Научная статья на тему 'Роль интегративных курсов в развитии самоорганизации обучающихся'

Роль интегративных курсов в развитии самоорганизации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС / САМООРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / INTEGRATION / INTEGRATIVE COURSE / SELF-ORGANIZATION / COMPETENCES / INTEGRATIVE KNOWLEDGE / TECHNOLOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенников Алексей Викторович

Интегративные курсы являются необходимым компонентом системы современного естественнонаучного образования и способствуют развитию процессов самоорганизации обучающихся. Определены закономерности создания и функционирования интегративных курсов и предложена технологическая модель интегративного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTEGRATIVE COURSES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT SELF-STUDY

Integrative courses have been a necessary component of modern science education; they encourage the development of self-organization processes of students. The regularities of establishment and operation of integrative courses have been defined and the technological model of integrative course has been proposed.

Текст научной работы на тему «Роль интегративных курсов в развитии самоорганизации обучающихся»

УДК 373.1.013

Гребенников Алексей Викторович

аспирант кафедры химии

Курского государственного университета

тел.: (908) 125-37-96

РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНЫХ КУРСОВ В РАЗВИТИИ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Интегративные курсы являются необходимым компонентом системы современного естественнонаучного образования и способствуют развитию процессов самоорганизации обучающихся. Определены закономерности создания и функционирования интегративных курсов и предложена технологическая модель интегративного курса.

Ключевые слова: интеграция, интегративный курс, самоорганизация, компетенции, интегративные знания, технологическая модель.

Grebennikov Alexey Victorovich

Postgraduate Student of the Department of Chemistry of Kursk State University tel.: (908) 125-37-96

THE ROLE OF INTEGRATIVE COURSES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT SELF-STUDY

Integrative courses have been a necessary component of modern science education; they encourage the development of self-organization processes of students. The regularities of establishment and operation of integrative courses have been defined and the technological model of integrative course has been proposed.

Key words: integration, integrative course, self-

organization, competences, integrative knowledge, technological model.

Не отвергая важность отдельных предметов, надо признать необходимость и целесообразность создания и введения в учебный процесс интегративных курсов, которые являются одним из воплощений идей интеграции, вызванными интеграционными изменениями в науке, образовании, технике, обществе, усилившимися в ХХ! в. Анализ интегративных курсов естественнонаучного профиля, реализуемых в высших учебных заведениях показал, что не все они отвечают современным требованиям образовательного процесса, главной целью которого выступает личность обучающегося, его профессиональная компетентность и самоорганизация. Поэтому ведущей целью нашего исследования является поиск новых теоретических подходов к созданию и разработке технологической модели интегративных курсов естественнонаучного содержания, в рамках которых осуществляется подготовка специалистов, владеющих интегративным знанием, навыками самоорганизации, профессиональными компетенциями. Мы предположили, что интегративные курсы являются отражением происходящих в науке процессов интеграции и необходимым компонентом системы современного естественнонаучного образования. Изучение интегративных курсов обеспечивает целостность профессионально-личностной подготовки будущего специалиста, проявляющейся в степени сформированности интегративного знания, способности к самоорганизации и совмещению теории с практикой, умения интегрировать знания в практическую деятельность.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Определить основные дидактические функции интегративных курсов в современном естественнонаучном образовании.

2. Определить основные критерии отбора содержания интегративного курса.

3. Разработать технологическую модель построения интегративных курсов.

4. Исследовать влияние интегративного курса на формирование интегративного знания по предметам естественнонаучного цикла, а также на развитие самоорганизации обучающихся.

Специальные знания, предлагаемые современным образованием, не обладают достаточной общностью и недостаточно конструктивны, т.к. они сформированы на основе разрозненной совокупности специальных знаний. Решением этой проблемы является формирование интегративного знания. Источником интегративных знаний могут стать интегративные курсы естественнонаучного содержания, которые являются органичной и на старших курсах приоритетной частью образования, придающей ему новое качество, формирующей иное отношение не только к изучаемой дисциплине, но и к обществу и к человеку. Создание педагогической системы, основанной на интеграции, ведет к изменению предметного содержания и созданию оптимальных условий для развития самоорганизации каждого обучающегося путем реализации методов, форм и средств обучения. Этапы развития данной системы связаны с уровнем развития самоорганизации обучающегося, включающим такой фактор, как осознание себя субъектом, самостоятельно решающим задачи собственного образования. Самоорганизация - это

возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов, правильное использование времени с наибольшим результатом и ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы. Самоорганизация как сложное явление характерна для всех систем. Управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов, называется самоорганизацией системы [3, с. 10-12].

Личностная самоорганизация обучающегося в учебной деятельности представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе [1, с. 60-61]

Основными составляющими самоорганизации, с нашей точки зрения, являются: учебная, выражающаяся в отношении субъекта к учебным занятиям, и проявлении инициативы; организационная, выражающаяся в стремлении организовать свою самообразовательную деятельность; познавательная, представляющая направленность личности на достижение целевых программ, установку на самообразование и самовоспитание; творческая, выражающаяся в способности активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели; индивидуальноличностная, отражающая уровень личностного ресурса, как фактора профессионального саморазвития; профессионально-деятельностная, отражающая профессиональную инициативу обучающихся, реализацию их профессиональной Я - концепции.

Важнейшим направлением самоорганизации обучающихся является развитие таких способностей, которые помогут им в реальных условиях осуществлять движение, как по вертикали, так и по горизонтали. Движение по вертикали - должностное продвижение, по горизонтали - смена профиля работ и рабочего места, а также и вглубь - улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации.

Для обеспечения функций профессионального образования особенно актуально осознание приоритета процессов саморазвития и самоорганизации личности над ее формированием. Одной из ключевых компетенций, формируемых в процессе преподавания интегративных дисциплин естественнонаучного цикла, является информационная компетенция, т.е. способность к самоорганизации. Информационная компетенция определяет такие направления самоорганизации обучающегося, как способность: осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру; выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной новой информации, фильтровать информационный поток; к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности; делать аргументированные выводы, критически осмысливать информацию, оценивать результаты деятельности по приобретению новых знаний [4, с. 3-4].

Под интегративным курсом естественнонаучного содержания мы понимаем курс, построенный на основе объединения сведений из смежных дисциплин на основе общих теорий, законов и закономерностей с целью решения общих задач образования. Разрабатывая модель интегративного курса, прежде всего, мы опирались на методологический аппарат, который включает в себя цели, принципы, основания и критерии интеграции, организацию процесса, средства результаты и дидактические условия. Все эти составляющие позволяют выявить взаимосвязи компонентов курса, очертить его контуры и определить некоторые классификационные параметры. Конструктивная цель интегративных курсов состоит в том, что с их помощью совершенствуется содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Основными задачами интегративного курса выступают: систематизация научных знаний обучающихся; повышение эффективности обучения; формирование естественнонаучной картины мира, интегративного знания, навыков самоорганизации и профессиональной компетентности. Эффективность организации и моделирования интегративного курса зависит от комплекса педагогических условий, реализация которых обеспечивает успешность процесса обучения [2, с. 123-124].

Отбор содержания и построения интегративного курса естественнонаучного содержания определяется не только классическими принципами дидактики, но и выделенными нами принци-

пами синергизма, диссипативности, когерентности. Критериями отбора содержания интегративного курса, на наш взгляд, являются: актуальность для обучающихся рассматриваемых в программе вопросов, их соответствие уровню учебной мотивации учащихся; соответствие содержания названию курса; полнота рассмотрения представленных разделов и тем, с учетом требований к объему общей нагрузки обучающихся; научность и систематичность учебного материала, возникающие в противовес множественным попыткам создать курсы с недостаточно продуманной структурой и логикой построения; логичность изложения; доступность для обучающихся.

При разработке модели интегративного курса мы рассмотрели методологические, психологопедагогические, предметно-дидактические и социальные основы интеграции.

• На уровне методологии ведущая роль отводится системному и комплексному подходам с целью структурирования и моделирования содержания курса, а так же определению способов функционирования интегративного курса в образовательном процессе.

• Психолого-педагогической основой выступает деятельностный личностно-ориентированный подход, построенный на технологии сотрудничества и развитии собственного Я.

• Предметно-дидактические основы предусматривают направленность образовательного процесса в рамках реализации интегративного курса.

• Социальные основы позволяют учитывать социальный заказ общества при подготовке квалифицированных специалистов.

Таким образом, выделенные теоретико-методологические основы служат базой разрабатываемой модели интегративного курса.

Модель интегративного курса включает в себя четыре крупных составляющих.

Субъектно-смысловая составляющая определяет назначение интегративного курса и влияет на цель образования. Можно выделить следующие цели: социальную; образовательную; воспитательную; самообразовательную; самоорганизационную и др. Выбранная цель определяет направленность образовательного процесса на развитие самоорганизации обучающихся.

Структурно-содержательная составляющая модели разработана на основе общедидактических принципов их назначения и методологических функций в учебном процессе, определяющих эффективность образовательного процесса и обеспечивающих достижение поставленной цели обучения

Организационно-методическая составляющая представлена предметной средой, в которой протекает образовательный процесс на всех этапах реализации интегративного курса. При этом внимание акцентируется на субъект-субъектных отношениях, определяющих эффективность применения данного интегративного курса.

Результативно-оценочная составляющая выступает в качестве реального итога в образовательном процессе и предполагает соотнесение целей с результатами процесса обучения.

Таким образом, разработанная нами модель интегративного курса базируется на следующих положениях:

• главной целью интегративного курса является обеспечение качества результатов обучения, базирующихся на методологии и принципах интеграции;

• качество результатов обучения оценивается методикой, позволяющей определить уровень сформированности умений и которая соответствует требованиям образовательного стандарта;

• психолого-педагогическими условиями эффективности интегративного курса являются тестирование и учет уровней обученности, достижения и компетентности обучающихся.

Такая уровневая структура технологической модели интегративного курса направлена на развитие самоорганизации обучающихся, отражающей уровень личностного ресурса, как фактора профессионального саморазвития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности. // Фундаментальные исследования: сб. науч. тр. Брянск. 2008. № 2.

2. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования // Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп.

М., 1982.

3. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе: учеб. пособие. Таганрог, 1989.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 020201 Фундаментальная и прикладная химия. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.