Научная статья на тему 'Роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства'

Роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ENTREPRENEURSHIP / FORMS OF BUSINESS / FORMAL AND INFORMAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яхъяев М.А., Мортаза Али Явар

Поддержка предпринимательства в разных странах мира реализуется посредством участия финансовых и нефинансовых институтов, которые в совокупности образуют инфраструктуру для развития малого и среднего бизнеса. В этой связи, нельзя недооценивать влияние институциональных факторов, оказывающих стимулирующее воздействие на моделирование и создание новых форм предпринимательства. Цели. Целью статьи является исследование и анализ современных концепций и выявление общих тенденций создания новых форм предпринимательства. Методология. Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные принципы и законы экономической науки, анализ и синтез, обзор научных концепций, ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере малого и среднего предпринимательства. Результаты. Исследована роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства. Проанализированы особенности создания новых форм и направлений предпринимательства на основе применения эффективных инструментов XXI столетия, определены ключевые факторы и тенденции развития данного рынка. Выводы / значимость. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях, когда национальная экономика проходит стадию турбулентности, необходимо нахождение новых решений, которые смогут обеспечить устойчивость национального социально-экономического развития в соответствии с глобальными трендами. Темой статьи выбран аспект обеспечения устойчивого развития экономики России с учетом повышения инновационной активности предпринимательства, что планируется достичь, в том числе и за счет создания новых форм предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INSTITUTIONAL FACTORS IN THE CREATION OF NEW FORMS OF ENTREPRENEURSHIP

Supporting entrepreneurship in different countries of the world it is realized through the participation of financial and non-financial institutions, which together form the infrastructure for the development of small and medium-sized businesses. In this context, one can not underestimate the influence of institutional factors that have a stimulating effect on the modeling and the creation of new forms of entrepreneurship. Objectives. The aim of the article is to research and analysis of modern concepts and identifying common trends in the creation of new forms of entrepreneurship. Methodology. Theoretical and methodological basis of research are general scientific principles and laws of economics, analysis and synthesis, review of scientific concepts, leading Russian and foreign specialists in the sphere of small and medium-sized businesses. Results. The role of institutional factors in the creation of new forms of entrepreneurship. The features of the creation of new forms and areas of business through the use of effective tools of XXI century, identifies key factors and trends in the development of this market. Conclusions / relevance. The relevance of the article due to the fact that in modern conditions, when the national economy is in the stage of turbulence, it is necessary to find new solutions that will ensure the sustainability of national social and economic development in line with global trends. The theme of the article is selected aspect of sustainable economic development in Russia in view of increase of innovative activity of business that will be achieved, including through the creation of new forms of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства»

с

РАЗВИТИЕ

УДК 336

JEL: G18, H25, L26, L38, M21

doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.175.179

РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Магомедсаид Алигаджиевич Яхъяев 1, Али Явар Мортаза 2

1 НЧОУ ВО Московский институт экономики, политики и права 115184, г. Москва, Климентовский переулок, д. 1/18, стр. 1

2 ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет 367008, г. Махачкала, ул. Батырая, 1

1 Доктор экономических наук, профессор, проректор по развитию E-mail: ¡nfo@miepl.ru

2 Аспирант

E-mail: Khanova309@yandex.ru

Поступила в редакцию: 10.10.2016 Одобрена: 20.11.2016

Аннотация. Поддержка предпринимательства в разных странах мира реализуется посредством участия финансовых и нефинансовых институтов, которые в совокупности образуют инфраструктуру для развития малого и среднего бизнеса. В этой связи, нельзя недооценивать влияние институциональных факторов, оказывающих стимулирующее воздействие на моделирование и создание новых форм предпринимательства.

Цели. Целью статьи является исследование и анализ современных концепций и выявление общих тенденций создания новых форм предпринимательства.

Методология. Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные принципы и законы экономической науки, анализ и синтез, обзор научных концепций, ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере малого и среднего предпринимательства.

Результаты. Исследована роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства. Проанализированы особенности создания новых форм и направлений предпринимательства на основе применения эффективных инструментов XXI столетия, определены ключевые факторы и тенденции развития данного рынка.

Выводы / значимость. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях, когда национальная экономика проходит стадию турбулентности, необходимо нахождение новых решений, которые смогут обеспечить устойчивость национального социально-экономического развития в соответствии с глобальными трендами. Темой статьи выбран аспект обеспечения устойчивого развития экономики России с учетом повышения инновационной активности предпринимательства, что планируется достичь, в том числе и за счет создания новых форм предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство; формы предпринимательства; формальные и неформальные институты. Для ссылки: Яхъяев М. А., Мортаза Али Явар. Роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4. С. 175-179. ёо'1:10.18184/2079-4665.2016.7.4.175.179

Зарубежная практика показывает, что различные startup проекты, развиваемые в рамках малого предпринимательства, в дальнейшей преобразуются в крупнейшие компании с многомиллионной капитализацией и возможностью выхода на транснациональные рынки. В качестве примера последних лет, можно с уверенностью выделить такие компании, как UBER, APPLE, Facebook, Google и пр. В чем же состоит особенность создания институциональной экономики с точки зрения возможностей для роста предпринимательства?

Т. Тран [1, с. 1-12] и другие авторы, объясняют феномен влияния институциональной экономики на развитие предпринимательства с точки зрения информационного обеспечения, возможности для защиты прав собственности и свободы деятельности, использования правоприменительных механизмов стимулирования сотрудничества.

Другие авторы [2], подчеркивают кросс-влияние институтов на развитие и создание новых форм предпринимательства на экзогенном и эндогенном уровне. По совокупности проведенных исследований, авторам удалось сделать вывод о том, что чем более совершенна институциональная среда на страновом уровне, тем выше развитие культуры предпринимательства.

Гаглиарди [3, с. 416-443] указывает на роль институтов в создании новых форм предпринимательства подчеркивая их влияние на обмен информацией, что в конечном счете позволяет сократить затраты и повышает рентабельность от основной деятельности. Кроме того, автор убежден, что роль институциональной экономики государства заключается в появлении новых возможностей для развития человеческого капитала, путем снижения неопределенности и рисков предпринимательской деятельности.

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4. С. 175-179

Различают влияние формальных и неформальных институтов на создание новых форм и направлений предпринимательства.

Формальные институты, регулируют механизмы защиты имущественных прав, политических и экономических свобод, уровня коррупции в стране. Среди наиболее известных авторов, труды которых посвящены исследованию влияния формальных институтов можно выделить работы Макмиллана, Вудрафф, Джанков и др. По убеждению авторов, слабость формальных институтов разрушает основы формирования рыночного предпринимательства, создает дополнительные административные барьеры, приводит к отсутствию доверия к судебной и правоохранительной системе власти.

Развитие неформальных институтов создает благоприятных бизнес климат, формирует новые стимулы экономического поведения предпринимателей [4]. Достаточно интересными представляются выводы полученные Андерсон и Смит [5, с. 479-497], которые установили качественную взаимосвязь между принятыми в обществе моделями поведения предпринимательства и развитием социально-экономического прогресса. Андерсон убежден, что уровень экономической свободы предпринимательства и модели его поведения дают новый стимул для создания его новых форм, путем изменения и совершенствования уже существующей конструкции. Разделяя точку зрения автора, считаем, что неформальные институты способствуют не только переориентации бизнеса, но и его организационной перестройке и стратегическому обновлению.

Таким образом, формальные и неформальные институты, образуют ряд факторов, способствующих созданию новых организационно-правовых форм и моделей в предпринимательстве. Происходит постепенная эволюция в организационном развитии бизнеса, приводящая к стратегическому обновлению уже существующих форм предпринимательства.

Организационное обновление. Данный процесс в предпринимательстве характеризуется возможностью сохранение конкурентного преимущества путем изменения внутренних процессов, структуры, а также путем реализации стратегии предприятия. Организационное обновление, как правило, влечет за собой реорганизацию структуры предприятия, увеличение доли инновационной продукции или услуг, а также любые нововведения, которые в совокупности будут способствовать значительному повышению организационной эффективности или эффективности при реализации стратегии. В целом, организационное обновление предполагает объединение усилий по поддержанию необходимого уровня инноваций в целях создания дополнительной ценности для клиента.

Стратегическое обновление, характеризуется возможностью совершенствования стратегии взаимодействия предпринимательства с рынками или отраслевыми конкурентами в рамках реализации собственной стратегии. Стратегическое обновление происходит только тогда, когда предприятие находится в собственной нише конкурентной среды и предоставляет уникальные предложения, не имеющие аналогов на рынке.

Поступательная регенерация, являясь наиболее распространенной формой для предпринимательства, заключается в получении возможности постоянного обновления и внедрения новых процессов, товаров, работ или услуг на открытый рынок. Формально, данная форма преобразования не может быть представлена только одним типом события, поскольку представляет собой непрерывный процесс внедрения новых продуктов и услуг или выхода на новый рынок. В результате поступательной регенерации происходит создание нового бизнеса или инновационного вида деятельности, состоящих из различных культур, систем и компетенций, которые реализуются предпринимательством. К разновидности поступательной реорганизации могут быть отнесены организационное обучение, получение новых знаний, освоение новых технологий, поскольку их практическая реализация способствует оптимизации бизнеса через повышение квалификации и профессиональной подготовки. Обучение имеет важное значение для создания существенных изменений и инноваций в предпринимательстве, поскольку дает возможность раскрывать новые направления деятельности и содействует повышению человеческого капитала.

Реконструкция бизнес-модели. Данная форма преобразования предполагает проектирование или перепроектирования ядра бизнес - модели компании в целях повышения операционной эффективности или расширения способов выхода на новые рынки. Для того чтобы создать конкурентное преимущество с помощью реконструкции бизнес - модели организации должна пересмотреть уже существующие предложения для клиента с целью увеличения рыночной доли или завоевания новых направлений на рынке.

Однако важно учитывать, что любые организационные и бизнес преобразования в предпринимательстве следует производить только исходя из существующей стратегии предприятия и оценки реальных возможностей для выхода на новые рынки.

В зарубежной литературе и исследованиях традиционно выделяют основные пять форм ведения деятельности предпринимательства:

• Единоличное владение;

• Партнерство;

• Корпорация;

• Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 4, pp. 175-179

• Некоммерческая организация.

Рассмотрим каждую из указанных форм.

Единоличное владение. В отличие от крупного бизнеса, в единоличном владении бизнес принадлежит только одному человеку, который заинтересован в получении прибыли. В отечественной практике, такая форма бизнес именуется как индивидуальное предпринимательство, поскольку для ее организации предпринимателю необходимо только пройти регистрацию в государственных органах и получить соответствующие документы и разрешение на ведение деятельности. В целом, такая форма ведения бизнеса является наиболее простой и удобной, поскольку для того, чтобы продать свой бизнес или отдельные активы, не требуется получение согласия акционеров или инвесторов. В тоже время, при использовании такой формы предпринимательства достаточно ограничена возможность для привлечения капитала, дополнительного обеспечения в виде поручительства или залога, в качестве которого могут выступать только личные активы.

Партнерство. Такая форма ведения бизнеса в предпринимательстве предполагает создание партнерских отношений на основе согласия двух или более человек. Партнерство может создаваться в форме товарищества и носить общий или ограниченный характер. В этом случае, любые организационные вопросы и бизнес решения принимаются только путем соглашения всех членов партнерства, что предполагает возможности по разделению контрольных и иных функций.

Следует учитывать все преимущества и недостатки такой формы ведения бизнеса. Например, каждый партнер полностью несет личную ответственность за действия любого другого партнера. В товариществе с ограниченной ответственностью, только генеральный партнер несет личную ответственность. Поскольку партнерство является добровольным объединением, его деятельность может быть прекращена в любое время и не предусматривает возможности передачи всех активов одной из сторон.

Корпорация. Такая форма предпринимательства, распространена в европейских странах и Америке. С точки зрения западной практики, корпорация имеет возможность привлечения акционеров, которые не обязательно являются ее сотрудниками или основателями. Основное преимущество корпорации заключается в возможности изоляции собственников от личной ответственности, поскольку личные активы не подвержены риску.

Формально, корпорация представляет собой акционерное общество, где ее владельцы и являются основными акционерами, которые несут ответственность только в рамках своего взноса в акционерный капитал. В научной литературе различают множество разновидностей корпораций:

• Государственная, негосударственная, частная, квазигосударственная.

• Закрытого или открытого типа.

• S-корпорация с числом сотрудников не более 35 человек, доходы которой облагаются по ставке налога на личный доход.

• Дочерняя, материнская или холдинговая.

Основным преимуществом корпорации в предпринимательстве является возможность концентрации различных материальных и нематериальных ресурсов в одном источнике, наличие только ограниченной ответственности для собственников, возможность реализации крупных проектов. В тоже время, основными недостатками корпорации являются повышенные требования к регистрации и отчетности, высокая ставка налогообложения (в разных странах разные налоги), высокая конкуренция, расхождение функций контроля и собственности.

Общество с ограниченной ответственностью. Такая форма предпринимательства характерна для большинства малых и средних предприятий в зарубежной и отечественной практике и характеризуется, как долевая форма собственности. Контрольные функции находятся у владельцев бизнеса и определяются в учредительных документах. В отличие от корпорации, данная форма бизнеса является достаточно гибкой и позволяет в любое время преобразовать общество с ограниченной ответственностью в партнерство или другую наиболее удобную форму предпринимательства. Особенности такой формы предпринимательства, заключаются в следующем:

• Собственность формируется из суммы долей предпринимателей.

• Ответственность между участниками распределяется в рамках определенной доли.

• Доход участника определяется исходя из размера доли участия.

• Изменение или регистрация новых участников в рамках установленного размера долей требует перерегистрации общества.

• Задолженность общества ограничена размером инвестиций участников в развитие бизнеса.

• Контроль над расходами общества находится в руках основных владельцев общества.

• Передача права собственности в общество с ограниченной ответственностью требует единоличного согласия всех его членов.

• Незначительный размер первоначального взноса для новых участников общества.

Некоммерческие организации. Такая форма предпринимательства, предполагает отсутствие цели по получению прибыли. Однако, это вовсе не означает, что бизнес не должен приносить доход.

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4. С. 175-179

Традиционно, в качестве некоммерческой организации регистрируются компании, связанные с организацией следующих видов деятельности:

• Благотворительные, социальные и религиозные организации.

• Научные организации.

• Образовательные и спортивные организации.

• Организации по зоозащите.

• Любые другие организации, целью которых не является получение прибыли.

В отличие от коммерческих организаций, в некоммерческих организациях запрещается распределение чистого дохода на владельцев, которые могут лишь рассчитывать на компенсацию или разовую выплату по результатам деятельности.

Как правило, такие формы предпринимательства имеют различные налоговые льготы и в некоторых странах освобождены от уплаты налогов на прибыль.

В отличие от других форм собственности, некоммерческие организации в разных странах мира имеют свои уникальные особенности:

• Могут создаваться в любых организационно-правовых формах.

• Вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную в учредительных документах.

• Не могут быть признаны банкротом или несостоятельными юридическим лицом 1.

• При ликвидации некоммерческой организации, после расчетов с основными кредиторами, ее имущество направляется на основные цели.

• Основной целью не является получение прибыли.

Рассмотренные выше разновидности предпринимательской деятельности позволили нам сделать вывод о том, что, несмотря на отличительные особенности, в целом, выбор организационно-правовой формы, обусловлен влиянием институциональных факторов:

• Ограничение вида оказываемой деятельности.

• Ограничение и выбор налогового режима.

• Возможности для трансформации формы собственности.

• Ответственность участников.

Именно эти факторы, с нашей точки зрения, оказывают решающее влияние на выбор предпринимательской деятельности в современных экономических

условиях. Кроме того, взаимодействие формальных и неформальных институтов образуют основные особенности сложившейся в стране или регионе предпринимательского климата. В некоторых странах мира, на ежегодной основе публикуются подобные рейтинги для того, чтобы понять какие основные проблемы или задачи существуют для благоприятных условий развития предпринимательства.

Традиционно, именно в условиях кризиса предприниматели начинают собственное дело, поскольку, учитывая наличие проблем, многие из них, видят в них новые возможности. Там, где крупная компания боится неопределенности, предприниматели отдают предпочтение риску. Когда крупный бизнес пытается обрести безопасность, для предпринимателей появляются новые возможности выхода на рынок, продвигая новые идеи и направления. Хаотичные рынки представляют самые лучшие условия для предпринимателей. Статистика показывает, что большая часть из списка крупнейших компаний Fortune-500 2 были основаны во время кризисов.

В последние годы, в условиях обострившихся экономических и политических кризисов, на уровне государства, ставятся задачи по увеличению доли предпринимательства в национальном внутреннем валовом продукте. Для России данная проблема особенно актуальна в виду проблем отечественной экономики на протяжении последних десяти лет, развитие предпринимательства остается одной из основных задач в рамках проводимой государственной социально-экономической и инвестиционной политики.

Список литературы

1. Tran T.B., Grafton R.Q., Kompas T. Institutions matter: The case of Vietnam // The Journal of Socio-Economics. 2009. № 38, pp. 1-12.

2. Aoki M. Toward a Comparative Institutional Analysis. MIT Press, Cambridge Mas, 2001.

3. Gagliardi F. Institutions and economic change: A critical survey of the new institutional approaches and empirical evidence. The Journal of Socio-Economics 2008. № 37, pp. 416-443.

4. Etzioni A. Entrepreneurship, adaptation and legitimation: a macro-behavioral perspective. Journal of Economic Behaviour and Organization, 1987. № 8, pp.175-189.

5. Anderson A.R., Smith R. The moral space in entrepreneurship: an exploration of ethical imperatives and the moral legitimacy of being enterprising', Entrepreneurship & Regional Development, 2007. № 19, pp. 479-497.

6. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Основы предпринимательства. М., 2010. Сер. Высшее образование.

1 Прим. автора. В отечественной практике данное правило не распространяется на деятельность потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств.

2 Прим. автора. Fortune 500 является подсписком Fortune 1000 и включает первые 500 крупнейших компаний. Самый первый список Fortune 500 был опубликован в 1955 году и состоял из компаний, которые получили доход от производства, добычи угля или электроэнергии. В то же время, журнал «Fortune» публиковал также списки 50 крупнейших коммерческих банков, коммунальных предприятий, страховых компаний, компаний розничной торговли и транспортных компаний.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 4, pp. 175-179

7. Совершенствование механизмов повышения инновационной активности промышленных предприятий. Коллективная монография / под ред. Веселовского М.Я., Кировой И.В. М.: Научный консультант, 2017. 355 с.

Лясников Н.В., Дудин М.Н. Предпринимая новое. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономики страны // Креативная экономика. 2008. № 5. С. 83-90.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

RESEARCH

THE ROLE OF INSTITUTIONAL FACTORS IN THE CREATION OF NEW FORMS OF ENTREPRENEURSHIP

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Magomedsaid Yakhjyaev, Ali Yawar Mortaza

Abstract

Supporting entrepreneurship in different countries of the world it is realized through the participation of financial and non-financial institutions, which together form the infrastructure for the development of small and medium-sized businesses. In this context, one can not underestimate the influence of institutional factors that have a stimulating effect on the modeling and the creation of new forms of entrepreneurship. Objectives. The aim of the article is to research and analysis of modern concepts and identifying common trends in the creation of new forms of entrepreneurship.

Methodology. Theoretical and methodological basis of research are general scientific principles and laws of economics, analysis and synthesis,

review of scientific concepts, leading Russian and foreign specialists in the sphere of small and medium-sized businesses.

Results. The role of institutional factors in the creation of new forms of entrepreneurship. The features of the creation of new forms and areas of

business through the use of effective tools of XXI century, identifies key factors and trends in the development of this market.

Conclusions / relevance. The relevance of the article due to the fact that in modern conditions, when the national economy is in the stage of

turbulence, it is necessary to find new solutions that will ensure the sustainability of national social and economic development in line with

global trends. The theme of the article is selected aspect of sustainable economic development in Russia in view of increase of innovative activity

of business that will be achieved, including through the creation of new forms of entrepreneurship.

Keywords: entrepreneurship; forms of business; formal and informal institutions.

Correspondence: Yakhjyaev Magomedsaid Aligadzhievich, Moscow Institute of Economics, Politics and Law (D.1/18,bld.1, St. Clements lane,Moscow, 115184), Russian Federation, info@miepl.ru

Ali Yawar Mortaza, Daghestan State University (1, Batiraya street, Makhachkala, 367008), Russian Federation, Khanova309@yandex.ru Reference: Yakhjyaev M. A, Mortaza Ali Yawar. The role of institutional factors in the creation of new forms of entrepreneurship. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 4, pp. 175-179. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.175.179

References

1. Tran T.B., Grafton R.Q., Kompas T. Institutions matter: The case of Vietnam. The Journal of Socio-Economics, 2009, no. 38, pp. 1-12. (In Eng.)

2. Aoki M. Toward a Comparative Institutional Analysis. MIT Press, Cambridge Mas, 2001. (In Eng.)

3. Gagliardi F. Institutions and economic change: A critical survey of the new institutional approaches and empirical evidence. The Journal of Socio-Economics, 2008, no. 37, pp. 416-443. (In Eng.)

4. Etzioni A. Entrepreneurship, adaptation and legitimation: a macro-behavioral perspective. Journal of Economic Behaviour and Organization, 1987, no. 8, pp.175-189. (In Eng.)

5. Anderson A.R., Smith R. The moral space in entrepreneurship: an exploration of ethical imperatives and the moral legitimacy

of being enterprising', Entrepreneurship & Regional Development, 2007, no. 19, pp. 479-497. (In Eng.)

6. Baranenko S.P., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Fundamentals of Entrepreneurship. Moscow, 2010. Ser. Higher education. (In Russ.)

7. Improving the mechanisms of increase of innovative activity of industrial enterprises. Collective monograph / Ed. Veselovsky M.J, Kirov I.V. M.: Publishing house "Scientific consultant", 2017. 355 p. (In Russ.

8. Lyasnikov N.V., Dudin M.N. Taking new. Modern Russian business. The role of small and medium enterprises in the country's economy. Creative Economy, 2008, no. 5, pp. 8390. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.