Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ'

РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / EXECUTIVE AUTHORITIES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY / SELF-GOVERNMENT / CITY MANAGEMENT / PROGRAM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павлов И.В.

В статье рассматривается значение муниципальных органов власти в процессе развития городов. Отмечается, что управление муниципальным образованием имеет те же функции (планирование, организация, контроль), что и производственный менеджмент. Подход к управлению городом должен быть комплексным, т.е. затрагивать все сферы его жизнедеятельности. Для большей результативности процесса управления должны приниматься соответствующие программы развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF CITIES

The article discusses the importance of municipal authorities in the development of cities. It is noted that the management of municipal education has the same functions (planning, organization, control) as the production management. The approach to the management of the city should be comprehensive, i.e. affect all spheres of its life. For greater efficiency of process control shall be taken of the program of development of the city.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ»

УДК 338.2

Павлов И.В. студент 4 курса экономическое отделение Набережночелнинский институт КФУ Россия, г. Набережные Челны РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ

Аннотация: в статье рассматривается значение муниципальных органов власти в процессе развития городов. Отмечается, что управление муниципальным образованием имеет те же функции (планирование, организация, контроль), что и производственный менеджмент. Подход к управлению городом должен быть комплексным, т.е. затрагивать все сферы его жизнедеятельности. Для большей результативности процесса управления должны приниматься соответствующие программы развития города.

Ключевые слова: исполнительные органы власти; социально -экономическое развитие города; самоуправление; управление городом; программа социально-экономического развития.

Pavlov I. V. student

4 course, Economic Department Naberezhnye Chelny Institute of KFU Russia, Naberezhnye Chelny THE ROLE OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF CITIES

Abstract: the article discusses the importance of municipal authorities in the development of cities. It is noted that the management of municipal education has the same functions (planning, organization, control) as the production management. The approach to the management of the city should be comprehensive, i. e. affect all spheres of its life. For greater efficiency of process control shall be taken of the program of development of the city.

Key words: Executive authorities; socio-economic development of the city; self-government; city management; program of socio-economic development.

В условиях демократизации общества и повышения роли местных органов власти в управлении муниципальными образованиями актуальными становятся вопросы управления социально -экономическим развитием территорий, в том числе городов. Управление городом - способ проведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы город как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.

В каждом муниципальном образовании управление развитием может

быть организовано по-разному в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач, но некоторые особенности процесса управления развитием муниципального образования присущи им всем. Управление социально-экономическим развитием городов строится на основе самоуправления, которое представляет собой один из видов управления и имеет субъект и объект управления.

Главный субъект и одновременно объект самоуправления - население муниципального образования, которое в условиях реального самоуправления несет в себе совершенно новые качества, не свойственные понятию населения. Население, которое осуществляет местное самоуправление, по мнению ряда авторов, по существу находится на более высокой социальной ступени развития, поэтому это новое качественное состояние населения достойно отдельного термина. Население муниципального образования, которое осуществляет свое право на местное самоуправление, называется местным сообществом [1, с. 113].

В процессе управления социально-экономическим развитием города выполняются основные функции менеджмента: планирование, организация и контроль.

Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.

В зависимости от целей и характера осуществления контрольных функций, контроль может быть стратегическим либо оперативным. К числу принципов организации контроля, определяющих условия реализации функций публичной власти, следует отнести следующие принципы: законности, плановости, полноты и достоверности информации о контрольных объектах, целевого использования финансовых средств, эффективности контрольной деятельности и гласности.

Мотивация как функция муниципального менеджмента имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что стимулирование труда муниципального служащего в меньшей степени, чем других категорий работников, определяется размерами заработной платы. Кроме того, муниципальные служащие имеют возможность бесплатно повысить свою квалификацию и профессиональный уровень, пенсионное обслуживание за выслугу лет, обязательное государственное страхование, возможность предоставления жилья, служебного транспорта. Все это служит естественным фоном для создания мотивационного эффекта при отборе и координации работ административного персонала органов власти [2. с. 2].

В настоящее время к социально -экономическому развитию городов применяется комплексный подход. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития

социальной и экономической сфере на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства [3, с. 105].

Важным направлением деятельности исполнительных органов муниципального образования выступает реализация социальной политики государства на территории муниципального образования. Исполнительные органы призваны конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства.

Одним из направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере развития муниципального образования выступает управление экономикой. Функции исполнительных органов по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.

В рамках управления экономикой исполнительные органы выполняют следующие функции: экономический анализ, планирование и прогнозирование; управление пользованием землей и природными ресурсами; управление муниципальным имуществом; налоговое, ценовое, тарифное регулирование; формирование и реализация муниципального заказа; инвестиционная деятельность; внешнеэкономическая деятельность; экономическое регулирование предпринимательской деятельности; управление муниципальными финансами; сводное финансовое планирование развития территории и т.п. [4, с. 309].

Исполнительные органы играют важную роль в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения.

К полномочиям исполнительных органов в сфере социально -экономического развития относится принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, разработка и утверждение генеральных планов развития муниципального образования и схема территориального планирования муниципальных районов, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и

программ комплексного социально-экономического развития [4, с. 76].

Программа социально-экономического развития муниципального образования - это процесс определения того, каким муниципальное образование собирается быть в будущем и включает в себя поиск наиболее эффективных путей для достижения этой цели [5, с. 343].

Программа социально-экономического развития муниципального образования необходима для:

• помощи в принятии текущих решений с учетом намеченных целей;

• обеспечения регулирования развития муниципального образования;

• определения приоритетов экономического и социального развития;

• привлечения инвестиций в экономику муниципального образования;

• получения средств из республиканского бюджета.

К ключевым индикаторам социально-экономического развития городов относятся: численность населения, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, естественный прирост населения, удельный вес работающих, удельный вес безработных, индекс потребительских цен, средняя заработная плата.

Таким образом, исполнительные органы местного самоуправления играют важную роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований, так как именно исполнительные органы реализуются принятые на государственном и муниципальном уровне решения. Исполнительные органы регулируют различные стороны развития муниципального образования: промышленное развитие, социальное развитие, развитие жилищно-коммунального хозяйства и территориального общественного самоуправления, развитие потребительского рынка услуг, разработка и реализация программ социально-экономического развития и другие сферы.

Использованные источники:

1. Выдрин И.В., Кокотков А.Н. Муниципальное право России: учебное пособие / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотков. - М.: Норма, 2001. - 368 с.

2. Черный Е.И. Показатели развития потребительского рынка города / Е. Черный // Челнинские известия. - 2017. - 30 августа. - С. 3.

3. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления: учебное пособие / Е.С. Шугрина. - Новосибирск, 2007. - 145 с.

4. Экономика муниципального сектора: учебное пособие / под ред. А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 464 с.

5. Экономика муниципальных образований: учебное пособие / под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д.: МАрТ, 2008. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.