Научная статья на тему 'Роль интерактивного оборудования для музеев'

Роль интерактивного оборудования для музеев Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
565
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Михеев Роман Эдуардович

В статье исследуется проблема воздействия интерактивного оборудования на музеи, их посетителей и работников. Отмечены задачи, решающие ряд затруднений и упрощающие функционирование музеев. Представлены технологии и заточенные под них готовые программные продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивного оборудования для музеев»

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МУЗЕЕВ

Михеев Р.Э.

Михеев Роман Эдуардович - магистрант, кафедра автоматизированных систем сбора и обработки информации, факультет управления и автоматизации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

Аннотация: в статье исследуется проблема воздействия интерактивного оборудования на музеи, их посетителей и работников. Отмечены задачи, решающие ряд затруднений и упрощающие функционирование музеев. Представлены технологии и заточенные под них готовые программные продукты.

Ключевые слова: интерактивное оборудование, виртуальное пространство, социальная сфера.

В последнее время существенным фактором становится виртуальное информационное пространство, в котором важной формой коммуникацией являются интернет-технологии.

Главным трендом на сегодняшний день является создание программных продуктов, за основу которых берется интерактивные технологии. Интерактивные технологии позволяют наладить взаимодействия пользователя с социальным объектом, в данном случае музее [1].

Социальная сфера - это сфера общественного производства самого человека с его интересами и их проявлениями в различных формах. Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т.е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека.

Интерактивное оборудование для музеев упрощает следующие задачи:

• Добавить в восприятие впечатление;

• Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно;

• Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории;

• Осуществлять коммуникацию с посетителем;

• Представлять музей во внешнем мире.

Ученым уж более ста лет известно, что при запоминании изображений и текста действуют разные правила. Визуальная информация запоминается и воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа.

Проведенные несколько лет назад исследования показали, что люди способны запоминать более двух с половиной тысяч изображений, и процент точности последующего их воспроизведения равен 90, несмотря на то что участники эксперимента имели возможность видеть изображение в течение всего 10 секунд. Точность воспроизведения год спустя равнялась 63 процентам. А в одной газете под заголовком «Помните Дика и Джейн?» была опубликована статья с результатами распознавания картинок несколько десятилетий спустя.

Во время эксперимента визуальную информацию сравнивали с другими видами информации. Излюбленным контрольным показателем был текст или представление информации в устной форме, и обычно результаты воспроизведения визуальной информации всегда были лучше. И эта тенденция по-прежнему неизменна [2].

Текстовое и устное изложение не просто менее эффективны, чем визуальный ряд, с точки зрения сохранения информации в памяти, но даже на порядок менее эффективны.

Если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя. В случае с изображениями данный показатель повышается до 65 процентов.

По сравнению с изображениями эффективность запоминания текста не так низка потому, что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Программные продукты реализуются для интерактивного оборудования. Все программные решения кастомные, то есть написанные мелкие фирмами под свое оборудования. Как правило, каждая компания держит свой программный продукты в закрытом доступе. За весь анализ и мониторинг рынка, удалось найти только одно программное обеспечение от компании «ТачИнформ», это была демо-версия с урезанным функционалом.

Под технологиями, которые помогают в организации социальной работы, подразумевается целый комплекс, это специальное оборудование и заточенное под него программное обеспечение, на данный момент таковыми являются:

* интерактивный пол

* дополненная реальность

* 3D VIDEO MAPPING

* Сенсорная панель

Интерактивный пол — это один из видов интерактивных систем. Напольная проекция напрямую взаимодействует с объектом, находящимся в ее зоне.

Дополненная реальность (или Augmented Reality, AR) это по сути дополнение реального существующего физического мира цифровыми и графическими данными в режиме реального времени с использованием компьютерных устройств [3].

3D video mapping — одна из самых впечатляющих мультимедиа-технологий современности. Откройте для себя новые грани аудиовизуального искусства: оптические иллюзии, трансформации пространства, световые шоу. Видео-мэппинг представляет собой 3D проекцию на физический объект с учетом его формы и расположения в пространстве. Чтобы создать оптическую иллюзию, изображение предмета, на который будет осуществляться проецирование, воспроизводится на компьютере в формате 3D.

Сенсорная панель — это аппаратное устройство, позволяющее перемещать указатель по экрану с помощью пальца.

Важно, при использовании интерактивного оборудования учитывать тип экспозиции и тип посещения.

В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев) внимание посетителя полностью сосредоточено на предмете. Главное, что может понадобиться посетителю (в отсутствие экскурсовода) - это дополнительная информация об экспонате. Вариант с мобильными приложениями может отвлекать внимание от предмета, возможно, более уместна будет либо электронная этикетка к предмету, либо, для более глубокого изучения - «зоны погружения», находящиеся в музее отдельно от экспозиции. Это комфортные автоматизированные рабочие места, красиво оформленные и содержащие в наглядной форме все предусмотренные методистами музея пласты информации об экспозиции -для заинтересованного посетителя, а также более игровой познавательный контент -для детской аудитории.

В научно-технических, познавательных музеях, в музейно-информационных центрах, напротив, использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей!

Что касается типа посещения, то здесь сценарии интерактивных инсталляций могут различаться для группового, семейного и индивидуального посещения.

Экскурсионные группы является во многих музеях России основным источником посетителей. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и т.д.

Говоря о семейном посещении с детьми, важно помнить о возможностях создания в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребёнка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т.д.) [4].

Индивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее. Если посетителю не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе. Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за подлинностью, за атмосферой. Поэтому у посетителя должна иметься возможность погрузиться в изучение предмета на территории музея. Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудиоинсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху/тему.

Таким образом, нельзя не отметить большие преимущества использования интерактивного оборудования в музеях, а именно:

• возможность освободить должность экскурсовода и администратора музея, которые вместо общения с гостями могут сразу перейти к экскурсии и выделить больше времени на общение с посетителями не в холле музея, а в залах, где расположены экспонаты. Это не только снизит нагрузку на сотрудников, но и позволит им выделить больше времени на подготовку и проведения экскурсии;

• увеличение престижа музея, особенно в глазах молодой аудитории;

• быстрое и доступное воспроизведение информации. Это могут быть вступительные и экскурсионные видеоролики, биографии, тематические статьи, рекомендации, списки полезной литературы для студентов, а также обзоры, 3D макеты экспонатов и многое другое;

• многофункциональность устройства, поскольку можно не только воспроизводить информацию, но и хранить и передавать ее через различные точки сетевого доступа.

Список литературы

1. Козырев Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования, 2011. № 6. С. 60-68.

2. Одинокая М.А. Об эффективном использовании современных технологий создания интерактивных веб-документов /М.А. Одинокая// Интерактивная наука, 2017. № 3 (13). С. 55-56.

3. Чепыжова Н.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование, 2010. № 6. С. 13-15.

4. Швырина Г.В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество, 2010. № 3. С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.