Научная статья на тему 'Роль интуиции как необходимый атрибут восприятия реальности'

Роль интуиции как необходимый атрибут восприятия реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
958
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАРТИНА МИРА / ПРОДУКТИВНОЕ И РЕПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИМПЛИЦИТНОЕ ПОНИМАНИЕ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ / ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / INTELLECTUAL INTUITION / WAY OF LIFE / WORLD PICTURE / PRODUCTIVE AND REPRODUCTIVE THINKING / IMPLICIT UNDERSTANDING / CONTROL LOCUS / FUNCTIONAL FIXING / PURPOSE / SELF-UPDATING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергиенко Ирина Александровна

Восприятие реальности субъективно, интуитивный компонент делает выбор принятия решения имплицитным процессом, который сопровождается мотивацией субъекта, а также творческим атрибутом, порожденным работой продуктивного мышления. В статье были синтезированы взгляды таких философов и психологов, как В. Франкл, В. Дильтей, В. Келлер, Д. Пойа, В. Лекторский, В. Асмус и других, а также приведены примеры научного творчества посредством интеллектуальной интуиции. Статья помогает расширить представление о механизме решения проблемной задачи в пространстве неопределенности посредством интуиции и субъективного восприятия. Объектом статьи является восприятие субъекта, предметом статьи является акт восприятия реальности на основе интуиции посредством мотивации и творчества. Статья дает представление об элементах ситуации выбора в пространстве неопределенности с целью выявить новые элементы интуитивного восприятия, а также просмотреть отношения между этими элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INTUITION AS A NECESSARY ATTRIBUTE FOR PERCEPTION OF REALITY

Perception of reality is subjective, the intuitive component makes the choice of the decision an implicit process which is accompanied by a person’s motivation, as well as the creative attribute generated by the work of productive thinking. The paper synthesizes the views of such philosophers and psychologists as V. Frankl, W. Dilthey, B. Keller, D. Poja, V. Lektorsky, V. Asmus and other, examples of scientific creativity through intellectual intuition are provided. The paper helps to expand the understanding of the mechanism of solvingproblems in the space of uncertainty by intuition and subjective perception. The object of the paper is the person’s perception, the subject of the paper is the act of perception of reality on the basis of intuition by motivation and creativity. The paperprovides an idea about the elements of a situation of choice in the space of uncertainty to identify new elements of intuitive perception, as well as view the relations between these elements.

Текст научной работы на тему «Роль интуиции как необходимый атрибут восприятия реальности»

I ФИЛОСОФИЯ УДК 165.19

РОЛЬ ИНТУИЦИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ АТРИБУТ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ

И. А. Сергиенко

ROLE OF INTUITION AS A NECESSARY ATTRIBUTE FOR PERCEPTION OF REALITY

I. A. Sergienko

Восприятие реальности субъективно, интуитивный компонент делает выбор принятия решения имплицитным процессом, который сопровождается мотивацией субъекта, а также творческим атрибутом, порожденным работой продуктивного мышления. В статье были синтезированы взгляды таких философов и психологов, как В. Франкл, В. Дильтей, В. Келлер, Д. Пойа, В. Лекторский, В. Асмус и других, а также приведены примеры научного творчества посредством интеллектуальной интуиции. Статья помогает расширить представление о механизме решения проблемной задачи в пространстве неопределенности посредством интуиции и субъективного восприятия. Объектом статьи является восприятие субъекта, предметом статьи является акт восприятия реальности на основе интуиции посредством мотивации и творчества. Статья дает представление об элементах ситуации выбора в пространстве неопределенности с целью выявить новые элементы интуитивного восприятия, а также просмотреть отношения между этими элементами.

Perception of reality is subjective, the intuitive component makes the choice of the decision an implicit process which is accompanied by a person's motivation, as well as the creative attribute generated by the work of productive thinking. The paper synthesizes the views of such philosophers and psychologists as V. Frankl, W. Dilthey, B. Keller, D. Poja, V. Lektorsky, V. Asmus and other, examples of scientific creativity through intellectual intuition are provided. The paper helps to expand the understanding of the mechanism of solvingproblems in the space of uncertainty by intuition and subjective perception. The object of the paper is the person's perception, the subject of the paper is the act of perception of reality on the basis of intuition by motivation and creativity. The paperprovides an idea about the elements of a situation of choice in the space of uncertainty to identify new elements of intuitive perception, as well as view the relations between these elements.

Ключевые слова: интеллектуальная интуиция, образ жизни, картина мира, продуктивное и репродуктивное мышление, имплицитное понимание, локус контроля, функциональная фиксация, целевая установка, самоактуализация.

Keywords: Intellectual intuition, way of life, world picture, productive and reproductive thinking, implicit understanding, control locus, functional fixing, purpose, self-updating.

По словам Вильгельма Дильтея, самая главная загадка в нашей жизни - это дать ответ на вопрос: «как целое может стать органической или психической реальностью?» [4]. Целое состоит из элементов, которые обладают значимым свойством. Для того чтобы изучать историю, мы должны понять отдельные исторические периоды, которые имеют свое собственное значение в динамике, вне зависимости от того, насколько оно влияет на целое восприятие истории. Все события нашей жизни состоят из впечатлений, образов, которые намного шире и богаче нашей действительной реальности. Оперируя сверхабстрактными терминами, ученый или исследователь находит в этом особенное индивидуальное понимание, которое проходит проверку в соответствии с его картиной мира, находит отклик в образе жизни, и включается в систему правильной и непротиворечивой системы принятия реальности, с которой сталкивается человек. В процессах понимания важная роль принадлежит интеллектуальной интуиции. «Интуиция - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода» [3].

В процессе интеллектуальной интуиции происходит «схватывание» частей проблемной ситуации, пре-

Сопережитое дано в понимании Дильтей Вильгельм

образование ее до знакомой ситуации или же формирование новых отношений между элементами, взаимодействующими в ситуации. Таким образом, благодаря интуиции, целое становится воплощением отдельных элементов, которые посредством продуктивного мышления были скомбинированы в особый вид отношений, сформировавших новое явление или феномен, то есть позволили задаче быть решенной.

Если рассматривать мир как нечто привычное и знакомое, наше восприятие сужается до области рабочего состояния сознания, таким образом, мы интуитивно выбираем события, в которых знаем или можем предугадать, как поступить. Здесь играет важную роль функционирование репродуктивного мышления, которое перекладывает наш опыт успешного решения задач в прошлом на настоящие задачи. Репродуктивное мышление помогает нам воспринимать ситуацию как знакомую, что влияет на снижение времени обдумывания действий, повышает ориентировку в окружающей обстановке, а также лимитирует возникновение тревожного состояния при встрече с новой неизвестной ситуацией.

После столкновения с новым к нам всегда приходят мысли из разумеющегося логического порядка, скомбинированного нашим пониманием о действительности. Это понимание достигается путем полу-

ченного опыта, путем «проб и ошибок», посредством научения достигать успех в конкретных ситуациях. Весь мир для каждого человека становится оболочкой для имплицитного внутреннего распорядка и восприятия бытия, которое изменяется только в случаях сильной фрустрации, либо же сильного желания перемен. Накапливающееся желание изменить действительность может повлечь повышение мотивации. Трудно предугадать, как мы будем действовать в сложных нестандартных ситуациях, опираясь на интуицию, мы выстраиваем стратегию нашего поведения. Именно она нередко опосредует понимание тех задач, которые встают перед нами.

Жизнь как процесс непрекращающихся действий, предлагает нам найти смысл, ради которого стоит жить. «Смысл нельзя дать, его нужно найти» [8], и смысл появляется во время его поиска. В случае целенаправленного интеллектуального творчества интуитивно складывающаяся мотивация, обуславливающая решение поставленной задачи, приобретает большое значение.

Настоящее дано нам в непрерывном моменте времени, сконцентрированном в нашем сознании здесь и сейчас. Внимание наше устремляется к познанию настоящего, но не к его пониманию, ибо для того, чтобы понять настоящее необходимо изучить предпосылки его происхождения, выявить причинно-следственную связь между настоящим и прошедшим, спрогнозировать последствия настоящего, то есть выявить целевую установку нашего состояния в будущем, сделать так, чтобы желаемая целевая установка совпала с возможной.

Эта целевая установка, способная угадываться интуитивно, может обогатить наш опыт новым и необычным знанием, чем-то таким, чего мы не видели и не знали до настоящего момента. Наши воспоминания, опираясь на интуицию, рождают цепочку выстроенных событий в исторической ретроспективе, что может сформировать определенный набор характеристик объектов и определить их место в картине мира.

Интуиция как познавательная способность обладает следующими чертами: неожиданность нахождения решения стоящих проблем, неосознанность путей решения, непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов [1, с. 49].

Логическое и дискурсивное дополняет интуицию, дискурсивное завершает научное творчество, предстает в качестве обоснования и превращается в логически доступную формулировку.

Интуицию нелегко анализировать, однако процесс ее проявления все же можно описать.

Прежде чем решить задачу, индивид должен понять ее условия. Как только перед индивидом встает цель найти неизвестное способом, который ранее не применялся, встает проблемная ситуация, разрешение которой является возможным наличием акта интуиции.

«Первый этап любого процесса решения задачи характеризуется как этап «усвоения» задачи. В ходе его анализируется задача, выявляется несоответствие знакомых человеку способов с новыми условиями задачи. Происходит отказ от известных способов ре-

шения. Возникновение проблемной ситуации, главным элементом которой является неизвестное новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия». На втором этапе «человек для решения ищет (во внешних условиях и в собственном опыте) связи, не имевшие ранее прямого отношения к решаемой проблеме. На этом этапе выявляется такое новое отношение, которое ведет к «переконструированию» проблемы, к выявлению нового принципа действия, к пониманию решения» [6].

Отказ от известных форм разрешения проблемной ситуации происходит посредством обнаружения противоречий, несовпадений с тем, что предпринимается для решения задачи, и тем, что получается на выходе. Чувство, что всякая активность в определенном направлении ведет к ненужному ответу, активность, не приводящая к разрешению проблемной ситуации, -преграда на пути к интуитивному постижению проблем в форме инсайта.

Инсайт есть схватывание отдельных важных свойств элементов или отношений между ними. В известном эксперименте Вольфганга Келлера с шимпанзе рассматривают акты инсайта, озарения или «ага-реакции» [7]. Вот следующий пример, который поможет понять, где лежит противоречие в проблемной ситуации: Шимпанзе помещают в клетку, за клетку кладут еду так, что обезьяна не может до нее дотянуться. Внутри клетки лежит палка. Лапа слишком коротка, чтобы дотянуться до еды. В слове слишком содержится ключ к решению.

Переживание не всегда сопутствует его пониманию. Мы начинаем что-либо переживать в особенном для нас смысле тогда, когда мы добавляем к этому определенное значение. Наши чувства постоянно сменяются воспоминаниями о них, что в свою очередь рождает новые чувства, но они никогда не будут похожими на настоящие, на те, которые происходят с нами в действительности. Каждое воспоминание рождает новое переживание, приобретшее новые формы и новый личностный смысл. Мы никогда не сможем повторить точь-в-точь то, что уже произошло. Мы только можем тешить себя надеждами, что это когда-либо вернется. Появившиеся чувства тоски и печали по этому поводу представляют собой новое добавленное свойство к прошедшим событиям в виде созерцательного переживания, окрашенного в тот или иной оттенок. Мы раскрашивает мир красками не для того, чтобы видеть или запоминать лучше, а для того, чтобы иметь возможность повторить дорогое и знакомое сердцу событие. Нас никогда не оставит в покое экзистенциальное одиночество, и человек всячески пытается спровоцировать свои мысли на предложение для него новых раздумий, но когда он действительно остается наедине с самим собой, он не может убежать от всепоглощающей действительности, которая требует от него либо движения вперед, либо застоя. Каждое движение вперед сопряжено страхом, ибо он рождается от неизвестности и от возможности потери привычного распорядка наших дел. Мы не можем остановить реальность, равно как не можем приказать себе остановиться в интуитивном принятии решений, так как даже отказ от деятельности есть своего рода

решение. Психическая деятельность, направленная в будущее, не ждет анализа текущего состояния, скорее она ждет четкого указания действий, ведущих к осуществлению желаемых целей. Творческий интуитивный процесс принятий решений необходим там, где имеются преграды, мешающие запечатлеть невиданное и вообразить то, что до сих пор не было отражено в мыслях людей.

Все попытки остановить реальность приводят к абсолютной непродуктивности, дело в том, что реальность остается, вечно протекает, плохая реальность появляется вследствие ухода от активности, не приносящая надежду на будущее.

Часто акты нашего действия сопряжены с интуитивным решением проблем, более того, каждое решение, протекающее во времени, приносит плодотворные комбинации, приближая к желаемому будущему, которое мы генерируем посредством наших устремлений, надежд и прошлого опыта. Наши притязания формируются путем осознания успешно выполненной прошлой деятельности и путем собственной самооценки. Если один из пунктов искажается, притязания в свою очередь становятся либо завышенными, либо заниженными. Неверие в собственные силы и осознание собственной некомпетентности может породить слабую степень притязаний, которая в свою очередь ослабит возможность появления интуитивных решений и снизит потенциал творческой активности.

Без применения механизмов интуиции бывает затруднительно продолжить действие, дать объяснение явлению. В этих механизмах соединяются объяснение и понимание. Они становятся тесно взаимосвязанными [5, с. 64].

Но объяснение не гарантирует нам понимания, например, мы не сможем понять Чернобыль, заражение ребенка СПИДом в больницах, межнациональную ненависть. В этом случае, если объяснение не дает понимания, речь идет о кризисе, о крахе, расхождении, приближении к хаосу, превалировании иррациональных сфер в жизнедеятельности общества. Сложно выявить, как в актах интуиции соединяются понимание и объяснение, но можно предположить, что объяснение становится необходимым условием понимания.

Значение понимания может варьироваться в зависимости от познавательных способностей личности, модусов восприятия, способности видеть внутреннюю картину происходящего, в какой-то мере даже требует находчивости. Интуитивное понимание события, ситуации не одно и то же, что рациональное понимание явления. При последнем мы имеем дело с рационально организованным прогнозированием поведения этого явления, способности, формирующейся на основе изучения феноменов этого явления, то есть совершения с ним осознаваемых интеллектуальных манипуляции.

Познание всегда связано с интуитивным пониманием. Восприятие человека, опирающееся на интуицию, уникально, оно обусловлено индивидуальным жизненным опытом, биологическими задатками, стремлениями и побуждениями.

Наши эмоции, опосредующие процессы интуиции, отражают происходящие с нами события. Их

особенности затрагивают ценностно-мотивационную сферу, а значит, и самоактуализацию. Самоактуализация - это воплощение наших целей, которые определяют поведение. Таким образом, понимание, базирующееся на интуиции, можно рассматривать как элемент познавательной деятельности, помогающий осознанию целей, ориентировке в деятельности, а также в построении будущей активности.

Для того чтобы интуитивно определить и понять целое, недостаточно понять отдельные проявления элементов. Они должны быть выстроены в интуитивном понимании в цепочку друг за другом следующих переживаний, стремлений, совокупности ощущений, достижений и реализаций. Интуитивно формируемый жизненный план - это совокупность понимания прошедшего, исцеление путем соотнесения достигнутого и воображаемого, это надежда на будущее, охваченное прошедшим опытом, это опора на рожденный в уме образ, который должен быть опредмеченным. Мы оцениваем происходящее в реальности в зависимости от нашего состояния, благоприятного, разочарованного, может, запутанного, а может, решительного. Внутренняя уверенность - это скорее интуитивное понимание того, что совершаемые тобой поступки, правильны. Точно так же, как и акт инсайта, интуитивная уверенность не поддается четкому определению и анализу. Так, бензольное кольцо было открыто Августом Кекуле во сне после наблюдения за огнем в камине, пламя которого напоминало змеек, хватающих себя за хвост. «Утомленный работой, Кекуле отложил исписанные листы и подвинул кресло к камину. Приятная теплота постепенно окутала тело, и ученый забылся в полудреме. И снова в его сознании возникли шесть углеродных атомов, образуя причудливые фигуры. Шестиатомная «змея» непрерывно «извивалась» и вдруг, будто разозленная чем-то, она с ожесточением начала кусать себя за хвост, потом крепко ухватила его за кончик и так замерла. Нет, не змея, это же перстень графини Герлиц, который протягивал Кекуле Юстус Либих. Да, на его ладони лежит перстень - платиновая змея, переплетенная с золотой. Кекуле вздрогнул и очнулся. Какой странный сон! И длился-то всего мгновенье. Но атомы и молекулы не исчезали перед его глазами, он продолжал наяву вспоминать порядок расположения атомов в молекуле, увиденный во сне. Может быть, это и есть решение? Кекуле поспешно набросал на листке бумаги новую форму цепи. Первая кольцевая формула бензола...» [2].

Понимание жизни путем интуитивного синтеза всех ее элементов не может быть оценено как сумма отдельных переживаний жизненных событий. Интуитивно сформированный жизненный план - это субъективное и часто не вполне осознанное решение, основанное на восприятии действительного положения дел и оценки прошедших явлений, достижений, выдвигающееся из осознания собственного потенциального самораскрытия и веры в будущие свершения.

Именно интуитивно устанавливаемая взаимосвязь между элементами прошедших событий выполняет роль созидания интуитивно складывающегося жизненного пути.

Литература

1. Алексеев, П. В. Философия в схемах и определениях: учебное пособие / П. Алексеев. - М.: Проспект, 2012.

2. Биографии великих химиков / пер. с нем.; под ред. Г. В. Быкова. - М.: Мир, 1981.

3. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004.

4. Дильтей, В. Категории жизни. Структура исторического мира в науках о духе / В. Дильтей. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/dilthey_kathegorien.pdf

5. Лекторский, В. А. Теория познания / В. А. Лекторский. - М.: Мысль, 1995. - Т. 4.

6. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009.

7. Фирсов, Л. А. Эволюция интеллекта / Л. А. Фирсов, А. М. Чиженкова. - СПб.: Астер-X, 2004.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

Информация об авторе:

Сергиенко Ирина Александровна - аспирантка кафедры философии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, студентка 3 курса психологического факультета Высшей школы психологии, ведущий специалист учебно-научного центра по переподготовке и повышению квалификации работников высшей школы РЭУ им. Г. В. Плеханова, 8-909-936-20-66, Sergienko.bi.rey@gmail.com.

Irina A. Sergienko - Post-graduate student at the Department of Philosophy, Plekhanov Russian University of Economics; 3rd-year student at the Psychological Faculty of the Higher School of Psychology; Leading specialist at the Educational and Scientific Centre of Retraining and Advance Training of Higher School Staff, Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редколлегию 06.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.