Научная статья на тему 'Роль интервальной гипоксической тренировки в лечении неврологических нарушений у детей и подростков с аутоиммунным тиреидитом'

Роль интервальной гипоксической тренировки в лечении неврологических нарушений у детей и подростков с аутоиммунным тиреидитом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
203
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Абазова З. Х.

Показана высокая эффективность интервальной гипоксической тренировки, проводимой на фоне традиционной медикаментозной терапии гипотиреоза, в лечении неврологических нарушений у детей и подростков с аутоиммунным тиреоидитом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интервальной гипоксической тренировки в лечении неврологических нарушений у детей и подростков с аутоиммунным тиреидитом»

РОЛЬ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТОИММУННЫМ ТИРЕИДИТОМ

Абазова З.Х.

Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра нормальной и патологической физиологии, г. Нальчик

Аннотация. Показана высокая эффективность интервальной гипоксической тренировки, проводимой на фоне традиционной медикаментозной терапии гипотиреоза, в лечении неврологических нарушений у детей и подростков с аутоиммунным тиреоидитом.

Основным звеном патогенеза аутоиммунного тиреоидита (АИТ) является развитие иммунопатологического процесса против тиреоидных антигенов, приводящего к стойкой гипотироксинемии [3]. Особенно чувствительна к недостатку тиреоидных гормонов (ТГ) нервная система, что особенно ощутимо в детском возрасте; развивается гипотиреоидная энцефалопатия, которая характеризуется снижением психической активности и интеллекта, ослаблением условной и безусловной рефлекторной деятельности. Далеко не всегда нормализация гормонального фона препаратами ТГ и традиционные средства лечения нервной системы приводят к улучшению состояния данных пациентов. В литературе накоплен обширный опыт терапии различных неврологических нарушений методом нормобарической интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) [4-6], кроме того, раннее нами получены данные о стимулирующем действии ИГТ на функцию щитовидной железы и об иммуномодулирующем влиянии гипокситерапии при АИТ [1, 2]. Однако данных о действии ИГТ на нервную систему детей и подростков с АИТ в настоящее время в литературе нет. Цель настоящей работы состояла в оценке эффективности ИГТ в лечении неврологических нарушений у детей и подростков с АИТ, находившихся на традиционной медикаментозной терапии. Курс ИГТ, состоящий из 15 сеансов, прошли 120 детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет с диагнозом АИТ в стадии эутиреоза или гипотиреоза. Контрольную группу составили 90 детей, получавших только традиционную медикаментозную терапию без курса ИГТ. После 15-дневного курса ИГТ у больных с АИТ наблюдались определенные положительные сдвиги в неврологическом статусе. Отмечено статистически достоверное (р<0,05) улучшение показателей умственной работоспособности и тонкой координации движений. Об этом свидетельствуют результаты оценки умственной работоспособности по корректурному тесту Анфимова: коэффициент точности выполнения задания повысился в среднем на 0,2+0,01 ед, коэффициент умственной продуктивности - на 412,8+10,4 ед, объем зрительной информации - на 218,7+6,4 бит, скорость переработки информации - на 1,1+0,02 бит/с, устойчивость внимания - на 58,2+1,1 ед. При прохождении лабиринта Торндайка сократилось время прохождения, уменьшилось количество касаний и выходов за пределы лабиринта. Таким образом, можно заключить, что в результате ИГТ повысились концентрация и иррадиация возбудительного и тормозного процессов, улучшились их сила и подвижность. Рефлексометрия после курса ИГТ показала существенное укорочение длительности сухожильных рефлексов (с 380±20 мс до 270±10 мс). На ЭЭГ активность альфа-ритма в затылочных отведениях нарастала по сравнению с фоновыми показателями до лечения. Выявлены положительные изменения и по данным омегаметрии, так после ИГТ значение омега-потенциала составляло -28,6±1,2 мВ, что характеризовало оптимальный уровень бодрствования и усиление адаптационных возможностей основных регуляторных систем. У больных контрольной группы в ходе 15 дней медикаментозной терапии статистически достоверных изменений неврологических показателей не произошло. Обследование детей и подростков через год после проведения курса ИГТ показало, что неврологические показатели без отрицательной динамики, что позволяет говорить о стойком терапевтическом эффекте курса предложенной терапии.

Литература:

1. Абазова З.Х., Кумыков В.К., Байсиев А.Х-М. и др. Гипокситерапия в комплексном лечении аутоиммунных тиреопатий. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2006. - № 3. - С. 11-13.

2. Абазова З.Х. Об изменении продукции гормонов щитовидной железы при гипоксии у здоровых и больных первичным гипотиреозом. // Доклады Адыгской (Черкесской) международной академии наук. - 2000. -том 5, № 1. - С. 115-118.

3. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Фундаментальная и клиническая тиреоидология. - М. Медицина. 2007. - 816 с.

4. Воробьев Г. Ф., Энгельгардт Г. Н. Нормо- и гипобарическая гипокситерапия при хронических заболеваниях. // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2004. - № 6. - С. 9-13.

5. Ельчанинова С.А., Кореняк Н.А., Смагина И.В. и др. Интервальная гипоксия при лечении дисциркуляторной энцефалопатии. // Журнал неврологии и психиатрии. - 2002. - № 11. - С. 29-32.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

6. Старых Е.В. Электроэнцефалографическипй контроль эффективности гипокситерапии как дополнительного метода лечения эпилепсии. // Журнал неврологии и психиатрии. - 2003. - № 7. - С. 2730.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.