ИДЕТ УРОК
Л.П. Шумакова РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ
(на материале урока «Отечественная война 1812 года в истории и литературе»)
Современное преподавание литературы стремится к поиску таких форм обучения, которые должны не только закреплять знания учащихся, но и расширять их кругозор, развивать творческое воображение, память, речь. К числу подобных инновационных технологий принадлежит интегрированное обучение. Понятие «интеграция», пришедшее в российскую педагогику в 80-е годы XX века, стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Однако интеграция - явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук или видов искусства для разъяснения тех или иных теоретических положений. Она представляет собой рассмотрение предмета ... образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных представителями различных наук, средствами различных видов искусства. Интегрированные уроки сведения из разных научных дисциплин не только дополняют и расширяют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом.
При проведении интегрированных уроков необходимо четко сформулировать тему, цели, задачи, понятия, которые объединят литературу, искусство и науку. Подобные уроки могут проводиться на понятийно-информационном уровне (когда учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели, задачи, но проводят урок по отдельности) и бинарном (одновременное обучение). Важным моментом здесь является реализация принципов интегративного личностно развивающего образования (личностный подход, формирование обобщенных структур (таблицы, схемы, алгоритмы); системность, диалогичность).
Рассмотрим методику проведения интегрированного урока по теме «Отечественная война 1812 года в истории и литературе» в 10 классе средней школы. Урок проводится в процессе изучения старшеклассниками романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». «Гроза двенадцатого года» всколыхнула весь русский народ, показала всему миру его мощь и силу, величие и истинный патриотизм. Не случайно Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» «любил мысль народную». В качестве эпиграфа к данному занятию можно взять цитату поэта-декабриста В.Ф. Раевского из его произведения «Песнь воинов перед сражением»: «Певцы передадут потомству // Наш подвиг, славу, торжество». Задача учителя на
этом уроке - показать школьникам, какое отражение нашли военные события 1812 года в истории и литературе. В наибольшей степени реализации поставленной задачи поможет исследовательский метод. Предварительно класс делится на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание:
• группа историков рассказывает о «правде факта», останавливаясь на ключевых моментах хода войны (переправа французов через Неман, Смоленское сражение, Бородинская битва);
• архивная группа обращается к документам и материалам, среди которых можно назвать «Донесение М.И. Кутузова Александру I о сражении при Бородине», «Рапорт М.И. Кутузова Александру о причинах оставления Москвы», «Письмо М.И. Кутузова начальнику главного штаба французской армии маршалу Бертье о народном характере Отечественной войны», «Письмо М.И. Кутузова П.М. и М.Ф. Толстым об отступлении армии Наполеона из Москвы по Смоленской дороге», «Приказ М.И. Кутузова по армиям об освобождении Москвы от наполеоновских войск» и др.
• группа мемуаристов исследует записки и воспоминания Ф.Н. Глинки, Дениса Давыдова, Н.А. Дуровой, И.И. Лажечникова. Все они были живыми свидетелями событий 1812 года. Написанные ими произведения представляют собой не только историческую, но и литературно-художественную ценность.
• автор «Военных записок» Денис Давыдов, партизан, боевой офицер, сам себя считал «человеком, рожденным единственно для рокового 1812 года». Но и он отдал дань литературе. «Военные записки» сыграли важную роль в развитии русской батальной прозы, а стихи значительно обогатили поэзию первых десятилетий XIX века. «Кавалерист-девица» Надежда Дурова была не только смелым и отважным воином, но и талантливой писательницей.
Данные произведения сами по себе включают элементы интеграции, т.к. одновременно представляют собой и исторические хроники, и литературнохудожественные тексты. При их разборе у старшеклассников формируется целостное восприятие изучаемого события, поэтому считаем использование данных материалов не только целесообразным, но и необходимым на данном интегрированном уроке.
Прежде чем говорить со школьниками о романе- эпопее Л.Н. Толстого, следует сказать о художественных произведениях, в которых нашли отражение события Отечественной войны 1812 года. Жур-
налы первой трети девятнадцатого столетия были буквально переполнены стихотворениями, прославляющими мужество и героизм русских солдат, воспевающими величие России. Анализом этих произведений займется группа любителей поэзии. И в творчестве поэтов старшего поколения (Державин, Карамзин, Жуковский, Крылов), и в опытах совсем юных лицеистов отразился невиданный подъем патриотизма, который охватил все слои русского общества в период «грозы двенадцатого года». Достаточно вспомнить стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», а также оду А.С. Пушкина «Наполеон» и его же стихотворения «Перед гробницею святой...» (в память М.И. Кутузова), «Бородинская годовщина», «Полководец»,
строфы из «Евгения Онегина». Молодой М.Ю. Лермонтов тоже дышал атмосферой боев, походов, жарких схваток. Позже он создаст такие патриотические шедевры, как «Два великана» и «Бородино». Болью за свою страну, верой в русский народ наполнены стихотворения Ф.Н. Глинки («Песнь русского воина при виде горящей Москвы», «Москва»),
К.Ф. Рылеева («Партизаны», «Песня Партизанская») и В.Ф. Раевского («Песнь воинов перед сражением»).
Следующим этапом занятия является обращение к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Работа по группам завершена, и в диалог с учителем включается весь класс, при этом педагог использует эвристический метод (аналитическую беседу, анализ образов и эпизодов). Вспомним сцену «Переправа через Неман». Учитель может предложить классу подумать над следующими вопросами: какая роль в ходе войны отводится этому эпизоду? в чем выражается единство французской армии и на чем основана сплоченность перед лицом опасности русских людей? как ведет себя Наполеон в этой сцене? соответствует ли толстовское восприятие деяний Бонапарта той оценке, которую дают французскому полководцу историки разных времен и поколений?
Прежде чем приступать к разбору следующего эпизода, следует спросить у старшеклассников, какое сражение является кульминацией всей войны? Проанализируйте описание Бородинской битвы, сопоставив исторические документы, мемуарные
свидетельства и художественные тексты. Как изображено сражение в романе-эпопее? Чьими глазами оно увидено и почему? Почему князь Андрей и все солдаты уверены в грядущей победе? Что вы можете сказать о героизме и мужестве участников сражения? Как в исторических документах и художественных произведениях изображены Наполеон и Кутузов - два нравственных «полюса» романа-эпопеи Толстого?
Важное место в ходе войны занимало партизанское движение, поэтому следует обсудить с учениками, почему, по мнению историков и самого Толстого, началась партизанская война? Какую роль в развитии военных событий сыграли партизанские отряды Давыдова, Долохова и Денисова? Какой тактики они придерживались?
В заключение урока необходимо сделать выводы. Мы предлагаем для обсуждения в классе следующие вопросы: каковы были политические, социальные, экономические и нравственные уроки войны 1812 года? как должны сочетаться подлинные факты, исторические реалии с художественным вымыслом писателей? помогают ли художественные произведения правильно понять характер Отечественной войны?
Интеграция истории и литературы, осуществляемая на данном уроке, позволит учащимся эмпирическим путем прийти к выводу, изложенному Л.Н. Толстым в статье по поводу «Войны и мира»: «Историк и художник, описывая эпоху, имеют два совершенно различных предмета. ...Для историка, в смысле содействия, оказанного лицом какой-нибудь цели, есть герои; для художника, в смысле соответственности этого лица всем сторонам жизни, не может и не должно быть героев, а должны быть люди. Историк обязан, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, ...старается только понять и показать не известного деятеля, а человека» [2, с. 644-645].
Список используемой литературы:
1. Раевский В.Ф. Стихи. - М., 2002.
2. Толстой Л.Н. Собр. соч. - М., 1980.