РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ А.Д. Козлова, магистрант
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-11-2-87-90
Аннотация. В данной статье изучается роль интернет-продвижения в развитии рынка финансовых услуг. Рассмотрены причины необходимости применения интернет-продвижения для финансовых услуг, такие как ограничение ценовой конкуренции, обилие предложения на рынке финансовых услуг, появление интернациональной конкуренции и рост технического прогресса. Были выделены особенности финансовых услуг как объекта рекламирования и законодательные запреты в их рекламировании. По итогу был осуществлен анализ значимости интернет-продвижения на рынке финансовых услуг и описано его влияние на дальнейшее развитие данной сферы.
Ключевые слова: экономика, финансовые услуги, финансовые организации, интернет, общественное сознание, интернет-реклама, интернет-коммуникации, цифровой маркетинг.
Рынок финансовых услуг следует рассматривать как совокупность общественных отношений, взаимосвязанных между собой осуществлением финансовой деятельности и предоставлением финансовых услуг.
Также данное понятие можно описывать как совокупность отношений между продавцом и покупателем, действующих посредством финансовой услуги как сферы хозяйственной деятельности. Финансовая услуга в таком случае произведена для обмена и купли-продажи.
Для рынка финансовых услуг характерно наличие конкретных форм организации финансовых ресурсов и их перемещения благодаря финансово-кредитному механизму между его участниками, которые преследуют целью приобретение прав на финансовые активы.
Для экономики рынок финансовых услуг один из наиболее динамичных по своему развитию сектор в особенности в условии современного ориентированного на капитализм общества. Финансовые услуги являются частью общественной жизни, регулируя различные ее области как на уровне организаций, так и на уровне отдельно взятого человека.
Лишив общество финансовых услуг, станет невозможным функционирование и развитие производства, добывающей промышленности, транспорта, торговли, науки, здравоохранения, системы социального обеспечения.
Финансовые услуги играют значимую роль не только для сферы частного предпринимательства, важны они также для развития государства, т.к. участвуют в реализации программ от государства. Для граждан государства это возможность сохранения и преумножения своих накоплений, возможность инвестировать в свое индивидуальное развитие (образование, жилье и пр.), что также в последствии благотворно сказывается на государстве.
Исходя из важности финансовых услуг для общества, государства и человека следует становится ясна необходимость их продвижения. Среди факторов способствующих необходимости использования маркетинга в сфере финансовых услуг можно выделить следующие:
- Экономические процессы приобретают интернациональный характер, связанный с внедрением зарубежных финансовых учреждений на внутренние рынки стран, где они начинают конкурировать с местными организациями;
- Развитие многообразия финансовых услуг, в результате чего возникла неоднозначность для потребителя в выборе необходимой услуги, а также понимании ее ценности;
- Значительное развитие получили информационные технологии, а вместе с ними средства коммуникации, базирующиеся на современных технических возможностях, в связи с
чем стало сложнее получить лояльность потребителя услуги, т.к. он в свою очередь окружен огромным количеством различных предложений и брендов с аналогичными предложениями;
- Финансовые услуги как сфера деятельности подвергаются определенным регулятивным мерам со стороны государства, что привносит ограничения в ценовую конкуренцию.
Таким образом глобализация общества, рост технического прогресса, расширение рынка и многообразия финансовых услуг способствовали необходимости рекламирования финансовых услуг. Финансовые услуги введу своей многогранной специфики являются одними из самых востребованных и значимых для человечества. Являясь участниками столь объемного и высококонкурентного рынка компании вынуждены заниматься рекламированием.
Для рекламирования важным элементом является влияние на общественное сознание и создание инфополя, в котором продвигаемая услуга является желаемой необходимостью для потребителя [2, с. 92].
Общественное сознание по своей сути является некой идеологической совокупностью, сформировавшейся под конкретными условиями человеческого бытия и экстраполированной через призму восприятия человека[2, с. 14].
С глобализацией коммуникаций общественное сознание стало продуктом коммуникативно-информационных технологий.
На данный момент итогом развития коммуникативно-информационных стал Интернет, который предоставил человечеству возможность сосуществовать в единой глобальной сети. Это событие проложило новые методики и нормы построения коммуникации между индивидуумами и социальными группами [3, с. 95].
Реклама также, как и остальные сферы деятельности стала активно применяться в пространстве Интернета.
Тогда же появились такие термины как интернет-продвижение, интернет-реклама и цифровой маркетинг появившиеся впервые в иностранной литературе, обладающей свойством синонимии в отношении понятий.
Можно выделить несколько определений для более детального понимания сути понятия продвижения в интернете.
Под цифровым маркетингом следует понимать некую совокупность методов электронной коммерции, где основной целью выступает рост прибыльности продвигаемых ресурсов, которые используют рекламу или иную форму воздействия для привлечения потенциальных клиентов [4, с. 4].
Интернет-реклама выступает как комплекс мероприятий, позволяющий повысить узнаваемость и улучшить репутацию бренда, сделать его ресурсы более популярными, привлечь новых клиентов и удержать лояльность уже имеющихся.
Финансовые услуги как объект для рекламирования имеют ряд специфических характеристик:
- Они абстрактны и неосязаемы, сложны для воспринятия потребителя (денежные переводы, расчетные счета и пр.);
- Они не могут быть отделены от своего источника (ипотека, кредит на обучение);
- Они не могут нести постоянный характер (различные процентные ставки по депозитам или кредитам);
- Они имеют договорный характер (договор кредитования, договор залога и пр.);
- Они вторичны в удовлетворении потребностей (кредит на покупку машины);
Для финансовых услуг существуют свои особенности рекламирования, регулируемые Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3 [1, ст.28]:
- Реклама должна содержать прямое указание компании-лица, предоставляющего услугу;
- Реклама не может содержать обещания или гарантии о будущей доходности на основе предшествующих показателей, если размер доходности четко не определяется при заключении договора;
- Реклама не может скрывать условия, влияющие на доходность или необходимые расходы при пользовании услугой;
- Реклама не должна содержать указания на государственную поддержку организации;
- Реклама не может содержать бездоказательные преимущества компании в сравнении с конкурентами;
Несмотря на все сложности в рекламировании финансовых услуг данная деятельность позволяет раскрыть потенциал рынка финансовых услуг. Ситуация на рынке динамичная: постоянно обновляются и дополняются программы и услуги, появляются новые финансовые посредники, актуальная информация с грамотной и своевременной подачей обеспечивает не только возможность продать услугу, но и совершенствовать репутацию компании, повысить ее узнаваемость на рынке [5, с.189].
Отсутствие всеобъемлющей и постоянной коммуникации с потребителем услуг может подорвать кредит доверия потребителя к поставщику финансовой услуги, а при современном технологическом прогрессе интернет это то пространство, которое позволяет сделать коммуникацию бесперебойной.
Доверие в ситуации рыночных отношений является прогнозируемым элементом, для понимания которого берется оценка потребителем различных событий (внедрение опреде-
ленных информационных продуктов, проведение событий и пр.). Как антипод доверия выступает недоверие, которое вступает в корреляцию с предыдущим понятием и доминирует в сознании потребителя в зависимости от качества существующих рекламных и коммуникационных решений.
Участникам рынка финансовых услуг -финансовым организациям необходимо понимание, что для формирования успешной деятельности и сохранения лояльности клиентов значимым компонентом является выстраивание доверительных отношений между поставщиком услуг и потребителем.
Интернет-продвижение является инструментом обеспечения потенциальных и существующих потребителей полной информацией о финансовых услугах и их поставщиках, следствием работы которого становится рост спроса и увеличение оборота в продаже услуг.
Таким образом продвижение финансовых услуг в интернете способствует укреплению и развитию данного рынка.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 19.11.2024).
2. Антонова Н.В., Патоша О.И. Психология потребительского поведения, рекламы и PR. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2024. - 325 с.
3. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / С.В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. - М.: Юрайт, 2023. - 367 с.
4. Кметь Е.Б., Юрченко Н.Ю. Цифровой маркетинг. Учебник для вузов. - М.: Лань. 2023. -128 с.
5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник и практикум для вузов / С.В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С.В. Карповой, С.В. Мхитаряна. - М.: Юрайт, 2023. -396 с.
ROLE OF DIGITAL MARKETING IN MARKET DEVELOPMENT FOR FINANCIAL
SERVICES
A.D. Kozlova, Graduate Student Russian State Humanitarian University (Russia, Moscow)
Abstract. This article examines the role of Internet promotion in the development of the financial services market. The reasons for the need to use Internet promotion for financial services are considered, such as the restriction ofprice competition, the abundance of supply in the financial services market, the emergence of international competition and the growth of technological progress. The features of financial services as an object of advertising and legislative prohibitions in their advertising were highlighted. As a result, an analysis of the importance of Internet promotion in the financial services market was carried out and its impact on the further development of this area was described.
Keywords: economics, financial services, financial organizations, Internet, public consciousness, Internet advertising, Internet communications, digital marketing.