Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ'

РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / CORTANA ОТ MICROSOFT / SIRI ОТ APPLE / GOOGLENOW / ECHO ОТ AMAZON

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Икрамов М.М., Джуманиязова М.Ю.

В статье изучается вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере электронной коммерции. Рассмотрены и анализируются перспективные направления использования искусственного интеллекта на примере развивающихся стран. Проанализировано динамика роста мирового рынка электронной коммерции и развитие электронной коммерции в Республики Узбекистан в период пандемии. Рассмотрено внедрение искусственного интеллекта и дан прогноз до 2030 на увеличения валового внутреннего продукта с использованием ИИ технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE

The article examines the implementation of artificial intelligence technologies in the field of e-commerce. The perspective directions of using artificial intelligence are considered and analyzed on the example of developing countries. The dynamics of the growth of the global e-commerce market and the development of e-commerce in the Republic of Uzbekistan during the pandemic are analyzed. The introduction of artificial intelligence is considered and a forecast is given until 2030 for an increase in gross domestic product using AI technologies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»

РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММЕРЦИИ

М.М. Икрамов, канд. экон, наук М.Ю. Джуманиязова, доцент Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-21-24

Аннотация. В статье изучается вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере электронной коммерции. Рассмотрены и анализируются перспективные направления использования искусственного интеллекта на примере развивающихся стран. Проанализировано динамика роста мирового рынка электронной коммерции и развитие электронной коммерции в Республики Узбекистан в период пандемии. Рассмотрено внедрение искусственного интеллекта и дан прогноз до 2030 на увеличения валового внутреннего продукта с использованием ИИ технологий.

Ключевые слова: электронная коммерция, интеллект, искусственный интеллект, валовый внутренний продукт, Cortana от Microsoft, Siri от Apple, GoogleNow, Echo от Amazon и т.д.

В настоящее время спроса на научно-технические интеллектуальные продукты во всех сферах экономики, таких как интеллектуальная собственность, изобретательность, модернизация и инновации, является одним из ключевых факторов развития страны. Как отмечено в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах.

Результатами интеллектуальной, научно-технической деятельности являются, по сути, интеллектуальные продукты и услуги, которые полезны на практике, в том числе новые знания, новые технологические процессы и знания в области исследований, производства или других областях. Реализация этих научно-технических и интеллектуальных мероприятий во всех сферах экономики способствует качеству продукции и услуг, обеспечивает конкурентоспособность на мировом рынке, модернизацию экономики, в результате формирование экономики знаний.

Если будем рассматривать теоретические аспекты искусственного интелекта по данным исследований, Линде Готтфредсо-на - интеллект - это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыс-

лить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации (Ооййгеёвоп L.S., 1994). Например, Ф.Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи» (Ильясов Ф.Н. 1986.). А интеллектуальный продукт - продукт, созданный интеллектуальным трудом. Продукты умственного, интеллектуального труда принимают различные формы: мысль (идея), информация, новая технология, открытия, изобретения, алгоритмы и программы для компьютера, ноу-хау в различных отраслях, произведения искусства, литературы и т.д. В условиях рыночного хозяйства продукты интеллектуального труда становятся товарами и как товары обладают потребительной стоимостью (Экономический словарь).

Искусственный интеллект уже произвел революцию в том, как люди работают се-

годня. От оптимизации бизнес-операций до улучшения процессов принятия решений - он показал реальный потенциал в различных отраслях. Согласно исследованию PwC, в 2030 году мировой ВВП вырастет на 14% благодаря повсеместному внедрению технологий ИИ. Это принесет дополнительные 15,7 трлн долларов в экономику.

Технологии ИИ определяют сегодня развитие мировой экономики. Вложения в них составляют основные инвестиции венчурного капитала в США. Аналогичный бум происходит в Европе, Японии, Китае [5, c. 7]. По оценкам международных экспертов, инвестиции в технологии искусственного интеллекта выросли с 2014 по 2017 гг. в три раза и составили около 40 млрд долл. В 2018 г. мировой рынок технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, составил 21,5 млрд долл. и по прогнозам экспертов к 2024 г. достигнет почти 140 млрд. Ожидается, что благодаря внедрению технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в различные отрасли экономики и сферы общественных отношений рост мировой экономики в 2024 г. составит не менее 1 трлн долларов США [5, c. 7].

В течение последнего десятилетия появились совершенно новые классы и типы ИИ-систем, такие как [8, c. 14-15]:

- «умные помощники» (агенты), такие как: Cortana от Microsoft, Siri от Apple, GoogleNow, Echo от Amazon и т.д., которые способны объединять одновременно несколько «интеллектуальных» функций и возможностей: распознавание речи, анализ персональной информации о конкретном пользователе и умение ее интерпретировать на некоем базовом уровне, помощь в интернет-поиске и совершении онлайн-покупок и прочие.

- ИИ-и роботизированные системы, оснащенные специальными сенсорами и датчиками, которые дают им возможность в онлайн-режиме анализировать и контролировать и/или оперативно реагировать на изменения различных параметров и данных окружающего физического мира, например, температуру, влажность возду-

ха, давление и т. д. Более усложненным подклассом таких систем являются различные алгоритмы и технологии, применяемые при разработке беспилотных/автоматизированных транспортных средств.

Развитие мобильных устройств, повышение доступа к высокоскоростному интернету, развитие цифровых технологий как искусственный интеллект, BigDAta, интернет вещей IoT, блокчейн технологий, облачных и сквозных технологий находят применение во в многих сферах человеческой деятельности.

Развитие социальных сетей Facebook, Twitter, Instagram и развитие мессенджеров WhatsApp, Telegram, WeChat.

По итогам 2019 года 14,1% всех глобальных розничных продаж составляют продажи электронной коммерции. При этом в мире на сегодня насчитывается порядка 1,92 млрд цифровых покупателей. Самый большой рынок электронной торговли объемом в 740 млрд долларов приходится на Китай. Крупнейший в мире он-лайн-ритейлер Alibaba имеет товары с валовой стоимостью в 768 млрд долларов.

Согласно последним статистическим данным канадской интернет-компании по разработке программного обеспечения для онлайн- и розничных магазинов Shopify, Китай является доминирующей силой на рынке электронной коммерции почти с 40 процентами мирового дохода от онлайн-торговли. На втором месте США с 561 млрд долларов, за которыми следует Соединенное Королевство с 93 млрд долларов. Статистика электронной коммерции Великобритании за 2019 год делает ее лидером в онлайн-торговле в Европе, далее следуют Германия с 77 млрд долларов и Франция с 55 млрд. Япония также имеет значительный рынок в 87 млрд долларов, а Южная Корея - 69 млрд. Россия и Бразилия набирают непропорционально малые цифры, учитывая их численность населения, - 19 и 16 млрд соответственно.

По данным немецкой компании Statista, специализирующейся на рыночных и потребительских данных, текущий процент розничных продаж в электронной коммер-

ции составляет около 15. Это число растет с каждым годом, и Statista прогнозирует, что оно достигнет 17,5% в 2021-м и 22 процентов в 2023-м. Учитывая, что четверть населения мира в настоящее время совершает покупки в интернете, эти прогнозы кажутся обоснованными.

Мировой рынок электронной коммерции в 2019 году вырос на 17,9% и составил 3,46 трлн долларов. Китай и США являются мировыми лидерами рынка электронной коммерции: на их долю приходится около 40 процентов рынка.

45 00 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

416П

3460

2934

2304

Щ Щ

m 1336 Щ 1548

1Ü45

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 1. Динамика мирового рынка электронной коммерции, млн долл. США

Если рассмотреть темп роста электронной коммерции в процентах, то можно увидеть, что пик роста электронной торговли 2018 году и составлял 27,3%, на 2020 год в связи с пандемией он увеличился и составлял 32,9%.

Высокая степень интегрированности Узбекистана в мировую цифровую экономику делает электронную коммерцию для нас просто незаменимой.

В Узбекистане сейчас неплохие показатели по развитию электронной торговли, которая по итогам 2019 года выросла в 6,7 раза во многом за счет расширения распространения в стране интернета и электронных торговых платформ.

Применение искусственного интеллекта в электронной коммерции изменит способ обработки информации в финансовых учреждениях. Банки начали использовать роботизированную автоматизацию процессов (RPA) для обработки стандартизированной информации в таких областях, как выверка и консолидация. В будущем финансовые учреждения будут использо-

вать ИИ для составления квартальных отчетов о прибылях и убытках. Искусственный интеллект также будет играть активную роль в стратегических процессах. технологии позволят фирмам выполнять финансовый анализ, распределять активы и составлять прогнозы в режиме реального времени.

Таким образом, как бизнес обосновался в интернете, искусственному интеллекту приходится много работать со всеми пета-байтами поведенческих, финансовых и маркетинговых данных, которые собираются компаниями. И даже если два из пяти стартапов в области ИИ вообще не основаны на ИИ, количество существующих на рынке решений все равно огромно. Внедрения ИИ важно не только собрать достаточно данных, но и убедиться в их качестве. Искусственный интеллект мотивирует компании объединять отделы продаж, маркетинга, рекламы, обслуживания клиентов и даже логистики в единую структуру данных, где качество и полнота данных являются приоритетом номер один.

Библиографический список

1. Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах.

2. Mukaddas Jumaniyazova, Shakhida Mannanova, Gulshod Avalova. Word Experince of digital platform development trendsJournal of Critical Reviews 7 (Issue 9, 2020), 271-273 pp. doi: 10.31838/jcr.07.09.59

3. Джуманиязова М.Ю.Перспективы развития электронной коммерции в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №6. - С. 63-69.

4. Экономический словарь. http://abc.informbureau.com/

5. Зайнетдинов Э. 30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за искусственного интеллекта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hype.ru/deecrypto-store-club/30-biznes-processov-kotorye-izmenyatsya-iz-za-iskusstvennogo-intellekta-dkvza585.

6. Всемирная организация интеллектуальной собственности. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.wipo.int/ipstats/ru/.

THE ROLE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT

OF ELECTRONIC COMMERCE

M.M. Ikramov, Candidate of Economic Sciences M.Yu. Djumaniyazova, Associate Professor Tashkent Institute of Finance (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article examines the implementation of artificial intelligence technologies in the field of e-commerce. The perspective directions of using artificial intelligence are considered and analyzed on the example of developing countries. The dynamics of the growth of the global e-commerce market and the development of e-commerce in the Republic of Uzbekistan during the pandemic are analyzed. The introduction of artificial intelligence is considered and a forecast is given until 2030for an increase in gross domestic product using AI technologies.

Keywords: E-commerce, intelligence, artificial intelligence, gross domestic product, Microsoft's Cortana, Apple's Siri, GoogleNow, Amazon's Echo, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.