Научная статья УДК 336.71
https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.3
Роль инструментов Банка России в современном российском государственном управлении
Кирилл Константинович Киселёв1, Алдар Саналович Бадмаев2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия, kirknstkis@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-2722-5509
2Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, badmaev.a.s@my.mgimo.ru, https://orcid.org/0009-0007-7075-1239
Аннотация. В данной статье исследуется политическая и экономическая роль Банка России в структуре государственного управления, изучается его влияние на экономику страны и благосостояние населения. Отмечается, что ключевая ставка Банка России используется им в качестве инструмента достижения внутриполитических целей, таких как контроль инфляции, стимулирование экономического роста и поддержка финансовой стабильности. Как внешнеполитический инструмент, она является средством мягкой силы, особенно в контексте глобальных финансовых рынков, где мировые акторы во многом ориентируются на действия Банка России. Приводятся результаты анализа академических исследований, теоретических моделей и практических примеров, связанных с политикой Банка России и его воздействием на экономику страны. Также рассматривается опыт применения инструментов ключевой ставки кредитно-финансовыми организациями в других странах. Заключается, что результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективной экономической политики государства и принятия обоснованных решений в сфере монетарной политики.
Ключевые слова: Банк России, политические функции, экономика, ключевая ставка, международное сотрудничество, геополитическое влияние, политическое влияние Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Киселёв К.К., Бадмаев А.С. Роль инструментов Банка России в современном российском государственном управлении // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 7. С. 27-32. https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.3.
Original article
The role of the Bank of Russia's Instruments in Modern Russian Public Administration
Kirill K. Kiselev1, Aldar S. Badmaev2
1Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia,
kirknstkis@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-2722-5509
2International Institute of Energy Policy and Diplomacy, Moscow State Institute
of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow,
Russia, badmaev.a.s@my.mgimo.ru, https://orcid.org/0009-0007-7075-1239
Abstract. The present paper examines the political and economic role of the Bank of Russia in the structure of public administration, studying its impact on the country's economy and the welfare of the population. It argues for the idea that the Bank of Russia's key rate is used as a tool for achieving domestic policy objectives, such as controlling inflation, stimulating economic growth and supporting financial stability. It is noted that the key rate of the Bank of Russia is used by it as a tool to achieve domestic political goals, such as controlling inflation, stimulating economic growth and supporting financial stability. As a foreign policy tool, it is a means of soft power, especially in the context of global financial markets, where global actors are largely guided by the actions of the Bank of Russia. The results of the analysis of academic research, theoretical models and practical examples related to the policy of the Bank of Russia and its impact on the country's economy are presented. In addition, the experience of application of key rate instruments by credit and financial institutions in other countries is also considered. Conclusion dwells upon the fact that the results of the study are of great importance for the development of effective economic policy of the state and making informed decisions in the sphere of monetary policy.
© Киселёв К.К., Бадмаев А.С., 2023
Keywords: Bank of Russia, political functions, economy, key rate, international cooperation, geopolitical influence, political influence
Funding: Independent work.
For citation: Kiselev, K.K. & Badmaev, A.S. (2023) The role of the Bank of Russia's Instruments in Modern Russian Public Administration. Society: Politics, Economics, Law. (7), 27-32. Available from: doi:10.24158/pep.2023.7.3 (In Russian).
Центральный Банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) в качестве независимого регулятора финансового рынка не только выполняет функции в области монетарной политики и экономического надзора, но также играет определенную роль в общеполитической системе страны. ЦБ РФ - это орган «денежной власти», работающий совместно с Правительством РФ.
Настоящее исследование ставит своей целью изучение экономических и политических функций Центробанка в сфере государственного управления. Достижение ее позволит глубже осмыслить роль и значение данной финансовой институции в формировании политической стратегии страны.
В рамках данного исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: структурный, сравнительно-правовой методы исследования, а также метод систематизации, комплексного анализа и структуризации полученной информации. В ходе работы был применен также системный подход, который предполагает изучение элементов банковской структуры в их взаимосвязи. Он заключается в интеграции политических и экономических аспектов, что позволяет осмыслить влияние политических решений и действий Банка России на формирование экономической среды и политическую динамику внутри страны и за ее пределами. Гибридный подход открывает новые перспективы для изучения взаимосвязи между политическими процессами и экономическими результатами, а также демонстрирует внедрение политических инструментов в сферу экономики. Это является актуальной и важной концепцией для современной науки, так как обогащает знание новой информацией о роли банков в политической сфере и взаимосвязи между последней и народным хозяйством страны.
Эмпирической базой исследования послужили: Конституция Российской Федерации1, федеральные законы «О банках и банковской деятельности»2, «О Центральном банке Российской Федерации»3, сведения официального сайта Банка России4.
В научной среде нет единого мнения о природе деятельности Центробанка и ее связи с государственной властью. Так, С.А. Авакьян указывает, что финансово-кредитная система - это специфический тип власти, следовательно, Банк России косвенно является органом государственного управления, не входящим в систему исполнительной власти5.
Д.А. Клочков заключает, что правовая природа ЦБ РФ двойственна: он самостоятелен и в то же время зависим от органов власти, что определяет его особую роль в современном российском государственном управлении (Клочков, 2017). Однако не следует полностью отождествлять его с органами государственной власти. Банк может принимать решения, подлежащие исполнению, в рамках собственных функций, которые обозначены законом.
Банк России реализует контрциклическую политику в макропруденциальном регулировании, что позволяет ему нивелировать уязвимости в финансовой системе, накапливать ликвидности для повышения устойчивости внутренних институтов и поддержания деятельности в период турбулентности на финансовых рынках (Попова и др., 2016).
Анализируя политическую роль Банка России, его влияние на экономику и учитывая уровень благосостояния населения, обратим особое внимание на ключевую ставку - инструмент внутриполитического контроля и внешнеполитического влияния банка. Ее связь с экономикой и политикой страны выступает предметом обширных научных изысканий и дискуссий. Согласно исследованиям Ф.С. Мишкина и К. Шмидт-Хеббеля, политика ключевой ставки является одним из важнейших инструментов центральных банков стран для достижения экономической стабильности (Mishkin, Schmidt-Hebbel, 2007), поскольку оказывает значительное влияние на ожидания рынка и инвестиционные решения (Зиниша, Брус, 2017).
1 Конституция Российской Федерации. М., 2015. 48 с.
2 О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (последняя редакция). М., 2022. 94 с.
3 О Центральном банке РФ (Банке России) : Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (последняя редакция). М., 2018. 74 с.
4 Как Банк России влияет на инфляцию [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/w_infl/ (дата обращения: 28.05.2023) ; Как принимаются решения о величине ключевой ставки [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/how_dec/ (дата обращения: 28.05.2023).
5 Организация государственной власти в России и зарубежных странах : учебно-методический комплекс / отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2014. 692 с.
Влияние ключевой ставки на внутриполитические процессы осуществляется по следующим направлениям:
• инфляция и стабильность цен;
• инвестиции и экономический рост;
• уровень жизни населения.
Рассмотрим каждое из них подробнее.
Во-первых, Банк России устанавливает ключевую ставку с целью контроля инфляции и обеспечения стабильности цен. Изменение ее оказывает прямое влияние на стоимость заемных ресурсов и уровень процентных ставок в экономике. Высокая ключевая ставка способствует сдерживанию инфляции, тогда как ее снижение может обеспечивать стимулирование экономической активности и уменьшение инфляционных ожиданий. Таким образом, политика ключевой ставки Банка России имеет непосредственное влияние на уровень ценовой устойчивости в стране.
Значение ключевой ставки Банка России в рамках этого направления выражается в нескольких аспектах:
1. Социальная стабильность.
Высокий уровень инфляции может негативно сказываться на уровне жизни граждан, особенно из наиболее уязвимых слоев населения. Политика ключевой ставки, направленная на сдерживание инфляции, помогает обеспечить стабильность цен и защитить граждан от роста стоимости товаров и услуг. Это важный фактор для поддержания социальной устойчивости в стране.
2. Экономическая конкурентоспособность.
Стабильность цен и низкая инфляция способствуют поддержанию конкурентоспособности российской экономики. Когда уровень инфляции контролируется, предприниматели и инвесторы могут прогнозировать будущие затраты и планировать долгосрочные инвестиции, что способствует развитию экономики и привлечению иностранных участников отношений.
3. Доверие и репутация.
Стабильная политика ключевой ставки, направленная на обеспечение ценовой устойчивости, способствует созданию доверия к российской экономике и финансовой системе. Это может иметь особое значение для привлечения иностранных инвестиций, укрепления доверия со стороны международных партнеров и создания положительной репутации страны в глобальном контексте.
Для демонстрации влияния ключевой ставки Банка России на политическую ситуацию рассмотрим финансовый кризис 2014-2015 гг. В данный период Россия столкнулась с ухудшением условий внешней торговли, увеличением темпов прироста цен, снижением покупательной способности национальной валюты, а также выводом иностранного капитала, что подорвало доверие к российской экономике (Кузнецов, 2022). В ответ на кризис Банк России принял решение повысить ключевую ставку, чтобы сдержать инфляцию и восстановить доверие к рублю и финансовой системе1. Это способствовало притоку новых иностранных инвестиций, поскольку обеспечило доходность вложений в российские финансовые активы (Рисунок 1).
04.2015
Инфляция, % г/г: 16,4
4
2013 2014 2015 2016
• Инфляция, % г/г • Ключевая ставка, % годовых • Цель по инфляции, %
Рисунок 1 - Ключевая ставка Банка России и инфляция2 Figure 1 - Key Rate of the Bank of Russia and Inflation
1 Как Банк России влияет на инфляцию ...
2 Ключевая ставка Банка России и инфляция [Электронный ресурс] // Банк России. 2023. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/infl/ (дата обращения: 07.07.2023).
Анализ статистики показывает, что повышение ключевой ставки Банком России в период с 2014 по 2015 гг. позволило снизить последствия кризиса для экономики страны, которой угрожало неконтролируемое повышение уровня инфляции и снижение покупательной способности населения. Однако это действие также имело отрицательное влияние на инвестиции и экономический рост. В частности, его результатом стало увеличение затрат на заемный капитал, что затруднило процесс кредитования для предприятий и потребителей. Анализируя данные за обозначенный период, отметим, что Банк России был вынужден повышать ключевую ставку в ответ на изменение конъюнктуры и преследуя цели по сохранению макро- и микроэкономической стабильности (Байгулов, Шарипов, 2010).
Во-вторых, уровень ключевой ставки влияет на инвестиционные решения предприятий и инвесторов, домашних потребителей, на сектор финансов. Повышение ключевой ставки может сдерживать инвестиции и замедлять экономический рост, поскольку высокие ее процентные значения делают кредиты и заемные ресурсы менее доступными для предприятий и домохозяйств. Снижение ключевой ставки, напротив, может стимулировать инвестиции и способствовать развитию экономики, поскольку это уменьшает затраты на заемный капитал и повышает спрос на инвестиционные проекты. Влияние ключевой ставки на инвестиции и экономический рост также связано с механизмом передачи денежной политики. Понижение ключевой ставки уменьшает стоимость заемных ресурсов для банков, что способствует предоставлению ими более выгодных условий кредитования для предприятий и потребителей и увеличивает объем инвестиций, стимулируя экономический рост1.
Выбор оптимального уровня ключевой ставки сопряжен с необходимостью достижения баланса между поддержанием стабильности цен и стимулированием экономического роста.
Среди индикаторов изменения ключевой ставки следует назвать: инвестиционную активность предприятий, объемы кредитования, уровень потребительского спроса и финансовый сектор.
Политика изменения ключевой ставки также сопряжена с определенными рисками для России. Они включают повышение инфляционных ожиданий, снижение стоимости национальной валюты, увеличение внешнего долга и потерю доверия со стороны международных инвесторов. Низкие процентные ставки могут способствовать накоплению долговой нагрузки и возникновению финансовых пузырей.
Однако правильное управление политикой ключевой ставки может предоставить и благоприятные возможности для России: привлечение инвестиций, стимулирование экспорта, снижение доли неплатежеспособных долгов и повышение финансовой устойчивости.
В-третьих, политика ключевой ставки Банка России напрямую влияет на уровень жизни населения - их доходы и благосостояние. Низкие процентные ставки способствуют росту дохода населения, снижению затрат на кредиты и повышению доступности жилищного и потребительского кредитования. Результатом может выступить рост объемов потребления и качества жизни граждан.
Выделим ряд аспектов, которые подчеркивают политическую значимость политики ключевой ставки:
1. Стабильность финансовой системы.
Эффективная политика ключевой ставки способствует созданию стабильной финансовой системы, что является важным политическим фактором. Устойчивая и надежная финансовая система способна привлекать инвестиции, обеспечивать финансовую безопасность и поддерживать экономический рост, что способствует политической стабильности страны.
2. Влияние на бюджетную политику.
Уровень ключевой ставки оказывает влияние на бюджетные расходы и доходы государства. Низкая ключевая ставка ведет к сокращению расходов на обслуживание государственного долга и обеспечение бюджетного равновесия. Это позволяет правительству иметь больше ресурсов для реализации политических программ и социальных инициатив.
Банк России регулярно проводит изменения ключевой ставки в рамках своей денежно-кредитной политики. Так, в условиях инфляционных давлений Банк России повышает ключевую ставку для сдерживания роста цен и стабилизации экономики, а снижение ее способствует стимулированию экономической активности и росту объемов кредитования.
Роль Центрального банка и его политики ключевой ставки во внешнеполитической сфере также активно исследуется. Л.Е.О. Свенссон обращает внимание на важность прозрачности и предсказуемости действий данного института для укрепления международного доверия к стране и статуса ее национальной валюты (Svensson, 2019).
Политика ключевой ставки Банка России влияет на его взаимодействие с другими центральными банками, что позволяет стране активно участвовать в формировании международных финансовых стандартов и нормативных рамок, а также влиять на глобальные экономические течения. В условиях санкционного давления со стороны Европы и США Банк России работает над
1 Как принимаются решения о величине ключевой ставки ...
укреплением взаимодействия со странами Азии, Латинской Америки и Африки. Одновременно осуществляется диверсификация валютных резервов - снижается доля доллара США в них и увеличивается объем других валют.
В свете политики контрсанкций Банк России разрабатывает меры по развитию внутренних финансовых инструментов, обеспечивающих альтернативные каналы международных расчетов, минуя существующие системы, такие как SWIFT. Среди них:
1. Внедрение системы международных расчетов в национальной валюте: ЦБ РФ активно продвигает использование российского рубля в качестве платежной единицы, что подразумевает поддержку развития системы клиринговых платежей в рублях с другими странами и установление валютных своповых линий для обеспечения ликвидности в рублевом сегменте международных финансовых рынков.
2. Сотрудничество с другими странами и региональными блоками для создания альтернативных финансовых механизмов и инфраструктуры. Например, Банк России активно участвует в работе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и других региональных инициативах, которые способствуют развитию альтернативных финансовых инструментов и сотрудничеству в области международных расчетов, имеет представительство в Китайской Народной Республике.
Следует сказать, что ключевая ставка Банка России играет также роль внешнеполитического инструмента, который может быть использован для достижения целей воздействия на поведение международных акторов. Изменение ключевой ставки оказывает влияние на глобальные финансовые потоки, так как способствует привлечению иностранных инвестиций в различные сферы экономики государства, укрепляет его торговое сотрудничество с другими странами.
Геополитическое влияние ключевой ставки может проявляться следующим образом:
1. Повышение ключевой ставки приводит к укреплению рубля, что снижает стоимость импорта и делает экспорт товаров и услуг менее конкурентоспособным. Снижение ключевой ставки, напротив, способствует ослаблению рубля и повышению конкурентоспособности экспорта. Таким образом, с помощью данного банковского инструмента определяется курс рубля относительно других валют.
2. Высокая ключевая ставка, применяемая Банком России, создает привлекательные условия для иностранных инвесторов, так как доходность российских облигаций и других инвестиционных инструментов повышается, что приводит к увеличению поступлений иностранных инвестиций в Россию, поддержанию рубля и укреплению финансовой стабильности страны. Последняя является важным аспектом геополитической позиции страны и воздействует на ее отношения с другими государствами, включая политический и экономический союзы, инвестиции и торговлю.
Таким образом, сказанное позволяет нам заключить, что Банк России выступает основным регулятором банковской и денежно-кредитной систем страны, определяет ключевой вектор развития экономики России и обеспечения темпов ее роста. Решения ЦБ РФ влияют на общественную сферу, что позволяет придать устойчивость национальной валюте и нивелировать уровень инфляции, положительно воздействовать на рост доходов, уровень покупательной способности населения. Реализуемые Банком России функции значимы для развития отечественной экономики и для поддержки общественных и политических основ конституционного строя в стране.
Список источников:
Байгулов Р.М., Шарипов М.А. Антикризисная политика российского правительства и Банка России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2 (12). С. 126-128.
Зиниша О.С., Брус В.В. Роль ключевой ставки в денежно-кредитной политике Центрального банка // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 699-704.
Клочков Д.А. Правовая природа Центрального банка России // Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 113-118.
Кузнецов А.В. Влияние геополитической ситуации на формирование новой мировой финансовой архитектуры: вызовы и возможности для России // Экономика. Налоги. Право. 2022. № 4. С. 17-29. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-4-17-29.
Попова И.В., Никитина И.П., Матюшенко Е.С. Направления взаимодействия Центрального банка с правительством // Финансовые исследования. 2016. № 4 (53). С. 69-75.
Mishkin F.S., Schmidt-Hebbel K. Does Inflation Targeting Make a Difference? Cambridge, 2007. 66 р. https://doi.org/10.3386/w12876.
Svensson L.E.O. Monetary Policy and Macroprudential Policy: Different and Separate? // Journal of Monetary Economics. 2019. Vol. 106. P. 45-56.
References:
Baygulov, R. M. & Sharipov, M. A. (2010) Anti-Crisis Policy of the Russion Government and Central Bank of Russia. Science Vector of Togliatti State University. 2010. (2 (12)), P. 126-128. (In Russian).
Klochkov, D. A. (2017) Pravovaya priroda Tsentral'nogo banka [The Legal Nature of the Central Bank of Russia]. Innovation Science. (2-2), 113-118. (In Russ.).
Kuznetsov, A. V. (2022) The Influence of the Geopolitical Situation on the Formation of a New Global Financial Architecture. Ekonomika. Nalogi. Pravo. (4), 17-29. Available from: doi:10.26794/1999-849X-2022-15-4-17-29. (In Russian).
Mishkin, F. S. & Schmidt-Hebbel, K. (2007) Does Inflation Targeting Make a Difference? Cambridge. 66 р. Available from: doi:10.3386/w12876.
Popova, I. V., Nikitina, I. P. & Matyushenko, E. S. (2016) Napravleniya vzaimodeistviya Tsentral'nogo banka s pravitel'stvom [Directions of Interaction Between the Central Bank and the Government]. Financial Research. (4 (53)), 69-75. (In Russian).
Svensson, L. E. O. (2019) Monetary Policy and Macroprudential Policy: Different and Separate? Journal of Monetary Economics. 106, 45-56.
Zinisha, O. S. & Brus, V. V. (2017) The Role of the Key Rate in the Monetary Policy of the Bank of Russia. Ekonomika i sotsium. (1-1 (32)). (In Russian).
Информация об авторах К.К. Киселёв - аспирант кафедры политологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия.
А.С. Бадмаев - магистр Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия.
Вклад авторов:
К.К. Киселев - научное руководство; концепция исследования; разработка методологии; написание исходного текста; итоговые выводы.
А.С. Бадмаев - концепция исследования; развитие методологии; применение статистических методов для анализа и синтеза данных исследования; доработка текста; итоговые выводы.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors K.K. Kiselev - PhD student, Department of Political Science, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.
A.S. Badmaev - Master's Degree student, International Institute of Energy Policy and Diplomacy, Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Contribution of the authors: K.K. Kiselev - academic advising; research conceptualization; methodology development; source writing; final conclusions.
A.S. Badmaev - research concept; methodology development; application of statistical methods to analyze and synthesize research data; revision of the text; final conclusions.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.