 18-19].

Метод проектов переплетается с проектной культурой, которая возникла как результат слияния двух направлений в образовании: гуманитарно-художественного и научно-технического. Проектная культура является той общей формой образования, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Овладевая культурой проектирования, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Проектная деятельность, осуществляемая под руководством преподавателя, направлена на решение исследовательской или социально-значимой проблемы и получение конкретного результата в виде материального (коллаж, альбом, ведение дневника на иностранном языке, написание писем, создание газеты и т.д.) или идеального продукта (сделанные на основе переработки информации умозаключения, выводы, сформированные знания). В основе технологии проектной деятельности лежит метод проектов.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. В основу метода проектов положены: идея, определяющая суть

понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы [5, с. 24].

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении и языковом самообразовании. Согласно нашим наблюдениям, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, от студентов требуется не только хорошее владение иностранным языком, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний.

Анализ технологии «обучение в сотрудничестве» позволил нам реализовать моделирование формирования творческой личности студента в рамках проектной деятельности. Данная технология обучения обеспечивает активизацию личностных качеств студента, обеспечивая необходимую свободу при разработке темы проекта, активизирует его заинтересованность, творческое выполнение заданий. Базой нашего экспериментального исследования стал Астраханский государственный технический университет. Экспериментом было охвачено около 400 человек.

Целью проводимого эксперимента по определенной методике являлось предоставление студентам педагогических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими творческой активности в различных областях. В ходе эксперимента мы актуализируем и развиваем у студентов творческие возможности к самостоятельному осмыслению проблем определенной предметной области и к выработке способов и путей их решения в процессе коллективного и индивидуального познавательного поиска. В основе лежат принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

При этом тестирование является ведущим компонентом в ходе проверки коммуникативных умений студентов. Структура тестового задания включает в себя три составных части: задание, являющееся вопросом, которое предполагает наличие информации и требует ответа; эталон - правильный ответ; число существенных операций тестового задания [6, с. 41-42].

Важно отметить, что все задания в тестах разного уровня имеют определенные степень и уровень коммуникативной направленности. Даже простейшие из них ставят перед обучаемым конкретную задачу, способствуя тем самым формированию базовых навыков и коммуникативных умений: «прочти и отметь слова, которые ты понял», «найди нужное слово», «соедини текст и рисунок», «найди лишнее слово» и т.д. Для более высокого уровня обученности можно предложить следующие задания: «допиши недостающие признаки», «найди ошибки в указанной фразе», «выбери те предложения, которые правильны», «из предложенных альтернатив укажите те, которые отличают...», «к какой группе относятся...» и т.д.

Наличие интереса составляет одно из важнейших условий творческого отношения к деятельности. Сделать так, чтобы обучаемый был заинтересован в контроле своих знаний - одна из важнейших задач учебного процесса. Это положение имеет особенно важное значение в организации и осуществлении альтернативных форм обучения.

Правильно соединяя в учебном процессе коммуникативно-ориентированные, обучающие и контролирующие тесты, преподаватель может сделать занятия по проверке знаний более интересными и эффективными.

В случае использования смоделированной нами информационной дидактической виртуальной среды в обучении иностранному языку экспертами отмечено повышение эффективности образовательного процесса, а также улучшение знаний и умений студентов. Разработанная нами технология проектной деятельности для формирования творческой личности оказалась достаточно эффективной. Сравнительный анализ эффективности использования личностно-ориентированных методов и традиционных средств показал, что количество студентов с низким уровнем развития творческой активности уменьшилось на 14%, со средним - возросло на 25%, а с высоким уровнем - увеличилось на 22%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование проектной методики является актуальным при обеспечении доступности обучения и его коммуникативной направленности, поскольку основная ее цель не воспроизведение полученных знаний, а формирование языкового сознания, творческого мышления и, соответственно, развитие личности и способности к самореализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дмитренко Т.А. Методика преподавания английского языка в вузе. - М., 2009. - С. 78.

2. Вайсбурд М.Л. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевых игр

как способ определения их эффективности // Иностранные языки в школе. - М. - 2004. - № 1. - С. 34-35.

3. Ускова Б.А. Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку // Молодой ученый. - М.

- 2013. - № 10. - C. 126.

4. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - М., 2000. - № 4. - C. 18-19.

5. Полат С.Е. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - М. - 2000. - № 2.

- C. 24.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. - М., 1995. - C. 41-42.

REFERENCES

1. Dmitrenko T.A. Methods of English language teaching in a higher education establishment [Metodika prepodavaniya angliiskogo yazyka v vuze]. Moscow, 2009, p. 78. (in Russ.).

2. Vaisbrud M.L. Competitive modeling of different variants of organizing and carrying out of role plays as a means of determining their effectiveness [Sopostavitelnoye modelirovaniye raznyh variantov organizacii I provedeniya rolevoy igry kak sposob opredeleniya ih effectivnosti]. Inostrannye yazyki v shkole. Moscow, 2004. №1, p. 34-35 (in Russ.).

3. Uskova B.A. Communicative-oriented methods of English language teaching [Kommunicativno-orientirovannye metodiki obucheniya angliiskomu yazyku]. Molodoy uchenyi. Moscow, 2013. №10, p. 126 (in Russ.).

4. Milrud R.P. Modern conceptual principles of communicative teaching of foreign languages [Sovremennye conceptual-nye principy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam]. Inostrannye yazyki v shkole. Moscow, 2000. №4, p. 18-19 (in Russ.).

5. Polat S.E. Method of projects at the foreign language lessons [Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka]. Inostrannye yazyki v shkole. Moscow, 2000. №2, p. 24 (in Russ.).

6. Bespalko V.P. Additive pedagogical technologies [Slagayemye pedagogicheskiye technologii]. Moscow, 1995, p. 4142 (in Russ.).

Информация об авторе

Григорьева Марина Александровна, аспирант кафедры педагогики и предметных технологий факультета педагогики, социальной работы и физической культуры Астраханского государственного университета, Астрахань, Россия marina grig05@mail.ru,

Получена: 20.05.2015

Information about the author

Grigoryeva Marina Aleksandrovna, Postgraduate student, Chair of Pedagogy and Subject Technologies, Faculty of Pedagogy, Social Work and Physical Education, Astrakhan State University. Astrakhan city, Russian marina grig05@mail.ru

Received: 20.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.