среды, исследование факторов снижения уровня экономической состоятельности и др.). Это разовые затраты, которые могут увеличить величину накладных расходов предприятия в период выбора управленческой технологии
(31);
затраты, связанные с оценкой условий успешного внедрения управленческой технологии (анализ системы информационного обеспечения процессов управления и определение соответствия этой системы новой требованиям технологии управления, оценка профессиональной компетентности работников предприятия, анализ антиинновационных реакций работников, расчет возможной экономической эффективности внедрения новой технологии управления) (32);
затраты, связанные с разработкой проекта внедрения новой технологии управления, в частности, при проведении этой разработки сторонней организацией (33); затраты, связанные с проектированием и проведением перехода к организационным изменениям, неизбежным при внедрении новых управленческих технологий (затраты на обучение работников, на совершенствование системы ин-
одоление сопротивления нововведениям со стороны работников предприятия) (34). Таким образом, внедрение новой технологии управления имеет смысл, если:
Э1 + Э2 + ... + Эп > 31 + 32 + . . . + Зт
Достижение проектируемой величины эффекта от внедрения технологии управления зависит не только от корректного выбора варианта технологии, но и от профессиональной подготовленности как руководителя, взявшего на себя ответственность в процессе внедрения новой технологии управления, так и всех работников, участвующих в процессе управления. В связи с этим целесообразно определение эффективности новой для организации технологии управления на этапе ее использования.
Эффективность внедрения новой технологии управления на этапе реализации этого нововведения может быть оценена соотношением индекса роста результатов деятельности предприятия и индекса роста затрат на управление предприятием в связи с нововведением.
Совершенствование процесса управления предприятиями сферы услуг путем рационального использования управленческих технологий является существенной предпосылкой повышения эффективности деятельности этих предприятий.
формационного обучения, на пре-
ЛИТЕРАТУРА
1. Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учебник. М.: ЭКМОС, 1997.
2. Пфлегинг Нильс. Управление на основе гибких целей. Вне бюджетирования: как превзойти конкурентов в XXI веке/ Пер. с нем. М.: Изд-во «Белый город», 2009.
3. Тюник A.B. Организационные методы управления в кризисных ситуациях II Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. №3(9).
4. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: Учеб. пособие. СПБ.: Высшая школа менеджмента, 2009.
5. Смирнова Н.К., Самарина О.Г., Астахова Т.А. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление. М.: Бератор-Паб^^шнг, 2008.
УДК 379.85 ББК 75.81
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
Черненко В.А., Федорова C.B., Федосов В.А.
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
В связи с повышением роли мирового туризма растет интерес к поиску путей эффективного развития туристической отрасли и в России, причем как со стороны государства, так и со стороны частных предпринимателей. Туризм, как отдельная отрасль, считается одной из самых прибыльных из всех возможных и существующих. В настоящее время туризм стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России, хотя пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджет страны, как в других странах.
В то же время, по итогам исследования, которое проводится раз в два года по заданию Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия заняла в 2010 г. 59 место в рейтинге конкурентоспособности туристической отрасли среди 139 стран мира. Учитываются 14 показателей уровня развития туристического сектора, в том числе такие, как законодательное регулирование, безопасность, приоритетность туристической отрасли, транспортная инфраструктура, туристическая инфраструктура, ценовая конкурентоспособность, бизнес-климат, человеческие, культурные и природные ресурсы. Наиболее сильные позиции Россия занимает по показателям обеспеченности природными и культурными ресурсами (4-е и 13-е места соответственно) и ряду других показателей. В то же время эксперты ВЭФ поставили Россию на 122-е место по показателям приоритетности для государства туристической отрасли, на 119-е - по эффективности маркетинга и брендинга в туризме, на 91-е - по государственным расходам на туристическую отрасль. По важнейшему для развития туризма показателю дружелюбности населения к зарубежным гостям Россия заняла 136-е место, опустившись со 131-го в 2009 г.; по показателю открытости для туризма - 109-е, а по показателю «Рекомендации для расширения бизнес-поездок» - 132-е место. Россия заняла
105-е место по индексу гостиничных цен и 88-е - по обеспеченности гостиничными номерами. По открытости двусторонних соглашений между авиаперевозчиками наша страна на 125-м месте, по качеству авиатранспортной инфраструктуры — на 104-м, по качеству дорожной инфраструктуры - на 125-м и 123-м - по степени ее загруженности [1]. Именно по этим причинам доля туристической отрасли в российской экономике остается скромной. В 2010 г. она составила 6% ВВП, в ней было занято 5,1% рабочей силы [2].
И это притом, что по итогам работы 87-й сессии, состоявшейся 4—5 апреля 2011 г. в Париже, Комитет по туризму ОЭСР, учитывая большой туристический потенциал России, включил ее в число стран - стратегических партнеров. Лидируют в рейтинге туристической конкурентоспособности Швейцария, Германия и Франция, последнее место занимает Чад. Соседями России по рейтингу стали Уругвай (58-е место) и Аргентина (60-е).
Таким образом, в России мало что изменилось с 2009 г. Российский союз туриндустрии еще в 2005 г. опросил 115 принимающих компаний из 24 регионов России. По результатам опроса был создан рейтинг проблем, которые мешают развитию туризма в стране. Рейтинг состоит из 30 позиций, и практически все они актуальны по сей день. Большинство этих проблем являются системными, их невозможно решить усилиями одного органа исполнительной власти в сфере туризма. Связано это с тем, что туризм является комплексом, затрагивающим практически все отрасли экономики.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, туристический рынок нашей страны в ближайшее десятилетие будет активно развиваться. На нем ожидается рост инвестиций, он войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений в туристическую отрасль. Предполагается, что Россия будет лидировать по среднегодовому росту
капитальных инвестиций в туристический сектор (он составит 9,8%) и, в итоге, может стать одним из ведущих центров международной индустрии гостеприимства.
На уровне отдельного туристического предприятия инвестиции представляют собой финансовые вложения в его развитие конкретных физических или юридических лиц. При этом вкладываться могут как собственные, так и заемные средства. Главными показателями инвестиционной деятельности турфирмы являются ожидаемая прибыль, сроки окупаемости инвестиций, права инвестора на управление инвестируемой организацией, а также степень коммерческого риска инвестора. С оптимизацией всех этих условий инвестиционного процесса связаны пути и темпы развития любой туристической организации. Поэтому инвестирование в новый туристический бизнес иногда связано с рисками. Но если они себя оправдают, то инвестор будет и дальше вкладывать деньги в развитие туристической индустрии.
Действительно, при научно обоснованном и эффективном использовании имеющегося природно-географического, культурного потенциала, учитывая национальные традиции и международный опыт, российские туристические центры и курорты смогут на достаточно высоком уровне удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан.
Развитие туриндустрии и всей российской экономики в целом во многом зависит от эффективности государственного регулирования, поддержки бизнеса, в том числе и от формирования четкой инвестиционной политики, которая должна быть направлена на то, чтобы российским и зарубежным инвесторам было выгодно вкладывать средства в отечественную туристическую индустрию. Туристической отрасли необходимы вложения, которые на первоначальном этапе должны осуществляться в форме государственно-частного партнерства. После того как бизнес оценит масштабность и уровень государственно-частного партнерства, частные инвесторы будут
более активно осуществлять инвестиции в этот сектор экономики.
В настоящее время в ряде стран государство поощряет частные инвестиции через совместные предприятия, покупку недвижимости иностранцами и таймшер с индивидуальными инвесторами.
Для того чтобы российские туристические центры и курорты достигли международного уровня или хотя бы приблизились к нему, необходимо привлечение не только отечественных, но и зарубежных инвестиций. В связи с этим правительством России должен определяться соответствующий набор льгот и преференций для инвесторов. К ним относятся меры правового и экономического характера, в том числе упрощение визовых формальностей, предоставление доступных кредитов и т.д.
Подобные механизмы привлечения инвестиций уже успешно используются в ряде стран, имеющих известные курорты и туристические центры. Например, в Турции принят закон о поддержке туризма, который предусматривает различные виды господдержки: выделение земли, прием зарубежной рабочей силы, систему займов. Банк развития Турции предоставляет туристическим организациям займы в иностранной валюте из зарубежных источников.
Важнейшим фактором разработки и реализации инвестиционных проектов в туристической индустрии является развитие инфраструктуры - дорог, газо- и водоснабжения, систем очистки сточных вод и энергообеспечения. Без всего этого новое строительство и развитие туриндустрии в целом невозможно.
Как показывает практика, инвестиции являются одним из важных условий развития индустрии туризма, так как от их объемов и структуры зависит множество факторов, к которым мы можем отнести:
- динамику развития туристической индустрии на долгосрочную перспективу;
- будние финансово-экономические показатели работы отрасли;
- количественные и качественные характеристики туристических объектов и организаций в перспективе (в том числе пропускные способности средств размещения, производственные мощности и вместимость туристических объектов);
- соблюдение пропорций в структуре развития туристической отрасли (взаимосвязанное развитие гостиниц, транспорта, сетей питания, связи, развлечений, инфраструктуры в целом в соответствии с объемом туристических потоков и структурой туристического спроса);
- развитие туристического спроса и предложения в территориальном и региональном аспектах, а также создание конкурентной внешней среды.
С целью усиления инвестиционной активности необходим комплексный подход к ее анализу и прогнозированию в различных ситуациях: при разработке мероприятий по формированию материально-технологической базы туризма; схем размещения и развития туристических объектов; формировании банка данных туристических инвестиционных проектов; проведении мероприятий по стандартизации, сертификации туристического продукта; налоговом прогнозировании; планировании занятости и доходов населения, развития инфраструктуры и т.д.
Для привлечения частных, в том числе и иностранных инвестиций в туристическую индустрию очень важно соблюсти множество необходимых для этого условий: должна быть на достаточно высоком уровне активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение туристическо-рекреационного потенциала дестинаций, создание их брендов); должна проводиться либеральная административная и налоговая политика как
местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу; необходимо проводить также эффективную антимонопольную и антикриминальную политику местных властей, направленную на поддержание здоровой конкурентной среды среди туристических организаций.
Экономическая эффективность является и основным элементом, и основным показателем в анализе и прогнозировании капиталовложений в туристическую отрасль и, в конечном итоге, определяет общую доходность любого туристического проекта для инвестора. Эти капиталовложения необходимы для создания современного конкурентоспособного туристического комплекса, которые смог бы обеспечить широкие возможности для удовлетворения разнообразных потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, от них напрямую зависит развитие туристической индустрии в целом.
Инвестиции в туристический комплекс позволят увеличить вклад в развитие экономики страны за счет роста налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Одной из важных задач по достижению этой цели является создание адекватной материально-технической базы и прежде всего средств размещения туристов (гостиниц, домов отдыха, кемпингов и т.д.)
В отличие от практики, которая сложилась в прошлые периоды, все последние федеральные и региональные программы развития туризма предусматривают организацию, реконструкцию и строительство различных видов предприятий, предназначенных для размещения туристов. Финансирование развития материальной базы индустрии туризма предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, фондов и общественных организаций, а также за счет
ресурсов отечественных и иностранных инвесторов.
Чтобы привлечь туристов, туристическая дестинация должна соответствовать представлениям посетителей о стоимости, удобствах, возможности отдыха и развлечений, о занятиях бизнесом и проведении деловых встреч, конгрессов, возможности осмотра культурных достопримечательностей и посещения культурных мероприятий и т.п. Туристы, как и любые другие потребители, оценивают цены, особенности и преимущества дестинации, а также затраты времени, усилий и финансовых ресурсов. Туристы учитывают такие факторы, как длительность и удобство переезда от аэропорта до места размещения, отсутствие языкового барьера, чистоту и санитарные условия, доступ к интересным местам и достопримечательностям, возможность совмещения культурной программы с занятиями бизнесом, безопасность (отсутствие беспорядков, политической нестабильности), а также возможность удовлетворения особых потребностей (для лиц пожилого возраста, инвалидов, детей; необходимость соблюдения диеты; предоставление медицинского обслуживания; наличие факса и других видов коммуникации; возможность проката автомобилей; наличие залов для проведения конгрессов и т.п.). Для этих целей необходимы запоминающиеся события, о которых можно было бы узнать из средств массовой информации, что является жизненно важным компонентом в привлечении туристов.
Инвестиции в туризм могут быть как относительно небольшими, (затраты на проведение фестивалей), так и многомиллионными (стоимость инфраструктуры стадионов, транзитных систем, аэропортов и центров для проведения съездов). Способность сосредоточить все эти удобства и услуги в доступном и удобном месте совершенно необходима, чтобы сделать такие места назначения особенно притягательными для туристов.
В 2011 г. в России была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011-2018 гг.)» (далее ФЦП) [3].
В ней предусмотрено привлечение на конкурсной основе капитальных вложений и льготных кредитов для строительства и реконструкции объектов, включенных в ФЦП. При этом строительство или реконструкция каждого конкретного объекта будет осуществляться по специально разработанной организационно-финансовой схеме. Привлечение инвесторов и получение кредитов будет во многом зависеть от подготовки соответствующих документов: инвестиционного проекта, технико-экономического обоснования, бизнес-плана.
Это значит, что на развитие туристической инфраструктуры регионам будут выделяться федеральные средства, которые будут стимулировать частные инвестиции. Планируется привлечь в рамках этой программы 332 млрд руб., в том числе из федерального бюджета планируется направить 96 млрд руб., из региональных 25 млрд руб. Будет привлечено 211 млрд руб. частных инвестиций. Это очень серьезные вложения в туристическую отрасль, которые будут способствовать развитию всей индустрии туризма. Практически во всех субъектах Федерации уже разработаны региональные программы развития туризма. В настоящее время в субъектах РФ принято 43 таких программы, разрабатываются еще 22.
На начало 2011 г. общее количество инвестиционных проектов, а также площадок, предоставленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, составляет 268 по регионам РФ. На тот же период 2009 г. было 170 заявленных инвестиционных проектов (по данным Ростуризма, в строй введены 172 объекта, общий объем инвестиций составил 4,5 млрд руб.). Рост данных об инвестиционных проектах связан с тем, что регионы поняли: информация о намерениях - это один из реальных путей заинтересовать потенциальных инвесторов и наглядно показать органам власти, что можно реализовать.
Именно в этом смысле можно говорить об увеличении инвестиций в туризм. Прежде регионы занимали достаточно пассивную позицию в этом отношении, но ситуация меняется. Поданные заявки на сегодняшний день - это лишь намерения регионов. Но, по крайней мере, 200 проектов можно оценивать как серьезные и готовые к реализации.
К активной информации об инвестиционных намерениях регионы подтолкнуло еще и утверждение правительством ФЦП развития туризма. Лидерами по количеству инвестпроектов в Росту-ризме называют Краснодарский и Алтайский края, пункты Золотого Кольца, Кавказские регионы, Свердловскую, Иркутскую, Тюменскую область.
Восемь проектов создания тури-стическо-рекреационных кластеров в шести субъектах РФ в 2011 г. названы пилотными. На их реализацию в ближайшие три года (начиная с 2011-го) государство выделяет 6,5 млрд руб. Это ТРК «Золотое кольцо» в Ярославской области, ТРК «Плес» - в Ивановской, ТРК «Донской» и автотуристический кластер «Всплеск» - в Ростовской, ТРК «Рязанский» в Рязанской области, ТРК «Бело-куриха» и автотуристический кластер «Золотые ворота» (г. Бийск) в Алтайском крае.
Частных инвесторов прежде всего интересуют регионы с благоприятным «инвестиционным климатом», а также перспективы развития инфраструктуры, что и складывается в упомянутых регионах.
Что касается Санкт-Петербурга, то в настоящее время вклад индустрии туризма в экономику Петербурга составля-
ет около 11% от валового регионального продукта. Эту цифру в ближайшие пять лет планируется довести до 20%. Правительство Санкт-Петербурга понимает, что в городе особенно важно развивать туристическое направление. При этом отмечается, что туризм - сам по себе уже инвестиции. Санкт-Петербург окончательно превратился в европейский туристический центр со всеми его атрибутами. В соответствии с европейской статистикой Петербург по количеству иностранных туристов находится между Веной и Венецией. Таких результатов город достиг за последние три-четьфе года.
Особое значение в настоящее время придается обеспечению транспортной доступности для туристов. Поэтому необходимы новые транспортные ветки и транспортные средства, реконструкция аэропорта и появление нового терминала, так как уже сегодня пассажиропоток составляет 8,5 млн человек, и увеличение этого числа может привести к проблемам [4].
Распространено также вложение средств в туристические агентства. За прошедший год в мире количество средств, вложенных в туристический бизнес, возросло на 22%. То есть эта сфера деятельности, приторможенная мировым экономическим кризисом, также начинает восстанавливаться. И пусть это не везде так (достаточно вспомнить последние события в Египте или же Греции), но в целом тенденции именно таковы.
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что инвестиции в индустрию туризма являются важным фактором в
развитии туристического бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчет Всемирного экономического Форума II Официальный сайт Всемирного экономического форума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_2011 (дата обращения 06.01.12).
2. Ромашева А. Швейцария — радость туриста II [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bigness.ru/articles/2011-03-10/news/122623/ (дата обращения 05.11.11).
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644) // Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant■^pгoducts/ipo/pгцne/doc/55071986/(дaтa обращения 11.10.11).
4. Рамазанова Е. Инвестиции в туриндустрию II [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dp.ш/a/20Щ02/17/Investicii у йдгцккюЬ^и/Гдата обращения 13.10.11).