Научная статья на тему 'Роль интериоризации ценностей в становлении целостности личности'

Роль интериоризации ценностей в становлении целостности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1727
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огородников Александр Юрьевич

В статье рассматриваются механизмы формирования гармонично развитой личности, этапы этого процесса, характер интериоризации ценностей, способствующий или препятствующий становлению целостности личности. Статья содержит анализ основных подходов к условиям полноценного развития личности через принятие ею системообразующих общество ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интериоризации ценностей в становлении целостности личности»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Огородников Александр Юрьевич

кандидат философских наук доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина

г. Москва E-mail: oau2005@yandex.ru

J ^

РОЛЬ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы формирования гармонично развитой личности, этапы этого процесса, характер интериоризации ценностей, способствующий или препятствующий становлению целостности личности. Статья содержит анализ основных подходов к условиям полноценного развития личности через принятие ею системообразующих общество ценностей.

Ключевые слова: самоидентификация, индивидуализация, социализация, развитие личности, ценности, устойчивое развития российского общества, интериоризация ценностей.

Развитие духовно-нравственного потенциала личности в современном меняющемся обществе создает условие для устойчивого и стабильного развития общества на основе способностей и потребностей индивидов в ответственном, сознательном и целенаправленном поведении,втворческом конструировании социальной реальности. Способность быть не пассивным, но активным участником социальных отношений, развивать, преобразовывать социальную среду, является важнейшим показателем развитой личности. Однако творческое и результативное участие индивида как субъекта в социальных процессах возможно только в том случае, если интериоризируемые им ценности имеют сложившуюся устойчивую иерархию, обеспечивающую раскрытие и единство всех личностных свойств в процессе социального участия. Только в случае успешной интериоризации системообразующих социо-культурных ценностей социальная активность становиться устойчивой, общезначимой и продуктивной [2,3,4,6]. Поэтому процесс интериоризации ценностей играет важную роль в формировании способностей личности свободно встраиваться в социальный процесс с целью активного участия и преобразования общественных отношений.

Под интериоризацией ценностей мы будем понимать внутриличностный процесс формирования индивидуальной, целостной и иерархичной системы ценностей личности, который заключается в станов-

лении у индивида значимости правил, инструментов и целей социального участия. В работах психологов и социологов часто можно проследить связь интери-оризации ценностей и гармоничного развития личности. У Л. С. Выготского интериоризация понимается как присвоение общественно - исторического опыта и выступает в качестве основного механизма социализации. По словам Б. Г. Ананьева, «формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру» [1, с.108]. Ряд российских авторов (П.Я, Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и др.) понимают инте-риоризацию как преобразование структуры познавательной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, как процесс формирования умственных действий.

Таким образом, интериоризация ценностей является неотъемлемой частью процесса формирования гармонично развитой личности, т.е. формирования такого человека, который был бы способен участвовать в социальном взаимодействии, вступать в социальные отношения, рефлексировать результаты индивидуальных и групповых социальных действий, классифицировать ресурсы и возможности достижения целей, прогнозировать развитие социальных

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

3

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

систем, дифференцировать функциональные и дисфункциональные элементы системы и др.

В процессе формирования личности, ее вхождения в общество она проходит уровни адаптации, социализации, самоактуализации и трансценден-ции. На каждом из этих этапов существуют свои специфические функции ценностей и особенности их восприятия, отбора и актуализации. Изменение ценностей приводит к трансформации когнитивных способностей человека. Меняются точки концентрации внимания, восприятие социальных ситуаций и др. Следовательно, рассматриваемые четыре уровня интеграции индивида и общества можно рассматривать как этапы становления гармонично развитой личности, на каждом из которых интериоризация ценностей играет особую роль.

Первым уровнем становления личности и основой дальнейшего вхождения индивида в общество можно считать процесс адаптации. В процессе инте-риоризации ценностей на этом этапе происходит пассивное восприятие полезных свойств предметов окружающего мира и значимости потребностей, удовлетворяемых этими предметами. Основной задачей непрерывного процесса адаптации является обеспечение состояния равновесия человека с природной и социальными средами, которое может осуществляться на физиологическом, психологическом или на социально-психологическом уровнях. Интериори-зация ценностей на этом этапе направлена, в первую очередь, на выработку приоритетов для индивидуального сохранения и развития в конкретных социальных условиях, определение ценности элементов окружающей среды: угроз или преимуществ.

В процессе адаптации реализуются социально-психологические механизмы снижения неопределенности, сопровождающиеся становлением значимости тех или иных качеств личности, трансформирующихся в инструментальные ценности, что создает основу формирования ценностных ориентаций личности. Данный процесс подробно проанализирован в теориях «зеркального я» Г. Кули и символическом инте-ракционизме Дж. Мида.

В современном мире быстрых технологических преобразований и инноваций роль адаптации расширяется. Успешная адаптация формирует такие качества личности, которые позволяют ей оставаться устойчивой в среде постоянных и быстрых перемен. По мнению П. Бергера, для такой адаптации необходимо системообразующее свойство личности - духовный интеллект как средство для определения и мобилизации умений и способностей, необходимых для прикладного использования духовных свойств личности в контексте конкретных социальных ситуаций постоянных социальных и технологических изменений. Поэтому в условиях современного быстро меняющегося мира для развития личности особенно важным становится наличие устойчивых эталонов (образцов или идеалов), «закодированных» в системе ценностей на ее выс-

ших уровнях, позволяющих определять свои преимущества или опасности от изменений, нововведений и таким образом успешно адаптироваться к новым условиям.

Вторым, после адаптации, этапом развития личности и уровнем интериоризации ценностей является самоидентификация. Социологическая трактовка самоидентификации разрабатывается в западной социологической традиции, в частности, в работах Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, где она рассматривается как становление мировоззрения, своем месте в мире (через принятия норм, подкрепленных ценностями), формирование способности интерпретации символического аппарата и, в конечном счете, вхождение индивида в конкретные социальные роли. В социологических теориях источником самоидентификации служит либо институциональная система (Т. Парсонс, Ч. Миллс, Г. Тард, Э. Дюркгейм), либо поле культуры, как система накопления опыта, интерпретаций, значимостей, коммуникационная среда (М. Вебер, П. Бергер, Н. Луман). Объединяет эти теории положение о том, что решающее значение процесса самоидентификации отводится обществу, а не личности, которое посредством своих институтов принуждает индивида к внутреннему принятию социальных норм. Таким образом, самоидентификацию можно определить как сознательно осуществляемый процесс приобщения личности к себе подобным, сопровождаемый субъектным соотнесением индивидуальных, личностных и групповых особенностей, присвоением интересов и ценностей группы.

Следовательно, в процессе самоидентификации человек начинает осознавать, кем он может и доложен быть, а затем какие внешние условия ему для этого понадобятся. Из этого представления формируется понятие о значимости как внутренних, так и внешних свойств, а внешние или внутренние предметы, явления, процессы и свойства, понимаемые как значимые, становятся ценными для человека и в дальнейшем абсолютизируются как ценности.

Результатом самоидентификации в развитии личности является выбор ею своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Интериоризация ценностей здесь направлена на включение в систему ценностей, направляющих жизненную активность субъекта на жизненный путь социальной общности или группы, с которыми он себя идентифицировал и тем самым занимает свою позицию в социокультурном пространстве. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей и тем самым - определение смысла своего существования.

Таким образом, на этапе самоидентификации интериоризация ценностей в развитии гармоничной личности способствует не просто оценке внешних явлений для своего существования и формирования, но и присвоению общезначимых смыслов, оце-

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

нок и дальнейшему оперированию ими. В результате такой интериоризации индивид налаживает связи с элементами общества (группами, организациями, институтами), формирует свое место в социуме и приобретает опыт деятельности, а главное, приобретает возможность стать значимым в конкретных социальных процессах, т.е. усваивает образ (тип) человека, присущих конкретному обществу. Благодаря этому личность начинает идентифицировать себя с определенной общностью, воспроизводя этим социальные структуры.

На третьем этапе становления и развития личности, включения ее в социальный процесс осуществляется самоактуализация, которая имеет свои особенности интериоризации ценностей личностью. На этом этапе человек вступает в отношения с обществом, осознавая себя как субъекта социальных отношений. Самоактуализацию мы понимаем как процесс сознательной и целенаправленной реализации в социально-значимых процессах индивидуальной системы ценностей. Самоактуализация неразрывно связанна с такими стадиями развития личности, как автоно-мизация, индивидуализация, персонализация и др. В процессе самоактуализации интериоризация ценностей личности становится инструментом отбора сущностных для человека признаков его внешнего и внутреннего бытия. В результате человек становится готовым к свободе, в частности, к свободе воли и свободе выбора. Из опаснейшей и разрушительной способности индивида свобода воли на этом этапе превращается в фактор развития гармоничной личности и позитивного конструирования социальной реальности.

Движущей силой процесса самоактуализации, в отличие от адаптации и идентификации, является не потребность в адаптации и приспособлении, а, напротив, сопротивление равновесию, постоянное становление (Г. Олдпорт); раскрытие общезначимого, духовного (С. Л. Франк), формирование собственного (и уникального) образа жизни и собственного внутреннего мира (Б. Ф. Ломов), внутренний рост или развитие (К. Роджерс); осуществление личностного смысла (В. Франкл). В процессе самоактуализации индивид стремится интегрировать декларируемые и актуализируемые ценности, в том числе через преобразование социальных условий. Вследствие этого развивается дискурсивное сознание, способность к принятию инновационных решений, участию в процессах самоорганизации. С. Л. Франк указывал, что «особость и особенность индивидуальности есть форма, которую насквозь пронизывает общее всем людям трансцендентальное» [10, c.414.], а именно ценности формируют ориентацию на всеобщее, на общезначимое. Личность в процессе самоактуализации обретает способность сопоставлять явления со своими идеалами и представлениями о значимости для своего или общественного развития процессов, свойств и явлений, определять расхождение должного и сущего в социальном мире.

Именно на этом уровне ценности могут способствовать трансформации социальных институтов, т.к. во-первых, личность начинает актуализировать ценности не на интуитивно-эмоциональном, а на сознательно-волевом уровне, во-вторых, от простого копирования социальных действий индивид переходит к социальному конструированию. На этом этапе своего развития индивид перестает довольствоваться выбором из равнозначных и релятивных вариантов, моделей социальных действий, наборов значимых потребностей, приоритетов жизненных планов, целей, поскольку у него формируется собственная иерархия ценностей, система прочных предрасположенностей, основанная на устойчивых терминальных ценностях. Человек осознает необходимость реализации терминальных ценностей, они становятся достаточным основанием деятельности. Творческая активность личности в социальном поле, в случае успешности самоактуализации, осуществляется на основе «найденного строения бытия, имеет осмысленный целестремительный характер: будучи сверхвременным, деятель способен предвосхищать ценное будущее как возможность проникаться к нему чувством и сознательным хотением или, по крайней мере, психоидным стремлением и, сообразно стремлению, совершать действия в настоящем ради будущего на основе прошлого опыта» [5, c.273.]. Успешность участия индивида в трансформации социальных институтов в этом случае зависит от его способности адаптировать инструментальные ценности под условия достижения терминальных, а также от согласованности и зависимости его терминальных ценностей от доминирующих ценностей в обществе и от бытийных ценностей. Следовательно, самоактуализация достигается путем интериоризации гармоничной, иерархической структуры ценностей. «Для самоактуализирован-ного человека жизнь - бесконечный процесс развития и самовоплощения, чудный процесс постижения высших, абсолютных ценностей Бытия» [7].

С одной стороны, процесс самоактуализации личности зависит от глубины самосознания, от нравственной сформированности и устойчивости, от способности интегрировать социальный интерес группы, слоя и свой собственный на основе универсализации общих смыслов. С другой - механизм самоактуализации человека непосредственно связан с формированием ответственности через составление личного плана и принятие конкретных обязательств. Учитывая свои реальные возможности, анализируя обязательства, молодой человек не только демонстрирует свою ответственность и принципиальность, но и формирует в себе эти качества, выполняя функцию самоконтроля за результатами деятельности. Одновременно он проводит и самооценку своих внутренних возможностей и действий. В процесс самореализации человека, особенно молодого, оказываются включенными все его личностные волевые компоненты, влияющие на его содержание. Но важнейшим компонентом

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

5

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

в цепи этих влияний является самосознание: структура последнего и определяет тип активной жизненной позиции.

На высшем этапе своего развития, мы его условно назвали трансценденцией, личность перестает довольствоваться автономным развитием, достигнутым в процессе самоактуализации. Одной из сущностных потребностей человека, как социального существа, является потребность в ощущении принадлежности к определённой группе, в чувстве единства с ней. Это может быть малая группа или организация, страта, нация. Однако человек не довольствуется пассивной интеграцией с группой. Пройдя этапы социализации и самоактуализации, индивид стремится к постоянному воспроизводству отношений с группой, к активному участию в ее жизни, в том числе к самопожертвованию. Трансценденция проявляется одновременно как специфический психологический опыт, например, альтруистическая любовь, как внешнее поведение, например, защита группы, и как социальное отношение, например, оценка социальных изменений не с индивидуальной, а общегрупповой позиции. На этом этапе своего развития приоритеты социальной активности перемещаются за пределы индивидуальных отношений и обстоятельств, ориентируют личность воздействовать на всю социальную и культурную жизнь общества. Чтобы лучше понять этот этап развития личности, можно рассмотреть его частный случай - альтруистическую любовь [9]. Такая любовь тысячелетиями считалась одним из высших проявлений человеческого духа. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 13, ст. 3). Любовь как способность к трансценденции выступает «как движущая сила творческого прогресса человека в направлении к более полной вечной истине, более достойной вечной добродетели, более чистой вечной красоте, более глубокой вечной свободе и более прекрасным вечным формам социальной жизни и институтов» [9, с.123.]. Посредством разного рода общих и специальных социальных агентов, например, через друзей, соседей или организации, альтруистическая любовь направляет индивида к тем группам и субъектам, которые больше всего в ней нуждаются в данный момент.

В основе механизма интеграции на основе трансценденции находится бытийное сознание. По определению профессора Ю. А. Огородникова, бытийное сознание - «это тип сознания, свойством которого является охват бытия как целого, вбирания его в себя и оценки явлений мира и своих поступков с позиций общебытийных процессов» [8, с.4.]. Бытийное сознание характеризуется ощущением наличия в себе Мирового Духа, и как следствие, наивысшей целостностью и непротиворечивостью системы ценностей, что позволяет человеку постигать смыслы и сущности

явлений через бытие, через образ целостности мира. Только на этом этапе развития личности и интериори-зации ценностей человек как агент социальных отношений, постигая всеобщие, общезначимые смыслы, становится способным на творческое преображение мира. Диалектика взаимовлияния ценностей и социальных условий проявляется здесь в высшей степени. Социальные условия из рамок, сдерживающих индивида, становятся «материалом» преобразования окружающего мира, средством конструирования «общего блага», а ценности начинают в полной мере реализовывать функцию дифференциации сущностного и временного, единичного и универсального, значимого для всего общества.

Завершенная интериоризация ценностей последовательно на четырех рассмотренных уровнях является показателем гармонично развитой личности и условием продуктивного включения индивида в процесс становления и трансформации социальных институтов. Однако в обществе всегда существует расхождение между бытийными, историческими и личностными ценностями, что приводит к отклонению от идеальной модели процесса интериоризации ценностей. Данное расхождение, с одной стороны создает ресурс (возможность) свободного, творческого участия индивида в развитии социальных институтов через изменение ролевого набора, норм, изменения рангов в иерархии потребностей, целей и масштабов деятельности организаций и др., с другой - приводит к противоречию ценностей между собой и угрожает развитию социальных отношений и институтов.

Литература

1. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.

2. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С.18-22.

3. Забродина Н. Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.69-73.

4. Клепиков В. Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.41-45.

5. Лосский Н. О. Бог и моровое зло. М.: Республика, 1994.

6. Маслевская Р. П., Клепиков В. Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.36-43.

7. Маслоу А. Мотивация и личности. [Электрон. ресурс] URL: Http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt (Дата обращения: 1.04.2014).

8. Огородников Ю. А. Художественное творчество (философские и психологические основы). Словарь. М.: Издательство МГПУ, 2009.

9. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8. С.121-137.

10. Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.