УДК 33
Н.В. Дмитриева,
кандидат экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва
РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
N.V. Dmitrieva,
PhD in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE MANAGEMENT OF A MODERN ORGANIZATION
Аннотация. В статье рассматриваются инструменты генеративного искусственного интеллекта, обосновывается утверждение о том, что инструменты генеративного искусственного интеллекта, особенно персонализированные, усиливают идеологическую поляризацию, уменьшая склонность людей рассматривать альтернативные точки зрения при принятии решений. Основное содержание статьи составляют размышления автора о том, кого выбрать в качестве сотрудника: человека или робота. Поскольку ИИ является изобретением человека, существуют опасения, что он будет отражать человеческие предубеждения, тем самым создавая дополнительные трудности для экономических перспектив разных групп сотрудников. Описаны технологии, повышающие эффективность процесса производства в современном мире. Рассмотрены способы, с помощью которых ChatGPT (технология искусственного интеллекта) поможет повысить производительность сотрудников на рабочем месте.
Автор подчеркивает, что существует риск того, что искусственный интеллект может быть использован в деструктивных целях, создавая значительные этические риски, которые необходимо учитывать при развитии искусственного интеллекта. В заключении сделан вывод о том, что использование инновационных технологии позволяет организациям полностью раскрыть потенциал своих сотрудников и оставаться на переднем плане в современной конкурентной бизнес-среде.
Ключевые слова: искусственный интеллект, управленческие инновационные технологии, этические риски, повышение эффективности деятельности организации, персонализированный контент.
Abstract. The article discusses the tools of generative artificial intelligence, substantiates the claim that the tools of generative artificial intelligence, especially personalized, enhance ideological polarization, reducing the tendency of people to consider alternative points of view when making decisions. The main content of the article is the author's reflections on who to choose as an employee: a human or a robot. Since AI is a human invention, there are concerns that it will reflect human biases, thereby creating additional difficulties for the economic prospects of different groups of employees. The technologies that increase the efficiency of the production process in the modern world are described. The ways in which ChatGPT (artificial intelligence technology) will help to increase the productivity of employees in the workplace are considered.
The author emphasizes that there is a risk that artificial intelligence can be used for destructive purposes, creating significant ethical risks that must be taken into account when developing artificial intelligence. It is concluded that the use of innovative technologies allows organizations to fully unlock the potential of their employees and remain at the forefront in today's competitive business environment.
Key words: artificial intelligence, management innovative technologies, ethical risks, improving the efficiency of the organization, personalized content.
В современном, быстроменяющемся мире, искусственный интеллект (ИИ), превратился в преобразующую техноло-
гию, которая меняет различные отрасли и способствует быстрому развитию инноваций. Большинство компаний сегодня
полагаются на алгоритмы, основанные на искусственном интеллекте, для принятия самых разных бизнес-решений — от формулировки продуктовой стратегии, до определения того, какие резюме следует передать менеджерам по найму. Системы искусственного интеллекта построены на данных, и качество данных, используемых для обучения этих систем, имеет решающее значение для определения их точности и надежности.
Инструменты искусственного интеллекта (ИИ), такие как ChatGPT, теперь управляют этой информацией от имени людей — сопоставляют ее, обобщают и возвращают пользователям. Но этот «аутсорсинг» управления информацией ИИ, каким бы удобным он ни был, имеет последствия — он может влиять не только на то, что думают люди, но и на то, как они думают.
Инструменты генеративного искусственного интеллекта построены на моделях, обученных на множестве гигабайт уже существующих данных. Из этих данных эти инструменты «узнают», как автономно создавать текст, изображения, аудио-и видеоконтент. Кроме того, инструменты генеративного искусственного интеллекта могут отвечать на запросы пользователей, объединяя «наиболее вероятный» ответ.
ChatGPT используется миллионами людей во всем мире, добавление функции «пользовательские ответы» многократно повысило степень полезности впечатляющего чат-бота. Эта функция важна для получения обратной связи от пользователей и анализа их действий. Данная функция помогает оценить эффективность интерфейса и контента, определить потребности пользователей, выявить проблемные моменты. Это один из нескольких примеров «персонализированного ИИ» — категории инструментов ИИ, которые генерируют контент в соответствии с конкретными потребностями и предпочтениями пользователя. Но эта и другие технологии также вызывают споры: возникают опасения по поводу владения данными, предвзятости и дезинформации. Все вышесказанное может свидетельствовать о том, что инструменты генеративного искусственного интеллекта, особенно персонализирован-
ные, через некоторое время изменят мышление людей.
В начале 1990-х годов, благодаря сети Интернет, люди внезапно получили доступ к информации практически обо всем — будь то банковское дело, приготовление пищи, обучение или путешествия [1].
Спустя почти 30 лет исследования показали, как связь с этим глобальным «коллективным разумом» изменила познание, память и творческие способности людей. Например, мгновенный доступ к эквиваленту 305,5 миллиардов страниц информации увеличил метазнания людей, то есть их знания о знаниях [5]. Одним из последствий этого является «эффект Google»: явление, при котором онлайн-по-иск увеличивает способность людей находить информацию, но ухудшает их память о том, что это была за информация. С одной стороны, было показано, что передача нашего мышления поисковым системам высвобождает умственные резервы пользователей для решения проблем и творческого мышления. С другой стороны, поиск информации в Интернете связан с повышенной отвлекаемостью и зависимостью.
Исследования также показывают, что поиск в Интернете — независимо от количества или качества полученной информации — повышает когнитивную самооценку пользователей. Другими словами, это увеличивает веру в собственные «умные способности» людей [3].
Добавим к этому тот факт, что для постановки информации под сомнение требуются усилия — и чем больше пользователь доверяет поисковой системе, тем менее он критически он относится к ее результатам. Поэтому можно сделать промежуточный вывод о том, что доступ к беспрецедентным объемам информации не обязательно делает людей более мудрыми [1].
Сегодняшние инструменты генеративного искусственного интеллекта выходят далеко за рамки простого предоставления результатов поиска пользователю. Они находят информацию, оценивают ее, синтезируют и возвращают пользователю. Попробуем ответить на вопрос: «Каковы могут быть последствия этого процесса?».
Способность генеративного ИИ давать ответы, которые кажутся знакомыми, объ-
ективными и интересными, означает, что он делает пользователей более уязвимыми для когнитивных искажений. Например, предвзятость автоматизации — это склонность человека переоценивать целостность информации, полученной из машин. А эффект простого воздействия заключается в том, что пользователь с большей вероятностью доверяет информации, которая представлена как знакомая или личная. Сегодня пользователи чувствуют себя более «в курсе» в зависимости от количества новостного контента, размещенного в Интернете, а не от того, сколько из них они на самом деле читают.
Нельзя не отметить, что, что «пузыри фильтров», созданные алгоритмами социальных сетей, в которых фильтруются каналы пользователей в соответствии с их интересами, ограничивают разнообразие контента. Все вышесказанное доказывает, что этот процесс сужения информации усиливает идеологическую поляризацию, уменьшая склонность людей рассматривать альтернативные точки зрения [4].
Сегодня многим ChatGPT кажется настоящим рывком в будущее. До недавнего времени общественность понятия не имела, что технологии настолько «продвинуты», и была застигнута врасплох возможностями, которые сегодня предоставляет ИИ. Поэтому перед многими бизнесменами сегодня стоит непростая задача — кого выбрать в качестве сотрудника: человека или робота?
Рассмотрим плюсы и минусы роботов и искусственного интеллекта на рабочем месте, а также представим ситуации, когда люди могут быть предпочтительнее машин.
Бесспорно, роботы, программное обеспечение для автоматизации и искусственный интеллект могут внести большой вклад в малый бизнес. Однако появление новых технологий всегда вызывает большое волнение, и этот энтузиазм часто сопровождается таким же уровнем путаницы по поводу того, как и когда их следует использовать.
Рассмотрим проблему с точки зрения трех заинтересованных сторон: клиентов, персонала и высшего руководства. Если компания сможет сократить коман-
ду поддержки клиентов из восьми человек до двух с помощью искусственного интеллекта и автоматизации — без ущерба для качества обслуживания клиентов — это будет эффективной инвестицией. Будет еще лучше, если новые технологии помогут клиентам управлять своими учетными записями и смогут отвечать на вопросы клиентов онлайн.
Но будет ли целесообразно полностью передать процесс обслуживания «на аутсорсинг» технологиям? Конечно — нет, это не подходит для предприятий сферы услуг. Являются ли роботы правильным ответом для бизнеса, работающего с клиентами? Наверное — нет, особенно потому, что в сфере технологий нет очарования и привлекательности, присущих сотрудникам, работающим на позиции «человек — человек».
Следующий вопрос, который возникает при внедрении новых технологий — будут ли сотрудники выполнять приказы роботов? Лишь немногие сотрудники будут жалеть о том, что большая часть бумажной работы уходит в прошлое. Автоматизация повторяющихся и утомительных задач может значительно улучшить качество работы [2]. Это справедливо и в отношении практического персонала. Недавнее исследование МсКтвву показало, что около 60 процентов всей производственной деятельности можно автоматизировать [6]. Труднее представить, чтобы коллеги позитивно реагировали на то, что менеджер с помощью искусственного интеллекта принимает решения о будущих карьерных перспективах сотрудника, его уровне производительности или условиях труда. Более того, поскольку ИИ является изобретением человека, существуют опасения, что он будет отражать человеческие предубеждения, тем самым создавая дополнительные трудности для экономических перспектив разных групп сотрудников.
Считают ли сотрудники, что роботы способны обладать лидерскими качествами, которые помогут им извлечь максимальную выгоду из своих команд? Достаточно ли утешительного веб-чата для коллег в трудную минуту или в форс-мажорной ситуации? Из-за этих вопросов, оставшихся без ответа, время, когда люди
на рабочих местах в массовом порядке будут управляться машинами, нам кажется далеким. Но способность технологий анализировать данные делает их ценными для менеджеров.
Также возникает вопрос — должны ли руководители высшего звена и владельцы малого и среднего бизнеса позволять технологиям принимать решения? Заметим, что большие данные и искусственный интеллект дают командам высшего руководства беспрецедентную широту понимания происходящего внутри компании, так и внешнего мира. На сегодняшний день программное обеспечение с помощью плагинов искусственного интеллекта может выявлять неэффективность и потери в бизнесе и предлагать рациональные решения. Однако, топ — менеджменту надо быть осторожным с советами ИИ по таким вопросам, как стратегии роста и инвестиции. Генеративный ИИ знает только то, что находится в его обучающих данных и информации, которую он может найти в Интернете. У него нет инстинкта или опыта принятия деловых решений. Решение, которое он предлагает, может оказаться «шарикоподшипником с кубическими шариками» для текущей ситуации. Точность является еще одной проблемой: ИИ, иногда, неверно цитирует, и его выводы часто ошибочны, суждения ИИ носят общий характер.
Да, на сегодняшний день необходимо инвестировать в инструменты анализа эффективности бизнеса и принимать во внимание предложения ИИ после их исследования на предмет актуальности и точности. Но всегда последнее решение должно оставаться за человеком (менеджером), который знает бизнес и сможет оценить влияние человеческого фактора, в отличие от ИИ.
Аналитика данных в сочетании с инструментами искусственного интеллекта и машинного обучения может увеличить доходы, улучшить обслуживание клиентов и быстрее реагировать на тенденции рынка. Малый и средний бизнес может использовать анализ данных с помощью программного обеспечения и плагинов ИИ. Использование этой инновационной технологии позволяет организациям пол-
ностью раскрыть потенциал своих сотрудников и лидировать в современной конкурентной бизнес-среде. Поскольку ИИ продолжает развиваться, в скором будущем можно ожидать еще больших успехов в повышении производительности и инновациях на рабочих местах.
Предположим, что внедряемые инструменты искусственного интеллекта на основе глубокого обучения окажут глубокое влияние на рынок труда, что приведет к существенному сокращению многих рабочих мест и реструктуризации многих других. Эффект будет особенно острым среди работников умственного труда — тех, кто занимается тем, что традиционно определяется как нерутинная когнитивная работа. Человечество должно решить, как лучше всего адаптироваться, чтобы использовать потенциал этих новых технологий, минимизируя при этом их негативные последствия.
В заключение отметим, хотя ИИ потенциально может принести много пользы обществу, он также создает значительные этические риски, которые необходимо учитывать. Применяя упреждающий подход к разработке и внедрению ИИ, можно гарантировать, что ИИ будет использоваться ответственным и этичным образом, принося пользу человечеству. В нашу динамично развивающуюся эпоху ИИ дебаты по праву занимают центральное место, поскольку они формируют саму суть нашего будущего. По мере того как машины приближаются к независимости, тонкая грань между обещанием и опасностью становится все более очевидной. Хотя преимущества неоспоримы, такие проблемы, как потеря человеческого контроля, этические дилеммы и потенциальное сокращение рабочих мест, становятся все более серьезными.
Список литературы
1. Дмитриева Н.В. Интернет-маркетинг в гостиничном бизнесе / Н.В. Дмитриева // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2010. — Т. 137. — С. 555-560. — ЕБЫ PYFDAH.
2. Дмитриева Н.В. Поколение Ъ как новое поколение работников / Н.В. Дмитриева // Экономика и предпринимательство. — 2016. —
№ 1-1 (66). — С. 760-763. — ЕБЫ VLDXSN.
3. Джанджугазова ЕА. Высшее образование в поиске новой модели развития / Е.А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2023. — Т. 10. — № 1-2. — С. 18-3. — EDN ШАиСР.
4. Зайцева НА. Формирование цифровых компетенций при подготовке кадров для сферы
услуг / Н.А. Зайцева, М.В. Мальцева, О.В. Сомова // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 4. — С. 107-109. — EDN SVXGLT.
5. https://trends.rbc.ru/trends/industry/ cmrm/619766d59a79471862e77e8a (дата обращения 15.10.2023).
6. https://www.mckinsey.com/ (дата обращения 16.10.2023).