Научная статья на тему 'Роль иркутского городского самоуправления в охране природы Байкальского региона в конце XIX - начале XX вв'

Роль иркутского городского самоуправления в охране природы Байкальского региона в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОД ОПОЛЬЗОВАНИЯ / ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА / ОБЩЕСТВО СИБИРСКИХ ОХОТНИКОВ / BAIKAL REGION / CITY GOVERNMENT / WILDLIFE PRESERVATION / REGULATION OF THE USE OF NATURAL RESOURCES / IRKUTSK MUNICIPAL DUMA / SOCIETY OF SIBERIAN HUNTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курышова Ирина Васильевна

На основе архивных данных и других исторических источников исследуется природоохранная деятельность Иркутской городской Думы на рубеже XIX-ХХ столетий. Рассматриваются законодательные инициативы Думы, осуществление ею практических административных мероприятий, направленных на охрану природы, реализация природоохранных принципов членами Думы через деятельность общественных организаций. Констатируется высокая активность Иркутской городской Думы в принятии и разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих природопользование. Делается вывод о возрастании роли органов местного самоуправления в деле регулирования промысловой и хозяйственной деятельности в условиях конца XIX начала ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF IRKUTSK CITY GOVERNMENT IN BAIKAL REGION WILDLIFE PRESERVATION IN LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Having studied archival data and other historical sources the author investigates Irkutsk municipal duma activity aimed at nature conservation at the turn of XIX-XX centuries. A thorough examination is given to dumas legislative initiatives, execution of the practical administrative measures intended for wildlife preservation, implementation of environmental principles by duma members through the activity of public organizations. A high activity of Irkutsk municipal duma in the adoption and development of legislative acts regulating the use of natural resources is emphasized. A conclusion is made on the growth of local government role in regulating commercial and economic activity in late XIX early XX centuries.

Текст научной работы на тему «Роль иркутского городского самоуправления в охране природы Байкальского региона в конце XIX - начале XX вв»

тектура» (квалификация (степень) «магистр» http://www.fgosvpo.ru

3. Колмакова О.А. Учебно-коммуникативная ситуация как основное средство обучения иноязычному научному выступлению // Подготовка кадров для силовых стркутур: со-

временные направления и образовательные технологии: Материалы тринадцатой Всероссийской научной методической конференции. Иркутск: ФГОУ ВПО вСи МВД России, 2008. С. 312-317.

УДК 342.553:93 =94 (571.530)

РОЛЬ ИРКУТСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

И.В. Курышова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основе архивных данных и других исторических источников исследуется природоохранная деятельность Иркутской городской Думы на рубеже XIX-XX столетий. Рассматриваются законодательные инициативы Думы, осуществление ею практических административных мероприятий, направленных на охрану природы, реализация природоохранных принципов членами Думы через деятельность общественных организаций. Констатируется высокая активность Иркутской городской Думы в принятии и разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих природопользование. Делается вывод о возрастании роли органов местного самоуправления в деле регулирования промысловой и хозяйственной деятельности в условиях конца XIX - начала XX вв. Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова: Байкальский регион; городское самоуправление; охрана природы; регулирование природопользования; Иркутская городская Дума; Общество Сибирских охотников.

ROLE OF IRKUTSK CITY GOVERNMENT IN BAIKAL REGION WILDLIFE PRESERVATION IN LATE XIX - EARLY XX CENTURIES I.V. Kuryshova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Having studied archival data and other historical sources the author investigates Irkutsk municipal duma activity aimed at nature conservation at the turn of XIX-XX centuries. A thorough examination is given to duma's legislative initiatives, e x-ecution of the practical administrative measures intended for wildlife preservation, implementation of environmental principles by duma members through the activity of public organizations. A high activity of Irkutsk municipal duma in the adoption and development of legislative acts regulating the use of natural resources is emphasized. A conclusion is made on the growth of local government role in regulating commercial and economic activity in late XIX - early XX centuries.

19 sources.

Key words: Baikal region; city government; wildlife preservation; regulation of the use of natural resources; Irkutsk municipal duma; Society of Siberian hunters.

Изучение проблем охраны природы составляет одну из важнейших задач современной науки, и это не нуждается в специальных доказательствах. В этих условиях изучение и использование опыта природоохранной деятельности, накопленного предыдущими поколениями, становится насущной необходимостью. Особенно это важно в связи с функционированием органов местного самоуправления, одной из текущих задач которого является создание благоприятного экологического фона на подконтрольной территории. Эта функция органов местного самоуправления непосредственно связана с процессами оптимизации структуры государственной власти на всех уровнях, которые сейчас протекают в России. Более того, эта функция местного самоуправления прямо закреплена в дей-

ствующем законодательстве [7, ст. 14, пп. 15, 18 19, 27, 31, 32; ст. 15, пп. 9, 14, 22, 28; ст. 16, пп. 11, 20, 24, 25, 30, 36]. Природоохранная деятельность в Байкальском регионе имеет давнюю историю, известный опыт в этом направлении был и у иркутского городского самоуправления, и обращение к нему имеет не только научно-историческое, но и практическое значение.

Развитие капиталистических отношений в XIX в., приводившее к фактическому распаду сословной структуры, с неизбежностью требовало реформирования системы самоуправления. Основные задачи такого реформирования были реализованы в рамках проведения земской и городской реформ во время правления Александра II и сводились к предоставлению

1Курышова Ирина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, тел.: 89149116227, e-mail: kiw09@mail.ru

Kuryshova Irina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of State-Legal Disciplines, tel.: 89149116227, e-mail: kiw09@mail.ru

возможности населению участвовать в решении местных вопросов, тем самым снижая социальную напряженность. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., всесословные органы местного самоуправления на уровнях уездов и губерний учреждались только в 34 губерниях Европейской России, и данная реформа на Сибирь не распространялась. В этих условиях для Сибири возрастала роль городского самоуправления, с успехом решавшего вопросы местного значения, в том числе, имеющие отношение к вопросам охраны природы.

А вопросы эти в конце XIX - начале ХХ вв. в Байкальском регионе приобретают острое звучание. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, Сибирь всегда была на особом положении в России, природные богатства позволяли смотреть на нее как на сырьевой придаток с неисчерпаемыми запасами. Байкальский регион даже на фоне Сибири выглядел малоосвоенной территорией, удаленной от центра, с малочисленным местным населением, неразвитой инфраструктурой, но с очень богатыми природными ресурсами. В конце XIX в. начинается форсированное освоение именно этого региона. Распространение капиталистических отношений сопровождалось хищническим уничтожением сибирской природы. Желание получить максимальную прибыль вело к неконтролируемым вырубкам леса, отстрелу пушных зверей, вылову ценных пород рыб. В известной степени это была качественно новая ситуация в вопросах взаимодействия человека и природы, поскольку коренные жители Сибири имели собственные экологические традиции промысловой и земледельческой деятельности. Во-вторых, вопросы охраны природы были связаны с общими вопросами индустриального развития Сибири, прежде всего, строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, развитием золотодобывающей промышленности, реформой землеустройства. Нельзя сказать, что государство никак не пыталось контролировать природопользование в новых условиях. Однако анализ исторических источников показывает, что инициаторами введения природоохранных мер были, главным образом, местные власти, в частности - органы городского самоуправления.

Организация городского самоуправления во второй половине XIX в., в том числе г. Иркутска, регламентировалась «Городовым положением» 1870 г. [3] (с изменениями, внесенными «Городовым положением» 1892 г.). Согласно «Городовому положению», утвержденному Александром II в 1870 г., в Российской империи система городского самоуправления включала институты городской Думы и городской Управы. Городская Дума являлась распорядительным органом городского самоуправления. Правом выбора в городские Думы пользовались лишь лица, владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Городская Управа являлась исполнительным органом власти. Управа избиралась из состава городской Думы. Управу возглавлял городской голова, он же был председателем городской Думы.

К одной из основных функций органов городского самоуправления относилось благоустройство. Кроме этого, власти города обязаны были следить за благосостоянием городского населения, за «народным продовольствием», устройством рынков и базаров, «сохранением народного здравия». Сюда же относились меры против пожаров, ограждение и развитие местной торговли и промышленности, строительство пристаней и бирж, попечение о народном образовании, театрах, библиотеках, музеях [3, ст. 2]. Городской думе предоставлялось право устанавливать в пользу города целый ряд налогов, принимать в пользу города пожертвования, устанавливать общие правила заведования городским имуществом.

Отличительной чертой сибирского городского самоуправления в XIX в. являлось доминирование в Иркутской думе купечества. Вместе с тем, к концу столетия и началу ХХ в. значительно выросло влияние мещанства и дворянства (в связи с контрреформами Александра III). В целом следует признать, что иркутское городское самоуправление на всем протяжении рассматриваемого периода сохраняло яркие черты сословности и подконтрольности государственной исполнительной власти. Но, как уже отмечалось, в отсутствие земств в Сибири именно городские Думы (и Иркутская - в частности) выступали инициаторами многих преобразований и хозяйственных новаций, организаторами мероприятий, способствовавших интенсивному развитию края. Примером этому может служить деятельность городского самоуправления в области рационального отношения к природе, хотя это не входило в круг их прямых полномочий.

В деятельности иркутского городского самоуправления по вопросам охраны природы можно выделить несколько направлений: 1) законодательные инициативы - обсуждение и принятие правил, постановлений, ходатайств по ограничению природопользования в землях, принадлежавших городу; 2) осуществление практических административных мероприятий, направленных на охрану природы; 3) реализация природоохранных принципов через деятельность общественных организаций.

Одним из приоритетных направлений в природоохранной деятельности Иркутской городской Думы являлась проблема охраны городских лесов. Организация охраны городских лесов строилась по примеру охраны казенных лесов. Вопрос об упорядочении управления и охраны городских лесов был одним из самых актуальных на заседаниях Иркутской городской Думы в конце XIX - в начале XX вв., об этом свидетельствуют материалы периодических изданий, а также нормативно-правовые акты, принятые городским самоуправлением. В 1895 г. Иркутская городская Дума утвердила «Правила о побочных пользованиях в лесных и других дачах г. Иркутска», которые содержат во многом повторяющие в отношении профилактики лесных пожаров ограничения сроков охоты за зверем и птицей, а также рыбной ловли нормы «Правил о побочных пользованиях в казенных лесах Иркутской губернии, изъятых из свободного пользования» [11, с. 49]. В этом же году принимается постановление Ир-

кутской городской Думы, согласно которому любой нанесенный городскому лесу ущерб, включая отрубание ветвей и сдирание коры, расценивался как порча государственного имущества [11, с. 48].

Поскольку вопрос об охране городских лесов был очень злободневен, в Иркутске была учреждена должность Заведующего городскими угодьями и набраны лесники. В 1904 г. предлагалось даже ввести форму для городских лесников по образцу казенных, выдать им револьверы, а расходы принять на счет города [5, с. 1095]. В 1903 г. по инициативе гласного И. Концеви-ча для усиления охраны была учреждена сроком на четыре месяца должность второго лесника на Кайской горе [б, с. 139].

Практические меры, предпринимаемые Иркутской городской Думой для охраны лесов, были разнообразны. Так, например, гласный Иркутской городской Думы К.М. Жбанов обращался в 1904 г. к городской Управе с просьбой принять меры к охранению леса в районе Лисихи [4, с. 23]. В этом же году был запрещен выпас скота жителей Глазково на Кайской горе ввиду того, что скот губил весь молодняк и «страшно портил лес» [5, с. 1093]. Для ограничения лесопользования в иркутских городских дачах с 1 мая 1904 г. была запрещена бесплатная выдача леса. Для сооружения «ого-родок» предписывалось использовать осинник, лежавший по левую сторону Кругобайкальского тракта, и березняк по всей Кайской горе. При этом заготавливаемые деревья должны были быть не толще одного вершка в диаметре, срубаться под самый корень, расстояние между ними должно было составлять не более двух аршин. Работы разрешалось производить только под наблюдением городского лесника [5, с. 1096].

Больным вопросом лесоохраной деятельности тогда, как и сейчас, была борьба с лесными пожарами. В целях предупреждения возникновения лесных пожаров в 1904 г. Иркутской городской Думой было принято постановление об очистке пригородных лесов от валежника и сухостоя. Заведующему городским лесом поручалось представить проект разделения леса на участки, производить выдачу валежника и сухостоя из одного определенного участка, после очистки которого начинать вывозку из другого, принимать деньги и выдавать квитанции. Сбор должен был производиться под наблюдением лесников. Количество сухостоя и валежника не ограничивалось, но с каждого воза взималось по 50 коп. в городскую казну [5, с. 1095-1096]. В 1910 г. гласный И.О. Концевич предложил городской Думе выбрать специальную комиссию для обсуждения мер по борьбе с лесными пожарами и возбудить перед администрацией ходатайство о принятии мер по борьбе с лесными палами. При обсуждении этих вопросов часть гласных согласилась с мнением о праве города на охрану прилегающих лесов, а другая часть решила, что забота о лесоохранении лежит на государстве и не входит в компетенцию городского общественного самоуправления [13, с. 3]. Но, тем не менее, вопрос об охране городского леса был рассмотрен комиссией по заведованию городскими угодьями и постановлением от 22 апреля 1910 г. было решено: «Для

более тщательной охраны леса от палов усилить штат лесников в период с 1 мая по 1 июня по праздникам и по ветряным дням: 2 конных и 4 пеших рабочих на Кайскую гору, 2 конных и 2 пеших рабочих на Ушаков-ку. Место их пребывания должно быть указано заведующим угодьями» [1, с. 2].

Интересно отметить, что члены городского самоуправления понимали, что охраной лесов должны заниматься квалифицированные кадры лесного хозяйства. Именно Иркутское городское самоуправление во главе с городским головой К.М. Жбановым в 1913 г. выступило с инициативой открытия Лесного института в г. Иркутске. По данному вопросу были составлены ходатайства и отправлены министру торговли и промышленности, главному управляющему землеустройством и земледелием, иркутскому генерал-губернатору. Ответ на ходатайства был отрицательным - вопрос об открытии Лесного института в Иркутске правительством не разрабатывался [15, с. 2; 16, с. 3].

В начале ХХ в. Иркутской городской Думой предпринимались попытки по сохранению рыбных ресурсов, выразившиеся в ограничении рыбной ловли. Так, в 1910 г. Иркутская городская Дума приняла обязательное постановление, запрещающее производить рыбную ловлю всякими способами с 15 марта по 15 сентября по реке Ушаковке от устья до острожного моста, по реке Кая - от устья до моста на Кругобай-кальском тракте, а также перегораживать все русла рек, речек, проток, озер заездками с фителями, сетями, неводами в течение всего года. Приказом иркутского полицмейстера приставам всех полицейских частей предписывалось принять все меры к выполнению этого постановления [13, с. 2].

Ощутимый вклад в охрану природы региона внесли общественные организации, действовавшие при поддержке или под эгидой Иркутской городской Думы. Одной из активнейших таких организаций было Общество сибирских охотников, созданное в 1871 г. Мотивы активизации природоохранной деятельности данной организации были далеко не альтруистскими и лежали в плоскости ограничения промыслов в целях более рациональной эксплуатации ресурсов животного мира. По сведениям различных источников, не всегда охранная деятельность являлась для охотничьих обществ приоритетной, особенно в начале ХХ в. Тем не менее, анализ его деятельности в области защиты окружающей среды заслуживает внимания. Иркутское общество охотников было в конце XIX в. одной из 70 подобных организаций, зарегистрированных в России [12, л. 91]. Основателем общества и первым его президентом был бывший иркутский генерал-губернатор генерал-лейтенант К.Н. Шелашников. Среди активных членов общества можно назвать таких известных в Иркутске людей, как В.П. Сукачев, В.А. Белоголовый, А.А. Белоголовый, К.М. Жбанов, Г.В. Розен, С.Н. Родионов, И.Г. Шведов, которые занимали должности иркутских городских голов, гласных городской Думы, стояли у истоков создания основ правовой базы регламентации природопользования в Байкальском регионе.

В Уставе Общества сибирских охотников так формулируется цель его создания: «...а) ведение правильной в дозволенное время охоты, б) охранение дичи через содействие местным властям в преследовании охоты как в недозволенное время, так и запрещенными способами, в) распространение в народе понятий о правильной охоте, а также о вредных и полезных животных, г) истребление хищных зверей и птиц, д) улучшение способа охоты и в особенности улучшение пород охотничьих собак, е) изучение местной дичи, ее образа жизни, нравов и привычек, описание характера местности в крае, где она преимущественно держится» [9, с. 1; 2, л. 10, 19].

Общество арендовало для своих целей земельные площади с правом охоты в них и обязанностью охранять полезную дичь от истребления, а леса от порубок и пожаров. С 1872 г. оно пользовалось исключительным правом бесплатной охоты в окрестностях города Иркутска. С 1894 г. в ведении Общества находилась казенная дача Ангарского лесничества площадью 20595 десятин. В 1911 г. Общество ходатайствовало об увеличении охотничьих угодий за счет Ключевской (11221 десятин) и Шаманской (28118 десятин) дач [2, л.4]. Земельные площади Общества сибирских охотников расширялись и за счет дач отдельных граждан. До образования лесничеств охотничьи общества получали землю бесплатно, а с начала XX в. -уже за арендную плату. Ежегодная арендная плата за пользование всеми землями для Общества сибирских охотников в Иркутске составляла около 100 рублей [2, л. 4].

Охотники, объединенные в Общество, строго следили за своими лесными участками. Так, участок 2600 десятин, расположенный в центре Ангарской дачи, являлся заказником, в котором запрещалась любая охота. В остальной части дачи охота производилась в соответствии с установленными сроками и разрешенными способами. Положительным результатом такой организации, по мнению правления Общества сибирских охотников, явилось увеличение поголовья промысловых животных. Для соблюдения порядка в арендованных лесах Общество нанимало егерей, сторожей, проживающих на территории этих лесов в специально построенных зимовьях. Они обязаны были оказывать содействие чинам и страже лесного ведомства при преследовании нарушителей Лесного устава, а также вести пропаганду правильной охоты среди местного населения. Для этих целей Общество сибирских охотников в 1909 г. отпечатало 150 экземпляров правил с установленными сроками охоты для казенных угодий и разослало их по деревням [18, с. 2].

Созданная в лесах Общества сибирских охотников система охраны доказала свою эффективность. В отчетах общества за 1894 и 1895 гг. отмечалось отсутствие в лесах общества пожаров, самовольных порубок, браконьерских охот в течение отчетных периодов «благодаря вполне удовлетворительному подбору сторожей от общества и бдительному их надзору» [9, с. 4; 8, с. 5]. Усилия Общества по охране своих лесов высоко оценил вице-инспектор Корпуса лесничих при иркутском генерал-губернаторе А.П. Пятницкий в от-

зыве о положении лесного хозяйства в даче Общества сибирских охотников.

Для большей эффективности мер по охране лесов Общество сибирских охотников установило систему денежных штрафов за нарушение охоты в арендованных лесах. Штрафы общества были на порядок выше штрафов за нарушение Лесного устава в казенных лесах. Наказанию подвергались не только браконьеры «со стороны», но и нарушители - члены Общества. Однако необходимо отметить, что в Обществе состояли в основном обеспеченные жители Иркутска, и поэтому штрафы не останавливали нарушителей. В начале XX в. участились случаи охоты лицами, не являющимися членами Общества или предъявляющими старые билеты. В связи с этими обстоятельствами правление Общества сибирских охотников решилось на введение более серьезного наказания - привлечение к судебной ответственности лиц, производивших охоту в арендованных угодьях без установленного билета [17, с. 4].

Ежегодно правление Общества ходатайствовало перед губернатором о принятии мер против хищнической охоты за козами по насту, а для усиления охраны своей дачи охотники нанимали на время таяния снега двух дополнительных сторожей. Члены Общества сибирских охотников выступали сторонниками введения строгих сроков охоты на отдельные виды животных, запрещения охоты с собаками и охоты на самок, повышения штрафа до 50 рублей за несоблюдение правил охоты, устройства заказников в казенных лесах, распространения правил охоты на крестьянские угодья. В 1916 г. Общество обратилось к иркутскому исправнику с просьбой об усилении контроля за весенней охотой, принятии распоряжения о вознаграждении за поимку браконьера. Последнее планировалось осуществлять за счет средств общества [10, с. 5]. В 1916 г. при непосредственном участии членов Общества сибирских охотников был разработан проект «Правил об охоте в Иркутской губернии» [10, с. 27].

Одной из важных сторон деятельности охотничьих обществ, заслуживающих особого внимания, является опыт создания питомников. В 1908 г. в Обществе сибирских охотников была высказана идея выписать из Западной Сибири белых куропаток с целью их акклиматизации и разведения вблизи Иркутска. Представитель Общества купил в Канске 37 белых куропаток, из которых по дороге в Иркутск 18 погибло. Члены Общества вновь собрали деньги и отправили представителя за новой партией куропаток. Заведывание проектом принял на себя В.Ч. Дорогостайский. В 1911 г. при заключении арендного договора с Управлением государственных имуществ Общество сибирских охотников обещало в течение первых трех лет устроить питомник на арендованных землях для разведения и сохранения дичи [2, л. 4]. Кроме этого, правление Общества предлагало разводить манчьжурских фазанов, но высокие цены (около 2 руб. за птицу) заставили отказаться от этой идеи [19, с. 1].

Таким образом, городское самоуправление г. Иркутска было весьма заинтересовано в сохранении природных богатств Байкальского региона и окрестно-

стей г. Иркутска в частности. Подтверждением этому служит активность Иркутской городской Думы в принятии и разработке природоохранных нормативно-правовых актов, регламентирующих рациональное природопользование, содержащих санкции за нарушения этих правил и постановлений, а также в проведении мероприятий по охране лесных и рыбных ресурсов. Гласные Иркутской городской Думы, а также их городские головы в рамках проведения природоохранной политики использовали не только думскую деятельность, но и свое членство в общественных организациях, например, - в Обществе сибирских охотников. Деятельность Общества имела различные формы - от пропаганды бережного отношения к окружающей среде до конкретных мер по сохранению реликтовых лесов, созданию питомников и заказников, а также участия в разработке законопроектов, так или

иначе затрагивающих природоохранные вопросы. Безусловно, достаточно трудно делать выводы относительно эффективности деятельности иркутского городского самоуправления в вопросах охраны природы в конце XIX - начале XX вв., но то, что данные проблемы серьезно беспокоили сибирскую общественность и были в поле зрения деятельности органов городского самоуправления, не вызывает сомнений. Все это свидетельствует в пользу того, что в условиях отношения правительства к Сибири как сырьевому придатку Российской империи, в условиях интенсивного развития капиталистических отношений в Байкальском регионе во второй половине XIX в. возрастает роль местной администрации и городского самоуправления в деле регулирования промысловой и хозяйственной деятельности, регламентации рационального природопользования.

Библиографический список

1. Восточная Заря. 1910. 4 мая. № 101.

2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 176. Оп. 1. Д. 1756.

3. Городовое положение 16/28 июня 1870 г. // Журнал «Муниципальное право». [сайт]. [1998-2012]. Режим доступа: http://emsu.ru/ml/default.asp?c=48HYPERLINK "http://emsu.ru/ml/default.asp?c=48&p=1 .%20(дата"&HYPERLI NK "http://emsu.ru/ml/default.asp?c=48&p=1 .%20(дата"р=1. (дата обращения: 29.06. 2012).

4. Известия Иркутской Городской Думы.1904. № 1-2.

5. Известия Иркутской Городской Думы.1904. № 7-8, 9-10.

6. Известия Иркутской Городской Думы.1904. № 23.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-Ф3 // Консультант-Плюс: [сайт]. [19972012]. URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ (дата обращения: 29.06.2012).

8. Общество сибирских охотников в г. Иркутске. Отчеты о деятельности общества за 1895 г. Иркутск: Типо-литография К.И. Витковской, 1896. 52 с.

9. Отчет деятельности Общества сибирских охотников за

1894 г. Иркутск: Типо-литография К.И.Витковской, 1895. 20 с.

10. Отчет правления Общества сибирских охотников за 1916 г. Иркутск: Паровая типография И.П. Казанцева, 1917. 20 с.

11. Правила о побочных пользованиях в лесных и других дачах г. Иркутска. Обязательное постановление, составленное Иркутскою городскою думою в пределах власти предоставленной ей городовым положением 1892 г. // Общество сибирских охотников в г. Иркутске. Отчеты о деятельности Общества за 1895 г. Иркутск: Типо-литография К.И. Витковской, 1896. С.48-50.

12. Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф.387. Оп.28. Д.720.

13. Сибирь. 1910. № 62. 16 марта.

14. Сибирь. 1910. № 108. 15 мая.

15. Сибирь. 1913. № 201. 11 сентября.

16. Сибирь. 1913. № 222. 5 октября.

17. Сибирь. 1913. № 189. 25 августа.

18. Сибирская заря. 1909. № 39. 17 февраля.

19. Сибирская заря. 1909. № 40. 18 февраля.

УДК 821.0

ВАМПИЛОВ И «СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ» (К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПИСАТЕЛЯ)

Е.О. Фалалеева1

ГАУК ИО «Культурный центр Александра Вампилова», 664003, г. Иркутск, ул. Богдана Хмельницкого, 3б.

Проанализирован журналистский период жизни Александра Вампилова, его работа в иркутской газете «Советская молодежь» в 1959-1964 гг. Рассмотрены тематика и проблематика очерков и фельетонов, художественное своеобразие, особенности языка Вампилова-журналиста. Доказано, что газетная деятельность оказала огромное влияние на становление Вампилова-драматурга. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: Александр Вампилов; журналистика; «Советская молодежь»; очерки; фельетоны.

1Фалалеева Екатерина Олеговна, научный сотрудник ГАУК ИО «Культурный центр Александра Вампилова», тел.: 89086465016, e-mail: falaleeva.ekaterina@mail.ru

Falaleeva Ekaterina, Scientific Worker of the State Independent Cultural Institution of the Irkutsk Region "Alexander Vampilov's Cultural Center", tel.: 89086465016, e-mail: falaleeva.ekaterina @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.