Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / субъекты реализации стратегического планирования / институты развития / внутрикорпоративное планирование / strategic planning / subjects of strategic planning implementation / development institutions / internal corporate planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Храмченко, М.Ю. Карпец, Ю.Э. Коваленко

По прошествии пяти лет с момента принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приходится констатировать, что система государственного стратегического планирования так и не была сформирована, а практическая реализация стратегического планирования столкнулась с множеством сложностей и препятствий. Одной из причин пробуксовки является отсутствие нормативной регламентации степени обязательности исполнения плановых документов для разных субъектов социально-экономической системы. Для преодоления бумажного характера государственного планирования представляется целесообразным привлечение созданных государством институтов развития к исполнению в пределах своей компетенции утверждаемых документов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Five years after the adoption of Federal law No. 172-FZ of June 28, 2014 "on strategic planning in the Russian Federation", we have to state that the system of state strategic planning has not been formed, and the practical implementation of strategic planning has faced many difficulties and obstacles. One of the reasons for the delay is the lack of regulatory regulation of the degree of mandatory execution of planning documents for different subjects of the socio-economic system. To overcome the paper-based nature of state planning, it seems appropriate to involve statecreated development institutions in the implementation of approved strategic planning documents within their competence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

9. Omelchenko D.A. NIR spectroscopy for farms. / D.A. Omelchen-ko, E.V. Feshina. Scientific support of the agro-industrial complex: collection of articles. thesis. based on materials from Vseros. (nat.) conf. / resp. for issue. A.G. Koschaev. - Krasnodar: KubGAU, 2019 .-- 694 p. 249-251.

10. Omelchenko DA .. Hardware for the quantitative analysis of a substance. Feshina, D.A. Omelchenko // Actual aspects of the implementation of the modernization strategy of Russia: search for a model of effective economic development: Collection of articles of the international scientific and practical conference / ed. G.B. Kleiner, V.V. Sorokozherdieva, Z.M. Hasheva. -Moscow: Research Institute of History, Economics and Law, 2018 .-- 238 p.

11. Ostrozhnaya E.E. The economic necessity of the production of spectrometers as a factor in the development of technical progress. / E.V. Feshina, E.E. Ostrozhnaya, D.A. Omelchen-ko, P.E. Fige. Natural and humanitarian research, No. 25 (3), 2019. S. 162-168.

12. Prida A. Research of oak as a material for wine-making containers / A. Prida // Materials of the international scientific and practical conference. - Chisinau, 2003. - pp. 110-113.

13. Feshina EV The economic necessity of determining the physical and chemical properties of confectionery products using new innovative technologies. / E.V. Feshina, E.E. Ostrozhnaya, D.A. Omelchenko. Natural and humanitarian research, No. 25 (3), 2019, pp. 156-161.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10736

А.А. Храмченко - к.э.н., ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, an.hramchenko@yandex.ru,

A. A. Khramchenko - Ph. D. in Economics, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin;

М.Ю. Карпец - студентка факультета финансы и кредит Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодар, pretty.margorita@bk.ru,

M.Y. Karpets - student of the Faculty of Finance and Credit Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar;

Ю.Э. Коваленко - студентка факультета финансы и кредит Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодар, kovalenko-julia@mail.ru,

J.E. Kovalenko - student of the Faculty of Finance and Credit Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar.

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. По прошествии пяти лет с момента принятия Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приходится констатировать, что система государственного стратегического планирования так и не была сформирована, а практическая реализация стратегического планирования столкнулась с множеством сложностей и препятствий. Одной из причин пробуксовки является отсутствие нормативной регламентации степени обязательности исполнения плановых документов для разных субъектов социально-экономической системы. Для преодоления бумажного характера государственного планирования представляется целесообразным привлечение созданных государством институтов развития к исполнению в пределах своей компетенции утверждаемых документов стратегического планирования.

Abstract. Five years after the adoption of Federal law No. 172-FZ of June 28, 2014 "on strategic planning in the Russian Federation", we have to state that the system of state strategic planning has not been formed, and the practical implementation of strategic planning has faced many difficulties and obstacles. One of the reasons for the delay is the lack of regulatory regulation of the degree of mandatory execution of planning documents for different subjects of the socio-economic system. To overcome the paper-based nature of state planning, it seems appropriate to involve state-created development institutions in the implementation of approved strategic planning documents within their competence.

Ключевые слова: стратегическое планирование, субъекты реализации стратегического планирования, институты развития, внутрикорпоративное планирование.

Keywords: strategic planning, subjects of strategic planning implementation, development institutions, internal corporate planning.

Традиционно под институтами развития понимаются организации, хотя они могут включать и отдельные правила, определяющие параметры функционирования определенного объекта (сферы управления, экономического сектора, территориального образования), и смешанные формы (например, особые экономические зоны). Понятие «институт развития» не имеет общепринятой или законодательно утвержденной нормативной трактовки, и в научной литературе оно объединяет большое количество организаций, различающихся целями создания, функциональными возможностями, организационно-правовыми формами и правовым статусом.

В общепринятом узком смысле институты развития - это особый тип институтов, которые создаются государством для решения задач экономического развития, в том числе для стимулирования развития отдельных

отраслей, секторов экономики и сфер деятельности. В основном речь идет о стимулировании инновационной и инвестиционной активности, строительстве объектов инфраструктуры и производств с большим внешним эффектом, сферах, имеющих решающее значение для государственной безопасности и устойчивого экономического развития, а также деятельности, не привлекательной для частных инвестиций по разным причинам.

Однако в широком смысле институты развития могут включать неправительственные организации (в частности, кредитные и инвестиционные), различные бюджетные учреждения и даже органы государственного управления. Это оправдано тем, что деятельность этих организаций направлена на развитие социально-экономической системы, определяет и в определенной степени стимулирует ее развитие. Государственные корпорации, а также компании с государственным участием также следует рассматривать как институты развития. Опыт успешно развивающихся зарубежных стран подтверждает, что вся экономическая система должна функционировать как комплексный институт развития.

Современные институты развития принято делить на нефинансовые и финансовые. В то время как первые в основном предоставляют консультационные и посреднические услуги, вторые предназначены для долгосрочного финансирования проектов, направленных на социально-экономический прогресс. Финансовые институты развития также могут предоставлять широкий спектр консультационных услуг, связанных как с сопровождением транзакций, так и с деятельностью поддерживаемых организаций в целом.

Необходимым условием успешного функционирования любых институтов развития является их интеграция в систему государственного управления экономическим развитием как одного из ключевых субъектов и реализация последнего на основе стратегического планирования. Например, кредитные и финансовые институты развития должны содействовать реализации стратегических планов, предоставляя целевое долгосрочное инвестиционное кредитование в соответствии с централизованно установленными приоритетами.

В России действуют десятки государственных институтов финансового развития, и представлены практически все типы таких институтов, которые существуют в мире. Они созданы по образцу зарубежных организаций-аналогов и внедрены в российскую социально-экономическую систему с минимальным учетом национальных особенностей и адаптации к существующей социально-экономической системе. Это обстоятельство отчасти объясняет сложность функционирования российских институтов развития и разрыв между ожидаемыми и фактическими результатами их реализации.

Необходимо признать, что институты развития не образуют никакой системы в масштабе государства, а представляют собой конгломерат разнородных организаций. Такие организации создавались спорадически, и сейчас их деятельность не согласована между собой. В некоторых сферах работают несколько институтов развития, но все же есть сферы деятельности, которые не охвачены ни одной из многих организаций.

Вопрос об эффективности институтов развития является ключевым для обоснования их функционирования как важной части системы управления социально-экономическим развитием. Оценками этой эффективности часто манипулируют, и они не всегда объективны. На этапе определения экономического воздействия того или иного финансового института развития и его жизнеспособности (обоснования) общее назначение таких организаций часто сознательно искажается: заменяются первоочередные задачи инновационной трансформации национальной экономики, т. е. Цели развития. целями эффективного рыночного управления собственными средствами этих организаций.

Искажение логики функционирования институтов развития в первую очередь связано с переориентацией деятельности этих организаций на эффективное управление финансовыми ресурсами. Направление финансовых институтов развития на коммерческую деятельность опасно, поскольку они слишком далеки от задач, ради которых они были созданы, и не может быть оправдано ответственностью этих организаций за их собственные прибыли и убытки. Понимание эффективности как максимальной доходности побуждает организации не выполнять собственные функции, а размещать средства на депозитных счетах, гарантирующих стабильную доходность и минимальные риски. При этом процентный доход по депозитным счетам представлен как доход от деятельности Института развития, что противоречит целям создания таких организаций. Рост ссудного портфеля за счет курсовых разниц в его валютной части также можно рассматривать как показатель эффективности института развития.

Аргументы в пользу необходимости увеличения стоимости портфеля компаний в интересах государства как основного бенефициара неприемлемы, поскольку они по своей сути контрпродуктивны. Погоня за высокорентабельными проектами выводит институт развития из зоны, в которой он предназначен для работы, - зоны проектов, критических для дальнейшего экономического развития государства и, как правило, непривлекательных для коммерческих структур. Государственные институты развития не должны предъявлять высокие требования к рентабельности проектов, ограничиваясь обеспечением минимальной отдачи от инвестиций.

Возможным негативным следствием рыночной ориентации деятельности действующих в России государственных институтов развития является возобновление дефицита финансирования высокорисковых проектов и проектов с минимальной ожидаемой доходностью, для обеспечения реализации которых создаются такие организации. Кроме того, выход организаций на конкурентные рынки вытесняет других игроков: они не могут конкурировать с финансируемыми государством институтами развития из-за несравнимой стоимости капитала. Таким образом, институт развития формально, будучи достаточно эффективным (прибыльным), может не только не принести от него ожидаемых выгод, но даже нанести ущерб социально-экономической системе в целом. Еще раз подчеркнем, что цели таких организаций не могут быть сведены к увеличению стоимости портфеля финансируемых компаний или извлечению коммерческой прибыли от кредитования и других финансовых операций,

напротив, они предполагают сквозное положительное влияние реализации финансируемых компаний. проекты по всей социально-экономической системе.

Истинная эффективность институтов развития зависит от функционирования всей системы государственного управления экономическим развитием. Эффективное выполнение возложенных на институт функций возможно при системном управлении на основе стратегического планирования, которое предусматривает научно обоснованное постановление целей и задач экономического развития, механизмов их достижения и обеспечивается автоматически действующими процедурами политического, экономического и административного управления. ответственность за достижение запланированных показателей.

Критика российских институтов развития регулярно слышна не только со стороны профессионального сообщества, но и со стороны государственных органов. В погоне за рыночными показателями существующие институты развития не оправдывают их ожиданий. Функционируя отдельно от общей системы государственного управления, эти организации не могут обеспечить необходимый технологический прорыв, а значит, они не более чем вспомогательные. Те из них, кто не отклоняется от поставленных целей при создании и работает в интересах всей социально-экономической системы, в силу ограниченности финансовых ресурсов не могут в одиночку стать драйверами экономического роста. Например, Фонд промышленного развития, доказавший свою способность решать поставленные задачи на практике, существенно недофинансирован. Как указывает О.С. Сухарев, если ресурс института разработки невелик, то общее влияние на систему обычно будет незначительным [1].

Как видите, перечисленные выше необходимые условия для эффективного функционирования институтов развития в России не выполняются. Они действуют изолированно от системы стратегического планирования в связи с отсутствием ее формирования. Их заемщики не несут ответственности за эффективное использование кредитов и не обременены необходимостью достижения каких-либо целей. Наконец, Центральный банк не финансирует государственные институты развития, заставляя их работать на обычных коммерческих условиях. Возможность достижения изначально поставленных перед институтами развития целей без реформирования и упорядочения государственной шкалы вызывает обоснованные сомнения. Необходимо пересмотреть направления деятельности, финансовую безопасность и место государственных институтов развития в социально-экономической системе страны.

Роль государственных институтов развития существенно меняется при создании и поддержании системы стратегического планирования. Эти организации становятся ключевыми субъектами реализации стратегических задач, содержащихся в плановых документах, которые систематически обеспечивают выполнение их основных положений. Содействие достижению запланированных целей и, как следствие, участие в реализации запланированных мероприятий и поддержка проектов в соответствии с приоритетами, установленными на государственном уровне, должны стать императивами деятельности государственных институтов развития. Это оправдает и проинформирует о дальнейшей деятельности существующих организаций и обеспечит достижение прямых целей их создания. В учредительные документы этих юридических лиц предлагается внести соответствующие изменения, обязывающие их действовать в соответствии с утвержденными плановыми документами. Создание новых институтов развития должно основываться на потребностях системы стратегического планирования и охватывать те области, в которых корпоративный сектор в силу некоторых обстоятельств не может быть вовлечен в реализацию утвержденного в плановом документе стратегического проекта (деятельности). .

На практике участие государственных институтов развития в реализации стратегического планирования должно быть основано на новой модели внутрикорпоративного планирования, отвечающей потребностям и рекомендациям государства. Внутренние планы и программы институтов развития должны представлять собой набор документов государственного планирования, отражать обязательства, взятые на себя организацией в рамках реализации документа национального планирования, и правильно информировать другие хозяйствующие субъекты о планируемой деятельности. Представляется целесообразным согласовать документы внутреннего планирования институтов развития на уровне федеральных органов исполнительной власти (ФОИ) на предмет их соответствия принятым документам стратегического планирования и утвердить их после рассмотрения и утверждения уполномоченным коллегиальным органом при Президенте Российской Федерации или Правительство РФ.

Документы, подготовленные по шаблону, содержащему общие положения и цели, а также целевые индикаторы, не отражающие фактическое выполнение текущих программ, указывают на формальный подход и приводят к отставанию как корпоративного стратегического управления, так и реализации стратегического планирования на уровне государства. Необязательная реализация утвержденных организацией планов и стратегий во многом определяет низкое качество последних.

В целях реализации государственного стратегического планирования необходимо актуализировать методические рекомендации по разработке документов внутреннего корпоративного планирования, а также меры ответственности должностных лиц таких организаций за неисполнение (в том числе имитационное исполнение, то есть фактическое неисполнение). внутренних планов и программ. Большое значение имеет не только степень проработки проекта документа Институтом развития, но и качество ведомственной экспертизы, а также последующая работа по внесению существенных корректировок в соответствии с полученными рекомендациями и комментариями.

К системным препятствиям для использования описанной формы участия в стратегическом планировании всех контролируемых государством хозяйствующих субъектов, рассмотренных выше, относятся отсутствие

единого государственного органа, осуществляющего планирование социально-экономического развития государства, а также реального ответственность должностных лиц за эффективность такого планирования как внутри организации, так и за ее пределами (руководители ФОИВ, члены коллегиальных органов, утверждающих внутренние корпоративные планы и программы). Эти обстоятельства несут в себе риски несогласованности и несовпадения плановых документов различных организаций, а также формализма и вырождения внутреннего корпоративного планирования, превращая его в элемент обязательной отчетности, фокусируясь на процессе (создание, утверждение, утверждение, подготовка отчетности. документы - элементы, которые подлежат контролю), а не по общесистемным результатам (практически не контролируются из-за сложности оценки).

В контексте изменения общей функции государственных институтов развития по содействию реализации стратегий и планов в пределах их собственной компетенции качество разрабатываемых плановых документов и открытость этого процесса для всех участников имеет особое значение. Институты развития, а также другие субъекты, участвующие в реализации стратегических планов, должны участвовать в подготовке документов планирования. Действующие корпоративные стратегии государственных институтов развития, на которые в настоящий момент опираются рассматриваемые организации, подлежат замене новыми, разработанными на основании утвержденных документов государственного планирования. В дальнейшем деятельность рассматриваемых организаций должна быть направлена на выполнение документов государственного планирования.

Для того чтобы институты развития успешно функционировали в рамках формирующейся системы стратегического планирования социально-экономического развития, они должны приобрести определенную системную согласованность и действовать согласованно как между собой, так и с органами государственного управления. Целесообразно установить правовой режим взаимодействия институтов развития с другими государственными институтами, исключив дублирование функций между ними.

Финансовая деятельность институтов развития должна быть пересмотрена и оптимизирована в соответствии с потребностями стратегического планирования. Необходимо утвердить закрытый перечень финансовых операций, которыми может заниматься каждый из государственных институтов развития, а также внести соответствующие изменения в уставные и другие документы, в том числе нормативные документы, регулирующие деятельность подобных организаций. Данная мера поможет избежать нецелевого использования средств и отклонения от выполнения задач, поставленных перед институтами развития. Продуктивно расширять финансовые возможности хорошо зарекомендовавших себя организаций за счет использования тех, чье положительное влияние на развитие национальной экономики вызывает споры.

Очевидно, что при объединении финансовых институтов развития с системой стратегического планирования содержание концепции их эффективности качественно меняется. Как показано выше, определение эффективности как максимальной отдачи от инвестиций противоречит целям государственных институтов развития как таковых, и в рамках системы стратегического планирования соответствующей организации следует сосредоточить внимание прежде всего на стратегических целях государственного развития. утверждены в соответствующих плановых документах. Таким образом, наиболее эффективными институтами развития должны быть те, которые вносят наибольший вклад в практическую реализацию стратегического планирования.

Источники:

1. Григорьев Д.Н. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ/Григорьев Д.Н., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 38-46.

2. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

3. Липчиу Н.В.Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.

4. Пелипенко Е.Д. МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА/Пелипенко Е.Д., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 99-103.

5. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233.

References:

1. Grigoriev D.N. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE BUDGETARY DEVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / Grigoriev D.N., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.//In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 38-46.

2. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

3. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. ... Lipchiu. Moscow, 2012.

4. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova

E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the

international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and

Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

5. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V.,

Kovryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10737

Л.А. Ширяева - аспирант, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО Государственный университет «Дубна»), lubov@uni-dubna.ru,

L.A. Shiryaeva - graduate student, State budgetary educational institution of higher education of the Moscow region "University" Dubna "(GBOU VO MO State University"Dubna").

ЛОКАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ СЕТЕЙ LOCAL CURRENCIES IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF FUZZY NETWORKS

Аннотация. Альтернативные системы и составляющие их инструментальную основу альтернативные валюты (АВ) часто разрабатывались специально для решения конкретно стоявших перед местными властями и предпринимателями проблем, а введение большинства из них преследовало достижение, как правило, нескольких целей разной природы.

Опыт реализации таких систем показал, что сфера и масштабность их функционирования полностью зависят от взаимного доверия между их пользователями.

Для анализа степени такой взаимности можно использовать, в частности, метод нечётких множеств, основанный на анализе нечётких (размытых) сетей (fuzzy network analysis), задающих определённые ориентиры для возникновения межличностных отношений и взаимоотношения между членами сообщества.

Abstract. Alternative systems and their instrumental basis alternative currencies (AB) often developed specifically to solve specific problems faced by local authorities and entrepreneurs, and the introduction of most of them pursued the achievement, as a rule, of several goals of a different nature.

The experience of implementing such systems has shown that the scope and scale of their functioning completely depend on mutual trust between their users.

To analyze the degree of such reciprocity can be used the method of fuzzy sets, based on the analysis of fuzzy networks, which set certain benchmarks for the emergence of interpersonal relationships and relationships between community members.

Ключевые слова: альтернативная валюта, локальная валюта, взаимность, денежная система, местная экономика, нечеткая сеть.

Keywords: alternative currency, local currency, reciprocity, monetary system, local economy, fuzzy network.

Введение

История разработки и практического внедрения в стране или на отдельных её территориях альтернативных денежных систем, функционирующих параллельно с официальными денежными системами или вместо таковых, уходит корнями в самое начало становления монетарной экономики и формирования географических границ будущих валютных зон.

Сообщества, нуждающиеся в постоянных контактах в рамках полноценного осуществления своей социально-экономической жизни, должны при необходимости получать более широкие возможности для активизации данных процессов. Тем не менее, в некоторые периоды времени может наблюдаться снижение интенсивности подобных контактов из-за возникновения неблагоприятных обстоятельств как экзогенной, так и эндогенной природы.

Обзор новостной и научной информации позволяет предполагать, что локальные (местные) валюты становятся все особо популярными в ряде развитых (и, возможно, достаточно демократических) стран мире в качестве инструмента для решения этой проблемы. При этом в них изначально предполагается, что сообщества станут более живыми и гармоничными благодаря использованию именно таких форм децентрализованных валют. Ключевая особенность местных валют, отличающихся от национальной (глобальной) валюты, заключается в укреплении социальных отношений посредством взаимопомощи.

Важно отметить, что значение взаимности в сообществе, причастном к обращению АВ обычно упоминается в свете своей неаддитивности, отражающее неаддитивность отношений между членами сообщества и/или их деятельности.

В данной статье ставится и обсуждается вопрос о том, как реагирует обычное общество на появление такого рода социального капитала через обмен товарами и/или услугами в местной валюте между участниками. В частности, это делается с привлечением инструментария нечеткой логики, а конкретнее - методологии анализа нечетких сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.