ч
Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2014. Т. 9. С. 23-29
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
УДК 316.775
Роль интернет-коммуникаций в жизни инвалидов по зрению
Е. С. Костюченко
Иркутский региональный колледж педагогического образования E-mail: kes242@rambler.ru
Аннотация. В статье показана значимость интернет-коммуникаций в жизни инвалидов по зрению, представлены условия обучения компьютерной грамотности слепых и слабовидящих, обучающихся в Иркутском региональном колледже педагогического образования, проанализирована значимость критериев субъективного благополучия и их приоритетность для зрячих людей и людей с нарушениями зрения; показана динамика субъективного благополучия инвалидов по зрению в условиях обучения компьютерной грамотности.
Ключевые слова: информатизация, коммуникация, компьютерная грамотность, субъективное благополучие.
Информационные технологии проникают во многие сферы человеческой деятельности, причем не только профессиональной. Как отмечает А. Е. Войскунский [2], информационная среда наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и другими играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Появление персональных компьютеров и развитие интернет-коммуникаций способствовало тому, что взаимодействие человека с компьютером стало компонентом учебной и игровой деятельности и более того - частью его жизнедеятельности, повседневных занятий, формой общения.
В условиях глобальной информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене - оперативным доступом к необходимой информации, ее обработки и представления результатов своей информационной деятельности [3, с. 4]. По мнению И. Б. Ветровой, потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: общие, т. е. аналогичные нуждам остальных граждан, и особые, т. е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие: восстановление (компенсация) нарушенных способностей к различным видам деятельности; передвижение; общение; свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и другой сферы; возможность получать знания; тру-
доустройство; комфортные бытовые условия; социально-психологическая адаптация; материальная поддержка. Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов [1].
Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов становится получение полноценного профессионального образования, возможности свободного оперативного информационного обмена, активное включение в коллективную деятельность, активную реальную и виртуальную коммуникацию. Специализированные образовательные услуги для инвалидов по зрению, направленные на освоение компьютерной грамотности, развиты в нашей стране очень слабо. Организованное обучение во многих регионах России ведется на очень низком уровне или не ведется вообще [3, с. 4].
Иркутский региональный колледж педагогического образования (ИРКПО) является единственным учебным заведением среднего профессионального образования в Иркутской области, осуществляющим обучение IT-технологиям людей со зрительной патологией без ограничения по возрасту. Обучение IT-технологиям инвалидов проводится с помощью программы Jaws и других тифлотехнических средств, позволяющих получать информацию слепым и слабовидящим людям без зрительного контроля.
Для данной категории обучающихся в колледже созданы социально-педагогические условия:
- обеспечение небольшой наполняемости группы до 8 человек;
- дифференцированный подход к каждому студенту (учет сложности дефекта, сохранных ресурсов, потенциала возможностей к развитию);
- использование тифлооборудования;
- применение специальных методик обучения: рельефно-точечному чтению и письму по системе Л. Брайля, цифровой обработке информации средствами речевого экранного доступа и др.;
- интеграция студентов отделения в мероприятиях дополнительного образования колледжа;
- предоставление общежития иногородним обучающимся;
- организация необходимого социального сопровождения в обучении (доставка в колледж транспортом учреждения, помощь в передвижении в пространстве и др.).
В колледже созданы необходимые условия не только для успешного освоения инвалидами по зрению программ дополнительного профессионального образования, личностно-профессионального развития, но и для коррекции их субъективного благополучия.
Мы проанализировали значимость критериев субъективного благополучия и выявили их приоритетность для зрячих людей и людей с нарушениями зрения (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения критериев субъективного благополучия зрячих людей и людей со зрительной патологией
Составляющие субъективного Люди с наруше- Зрячие
благополучия ниями зрения люди
Социальное благополучие 8 8
Духовное благополучие 7,8 7,6
Физическое (телесное) благополучие 7,3 7,3
Материальное благополучие 6,9 8
Психологический (душевный) комфорт 8,4 9
Коммуникативное благополучие 8,5 7,8
Творческое благополучие 7,2 7,4
Данные табл. 1 показывают, что для зрячих наиболее значимыми критериями субъективного благополучия являются: психологический (душевный) комфорт (9), социальное благополучие (8), материальное благополучие (8), коммуникативное благополучие (7,8). Менее значимыми для зрячих людей являются: духовное благополучие (7,6); творческое благополучие (7,4). Для инвалидов по зрению наиболее значимыми критериями являются: коммуникативное благополучие (8,5), психологический (душевный) комфорт (8,4), социальное благополучие (8).
Иерархия критериев субъективного благополучия у слепых и слабовидящих людей отличается от иерархии критериев у зрячих. Так, для инвалидов по зрению наиболее значимыми критериями являются: коммуникативное благополучие (8,5), психологический (душевный) комфорт (8,4), социальное благополучие (8).
Для людей с нарушениями зрения коммуникативное благополучие занимает первое место по значимости составляющих субъективного благополучия. Потребность в общении и в доступе к информации обладает высоким удельным весом в общей системе потребностей человека. Мы полагаем, что обучение 1Т-технологиям в колледже во многом способствует удовлетворению потребностей незрячих пользователей персонального компьютера в общении, взаимодействии с другими людьми, а также в доступе к информации. Помимо данных диагностики, об этом свидетельствуют результаты нарративного анализа сочинений инвалидов. Выявлено направление их смысловых векторов в зону субъективного благополучия: «... Счастлива я тем, что обрела новых друзей по учебе в педагогическом колледже г. Иркутска. Практические и теоретические знания по работе на компьютере - это разве не счастье?» (жен., 74 года); «.Подходит к завершению моё обучение в педагогическом колледже. Немного печально от того, что скоро не надо будет никуда спешить, не надо будет выполнять домашнее задание, снова я буду совершенно свободный человек, но как раз это и не радует. Но я по-прежнему мечтаю помогать людям моего круга освоить компьютер. Учебный год не прошел даром, я много узнала, познакомилась с замечательными людьми. Еще раз убедилась в том, что незря-
чие - добрые и отзывчивые, а главное - с мозгами у нас все в полном порядке! Сегодня я просто счастлива от того, что живу, учусь, общаюсь, узнаю много нового и интересного» (жен., 67 лет).
Второе место среди составляющих субъективного благополучия занимает психологический душевный комфорт. Слепым и слабовидящим людям необходимы гармония сферы чувств и эмоций, ощущение внутреннего равновесия, любовь и яркие впечатления. Подтверждают это строчки из сочинений обучающихся отделения инклюзивного образования ИРКПО: «Я проснулась и радуюсь, что жива и здорова. Светит солнце. В душе весна...»; «Счастье - это просто жить. Жить в согласии со своей душой и окружающим миром»; «Счастье - это любить и быть любимым» и др.
Далее по значимости составляющих субъективного благополучия для инвалидов по зрению располагается социальное благополучие (8). Для любого человека важно иметь друзей, позволяющих самораскрываться, взаимодействовать, чувствовать поддержку и т. д. Для людей с нарушениями зрения реализация в социуме - это возможность чувствовать себя на равных, делиться своими переживаниями, не быть одинокими. Обучаясь в колледже и находясь в группе единомышленников, слепые и слабовидящие люди повышают свою квалификацию, приобретают друзей, самореализуются. Возможность «быть наравне со всеми», чувствовать поддержку од-ногруппников и педагогов оказывает положительное влияние на развитие субъективного благополучия людей со зрительными ограничениями. «...Это светлые минуты благодарности судьбе, что я живу на этой земле, это общение с родителями в зрелом возрасте, когда приходит взаимопонимание, которого не хватало в детстве. Дочери, внуки. Это возможность заняться самообразованием, расширить свой кругозор. Счастье стать пользователем компьютера - это самое неожиданное счастье для меня. Встречи с удивительными, добрыми и умными людьми - тоже счастье», - так описывает свое представление о счастье выпускница отделения инклюзивного образования 49 лет.
Анализ средних значений составляющих субъективного благополучия показал, что у людей со зрительной патологией на четвертом месте духовное благополучие (7,8). На наш взгляд, это связано со значимостью для слепых и слабовидящих людей ощущения причастности к духовной культуре общества, осознания возможности приобщаться к ее богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); ощущения свободы. В сочинении незрячей женщины (40 лет) есть такие строки: «.А в Библии, в той книге, которую я очень люблю, есть замечательные слова: «Великое приобретение быть благочестивым и довольным». Вот оно счастье - радуйся тому, что имеешь и дари эту радость другим». «. Но самое главное - общение с Богом. Чем глубже я с ним общаюсь, тем больше познаю и принимаю себя. Открываются новые грани восприятия себя, других людей, жизни. Открываются новые возможности, осознания, понимание того, что жизнь чудесна, а каждый человек неповторим и уникален.» - такие строки выделены нами в сочинении выпускницы отделения (жен., 33 года).
Менее значимыми факторами субъективного благополучия для слепых и слабовидящих являются: физическое благополучие (7,3), творческое благополучие (7,2), материальное благополучие (6,9).
Анализ значимости показателей субъективного благополучия показал, что для инвалидов по зрению более значимыми, чем для зрячих людей, являются: «доступ к информации», «друзья», «музыка», «профессия», «свобода», то есть коммуникативное, социальное, духовное благополучие.
Зрячие люди отличаются от людей со зрительной патологией предпочтением показателей: «быть наравне со всеми», «любовь», «семья», «деньги», «общественное признание», «яркие впечатления».
Самым ярким отличием зрячих от незрячих является присутствие у них критерия «ощущение-состояние» (благоговение от всего, что наполняет жизнь «здесь и сейчас», полноты своего существования, ощущения радости, ощущения полной защищенности и др.). Мы предположили, что для данной категории людей, в отличие от инвалидов по зрению, счастье понимается как неустойчивая жизненная характеристика.
Сравнения полученных данных с результатами исследований И. Ю. Ветровой, проведенных в Москве, Вологде и Ярославле, где только каждый десятый инвалид считает себя счастливым, показали, что слепые и слабовидящие Иркутской области, несмотря на свой недуг, в большей степени считают себя счастливыми людьми. Категорий субъективного благополучия у зрячих намного больше, чем у незрячих. Компонентный состав субъективного благополучия оказался идентичен составу субъективного благополучия зрячих, но иерархия компонентов и их удельный вес - существенно различны. Субъективное благополучие людей с нарушениями зрения обладает структурно-семантической спецификой, проявляющейся в понимании счастья как устойчивой жизненной характеристики.
Исследование динамики субъективного благополучия людей с нарушениями зрения за период их обучения компьютерной грамотности в колледже показало, что выявлены статистически значимые различия и тенденция к достоверному увеличению значимости по показателям в начале и конце обучения в колледже. В целом у слабовидящих и слепых людей произошла динамика в показателях субъективного благополучия - «быть наравне со всеми» (и = 0,020 при р < 0,05). Значимость этого социального компонента структуры субъективного благополучия достоверно увеличилась. Можно предположить, что это связано с увеличением потребности незрячих пользователей не отставать от зрячих в умениях и навыках, шагать в ногу со временем, быть мобильными и успешными в жизни.
У слепых выявлены статистически значимые различия в показателях: «быть наравне со всеми» (и = 0,026 прир < 0,05), «чтение книг» (и = 0,017 прир < 0,05) и «профессия» (и = 0,027 прир < 0,05).
Динамика по показателю «чтение книг» у слепых людей свидетельствует о появлении возможностей для удовлетворения коммуникативной потребности. Не так много сейчас книг, напечатанных с помощью рельефно-точечной системы Л. Брайля, а знания, полученные в колледже, позво-
лили научиться слепым людям пользоваться Интернетом с целью поиска и чтения книг.
Произошло увеличение значимости профессии как показателя субъективного благополучия. Это говорит о стремлении незрячих реализовать себя в профессии, о возможном желании применять полученные знания в области компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
У слепых выявилась тенденция к достоверному увеличению значимости по показателю «хобби» (и = 0,080 прир < 0,05). Это связано, на наш взгляд, с появлением у незрячих людей нового хобби - компьютера, который дает возможность общаться, получать информацию, отправлять электронные письма и т. д.
Повышение значений показателя «наличие работы» (и = 0,028 при р < 0,05) для слабовидящих людей свидетельствует об осознании важности иметь работу. Это указывает на возросшую уверенность в собственных силах использовать полученные знания пользователя компьютера с целью самореализации.
По показателю «деньги» (и = 0,067 при р < 0,05) у слабовидящих пользователей выявилась тенденция к достоверному повышению. Мы считаем, что это связано с открывающимися возможностями для людей с нарушениями зрения в профессиональной реализации, в поисках работы, в заработке денег. Для многих инвалидов найти работу было несбыточной мечтой. Результаты обучения в колледже позволили некоторым из них найти работу и поверить в себя. Так, воспитателями, которые оказывают помощь в быту и передвижении обучающимся на отделении, работают выпускницы отделения.
Результаты нарративного анализа, объектом для которого послужили сочинения испытуемых «Что такое счастье?» в начале и в конце обучения, показали динамику в показателях субъективного благополучия. Выпускники отметили, что их делают счастливыми появление новых возможностей в жизни: заняться самообразованием, самореализацией, саморазвитием, расширять свой кругозор. В большинстве сочинений отмечается значимость приобретения за время учебы новых друзей и знакомых.
Данные результаты диагностики убедительно доказывают значимость включения слепых и слабовидящих в группу обучающихся компьютерной грамотности в условиях получения дополнительного профессионального образования в педагогическом колледже.
Таким образом, обучение в колледже способствовало коррекции субъективного благополучия слепых и слабовидящих людей. Нами было замечено, что освоение компьютерных технологий слепых и слабовидящих людей способствовало формированию у них таких качеств, как уверенность в себе, общительность, жизнерадостность, оптимизм. Сопоставительный анализ данных при поступлении и окончании обучения в колледже свидетельствует о значительной динамике социального благополучия, особенно в показателях «быть наравне со всеми», «профессия», «наличие работы». Подтверждением этому является расширение контактов, осозна-
ние нужности для окружающих, трудоустройство и обретение своих вторых половинок некоторыми выпускниками и др. Также нами была выявлена позитивная динамика показателей духовного и творческого благополучия. В меньшей степени обнаружена динамика в материальном, физическом и коммуникативном благополучии.
Список литературы
1. Ветрова И. Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И. Ю. Ветрова // Социум. - 2010. - № 14. - С. 13-17.
2. Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей / Н. Н. Королева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2004. - Т. 4, № 9. - С. 168-179.
3. Швецов В. И. Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения / В. И. Швецов, М. А. Рощина // Инновации в образовании. Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 4 (1). - С. 76-82.
4. Швецов В. И. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: учебное пособие / В. И. Швецов, М. А. Рощина. - Нижний Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2007. - 154 с.
Internet Communication in the Life of People with Vision Disorders
E. S. Kostyuchenko
Abstract. The article concerns the importance of the Internet communication in the life of people with vision disabilities. It describes the environment of the computer competence training for sight-disabled and partially sighted people at Irkutsk Regional College of Pedagogical Education. It analyzes the importance of criteria of subjective well-being and their priority for the sighted and visually impaired people. It reveals the dynamics of subjective well-being of people with vision disabilities in the context of the computer competence training.
Keywords: IT development, communication, computer competence, subjective well-being.
Костюченко Елена Сергеевна заведующая кафедрой профессионального обучения
Иркутский региональный колледж педагогического образования 664074, Иркутск, ул. 5-я Железнодорожная, 53
e-mail: kes242@rambler.ru
Kostyuchenko Elena Sergeevna Head of the Department of Vocational Education
Irkutsk Regional College of Pedagogical Education
53, Zheleznodorozhnaya 5 st., Irkutsk, 664074
e-mail: kes242@rambler.ru