УДК 37
Костюнина С.А.
магистр экономики, основатель и руководитель проектов Language Speaking Clubs и SpeakLab (Россия, Санкт-Петербург)
РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальная роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков, его значимость и степень возможности заменить им человеческие ресурсы.
Ключевые слова: искусственный интеллект, иностранные языки, преподавание иностранных языков, автоматизация образовательного процесса.
В условиях стремительного технического прогресса образование требует модернизации. Особенно это касается сферы изучения иностранных языков, так как их значимость и востребованность в последние годы крайне возросли.
Можно заметить, что всё более актуальным является применение искусственного интеллекта (далее ИИ) в данной сфере. Например, Google выпустил игру Semantris, помогающую в изучении английского языка, в которой пользователю предлагают соревноваться с ИИ в подборе и/или придумывании ассоциаций к словам.
В данной статье мы бы хотели определить роль ИИ в изучении иностранных языков: насколько она значительна и может ли ИИ заменить человека в обучении языкам.
Сам ИИ в данный момент претерпевает интенсивное развитие. Системы ИИ теперь могут составлять текст, аудио и изображения с достаточно высоким
качеством [1, с. 44]. В контексте темы данной статьи, нам важно знать, насколько хорошо система понимает естественные языки.
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В вышеупомянутом Semantris применяется полностью обучаемый е^4о-е^ алгоритм, который обычно используется для работы с различными естественными языками. То есть нейросеть самостоятельно строит модели работы с лексемами. Изначально нейросеть обучалась на примерах из естественных языков, где для каждого предложения, фразы или слова был заранее дан перевод, значение или другая семантическая связь, к примеру, импликация или пара вопрос-ответ [2].
Самой крупной и передовой языковой моделью на данный момент является GPT-3. Она была представлена Американской исследовательской компанией ОрепА1 в июле 2020 года. GPT-3 имеет 175 миллиардов параметров и была обучена на 570 гигабайтах текста. Для сравнения, её предшественница, ОРТ-2, была более чем в 100 раз меньше, с 1,5 миллиардами параметров. Это увеличение масштаба приводит к неожиданному поведению: GPT-3 может выполнять задачи, на которых она не была явно обучена [1, с. 65].
Однако, несмотря на столь значительные успехи, навыки ИИ в построении осмысленного диалога все ещё крайне далеки от человеческих. Хотя ИИ может уловить смысл простых языковых образований и даже ответить на них, он ограничен дословностью собственной интерпретации вопросов. Компьютер может знать определение слов, но он не понимает их значения в более широком контексте [4].
То есть ИИ лишен так называемого креативного отношения к слову, которым обладает человек. Креативное отношение к слову - одно из важнейших умений человека, которое позволяет ему метко и остроумно вести диалог, удивлять собеседника яркой мыслью. Отсюда - путь к формированию орфографических моделей, стилистических кодов, риторических алгоритмов. Все это и составляет «чувство слова», делающее человека создателем
собственного слова, которое аккумулирует знания и умения, полученные в соприкосновении с литературным (публицистическим) текстом [5, с. 173-174].
В то же время ИИ обладает рядом преимуществ перед реальным собеседником, одно из которых - скорость реагирования. Она способствует осуществлению виртуального мозгового штурма или «киберштурма», основанного на спонтанности взаимодействия и обратной динамике эффективного сбора общих мыслей, в то время как при взаимодействии с человеком могут возникать различные задержки [3, с. 157].
Но не стоит забывать, что ИИ и созданные на его основе боты способны поддержать только несложный разговор и вести дискуссию только в рамках корректно подобранных ключевых слов [3, с. 157].
Современные боты в целом пока сложно назвать интеллектуальными. Несмотря на то, что для их создания используют прогрессивные технологии машинного обучения и NLP, все они способны справляться только с узкоспециализированными задачами, для которых они были созданы. [6].
Именно поэтому в приложении, которое разрабатывает наша команда, ИИ не будет пытаться заменить реального собеседника. Приложение SpeakLab, которое будет доступно пользователям в марте 2022 года, создано специально для разговорных клубов Language Speaking Clubs. В данном приложении ИИ будет использоваться только для выдачи рекомендаций относительно наших мероприятий. Рекомендации в свою очередь будут основаны на языковом уровне и увлечениях пользователя.
Резюмируя вышесказанное, мы можем констатировать, что роль искусственного интеллекта в изучении иностранных языков достаточно значительна на сегодняшний день, и в то же время продолжает расти. ИИ имеет большой потенциал в области образования и преподавания иностранных языков. Однако, на данный момент его функционал в данной сфере ограничен. Поэтому ИИ целесообразно применять только в тех задачах, где он наиболее эффективен,
и не пытаться полностью заменить им человеческий ресурс в обучении иностранным языкам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Daniel Zhang, Saurabh Mishra, Erik Brynjolfsson, John Etchemendy, Deep Ganguli, Barbara Grosz, Terah Lyons, James Manyika, Juan Carlos Niebles, Michael Sellitto, Yoav Shoham, Jack Clark, and Raymond Perrault, "The AI Index 2021 Annual Report," AI Index Steering Committee, Human-Centered AI Institute, Stanford University, Stanford, CA, March 2021. C.110
Semantris от Google: как ИИ помогает учить английский играючи [Электронный ресурс]. Сообщество IT-специалистов Хабр [официальный сайт]. URL: https://habr.com/ru/company/englishdom/blog/520618/ (дата обращения:
02.02.2022)
Есионова Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Гуманитарные и социальные науки. 2019. №3. Искусственный интеллект и язык [Электронный ресурс]. Бюро переводов Prima Vista [официальный сайт]. URL:
https://www.primavista.ru/blog/2016/03/22/iskusstvennyiy-intellekt-i-yazyik (дата обращения: 01.02.2022)
Мурашов A.A., Шматко H.A. Двусмысленность: речевая ошибка и «языковая игра» // Уральский филологический вестник. Серия: язык. система. личность: лингвистика креатива. 2016. № 2.
Перспективы чат-ботов в 2020 году [Электронный ресурс]. Проект HUB [официальный сайт]. URL: https://yandex.ru/turbo/hub.forklog.com/s/perspektivy-chat-botov-v-2020- godu/ (дата обращения: 04.02.2022)
Kostiunina S.
Magister of Economics, Founder and CEO of Language Speaking Clubs and SpeakLab (Russia, Saint Petersburg)
THE ROLE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES
Abstract: this article examines the actual role of artificial intelligence in the study of foreign languages, its significance and the extent to which it can replace human resources.
Keywords: artificial intelligence, AI, foreign languages, teaching foreign languages, automation of educational process