Курдяпов Б.В.
Аспирант. Московский Гуманитарный университет.
Роль интерпретации истоков танцевальной культуры Республики Алтай*
Аннотация. В настоящей статье исследуются истоки становления танцевальной культуры Республики Алтай. определены основные критерии создания алтайского национального танца, обозначены важнейшие характеристики формирования образа самобытного, национального хореографического искусства, выявлена роль интерпретации истоков танцевальной культуры Республики Алтай в формировании уникального национального сознания алтайцев.
Ключевые слова: танцевальная культура Республики Алтай, истоки, искусство, интерпретация, народный алтайский танец, художественный образ.
Kurdyapov B.V.
Graduate student. Moscow University for the Humanities.
The role of interpretation of the origins of the dance culture of the Altai Republic
Abstract. This article examines the origins of the formation of the dance culture of the Altai Republic. The main criteria for the creation of the Altai national dance are defined, the most important characteristics of the formation of the image of an original, national choreographic art are identified, the role of interpretation of the origins of the dance culture of the Altai Republic in the formation of a unique national consciousness of the Altaians is revealed.
Key words: dance culture of the Altai Republic, origins, art, interpretation, Altai folk dance, artistic image.
народный танец алтайцев представляет собой целостную культурно-историческую самоидентификацию, раскрывающую традиции и уникальное, самобытное, культурное пространство народа.
Становление танцевальной культуры Республики Алтайбыло предопределено этапами развития танца как
художественного явления, имеющего образный характер, являющегося феноменом культуры, транслирующим целостную, эстетически значимую пластическую форму[6].
Истоки формирования национального народного танца алтайцев опираются на развитие ритма сценического действия, динамизм которого сформи-
* © Курдяпов Б.В., 2024.
Роль интерпретации истоков танцевальной культуры Республики Алтай
ровал обрядовый сольный и групповой танец, основанный на интерпретации этнических форм бытовых представлений о танцевальном искусстве1.
Применение коммуникативных средств языка пластики тела явилось-основой становления техники исполнения танца, обогащения культурных традиций алтайцев.
Основанный на языке шаманского искусства, а именно на шаманском камлании, народный алтайский танец получил дальнейшую интерпретацию под воздействием воссоздания образов птиц, животных, духов, воплощенных во множестве ритмических движений танцевальной и музыкальной форм2.
Самым ранним истоком формирования алтайского народного танца является интерпретация сюжетного, композиционного, художественного решения шаманского камлания, представляющего собой культовый обряд, обращение шамана, выступающего посредником между человеком и духами, к высшим силам.
В процессе камлания, общения с духами, шаман применял музыкальные инструменты, а также издавал крики и возгласы, олицетворяющие пение ворон, кукушек, а также других животных и птиц.
Камлание шамана представляло собой завершённое эстетическое и художественное действо, демонстрирующее возможности репрезентации алтайцами форм выражения народного искусства, основанного на соединении различных обрядовых действий, олицетворяющих реальную характеристи-
1 Шинжина А.И. Феномен алтайского танца: истоки и современность :Дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / А.И. Шинжина. -Санкт-Петербург, 2021. 259 с.
2 Клешев В.А. Народная религия алтайцев: вчера, сегодня / В.А. Клешев. - Горно-Алтайск, 2011. 245 с.
ку жизни и быта алтайского народа3.
Ритмико-психологическое состоя-ниетанцующих также подчеркивалось применением музыкального инструмента, который позволял представить темповое развитие танцевального дей-ства4.
Применение национальных музыкальных инструментов, таких как бубен, комус, икили, топшур, формирующих возможность создания импровизационных форм песенной поэзии алтайцев, позволило существенно расширить динамику и образ действа танца. Настоящие инструменты создавали целостное восприятие хореографического действа. Алтайский народный музыкальный инструмент комус позволял передавать силу и ритм звука, формируя тонкую передачу эмоциональной образности, инструмент икили передает орнаментированные мелодии, топшур создает прочтение мелодии в эмоционально-психологическом ракурсе.
Стихотворные формыгероических сказаний, эпос, повествующий о богатырях, самобытные и уникальные легенды, предания, пословицы, определили дальнейшее развитие видового своеобразие алтайского искусства, став основным истоком для создания целостной, многогранной формы национального танца5.
3 Курдяпов Б.В. Знаково-символиче-ская природа алтайского национального танца (на примере репертуара Государственного национального театра танца и песни «Алтам») // Культура и цивилизация. 2020. Том 10. № 5А. С. 118-124.
4 Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов: дис. ... канд. филос. наук. МордГУ, 2000. 245 с.
5 Курдяпов Б.В. Знаково-символиче-ская природа алтайского национального танца (на примере репертуара Государственного национального театра танца и песни «Алтам») // Культура и цивилизация. 2020. Том 10. № 5А. С. 118-124.
Применение навыков и умений, получивших распространение в быту алтайцев, позволило им также продемонстрировать образное и художественное богатство танцевального действа.
Кузнечное, ювелирное, ремесло, изготовление музыкальных инструментов, умение обрабатывать металл, дерево, также другие материалы, оказали значительное влияние на становление танцевального искусства, обогатив его возможностью применения данных инструментов на практике, с цельюдемон-страции культурного и исторического наследия народа, имеющего многовековую историю.
Алтайский танец по своему видовому своеобразиюпредставляет собой интерпретацию пляски, исторически являющейся составляющей бытовыхал-тайских игр, раскрывающих жанровое своеобразие алтайского искусства.
изучением художественных и эсте-тическиххарактеристикформирования алтайского народного танца на протяжении второй половины XX - начала ХХ1веков занимались представители исторических, культурологических, философских, педагогических наук, представляя данную проблематику со всеобъемлющих сторон и позиций.
исследованием истоков формирования русского танцевального искусства занимались исследователь народного русского танца, доктор искусствоведения, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, исследователь ритуализированных поведенческих форм культуры, доктор философских наук, Л.П. Морина, исследователь славянской хореографической культуры, В.И. Уральская, исследователь особенностей авторского литературно-художественного повествования, М.М. Бахтин, и другие.
В.н. Всеволодский-Гернгросс, исследователь народного русского танца,
доктор искусствоведения, отмечал, что для формирования самобытности танца важен этнографический корень, создающий разнообразие импровизаций и плясовых форм6.
Л.П. Морина, доктор философских наук, отмечает, что искусство танца обязательно требует применения коммуникативных средств языка пластики тела. Это инициирует становление техники исполнения танца, обогащает культурную традицию теоретического и практического опыта искусства танца7.
В.и. Уральская, исследователь славянской хореографической культуры, обозначает, что танец относится к самостоятельному виду искусства с акцентом на «художественный образ» и «эстетическую значимость»8.
исследователь М.М. Бахтин определяет пляску последним пределом «выражения личности» в бытии: «В пляске моя внешность сливается, видимая только другим и существующая для других, с моей внутренней самоощущающейся органической активностью9.
исследователи истоков формирования алтайского танцевального искусства с разных научных позиций и ракурсов, прослеживают основные этапы развития народного танцевального действа, базирующегося на постоянной интерпретации и переос-мысленииритуально-обрядовых кор-нейтанцевально-пластической культуры, использовании ритма, движений, пластики, художественного образа
6 Всеволодский-Гернгросс В.Н. Крестьянский танец. // Крестьянское искусство СССР: В 2 т. - Л., 1928. Т. 2. С. 237.
7 Морина Л.П. Мифология и феноменология танца. Автореф. диссер. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. - СПб., 2003. С. 14.
8 Уральская В.И. Природа танца. - М.: Сов. Россия, 1981. 144 с.
9 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. С. 127.
пляски, с целью обозначения исполнения закрепленных,определенных фигур и элементов.
Анализируя характеристики создания танцевального действа, исследователи отмечают, что важнейшей частью народного танца являются экстраверт-ный характер пляски, раскрывающий мифологический код и естественно-подражательный характер танцевального ритма.
Исследователи также выделяют значение семантического содержания, сюжета танцевальной пластики, демонстрируемого при помощи ритма и темпа, а также различных инструментов, позволяющих передать единство художественного и композиционного действа.
Постепенное раскрытие структуры национального народного алтайского танца произошло в 1980х годах, на основе экспедиционных исследований, проведённых специалистами Института Этнографии Академии наук СССР10.
Изучение пластического рисунка танцевальных композиций алтайского народа, определение взаимосвязи художественного образа, создаваемого на основе переосмысления жизни и быта народа, а также анализа обрядовых национальных и религиозных действ, во второй половине XX века, позволили определить фундаментальную основу важнейших этапов становления танцевальной культуры Республики Алтай.
Художественное слово, образ, культура выступающие единым компози-
10 Шинжина А.И. Опыт создания алтайского национального танца, посвященного культу огня, как пример практической реализации научно-исследовательской работы по изучению религиозного мировоззрения в этнографии алтайцев // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 84-87.
ционным организмом, определили направление развития танцевального искусства алтайцев.
одним из значимых истоков танцевальной культуры алтайцев является поклонение, основанное на почитании духа, оберегающего природу, традиции, национальную самоидентичность алтайского народа.
Почитание природных стихий также является основой для формирования танцевальной пластики, выражающей глубокие мысли и надежды алтайского народа.
Героические сказания, основанные на интерпретации и переосмыслении легенд, преданий, в сопровождении народной музыки, формируют отражение разнообразных сторон жизни алтайцев.
обращение алтайского народа к традициям национальной культуры формирует также целостный, многовековой мировоззренческий опыт, получивший отражение в уникальном и самобытном танцевальном искусстве.
Трансформация пластического рисунка народного танца, переосмысление фольклорных традиций, применение методов реконструкции национального танца, постепенно позволяли танцевальной культуре Республики Алтай обретать возможности воссоздания самобытных национальных танцевальных основ.
Танцевально-пластические, образные и драматургические формы представления национального танцевального искусства, демонстрируемые целостным сценическим действом, образованным ведущимивидами народного творчества алтайцев, такими какобряд, песня, инструментальная музыка, игра, сопровождаемые созданием костюмов и театральных декораций, позволяют на современном этапе произвести реконструкцию истоков
танцевального искусства Алтая, для его сохранения, распространения, популяризации.
обращение к интерпретации и переосмыслению истоков формирования национального самобытного алтайского танцевального искусства происходит и на современном этапе. Руководители танцевальных коллективов в данном контексте обращаются к необходимости отражения способов демонстрации и выражения пластического танца средствами самобытной алтайской культуры, в соединении ее с природой, а также мировоззрением народа.
Богатство природного мира Горного Алтая и сегодня определяет особенности создания народного танца, основанного на интерпретации пляски и музыкального сопровождения.
На современном этапе руководителями коллективов национального алтайского танца, исследователями национальной культуры Алтая, истоки становления танцевальной культуры Республики Алтай изучаются для наиболее полного отражения эстетического и художественного своеобразия национального танцевального искусства, выступающего основой практи-ко-духовной деятельности человека, важнейшей задачей которой является сохранение национально-культурного своеобразия региона. Именно художественный образ формирует целостность эстетической духовной культуры, раскрывая для общества роль искусства как генератора эстетических ценностей.
Изучение истоков становления танцевальной культуры Республики Алтай, определение взаимосвязей этнических форм техники исполнения танца, роли шаманского камлания в создании целостного образа динамического, ритмического воспевания уникальности
природного мира, на современном этапе является важнейшей задачей возрождения и воссоздания форм национального искусства для укрепления народного самосознания, чувственно-эстетического познания национальной идентичности, видов художественного и культурологического сотворчества искусства и общества.
Заимствование и интерпретация форм танцевального искусства алтайского народа сегодня претворяет обращение специалистов в области истории, культуры, искусства Алтая к сохранению национальных истоков танцевальной культуры Республики Алтай, возрождению художественного осмысления хореографического наследия, трансляции национального эстетического самосознания,с целью развития популяризации уникального, самобытного искусства, раскрывающего исторические этапы становления эстетической действительности алтайского народа.
References
[1] Atitanova N.V. Dance as a semantic universal: from expressive movement to the "movement" of meanings: dis. ...cand. Philosopher Sci. Mord-GU, 2000. 245 p.
[2] Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity. 2nd
ed. - M.: Art, 1986. P. 127.
[3] Vsevolodsky-Gerngross V.N. Peasant dance. // Peasant art of the USSR: In 2 volumes - L., 1928. Volume 2. P. 237.
[4] Kleshev V.A. Folk religion of the Altaians: yester-
day, today / V.A. Kleshev. - Gorno-Altaisk, 2011. 245 p.
[5] Kostina A.V. National culture - ethnic culture -
mass culture: "balance of interests" in modern society. M.: Librocom, 2008. 214 p.
[6] Kurdyapov B.V. The iconic and symbolic nature of the Altai national dance (on the example of the repertoire of the State National Theater of Dance and Song "Altam") // Culture and Civilization. 2020. Volume 10. № 5A. P. 118-124.
[7] Morina L.P. Mythology and phenomenology of dance. Author's abstract. dissertation for the job application uch. degree candidate philosopher, scientist - St. Petersburg: 2003. P. 14.
[8] Uralskaya V.I. The nature of dance. - M.: Sov.
Russia, 1981. 144 p.
[9] Shinzhina A.I. The experience of creating an Al-
tai national dance dedicated to the cult of fire, as an example of the practical implementation of scientific research work on the study of the religious worldview in the ethnography of the Altai // World of science, culture, education. 2009. № 5. P. 84-87.
[10] Shinzhina A.I. The phenomenon of Altai dance: origins and modernity: Dis. ... candidate of art history: 17.00.09 / A.I. Shinjina. - St. Petersburg, 2021. 259 p.
Список литературы
[1] Атитанова Н.В. Танец как смысловая универ-
салия: от выразительного движения к «движению» смыслов: дис. ... канд. филос. наук. МордГУ, 2000. 245 с.
[2] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.
2-е изд. - М.: Искусство, 1986. С. 127.
[3] Всеволодский-Гернгросс В.Н. Крестьянский танец. // Крестьянское искусство СССР: В 2 т. - Л., 1928. Том 2. С. 237.
[4] Клешев В. А. Народная религия алтайцев: вче-
ра, сегодня / В.А. Клешев. - Горно-Алтайск, 2011. 245 с.
[5] Костина А.В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. М.: Ли-броком, 2008. 214 с.
[6] Курдяпов Б.В. Знаково-символическая природа алтайского национального танца (на примере репертуара Государственного национального театра танца и песни «Алтам») // Культура и цивилизация. 2020. Том 10. № 5А. С. 118-124.
[7] Морина Л.П. Мифология и феноменология танца. Автореф. диссер. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. - СПб.: 2003. С. 14.
[8] Уральская В.и. Природа танца. - М.: Сов. Рос-
сия, 1981. 144 с.
[9] Шинжина А.И. Опыт создания алтайского национального танца, посвященного культу огня, как пример практической реализации научно-исследовательской работы по изучению религиозного мировоззрения в этнографии алтайцев // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 84-87.
[10] Шинжина А.И. Феномен алтайского танца: истоки и современность: Дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / А.И. Шинжина. - Санкт-Петербург, 2021. 259 с.