Научная статья на тему 'Роль инвестиций в развитие внешнеторговой деятельности региональных промышленных комплексов в условиях импортозамещения'

Роль инвестиций в развитие внешнеторговой деятельности региональных промышленных комплексов в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ТОВАРЫ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалов Валерий Васильевич

В статье определено значение инвестиционной политики региональных промышленных комплексов в условиях политики импортозамещения. Дана институциональная структура управления инвестициями с характеристикой и статистическими данными соответствующих процессов в России. Представлена концептуальная модель системы управления внешнеторговой деятельностью региональных промышленных комплексов. Предложены мероприятия по совершенствованию способов и механизмов управления внешнеторговой деятельностью с учетом реализации политики импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безпалов Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инвестиций в развитие внешнеторговой деятельности региональных промышленных комплексов в условиях импортозамещения»

Роль инвестиций в развитие внешнеторговой деятельности региональных промышленных комплексов в условиях

импортозамещения.

The role of investment in the development of foreign trade activities of regional industrial complexes under conditions of import substitution.

Безпалов Валерий Васильевич Bezpalov, Valery Vasilyevich

к.э.н., доцент кафедры национальной и региональной экономики, ФГБОУ ВПО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова», email: valerib1@yandex.ru

Аннотация: В статье определено значение инвестиционной политики региональных промышленных комплексов в условиях политики импортозамещения. Дана институциональная структура управления инвестициями с характеристикой и статистическими данными соответствующих процессов в России. Представлена концептуальная модель системы управления внешнеторговой деятельностью региональных промышленных комплексов. Предложены мероприятия по совершенствованию способов и механизмов управления внешнеторговой деятельностью с учетом реализации политики импортозамещения.

Annotation: The article defines the importance of the investment policy of regional industrial complexes in the context of the policy of import substitution. The institutional structure of investment management with the characteristics and statistical data of relevant processes in Russia is given. A conceptual model of the management system for foreign trade activities of regional industrial complexes is presented. Measures are proposed to improve the ways and mechanisms of managing foreign trade activities, taking into account the implementation of the policy of import substitution.

Ключевые слова: инвестиции, внешнеторговая деятельность, инновационная политика, высокотехнологичные товары, концептуальная модель, конкурентоспособность.

Key words: investments, foreign trade activity, innovation policy, high-tech goods, conceptual model, competitiveness.

Ключевыми задачами экономического развития Российской Федерации являются устойчивость национальной экономики и повышение степени экономической безопасности страны, где одним из важнейших элементов становиться повышение эффективности внешнеторговой деятельности особенно на региональном уровне. Решение данных задач для Российской экономики неразрывно связанно с развитием инвестиционной деятельности в высокотехнологические, инновационные проекты и программы. Очевидно, что только через реализацию инвестиционных проектов в различных сферах экономики, а так же формирование адекватной и адаптированной к современным условиям социальной сферы, можно в полной мере реализоваться стратегию России по устойчивому и поступательному развитию национальной экономической системы.

В условиях введения и не прекращающихся попыток пролонгирования санкций, финансовых и технологических ограничений в отношении России со стороны США, ЕС, а так же ряда западных стран, возникает острая необходимость в государственной поддержке инвестиционной деятельности как со стороны федеральных властей, так и на региональном уровне. Сегодня в условиях глобализации экономики, ускоренного технического развития цивилизации, связанного с необходимостью сохранения природных ресурсов, их эффективным использованием, особое значение придается инновационному развитию экономики, которое предполагает реализацию инвестиционных проектов и создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

Управление инвестициями представляет собой своеобразный комплекс принципов и методов по реализации управленческих задач, которые

включены в основу всей инвестиционной деятельности региона[1]. Основная цель управления инвестиционной деятельностью в регионе - это формирование благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне с учетом имеющихся ресурсов, которая не возможна без поддержки государства. Федеральная поддержка инвестиционной деятельности выражается в реализации ряда нормативно-правовых и подзаконных актов, принятии долгосрочных программ развития науки и инноваций, формировании государственной инвестиционной политики.

Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность и развитие инноваций в России на протяжении последнего десятка лет является одним из важнейших приоритетов государственной политики. В этом направлении уже реализован ряд важнейших мер, которые были обозначены в выступлении Президента РФ В.В. Путина на первом заседании Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию 24 октября 2012 года[2] (рис1.).

й й

я н о о

н н

н н и

е елав р е о к

в и и

т с сар аду с о г ц и т т и л

па с е о п

аН в н и

Создана система институтов развития инноваций(ОАО "РОСНАНО", ОАО "РВК", фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий, Агенство стратегических инициатив и др.)

Крупными Российскими компаниями с Государственным участием разработаны и реализуются программы инновационного развития

Созданы технологические платформы в соответствии с перечнем,

утвержденным Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (115 центров трансфера технологий, 177 бизнес инкубаторов, 25 инновационных территориальных

кластеров)

Рис.1 Государственные мероприятия по развитию инвестиционной и инновационной деятельности РФ

Особую значимость в управлении инвестиционными потоками для РФ приобретает реализация политики импортозамещения, так как она требует активной финансовой поддержки, обозначенных в стратегическом плане

развития экономики, приоритетных направлений. Рассматривая структуру управления инвестициями в Российской Федерации на современном этапе можно выделить ряд ее составляющих институциональных структур(рис.2):

Рис.2 Общая институциональная структура управления инвестициями

1.К государственным структурам и ведомствам, деятельность которых направлена на поддержку инвестиционного процесса в России, следует отметить Департамент инвестиционной политики и развития частно -государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), который осуществляет функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности. Важное значение имеет и деятельность Межведомственной комиссии при Минэкономразвития задачей которой является отбор значимых проектов с целью включения в государственные(региональные)Программы поддержки, реализуемых в экономическом пространстве РФ на основе проектного финансирования. Так, в конце июня 2015 года Межведомственной комиссией при Минэкономразвития России было отобрано 7 инвестиционных проектов для участия в государственной программе общей стоимостью 58,2 млрд. руб. (объем требуемых кредитных ресурсов - 36,8 млрд. руб.)[6]. А уже к началу 2016 года дополнительно было отобрано еще 23 проекта общей стоимостью 213,5 млрд. руб. (объем запрашиваемых кредитных ресурсов - 146,0 млрд. руб.), где 9 проектов

планируется реализовывать в сфере сельского хозяйства, 4 проекта - в затрагивают транспортный комплекс, по 2 проекта включены в сферу связи и телекоммуникации, машиностроении, производства и распределении электроэнергии, газа и воды, а так же по одному проекту - в металлургии, лесопереработке, химическом производстве и производстве пищевых продуктов.

2. Среди негосударственных организаций, деятельность которых направлена на поддержку инвестиционного процесса, следует выделить Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) - инвестиционный фонд, который был создан в июне 2011 года по инициативе Президента РФ и Председателя Правительства РФ для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Во всех сделках РФПИ выступает в качестве соинвестора вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами - фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями.

На сегодняшний день РФПИ инвестировал и одобрил для указанных целей более 400 млрд. руб., из них 50 млрд. руб. (12,5%) - средства РФПИ и более 350 млрд. руб. (87,5%) - средства соинвесторов, партнеров и банков. Кроме этого РФПИ также привлек более 15 млрд. долл. США иностранного капитала в различные отрасли российской экономики, выстроив ряд долгосрочных стратегических партнерств[5].

3. Среди институтов развития инноваций следует выделить:

а) Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (далее - АСИ).

Среди множества задач данной организации, среди которых можно выделить ключевые задачи, такие как: продвижение инновационных, социально значимых проектов и инициатив; активное привлечение и развитие среднего бизнеса и социального сектора; улучшение предпринимательского климата, изменение негативного образа предпринимательства в российском

обществе; содействие развитию профессиональных компетенций, особенно среди молодежи; и др.

Проекты, прошедшие экспертизу и получившие поддержку Наблюдательного совета АСИ, предоставляется всестороннее продвижение, при чем чаще всего рассматриваются не только и не столько вопросы финансирования, сколько устранение административных(бюрократических) и иных барьеров, препятствующих реализации того или иного проекта, а также обеспечивается доступ к коммуникациям со всеми регионам страны, с целью продвижения, распространения, тиражирования лучших идей.

Имея серьезную поддержку на государственном уровне, данная структура может использовать различные технологии для решения поставленных задач. Формируя пакет проектов, АСИ имеет возможность привлекать стратегических партнеров в значимых отраслях промышленности на любом уровне, по мимо этого имеется возможность, посредством стимулирования, привлекать высококлассных специалистов для проведения комплексной экспертизы в крупнейших научно-исследовательских центрах с всесторонним освещением в СМИ. При этом, как правило, проекты и программы прошедшие и получившие положительный отзыв имеют серьезную поддержку на всех уровнях государственного управления, а так же данное агентство может оказать помощь в получении финансовой поддержки и от кредитных, финансовых организаций, так как опыт реализации подтвердил надежность таких вложений. Кроме того, возможно привлечение иного финансирования - например, через взаимодействие с институтами развития. АСИ оказывает содействие в получении льгот и других форм государственной поддержки на этапе реализации проектов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Так по состоянию на август 2017 года Агентство приняло 484 проекта из которых 162 бизнес-проекта, 171 образовательный проект, 151 социальный проект. В настоящий момент на экспертизе находится 100 проектов, в стадии

сопровождения 138 проектов, оказана поддержка 216 проектов, на оценке экспертных заключений 30 [7].

б) Внешэкономбанк (далее - ВЭБ). Являясь государственной корпорацией, на которую возлагаются конкретные функции по развитию Российской промышленности и повышению уровня конкурентоспособности национальной экономики. Основные направления, финансируемые данным банком, направлены на поддержку крупных проектов и программ, с целью устранения инфраструктурных ограничений экономического роста. Необходимо и важно отметить, что сам банк не нацелен на конкуренцию с коммерческими банками и структурами, а принимает участие лишь в тех проектах, которые не находят поддержки бизнеса и согласно принятому руководством ВЭБ меморандуму о финансовой политике, оказывает финансовую поддержку посредством кредитов, гарантий и поручительств только тем проектам, срок окупаемости которых превышает 5 лет, а общая стоимость - более 2 млрд. руб..[3] Особое значение в развитии национальной экономики, ВЭБ определил в выполнении функций по финансированию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию моногородов; помощь малому и среднему предпринимательству; поддержке российских экспортеров на мировых рынках, а так же содействие в привлечении прямых иностранных инвестиций.

3. К институтам развития инноваций(государственные и коммерческие структуры) можно отнести:

ОАО «РВК», созданный по распоряжению Правительства от 7 июня 2006 года №838-р государственный фонд фондов и институт развития РФ, который является ключевым инструментом по созданию современной, эффективной инновационной системы национальной экономики. К основным целям данной структуры относятся: формирование и стимулирование национального венчурного инвестирования посредством финансовой поддержки высокотехнологичных секторов промышленности, а так же выполнение функций проектного офиса за счет обеспечения проектного

управления, организационно-технической и экспертной поддержки. На 2017 год данной структурой создано 25 фондов( в том числе 2 фонда за рубежом) с общей суммой в 35,1 млрд.руб., а количество одобренных для инвестирования инновационных компаний составляет 206 в совокупном объеме к инвестированию в размере 16,7 млрд.руб. [8].

Среди регионов Российской Федерации можно выделить ряд лидеров, достигших наибольших успехов в реализации инвестиционных проектов и развитии инноваций. Так, согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленному Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее -ВШЭ), в число лидеров( первая десятка субъектов) входят такие регионы, как: г. Санкт-Петербург(0,660), г. Москва(0,630), Республика Татарстан(0,560), Нижегородская область(0,560), Ярославская область(0,530), Томская область(0,520), Московская область(0,500), Самарская область(0,500), Тульская область(0,490), Пермский край(0,490)[4]. Согласно данного рейтинга наибольший инновационный потенциал сосредоточен в Центральном федеральном округе. Однако согласно данным Федеральной службы государственной статистики доля инвестиций, которые направляются на модернизацию и реконструкцию в объектах ЦФО последние пять лет неуклонно снижаются(таб.1).

Таблица 1

Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по субъектам Российской

Федерации

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

РФ 18,8 19,3 19,5 18,8 17,4 17,3 16,3

Центральный Федеральный округ 22,8 25,2 24,7 21,7 21,3 21,7 18,9

Белгородская область 13,7 12,6 21,9 16,1 16,4 16,8 15,7

Брянская область 16,2 25,0 25,6 15,3 10,7 13,7 13,1

Владимирская область 23,5 22,5 21,8 35,7 34,1 27,2 26,7

Воронежская область 18,0 30,0 17,9 17,8 12,6 26,5 15,8

Ивановская область 16,9 11,4 17,3 17,6 22,2 21,8 15,4

Калужская область 26,7 30,5 21,0 29,8 24,8 30,5 34,2

Костромская область 31,1 33,8 37,6 37,5 22,6 14,8 20,9

Курская область 26,4 19,6 18,1 17,7 19,5 14,2 14,8

Липецкая область 35,5 27,8 28,4 27,9 24,9 36,1 25,2

Московская область 21,1 28,9 22,6 18,5 18,1 16,7 14,2

Орловская область 13,1 28,8 18,5 17,2 13,3 15,1 24,0

Рязанская область 24,6 30,7 30,0 29,1 29,7 28,9 27,9

Смоленская область 30,4 25,1 28,3 46,3 26,9 25,0 26,7

Тамбовская область 16,2 19,2 22,2 21,9 24,3 14,8 18,7

Тверская область 15,0 15,9 20,1 22,7 29,1 29,1 24,3

Тульская область 31,4 36,7 25,9 28,0 24,5 26,4 20,5

Ярославская область 30,6 27,8 27,6 26,9 24,1 28,1 23,5

г.Москва 23,1 24,1 27,6 20,9 22,6 22,0 19,0

Источник:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/#

Снижения уровня инвестирования существенным образом отражается и на уровне внешнеторговой деятельности промышленных комплексов региона. Так доля экспорта высокотехнологичных товаров на первую половину 2017 года снизилась на 4,3%(таб.2).

Таблица 2 Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта(%)

2013 2014 2015 2016 2017

Январь-май 10,4 8,5 11,3 13,6 9,3

Источник:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/#

В тоже время доля импорта аналогичных товаров выросла на 4,4%(таб.3).

Таблица 3 Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта(%)

2013 2014 2015 2016 2017

Январь-май 62,4 61,5 58,7 58,3 62,7

Источник:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/#

Лидирующие регионы имеют достаточно высокий научно-технический потенциал, а стратегия региональных властей нацелена на стимулирование инновационного развития посредством привлечения инвестиций не только из Федерального бюджета, но и от бизнес сообщества. Многие регионы-лидеры рейтинга ВШЭ входят в Ассоциацию инновационных регионов России (далее - АИРР), образованную в 2010 г. для содействия эффективному инновационному развитию регионов-участников, в состав которых на сегодняшний момент входят 14 регионов (Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Алтайский, Красноярский, Пермский край, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская, Ульяновская области).

Не смотря на осуществляемые мероприятия по созданию позитивного инвестиционного климата в региональных комплексах и реализация политики импортозамещения, предприятия промышленности не имеют эффективной внешнеторговой модели. Формирование современной, адаптивной концептуальной модели внешнеторговой деятельности в региональных промышленных комплексах, которая будет базироваться на новых, глобальных критериях оценки, например: показатель экономического суверенитета, может стать тем инструментом, который позволит повысить эффективность как внешнеторговой, так и промышленной политики страны и регионов в частности( рис.3).

Социально-экономическая политика

Теоретико-методологическая база: теории международной торговли, экономическое программирование, стратегическое управление, экономика промышленности, региональная экономика, теории отраслевого индикативного планирования и др.

политика России

Промышленная/ Региональная/ Внешнеэконом Инновационн Инвестицион

отраслевая этическая ическая/внешн ая/цифровая ная/кредитно

еторговая -денежная

1 1

Повышение эффективности вовлечения и использования ресурсов -реформирование производственных процессов Формирование этической политики -адаптация с учетом местных особенностей Создание конкурентоспособн ого продукта -реализация программ импортозамещения Формирование инвестиционног о климата -модернизация производства Формирование инвестиционног о климата -реструктуризаци я системы управления

Повышение конкурентоспособности региональной социально-экономической политики и экономического суверенитета

Повышение национальной безопасности государства и его суверенитета

Рис.3 Концептуальная модель системы управления внешнеторговой деятельностью в региональном промышленном комплексе

Предлагаемая концептуальная модель внешнеторговой деятельности регионов в первую очередь должна ориентироваться на этическую( социально-справедливой) торговлю, позволяющую выстраивать долгосрочные взаимоотношения между поставщиками и производителями. При этом остается важным вопрос о нахождении паритета между политикой протекционизма и открытости экономики, где вопросы инвестиционной деятельности могут принять более эффективные формы( создание комфортных условий инвестирования в приоритетные направления могли бы заинтересовать не только Западные компании, но и компании с Востока). Однако возникает понимание, что данную концептуальную модель необходимо конкретизировать, а именно:

- на основе системы мониторинга и контроля, позволяющей проводить исследования внешних и внутренних рынков на отраслевом и региональном уровне, а так же уровне внешнеторговой деятельности, изучить возможности по совершенствованию способов и механизмов управления внешнеэкономическими процессами, особенно в тех отраслях, которые реализуют политику импортозамещения;

- формирование и совершенствование методов и механизмов поддержки межстранновых торговых кластеров с привлечением инвестиций мирового бизнес сообщества;

- разработка и совершенствование методов разработки региональных программ и проектов развития внешнеторговой деятельности промышленных комплексов с привлечением отраслей реализующих проекты по импортозамещению;

- совершенствование кадрового, организационного и информационного обеспечения внешнеторговой и инвестиционной деятельностью, а так же нормативно-правового сопровождения посредством усиления роли организационных и управленческих факторов при регламентации регулирования данных процессов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка методического подхода по оценке эффективности управления

внешнеторговой деятельностью и инвестиционными процессами с

формированием новых(глобальных) критериев оценки.

Безусловно, это не полный список предложений, а лишь его часть, но

при реализации предложенных мероприятий и концепции этической(

справедливой) экономической политики региональные промышленные

комплексы получат новый стимул поступательного развития, повысят свой

экономический суверенитет, что в конечном итоге отразится на суверенитете

всей страны и ее национальной экономической безопасности.

Статья подготовлена в рамках выполнения внутриуниверситетского гранта Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова «Механизм обеспечения внешнеторговой безопасности региональных промышленных комплексов в условиях импортозамещения».

Список литературы:

1.Бэгьюли Ф. Управление проектом / Пер. с англ. - М.: ГРАНД, 2009. С. 89.

2.Заседание Совета по модернизации экономики и инновационному

развитию 24 октября 2012 года // Сайт Президента России [Электронный

ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru

3.ВЭБ. Банк развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.veb.ru

4.Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://innovation.gov.ru

5.Инновации в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //innovation. gov. ru

6.Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://economy.gov.ru 7 .http : //asi.ru/proj ects/#bisness 8. http://www.rvc.ru/analytics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.