ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658.681.2 С.С. Саркисян
РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Раскрыта роль инструментов внутрифирменного планирования в развитии промышленного предприятия. Рассмотрены основные методы внутрифирменного планирования, их эволюция, сильные и слабые стороны их функционирования в качестве инструментов планирования на промышленных предприятиях.
Ключевые слова: инструменты внутрифирменного планирования, основные методы внутрифирменного планирования как инструменты планирования на промышленных предприятиях.
Экономическая теория и практика внутрифирменного планирования располагают широким спектром различных инструментов, позволяющих решать основные вопросы управления организацией. Под инструментами внутрифирменного планирования мы понимаем методы планирования, результатом применения которых является создание системы планов, определяющих порядок действий и распределения ресурсов предприятия в рамках решения управленческих задач. Развитие инструментов внутрифирменного планирования происходит наряду с развитием и усложнением экономических отношений, требующих все более совершенных методов функционирования предприятий.
Планирование производства является ключевым звеном в системе внутрифирменного планирования промышленных предприятий. Длительность производственного цикла, серийность, технологическая специализация и многие другие факторы оказывают влияние на внутрифирменное планирование, при этом принятые на промышленном предприятии методы планирования также влияют на организацию производства. Чем лучше сформирован портфель заказов, чем точнее сформулированы прогнозы производства и сбыта, тем лучше производственная программа будет задавать ход производству [3] и тем эффективнее будет система планирования.
Новые подходы в планировании не исключали уже использовавшихся методов, но дополняли их. Сосуществующие бюджетные и перспективные планы дополнялись новыми методами планирования. При этом возникновение более совершенных методов в рамках вновь разрабатываемых концепций управления организацией позволяло поднять управление организацией на качественно новый уровень, позволяющий учитывать максимальное количество факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность организации и определяющих ее конкурентное положение.
Одними из первых методов планирования, возникших в период развития школы научного управления в начале XX в., были нормирование труда, учетно-плановый график Гантта и линейные диаграммы Гилберта, позволяющие планировать, распределять и контролировать выполнение работ. Учетно-плановый график Гантта представлял собой таблицу, в которой отражались загрузка оборудования в течение планового периода, сроки ремонта оборудования, технологические перерывы. Эта информация отражалась в ячейке на пересечении строк, отражающих время и содержание выполняемых работ. Таблица содержала информацию о фактическом выполнении задания, что делало ее инструментом текущего контроля.
Данные методы были инструментами оперативного планирования, которые позволяли осуществлять календарное планирование мероприятий, распределять работы, контролировать ход работ, обеспечивать диспетчеризацию, определять размер партий изделий, размещать заказы на сырье, управлять запасами. Методы способствовали повышению эффективности производственного процесса и позволяли более рационально организовать труд рабочих. Главным недостатком метода Гантта была невозможность планирования многовариантных взаимосвязанных работ.
Этапы развития наиболее важных инструментов планирования, с учетом их роли в развитии предприятия, представлены на рисунке.
В результате для решения данной проблемы в 50-е гг. был разработан метод сетевого планирования и управления. Данный метод позволял решать задачи прогнозирования, управления, оценки временных затрат и средств для осуществления проектов. Реализацией метода было построение календарного сетевого графика, на котором в виде цепной диаграммы отражается последовательность и взаимосвязь действий по реализации плановых заданий [2]. Оптимизация процесса с помощью данного метода заключалась в обеспечении своевременности заказа сырья и выпуска изделий, предотвращении простоев и технологических сбоев.
Эколюция методов внутрифирменного планирования
факторы внешней среды
мировои рынок социальные потребности технологии конкуренция
стратегическое планирование
концепция маркетинга
40-е годы 50-е годы 60-е годы 70-е годы
график Гантта , диаграммы метод сетевого MRP, MAP, just-in-time,
2000 г. и далее
Гилберта
планирования
Kanban, MRPII
CIM, АСУП SAP
производственное планирование комплекс маркетинга
матричные методы стратегического планирования концепция контролинга
производство запасы кадры
качество продукции миссия фирмы
качество управленческой информации скорость получения управленческой информации скорость принятия управленческого решения
факторы внутренней среды
Рис. Этапы развития важнейших инструментов планирования
В дальнейшем указанные методы планирования развивались и совершенствовались, но фактически они используются по сей день в целях оперативного планирования. На базе диаграмм Гантта и Гилберта в 60-е гг. были созданы такие методы управления запасами, как MRP (обеспечивает экономию издержек путем уменьшения запасов готовой продукции), MAP (минимизация вложений в запасы, исходя из определения оптимальной величины партий сырья и материальных ресурсов с учетом потока заказов) [2].
Метод «kanban» позволял обеспечивать оперативное управление заказами и материальными потоками, в том числе отслеживать потоки полуфабрикатов между отдельными операциями. Размеры запасов на каждой предшествующей операции определяются потребностями следующего производственного участка. Метод JIT («точно в срок») предусматривал полную синхронизацию планирования и управления материально-техническим снабжением с производственными процессами. Данный метод позволил снизить затраты времени на 90%, трудоемкость на 10-30%.
Как видно из проведенного анализа, основные методы внутрифирменного планирования развиваются, становятся более узконаправленными, автоматизируются и учитывают все большее количество факторов внешней и внутренней среды организации. В таблице приведена информация о значении основных инструментов внутрифирменного планирования и их роли в развитии промышленного предприятия [7].
Зачастую методы внутрифирменного планирования, возникшие при решении задач управления, не встречавшихся ранее, на первоначальном этапе своего развития относятся к интуитивным, в дальнейшем, развиваясь, они приобретают все большую формализацию и вид математических моделей, автоматизирующих управление организацией.
В современных условиях хозяйствования на промышленных предприятиях методы и модели линейного программирования широко применяются при оптимизации процессов: при разработке производственной программы, при размещении заказов между исполнителями, распределении производственного задания по временным интервалам, при определении ассортиментной политики, при решении логистических задач. Наиболее широкое применение линейного программирования наблюдается при решении задач выбора ресурсосберегающих технологий, инвестиционных программ.
Эволюция основных методов внутрифирменного планирования и их роль
в развитии организации
Метод Принцип применения Применение метода Роль метода в развитии организации
Балансовый метод Взаимная увязка ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и потребностей в них на основе балансового уравнения В настоящее время широко применяется в планировании затрат и потребности в сырье Рационализация использования ресурсов, экономия за счет уменьшения избыточных запасов и средств производства
Нормативный метод Плановые задания строятся на основании нормативов В настоящее время широко применяется в планировании времени, планировании затрат Рационализация использования трудовых ресурсов (позволяют снижать трудоемкость, устранять простои, сокращать сверхурочные работы, уменьшать отклонения условий труда от нормы)
Математикостатистические методы Построение математических моделей функциониров ания подразделения организации Широко применяются в финансовом планировании и планировании инвестиций Рационализация использования ресурсов, сокращение производственного цикла, повышение ритмичности работы. Играют значимую роль в оценке эффективности инвестиций, способствуют инновационному развитию
Методы линейного программирования Построение модели, позволяющей оценить зависимость эффективности организации от заданных параметров и выбрать наиболее приемлемый вариант плана Применяются при выборе между различными видами сырья, технологий Рационализация использования ресурсов, повышение конкурентоспособности за счет выбора наиболее эффективных видов сырья или технологии. Играют значимую роль в оценке чувствительности стабильности предприятия к изменению различных факторов, т.е. помогают учитывать риски
Рассмотренные методы внутрифирменного планирования изменяли свое значение в развитии предприятий с увеличением нестабильности внешней экономической среды. В процессе развития промышленного производства изменялись концепции управления организацией, что приводило к изменению подходов к внутрифирменному планированию и возникновению нового инструментария внутрифирменного планирования. Возникла иерархичность системы внутрифирменного планирования, обусловленная доминированием вышестоящего процесса планирования и формированием нижестоящего плана на основе вышестоящего, вследствие чего стали выделять общее планирование, направленное на формирование концепции развития предприятия, и оперативное планирование - планирование хозяйственных операций.
Разработка общих планов организации производилась в рамках господствующих теоретических концепций. Оперативное планирование впоследствии осуществлялось с учетом сформированных общих целей и планов организации. Основными значимыми этапами развития внутрифирменного планирования, по нашему мнению, является возникновение и развитие трех концепций, оказавших существенное влияние на инструментарий внутрифирменного планирования и его роль в развитии предприятия: концепции маркетинга, концепции стратегического управления, концепции контроллинга. Рассмотрим данные этапы в соответствии с хронологией развития концепций.
С середины 50-х гг. ХХ в. в Европе и США в условиях усиления конкурентной борьбы [1] эффективным инструментом управления при неопределенности внешней среды является концепция маркетинга. Внимание менеджеров перераспределилось в сторону организации сбыта. При этом вначале маркетинг рассматривался как функциональная инфраструктура организации, подчиненная интересам производства и сбыта продукта, тогда как нужды целевого рынка оставались за пределами внимания управленцев. Внутрифирменное планирование с учетом маркетинга оставалось тактическим, и основное внимание уделялось планам сбыта.
Основой планирования в это время являлся комплекс маркетинга, разработанный Ф. Котлером. Суть данного подхода заключалась в воздействии организации на факторы своей внутренней среды (продукт, цену, каналы распространения и продвижения) для достижения необходимой ответной реакции потребителя и поставленной перед организацией цели. Дальнейшее развитие экономики привело к росту рыночных факторов, что послужило дальнейшему развитию маркетингового подхода к управлению организацией. Маркетинг стал базой для стратегического планирования. Концепция маркетинга развивалась, и при планировании стали учитывать все большее количество факторов как внешней, так и внутренней среды.
Мировая экономика в 70 - 80-е гг. XX в. характеризовались ростом конкуренции и возрастанием волатильности среды. Основным инструментом управления организацией в данный период становится стратегическое управление и стратегическое внутрифирменное планирование.
Под стратегией мы понимаем определение генерального направления развития организации в долгосрочной перспективе, которое позволит организации наиболее эффективно функционировать в условиях волатильной внешней среды и поддерживать приемлемый уровень конкурентоспособности. Под стратегическим управлением организацией мы понимаем управление, направленное на достижение целей стратегии. Стратегическое планирование понимается нами как часть системы внутрифирменного планирования, относящаяся по срокам планов к долгосрочному планированию, стратегическое планирование включает в себя подсистемы тактических (краткосрочных) планов. При этом в системе внутрифирменного планирования стратегическое планирование является системой более высокого порядка относительно прочих видов планов, входящих в состав этой системы.
Основными инструментами стратегического внутрифирменного планирования было множество различных матриц, которые соответствовали уровням стратегического планирования [1]. Применение матриц позволяло провести анализ существующей ситуации и увидеть сильные и слабые стороны фирмы и пути развития. Примерами таких матриц являются SWOT, МСС, матрица вектора экономического развития. Анализ рынка и отрасли позволяли сделать матрицы BCG, GE. Анализ дифференции и качества продукции проводился с помощью матриц «Улучшения конкурентной позиции», «Дифференциация - относительная эффективность затрат» [1].
Существенным недостатком применения матриц является односторонность их результатов, позволяющих увидеть положение организации в определенном срезе (рынок, конкуренция, цены, качество продукции и т.п.), но одновременное применение матричного подхода с остальными методами дает возможность увидеть закономерности в процессах, происходящих на предприятии, и сформировать наиболее эффективные пути развития [1].
Наряду со стратегическим подходом к управлению предприятием, в 70-е гг. в Германии широкое распространение получила теоретическая концепция контроллинга. В рамках данной концепции, разработанной Д. Ханом [8], система управления предприятием базируется на двух ключевых функциях управления - планировании и контроле. Планирование рассматривается как процесс составления планов, определяющих будущие события. При этом в рамках данной системы взаимосвязи и взаимозависимости планов появляется возможность быстро и качественно корректировать производственную программу организации в зависимости от изменений среды.
Внутрифирменное планирование трансформировалось в комплексное программно-целевое планирование, включающее в себя план сбыта и продаж, планирование финансов и производства. Контроллинг обеспечил адаптацию традиционной системы внутрифирменного планирования, учета и контроля на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения [4].
Можно уверенно утверждать, что внутрифирменное планирование - это не просто функция управления, позволяющая оптимально использовать имеющиеся в распоряжении организации ограниченные ресурсы. Это основной источник управленческой информации и неотъемлемая часть системы управления организацией, влияющей на все этапы управленческого процесса.
2011. Вып. 4
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алимов М.Ш., Гичиев Н.С. Матричные методы стратегического планирования деятельности предприятия.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Элит - 2000, 2001. 440 с.
3. Когаловский В. Системы планирования производства: отечественные компромиссы развития. URL: http://big.spb.ru
4. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / пер с нем. Ю.Г. Жукова, С.Н. Зайцева; под ред. С.А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993. 96 с.
5. Мельниченко Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №5.
6. Петрова В.В. Внутрифирменное планирование в экстремальных условиях хозяйствования: на примере промышленности Удмуртской Республики: дис. ... канд. экон. наук. 08.00.08. Ижевск, 2003. 242 с. (19с.)
7. Поделинская И.А., Унгаева И.Ю., Бянскин М.В. Планирование на предприятии: учеб. пособие. Улан-Удэ:
Изд-во ВСГТУ, 2004. 152 с.
8. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
Поступила в редакцию 10.08.11
S.S. Sarkisyan
The role of tools of internal company’s planning in an industrial enterprise development
The article contains information about the role of tools of internal company’s planning in an industrial enterprise development. The basic methods of internal company’s planning, their evolution, strong and weak sides of their functioning as tools of planning at industrial enterprises are considered.
Keywords: tools of internal company’s planning, the basic methods of internal company’s planning as planning tools at industrial enterprises.
Саркисян Самвел Сергеевич
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,1 (корп. 4) E-mail: samvel-izh@yandex.ru
Sarkisian S.S.
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: samvel-izh@yandex.ru