Научная статья на тему 'Роль искусства в формировании мировоззрения человека'

Роль искусства в формировании мировоззрения человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4167
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛ / HUMAN / COMMUNICATION / VIRTUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калимуллин Д. Д.

Рассматривается роль искусства в формировании человека. Прослеживается генезис человека как вида: хомо сапиенс, виртуал, джентл. Отмечено, что сегодня в формировании человека решающую роль оказывают современные информационно-коммуникационные технологии (Интернет) и кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ART IN THE ORGANIZATION OF HUMAN OUTLOOK

In the article a problem of Explores the role of art in the formation of man. Traced the genesis of the human species: Homo sapiens, Virtual, Gentle. Noted that today in shaping the role of human crucial role have modern information and communication technologies. The Arts play a large role in the expression of inner thoughts and beauty in my life. From dance and music to abstract art our concept of life is shown through the various ways in which we interpret it. We use the Arts as a means of touching that part of us that we cannot reach with Physical Science, Social Science, or any of the Humanities. The arts allow us to be as specific or as abstract as we please. It helps us become closer to ourselves and to others around us. Though there has been a lot of confusion as to what the true definition of “good art” is, how we show others what is going on in our minds and inner souls cannot be judged, graded, criticized or revised by anyone other than ourselves. The arts play a valued role in creating cultures and developing and documenting civilizations. The arts teach us how to communicate through creative expression. Show us how to understand human experiences, past and present. Prepare us to adapt to and respect the ways others think, work, and express themselves. Music, singing, dancing, poetry, and sketching are just a few of the different forms of art that I use to express myself in a way that I enjoy. Because each art discipline appeals to different senses and expresses itself through different media, each adds a special richness to the learning environment. Arts help people Learn to identify, appreciate, and participate in the traditional and non-traditional art forms of their own communities and the communities of others. Art teaches us how to be imaginative, creative, and reflective. Different art forms help us develop the verbal and nonverbal abilities necessary for lifelong learning. The intellectual demands of the arts help us develop problem-solving abilities and such powerful thinking skills as analyzing and evaluating. Numerous studies point toward a consistent and positive comparison between concrete education in the arts and student achievement in other subjects. A program in arts education would engage students in a process that helps them develop the self-esteem, self-discipline, cooperation, and self-motivation necessary for success in life. Most important, the arts should be experienced and studied for their own true value

Текст научной работы на тему «Роль искусства в формировании мировоззрения человека»

УДК 572+18

Д.Д.Калимуллин РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается роль искусства в формировании человека. Прослеживается генезис человека как вида: хомо сапиенс, виртуал, джентл. Отмечено, что сегодня в формировании человека решающую роль оказывают современные информационно-коммуникационные технологии (Интернет) и кино.

Ключевые слова: человек, коммуникация, виртуал.

D.D.Kalimullin ROLE OF ART IN THE ORGANIZATION OF HUMAN OUTLOOK.

In the article a problem of Explores the role of art in the formation of man. Traced the genesis of the human species: Homo sapiens, Virtual, Gentle. Noted that today in shaping the role of human crucial role have modern information and communication technologies.

The Arts play a large role in the expression of inner thoughts and beauty in my life. From dance and music to abstract art our concept of life is shown through the various ways in which we interpret it. We use the Arts as a means of touching that part of us that we cannot reach with Physical Science, Social Science, or any of the Humanities. The arts allow us to be as specific or as abstract as we please. It helps us become closer to ourselves and to others around us. Though there has been a lot of confusion as to what the true definition of "good art" is, how we show others what is going on in our minds and inner souls cannot be judged, graded, criticized or revised by anyone other than ourselves.

The arts play a valued role in creating cultures and developing and documenting civilizations. The arts teach us how to communicate through creative expression. Show us how to understand human experiences, past and present. Prepare us to adapt to and respect the ways others think, work, and express themselves. Music, singing, dancing, poetry, and sketching are just a few of the different forms of art that I use to express myself in a way that I enjoy.

Because each art discipline appeals to different senses and expresses itself through different media, each adds a special richness to the learning environment. Arts help people Learn to identify, appreciate, and participate in the traditional and non-traditional art forms of their own communities and the communities of others. Art teaches us how to be imaginative, creative, and reflective. Different art forms help us develop the verbal and nonverbal abilities necessary for lifelong learning. The intellectual demands of the arts help us develop problem-solving abilities and such powerful thinking skills as analyzing and evaluating. Numerous studies point toward a consistent and positive comparison between concrete education in the arts and student achievement in other subjects. A program in arts education would engage students in a process that helps them develop the self-esteem, self-discipline, cooperation, and self-motivation necessary for success in life. Most important, the arts should be experienced and studied for their own true value.

Key words: human, communication, virtual.

Приспособление человеческой психики к эффективной рациональности, разумной логике компьютера дает сбои. Жизнь - есть некая закодированная информация, которая сохраняется естественным (сложнокаузальным-причинным) образом. В классической философии «жизнь» фиксирует способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличии от нуждающихся во внешнем источнике движения и эмоции неживых предметов [2].

Недаром легенды современной массовой культуры, в таких фильмах 80-ых годов как «Робокоп» и «Терминатор», видели в получеловеке-полумашине улучшенный образец обычного человека, ограниченного в своих возможностях, а возможности человека-робота безграничны [1].

Социальная природа искусства и его рецепция на уровне сфер духовного сознания наталкивает на мысль о замещении человека зверями, машинами. Духовная действительность такова, что интеллект - это способность ставить проблемы вообще; инстинкт - способность отыскивать решения; интуиция - осуществляет выбор между истинным и ложным, интуиция есть постижение жизни самой себя (А.Брегсон). Жизнь по В.Дильтею неисчерпаема в своей глубине, жизнь - есть история в которой человек суть ее продукт, непосредственно внутренне и постоянно переживающий свое творчество, стремящийся его выразить (текстом, знаком), стремящийся к знанию и пониманию путем герменевтической интерпретации опредмеченной человеческой деятельности и культуры.

Человеческая психология чрезвычайно сложна и далеко не всегда поддается разумному контролю. Работа сознания и подсознания до сих пор остаются загадкой для науки. Внутренний мир человека часто иррационален, а задача общества создать мир в котором все проверяется и контролируется разумом.

Ф.М.Достоевский (1821-1881) был самым читаемым русским автором в Европе. Он был сосредоточен на изображении извечной битвы между Добром и Злом, поле которой - души человеческие, откуда она распространяется ныне и на все сферы общественной и политической

жизни человечества. Появился новый тип театра, психологический театр, а в XIX в. родилась новая наука, психология.

Такое небывалое внимание к психологии, к эмоциям говорило о необходимости формирующегося массового общества в воспитании чувств, о необходимости обуздания первозданных инстинктов, смутных ощущений, противоречивых желаний в каждом человеке. По мнению Карлайла и Раскина эту задачу могла выполнить только мировая культура, которая была тем фундаментом на котором выросла общественная элита, аристократия.

Более того, массы, следуя тем же образцам, смогут приобрести те же качества, пускай и не в той мере как элита, создававшаяся в течении многих поколений, но благодаря приобщению к высокой культуре и знанию в низших классах, разбивающих друг другу головы в трактирных драках появится тот тип человека который создала Британия, тип джентльмена, высшее достижение английской цивилизации. Gentleman - от слова gentl, (мягкий), мягкий, цивилизованный человек, человек контролирующий свои эмоции.

По мнению же защитников контроля над эмоциями, человека из общественного дна нужно не воспитывать, а дрессировать. Не воспитание культуры поведения, а тренаж дисциплины поведения должен стать инструментом трансформации масс. Естественно, что в споре гуманистов с практиками зарождавшегося индустриального общества победила идея необходимости рационализации всех аспектов общественной жизни.

Бытует мнение, что в современном обществе духовный потенциал личности становится вектором социального развития, одним из условий которого выступает вопрос об общечеловеческих ценностях как экзистенциальных. Понятием, эксплицирующим развитие культуры, является ценность. Именно она представляет собой основополагающий принцип, объясняющий социальное бытие человека в его экзистенциальном проявлении [4, 7, 11].

При формировании синергетической картины мира, свидетельствующие о глобальных достижениях человеческой цивилизации, становится понятно, что жизнь имеет собственную уникальную ценность (как в эпохе Возрождения и у русских космистов) и является высшей самоценностью бытия [5, 7, 10].

Видимо, муравейник, как прообраз рационально построенного человеческого общества, наиболее соответствует принципу технологического общества, в котором люди, как и муравьи, действуют по заданной программе. Муравьи по программе, заданной генетикой, человек по программе, заданной обществом. Общество искусственно выращивает человеческую породу в которой рациональное начало превалирует, цивилизованный человек должен жить, думать, поступать рационально. Человек, каким он был во все времена, со своими импульсами, сменой настроений, противоречивыми желаниями, должен исчезнуть. Сегодня общество нуждается в другом человеческом качестве, в силе его разума, его рациональном начале, на котором строится весь машинный мир технической цивилизации [4].

Однако массовое внедрение общечеловеческих ценностей предполагает насаждение одной, одинаковой, общей культуры для всего человечества. Несомненно, что во многих культурах имеется что-то общее, но ценности разных культур несопоставимы и несоизмеримы, и среди всего многообразия разных культур не может существовать никаких эталонов или универсальных образцов, задаваемых одной из сторон.

Если промышленная цивилизация фиксирует внимание на проблемах человека как социального существа, то нарождающееся информационное общество ставит вызов человеку как существу духовному. До конца ХХ в. прогресс осуществлялся за счет природы, теперь он осуществляется за счет культуры и человека. Все полнее стала осознаваться потребность в особой антропологической установке, в разработке такого мышления, которое изначально исходило бы от человека и затем придерживалось бы чисто антропологических принципов в истолковании реальности. Следовательно, человеческое бытие - это нечто изначальное в онтологическом плане.

Если жизнь животного детерминируется инстинктами и средой, то на человеческую жизнь они влияют, но не определяют ее. Отличием причинно-следственных связей от сознательно-волевых состоят: «смысл жизни», самостоятельное мышление, привычки, компетенции.

В этом вопросе сама категория «информация», как нечто внутреннее подталкивает современных исследователей [2, 4] взглянуть на человека изнутри. Если раньше понятия «душа», «дух» считались выдуманными для презрения «тела, чтобы сделать его больным «святым», чтобы всему, что в жизни заслуживает серьезного отношения, вопросам питания, ... духовной диеты, ... противопоставить ужасное легкомыслие» [3]. То сейчас познание возможно в чистом

виде путем «интенциональности» - неразложимого единства сознания, направленного на предмет, попавший в структуру этого чистого сознания.

Более того, человек приобретает уникальную способность - придавать символическое значение окружающему его бытию и в связи с этим символически поступать. Символ выступает исходным элементом культуры и определяющим признаком человечества. Но к символам человек относится, творчески играя - он создает их, наделяет значением, интерпретирует и понимает.

Сегодня вводится много терминов, свидетельствующих о трансформациях вида Homo sapiens: человек потенциальный, человек стационарный, человек прогрессирующий, человек явленный (П.М.Анкудинова), обыденная (повседневность) и экзистенциальную (С.А.Королев), цифровое человечество (К.Мартынов), интерактивный человек (Е.И.Ярославцева).

Однако появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе: структурные преобразования мозга; увеличение мозговой полости и головного мозга; развитие двуногого передвижения (бипедализм); развитие хватательной кисти; опущение гортани и подъязычной кости; уменьшение размера клыков; появление менструального цикла; редукция большей части волосяного покрова [15].

Проблемы и перспективы общественного прогресса во многом просматриваются сквозь призму того влияния и тех установок, которые он закладывает в каждого отдельного индивида. Сознание как ключевой элемент бытия человека включает мышление, эмоциональную компоненту, потребности и их отражение, волю и память. Способы, которыми общественные тенденции преломляются в индивидууме и отражаются в его поведении напрямую будут зависеть от особенностей функционирования структуры его сознательных процессов.

Мы исходим из того, что принцип внутривидовой коэволюции обязывает человеческое сообщество работать над созданием благоприятных условий для максимальной реализации эволюционных импульсов каждого члена общества, предлагая ему широкий круг образовательных услуг, организовывая доступ к различным видам творческой деятельности.

Жизнь дробится на все более короткие фрагменты, которые становятся все более взаимозаменяемыми. Субъективная значимость каждого из составляющих интернет-бытие кластеров уменьшается. Мы исходим из того, что Интернет - альтернатива или дополнение нашему апатичному, пораженному аномией миру. Это подтверждается многими исследователями, в частности по мнению А.Ю.Алексеева при изучении проблемы другого в компьютерных коммуникациях следует различать две точки зрения: суть первой состоит в том, что создавая компьютерную систему, функционально эквивалентную организации сознательного существа, в перспективе получаем сознательное существо, т.н. искусственную личность. Суть второй позиции - мы создаем зомби, т.е. квазисуществ, которые функционально, поведенчески и даже (в условиях нанотехнологий) физически подобны нам, людям, но при этом сознанием не обладают [2].

Итак, вместе с видовым отбором между людьми назрел информационный отбор: увеличение числа информационных сообщений обостряет их внутривидовое соперничество (не только на уровне сайтов, но и на уровне поисковиков). Нарушение «экологии» человека -интеракций с гаджетами приводит к тому, что машины превосходят человека, диктуя ему стиль жизни и формируя его потребности. Расширяя функции сознания мы перестали наращивать наше воображение и мышление, оперирование образами превратилось в «клиповое сознание». Это очаровывает (в клипе, презентации кратко рассказать о многом требует таланта, но каждый следующий шаг превращает талант в кавер-версию, капирование самого себя).

Учитывая, что человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, он - субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Однако сказанное выше показывает, что сценарий далеко не оптимистичный. Тем не менее, неизвестность и энтропия заставляют работать воображение, выпуская наших демонов. Думая, что сталкивается с тьмой, человек встречает фантасмагорических монстров собственного подсознания. Человек начеку: всеми чувствами он пытается понять неизвестное, чтобы избавиться от страха. Он обнаруживает в себе таланты о которых и не подозревал. Действительно, «пока вещь не названа, она являет собой вызов человечеству» [12].

Более того, рассматривая генезис вида «человек» и теореия и практика показывает, чем разнообразнее история изменений в эволюции вида, тем она и выше организована. Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens появились ок. 200 000 лет назад.

В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале «Science» результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.

Около 74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (~20-30 лет зимы), предположительно вулкана Тоба в Индонезии, стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет).

Вместе с тем, эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей ученые интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики.

Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.

Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Например, гипотеза о южноамериканском происхождении нашего вида. Большинство альтернативных гипотез являются достоянием паранауки, и академическая наука их опровергает [15].

Если говорить о формах взаимодействия человека с миром, то можно предположить, что изначально существует взаимосвязь между сознанием и внутренней активностью психики, выраженной в мечтах, фантазиях, планах на будущее, так называемых визуальных мирах воображения.

Это взаимодействие может быть выражено следующим образом: воображение человека создает так называемую виртуальную реальность, в которой он стремится достичь желаемого результата во внутреннем плане. Ярче всего это проявляется в творчестве (к примеру, прежде чем написать картину, художник увидит ее в своем воображении).

Общеизвестно, что личность является вершиной в становлении человека (через промежуточное звено - индивида). В то же время virtus — это одна из высших, если не высшая, добродетель, свойственная самым мудрым.

Цицерон употребляет термин «virtus», не только когда он описывает добродетель свойственную скромным, сдержанным государственным мужам.

В современной западной культуре латинское virtus понимается в четырех смыслах. С одной стороны — это моральная ценность, благо (например, в английском языке virtue — это добродетель), с другой — некая актуально существующая и действующая реальность, с третьей стороны — как некий артефакт, с четвертой, «виртуальный» — чаще всего синоним потенциального, мнимого, нереального.

Схоластической натурфилософией было заложено дальнейшее появление западноевропейской науки и культуры Нового и Новейшего времени. Предмет не сотворен однозначно, он заложник различных действий, сложного принципа смешения качеств, формируемых по свободному и произвольному выбору. Отсюда становится ясным появление молекулярной теории — мельчайшие одинаковые частицы под действием определенных сил слагаются в тот или иной вид.

Подобное мышление бытия вещей привело в конечном итоге к теории эволюции Ч. Дарвина, смысл которой заключается в изменении вида или того, что называется формой у

схоластов, в совершенно «иное», что было до претворения, под влиянием некоего творческого акта, стоит лишь заменить божественный схоластический творческий акт «природным» или «космическим», где птица может стать камнем и т.д.

Бытийственная проблема, связанная с появлением виртуальных технологий соотносится не только с проблемой взаимодействия человека внутри в вовне себя, но и с проблемой существования любого художественного творчества. Любое творчество кинематограф, литература, изобразительное искусство есть вымысел и этот вымысел ни имеет ничего общего с реальностью. Однако существует и научная мысль, которая первоначально тот же «вымысел», но благодаря нему открываются эмпирические горизонты, реализуемые на практике, как открытие или применение тех/иных природных законов [5].

История искусств свидетельствует о том, что, наряду с изменчивостью, эстетические оценки характеризуются преемственностью. Относительность художественности, не имеющая субъективного характера, неизбежно обладает объективными, независимыми от текущих конъюнктурных оценок качествами. Более того, история эстетических учений наглядно продемонстрировала, какие парадоксы вызывает трансформация «красоты», или «выразительности», в объективное свойство предмета, согласно эстетическому эссенциализму, присущее ему якобы независимо от воспринимающего этот предмет субъекта. Отрицание объективной базы, составляющей основу различий между художественной и нехудожественной деятельностью, может привести как к дисквалификации высококвалифицированной художественной деятельности и снижению ценности общепризнанных шедевров мирового искусства, так и к неоправданной эстетизации нехудожественной деятельности. В результате может возникнуть, если еще не возникла, ситуация, когда деконструктивное переосмысление эстетических ценностей становится причиной глубокого кризиса художественного рынка, в условиях которого общепризнанные шедевры неизбежно утрачивают свою ценность.

Онтологическая миссия искусства в культуре просматривается в ракурсе диалектики естественного и искусственного. Искусство продолжает дело природы, придавая природным формам завершенность и чистоту. Мощь и выразительность природы человек реализует в искусстве, результатом этого становится гармония. Культурная форма достигшая статуса совершенства становится видом искусства. Искусственное становится высшей формой естественного, естественной формой самого бытия. Все, таким образом, сводится к творчеству, в котором как бы растворяется вещественность. Жизнь для повседневности - есть высшая ценность.

Литература

1.Pink Floyd - Welcome to the Machine [HD] l.Pink Floyd - Welcome to the Machine [HD] (Электронный ресурс). Режим доступа: (Jelektronnyj resurs). Rezhim dostupa: http://www.youtube.com/watch?v=9qEsTCTuajE"qEsTCTu http://www.youtube.com/watch?v=9qEsTCTuajE ajE 2.Alekseev A.Ju. Problema drugogo v

2.Алексеев А.Ю. Проблема другого в komp'juternyh kommunikacijah //Filosofskie компьютерных коммуникациях //Философские науки.- nauki.-2008.-№4.-S.69-86 2008.-№4.-С.69-86 3.Verber B. Novaja jenciklopedija otnositel'nogo i

3.Вербер Б. Новая энциклопедия относительного absoljutnogo znanija. 2010.-592s.

и абсолютного знания. 2010.-592с. 4.Gofman M. Chelovek postchelovek //Analitika

4.Гофман М. Человек постчеловек //Аналитика M'tarotogü.-2009.^15.-культурологии.-2009.-№15.- 5.Danilkina I.I. Vizual'noe voobrazhenie v

5.Данилкина И.И. Визуальное воображение в transsfoim^n kuTtumo.j sredy ^АшШЬ

трансформации культурной среды / /Аналитика kurtur°logii.-2008.-№1°.

культурологии.-2008.-№10. 6.Korolev S.A. Parallel'naja zhizn': chelovek v

6.Королев С.А. Параллельная жизнь: человек в Internete //FN.-2°m.-№9.-S.112-120 Интернете //ФН.-2010.-№9.-С.112-120 ТКгеЮТ p.V. Mirovozzrencheskij aspekt

7.Кретов П.В. Мировоззренческий аспект fitos^Mq antropologii: jazyk, simvok samost', философской антропологии: язык, символ, самость, sozname // Filosofskie Problemy informacionnyh сознание // Философские проблемы информационных tetada i ^фго^ап^а.-2013.^1.-^74-91 технологий и киберпространства.-2013.-№1.-С.74-91 8.Men'chikov G.p. Osnovy antropologii: tradicii i

8.Меньчиков Г.П. Основы антропологии: novacii: Uchebnoe Posobie dlja vuzov. Kazan': RIC

„ ¿ / Shkola, 2006.-240s.

традиции и новации: Учебное пособие для вузов. ' , .., , • ,, •

Казань: РИЦ Школа, 2006.-240с. 9:Nan°tfhn°l°gii.íakS°Clal'nyjljв^ Materialy

9.Нанотехнологии как социальный проект. Материалы круглого стола //Человек.-2014.-№1.

kruglogo stola //Chelovek. -2014.-№1. 10.Nicshe F.V. Esse Homo /Nicshe neizvestnyj i

10.Ницше Ф.В. Ессе Homo /Ницше неизвестный и неожиданный.-Симферополь: Реноме, 2003.-364-464с.

11.Нурулин Р.А Небытие как виртуальное основание бытия: Автореф. дис. ... докт.филос.наук: 09.00.01. Казань, 2006.

12.Рагозина А.С. Антропогенная направленность современного мышления / / Вестник Астраханского государственного технического университета.-2004.-№3.

13.Самойлова Е.О. Виртуальное Net-бытие пост(сверх)человека / /Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии.-2012.-№3.

14.Ученые доказали, что нервные клетки способны восстанавливаться (Электронный ресурс). Режим доступа: http://psyblog2.ru /

15.Человек разумный [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ru.wikipedia. org

neozhidannyj.-Simferopol': Renome, 2003.-364-464s.

11.Nurulin R.A. Nebytie kak virtual'noe osnovanie bytija: Avtoref. dis. ... dokt.filos.nauk: 09.00.01. Kazan', 2006.

12.Ragozina A.S. Antropogennaja napravlennost' sovremennogo myshlenija // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. -2004.-№3.

13.Samojlova E.O. Virtual'noe Net-bytie post(sverh)cheloveka //Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 7: Filosofja. Sociologija i social'nye tehnologii.-2012.-№3.

14.Uchenye dokazali, chto nervnye kletki sposobny vosstanavlivat'sja (Jelektronnyj resurs). Rezhim dostupa: http://psyblog2.ru /

15.Chelovek razumnyj [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.