Научная статья на тему 'Роль интерактивного обучения в современном образовании'

Роль интерактивного обучения в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8385
1828
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёва Н. М., Костерина И. В.

В статье представлена общая характеристика основных принципов интерактивного обучения, обозначена их роль в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королёва Н. М., Костерина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивного обучения в современном образовании»

УДК 159.923:378:001.891

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2015 Н. М. Королёва1, И. В. Костерина2

1канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания иностранных языков

Курский государственный университет

2канд. пед. наук, доц. каф. общих гуманитарных и юридических дисциплин e-mail: [email protected]

Курский институт кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

В статье представлена общая характеристика основных принципов

интерактивного обучения, обозначена их роль в современном образовании.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, принципы.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вступление в мировое образовательное пространство. В связи с этим возрастает роль и значимость инновационных форм обучения, направленных на усовершенствование процесса обучения, поиск активных методов и форм обучения, способствующих достижению высокого уровня активности учащихся.

Психолого-педагогический обзор традиционно сложившихся методов и форм организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе господствует репродуктивность при восприятии и овладении учебным материалом. Используемые формы, методы и средства обучения предполагают в основном активную деятельность преподавателя в процессе передачи необходимых знаний.

Задача современной теории и практики обучения - создание таких условий учебной деятельности, при которых учащиеся стремились бы самостоятельно получить новые знания и в дальнейшем успешно могли бы использовать их в своей практической деятельности. К сожалению, сегодня можно констатировать, что возможности использования интерактивных методов на занятиях используются недостаточно. Как показывает практика, преподаватели проводят практические занятия по традиционной методике, где являются главным действующим лицом, а учащиеся - пассивные участники учебного процесса, которым изредка выпадает возможность вербализовать свои знания, при том что успех овладения учебным материалом зависит от мыслительной деятельности самого ученика. Попытки активизировать деятельность учащихся, скажем, при помощи проблемного обучения, зачастую ограничиваются формулированием преподавателем определенной задачи и объяснением им же самим рассматриваемого вопроса.

Совершенно противоположную позицию учащиеся занимают при использовании интерактивных методов обучения, где проявляются субъектные отношения между преподавателем и учащимся. В отличие от традиционных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников как

с преподавателем, так и друг с другом, на доминирование активности последних в процессе обучения.

Для того чтобы использовать интерактивные методы в образовательном процессе, необходимо рассмотреть суть самого понятия интерактивное обучение. Теория интерактивных методов и форм обучения изложена в работах Г.П. Звенигородской, Н.Г. Григорьевой, М.В. Кларина и др. Педагогическая наука в интеракции как феномене социальной практики отмечает такую межличностную связь, которая «характеризуется совместным интеллектуально-духовно-практическим действием людей, то есть это совокупность актов взаимодействия, пришедших в социальное соприкосновение личностей, когда мобилизуются и согласованно работают внутренние силы каждого из участников, реализуются их субъектные позиции» [Куликова 2002: 10]

Интерактивное обучение - это целенаправленное усиление взаимодействия преподавателя и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [Жук, Кашель 2004: 71].

Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося [Вербицкий 2007: 58].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса, созданы комфортные условия для обучения [Кашлев 2005: 135].

С психологической точки зрения интерактивное обучение - это тип обучения, в основе которого психология человеческих взаимоотношений и взаимодействий, включающих обмен информацией, не только учеников с учителем, но и учеников друг с другом.

Использование интерактивных методов в процессе обучения оказывает определенное влияние на развитие обучающегося: усиливает мотивацию обучения, общения со сверстниками, обогащает жизненный опыт, активизирует саморазвитие. Человек осознает потребность в таком общении-взаимодействии. В современной педагогике интерактивные методы воспитания, обучения - одна из важных категорий, так как эти методы представляют собой такой «способ целенаправленного интенсивного включения учащегося в образовательное взаимодействие, при котором главной целью становится решение конкретных образовательных задач на основе взаимодействия самомотивированного самораскрытия, духовно-нравственного взаимопонимания и принятия, открывающего возможности личностного роста участников данного взаимодействия» [Куликова 2002: 14].

Интерактивное обучение основано на принципах:

- диалогического взаимодействия - непосредственного речевого контакта, который предполагает зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, а также акустическое восприятие всей интонационной стороны речи [Выготский 1984: 44];

- работы в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Когда учащиеся работают индивидуально, они стремятся к достижению личных целей и собственного успеха; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения. Интерактивное обучение - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Данная форма работы создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями)

только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей [Васильева 2013: 45];

- активно-ролевой организации обучения. Ролевая игра - это интерактивная форма организации занятий, которая позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованных сценариев ролевой игры, которая сближает события, в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять и при желании апробировать иную стратегию поведения;

- тренинговой организации учебного процесса. Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в обучении. Эта форма работы по приобщению к духовным общечеловеческим ценностям предполагает партнёрские отношения участников образовательного процесса, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, установок в условиях, благоприятных для общения.

Обучение, в котором преобладающая роль отводится взаимодействию учащихся в группах, вначале вызывает трудности в плане организации и психологического восприятия, однако в дальнейшем преимущества такого обучения очевидны:

- активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией;

- комфортность: работая в малой группе, учащиеся чувствуют себя более свободно, уверенно, мнение каждого принимается всей группой;

- развитие личностных качеств и повышение самооценки: все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника группового решения, строить конструктивную коммуникацию;

- развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса;

- более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.

Следовательно, можно предположить, что интерактивное обучение, основанное на межличностной коммуникации, специально организованных ситуациях общения, создает на занятиях условия, способствующие возникновению интереса к процессу обучения, формированию мотива и реализации познавательной деятельности обучающихся, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [Королева 2011: 113].

В развитии идеи интерактивного обучения особая роль принадлежит общению. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, так как включает в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимного понимания друг друга» [Парыгин 1971: 178].

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [Словарь..., 2011: 85].

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый

из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [Королева 2010: 123].

Традиционно выделяют три стороны общения:

- информативную (обмен информацией);

- интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

- перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга) [Соколов 2002: 122].

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображение. В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управлять своим поведением, познать самого себя.

Групповая форма организации учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.

Групповая работа, как форма коллективной учебной деятельности, является способом организации совместных усилий учащихся для решения поставленной учебно-познавательной задачи. Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

• познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

• коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

• социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для социализации учащихся в обществе.

Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала должна быть организованна таким образом, чтобы каждый вносил в этот процесс свой особый, индивидуальный вклад, чтобы был возможен обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходить это должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит не только получать новые знания, но и способствовать развитию познавательной деятельности, переводить ее на более высокие формы сотрудничества.

Интерактивное обучение исключает доминирование одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Таким образом, мы видим, что интерактивное обучение одновременно решает несколько задач [Костерина 2010]. Во-первых, интерактивные методы основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, то есть реальностью, в

которой ими обнаруживается область осваиваемого опыта. Это создает ситуацию, востребующую необходимость ревизии уже имеющегося опыта, без чего невозможно выделить и проблематизировать область непознанного. Во-вторых, в интерактивном обучении субъективный опыт учащегося служит не просто вспомогательным материалом и иллюстрацией к основному содержанию образования, а центральным источником учебного познания, что также активизирует процессы самоактуализации в направлении определения соотношения «аксиоматичного», объективного и «субъективного», личностного знания. В-третьих, в интерактивном обучении активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане ревизии наличных способов организации работы по решению серьезных прикладных задач. В-четвертых, интерактивный характер антропоориентированное обучение приобретает в случае использования проектных, коммуникативных, игровых технологий, то есть технологий, создающих ситуации, востребующие познавательную, социальную и физическую активность студентов [Костерина 2013: 34]. Это обеспечивает наиболее эффективное развитие способности к самоактуализации, поскольку происходит ревизия всех наличных потенциалов и намечаются пути их наращивания для достижения результата в ходе соответствующих взаимодействий.

Библиографический список

ВасильеваИ.В. Учебное сотрудничество на уроках // Авантаж. 2013. № 50. С. 18.

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Велби, 2007. 58 с.

Вишнякова С.М. Профессиональное образование: слов. М.: СПО, 1999. 538 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.

44 с.

Жук А.И., Кашель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие. Мн.: Аверсэв, 2004. 336 с.

Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения: учеб.-метод. пособие. М.: Тетрасистемс, 2005. 35 с.

Королева Н.М., Головин А.А. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Курск: Курск. гос. техн. ун-т. 2010. С. 111-114.

Королева Н.М. Образовательные технологии, обеспечивающие развитие социокультурной компетенции у студентов - экономистов в процессе изучения иностранного языка. Белгород: Изд-во БУКЭП, 2011. 237 с.

Костерина И.В. Педагогическая сущность личностно-профессиональной самоактуализации студентов. Курск: Курск. гос. мед. ун-т, 2010. 152 с.

Костерина И. В. Специфика изучения гуманитарных дисциплин в вузе: аксиологический аспект // Совет ректоров. 2013. №9. С. 33-36

Куликова Л. Н. Интерактивные методы в образовании: личноозидающие смыслы // Интерактивные методы в образовании: личносозидающие смыслы: сб. ст. / Хабаровск. гос. пед. ун-т. Хабаровск, 2002. С. 138-141.

Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления. М.: Мысль 1971. 178 с.

Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. М.: Издат. В.А. Михайлова, 2002. 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.