Научная статья на тему 'Роль институтов мобилизации резервов развития в обеспечении экономической безопасности России'

Роль институтов мобилизации резервов развития в обеспечении экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ МОБИЛИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕЗЕРВЫ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INSTITUTE OF MOBILIZATION / ECONOMIC SECURITY / RESERVES / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бауэр В.П.

В условиях ускоренной эволюции мировой экономики и общества все острее встает проблема обеспечения процессов социально-экономического развития необходимыми резервами материальными, финансовыми, людскими и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of institutions mobilizing reserves development in ensuring the economic security of Russia

In conditions of the accelerated evolution of economic and a society all rises a problem of maintenance of processes of social and economic development by necessary reserves material, financial, human, etc. more sharply.

Текст научной работы на тему «Роль институтов мобилизации резервов развития в обеспечении экономической безопасности России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

МЕТОДОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ Роль институтов мобилизации резервов

развития в обеспечении экономической безопасности России

Бауэр В.П.'

In conditions of the accelerated evolution of economic and a society all rises a problem of maintenance of processes of social and economic development by necessary reserves — material, financial, human, etc. more sharply.

(0 oi

Z •

О

о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Введение

В условиях сверхускорения эволюции мировой экономики и общества1 все острее встает проблема обеспечения процессов социально-экономического развития необходимыми резервами — материальными, финансовыми, людскими и т.п. Стратегии развития наряду с позиционными подходами должны использовать ресурсно-резервные. Пропорции находящихся в обороте ресурсов и резервов, необходимых для реализации процессов развития (воспроизводственных процессов), определяются пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности 2. Эти индикаторы определяются составом институтов, необходимых для оперативной мобилизации требуемых для конкретной хозяйственной ситуации резервов. Вместе с тем известно, что вопросам изучения данной взаимозависимости до сих пор не уделено должного внимания. В статье на примерах материальных ценностей и денежных средств исследуются вопросы трансформации потенциала ресурсов хозяйствующих субъектов в государственные резервы развития национальной экономики за счет создания соответствующих институтов мобилизации.

Концепция резервов развития

В литературе известны концепции мобилизации и концентрации жизненно важных (витальных3) и критических пот-

ребительских 4 ресурсов, участвующих в управлении личным5 и национальным капиталом6, Для них, однако, не решается задача обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, связанных с этими процессами. Вместе с тем, исследованиями установлено7, что без учета пороговых значений индикаторов экономической безопасности, невозможно решать задачи развития хозяйственных структур любой степени агрегирования. В связи с этим нами предлагается ввести в научный оборот понятие «резервы развития», в число которых включать в первую очередь все без исключения контролируемые государством резервы, необходимые для решения оперативных задач развития национальной экономики в кризисных и прочих проблемных ситуациях с учетом пороговых значений индикаторов экономической безопасности.

В рыночных условиях госсобственность дает государству дополнительные возможности для решения многих проблемы обеспечения экономической безопасности страны. Это касается также вопросов конкурентоспособности на мировой политико-экономической арене, защиты населения от внешних и внутренних посягательств, обеспечения продуктами питания, общедоступной и специальной информацией, финансами и т.д.8 Поэтому государство всегда стремилось расширить границы госсобственности, в том числе с помощью воздействия зако-

Доктор экономических наук.

нодательными, принудительными и рыночными мерами на их производителей. В настоящее время в России такого рода институтам необходимо отнести: Федеральное агентство по государственным резервам Российской Федерации (Росре-зерв), Государственный фонд Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней (Госфонд России), Резервный фонд Правительства Российской Федерации (наследник Стабилизационного фонда), Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Агентство Российской Федерации по страхованию вкладов населения (далее Агентство). Управление государственной собственностью на основе институтов мобилизации государственных резервов заключается в разработке на всех уровнях власти взаимоувязанной системы правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой, которая должна способствовать стабильному, сбалансированному и эффективному развитию объектов хозяйственного комплекса страны.

Роль института Росрезерва в обеспечении экономической безопасности России

По данным Росрезерва9, в его хранилищах сформированы материальные ценности, исчисляемые сотнями миллионов тонн, включающие около 20 тыс. наименований продовольственных товаров, промышленных изделий и сырья. Запасы Росрезерва состоят из двух основных частей:

> государственного резерва, имеющего общегражданское назначение, хранящегося на складах Росрезерва;

> мобилизационного резерва, хранящегося на ответственных пунктах хранения предприятий, имеющих мобилизационные задания (предприятия промышленности, транспорта, сельскохозяйственных заготовок, связи и т.п.). Кроме обеспечения общегосударственных задач, разрешения военно-стратегических и иных чрезвычайных задач, государственный резерв в современной рыночной экономике может выполнять роль эффективного регулятора цен на важнейшие товары со стороны государства, сглаживать сезонные колебания цен как на внутренних, так и на мировых товарных рынках. Например, благодаря товарным интервенциям предотвращается резкое увеличение цен на топливо во время посевной и уборочной компаний, а оперативное выделение из запасов Росрезерва

топочного мазута и угля зимой 2005— 2006 гг. позволило не допустить во многих регионах срывов энерго- и теплоснабжения. Есть все основания полагать, что государственный резерв может оставаться надежным механизмом, сдерживающим рост цен на важнейшие товары в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Материальные резервы и мобилизационные запасы частично относятся к биржевым товарам и могут представлять ликвидные материальные ценности, используемые в качестве залога при банковском кредитовании. Вместе с тем Росре-зерв имеет проблемы, связанные с невысоким уровнем финансирования, выделяемого на эти цели со стороны государства, слабой заинтересованностью ответственных хранителей в обеспечении сохранности мобилизационного резерва. По оценкам специалистов10, мероприятия по стабилизации колебаний конъюнктуры на товарно-сырьевых рынках в рамках имеющихся у Росрезерва запасов способны приносить операционную прибыль, исчисляемую сотнями миллионов рублей по стабилизируемым позициям. Выполнение Росрезервом расширенной функции по решению задач обеспечения экономической безопасности России позволит:

> сохранить и довести до оптимального уровня номенклатуру и объем запасов, необходимых и достаточных для полноценной амортизации шоковых воздействий военного, техногенного или природного характера;

> защитить экономику России, федеральный бюджет, технологические и наукоемкие производства от разрушающих воздействий шоковых колебаний конъюнктуры товарно-сырьевых рынков;

> дать дополнительный доход федеральному бюджету;

> защитить суверенитет экономического и политического курса России от угроз и давлений, оказываемых при помощи введений ограничений на экспорт стратегических ресурсов и товаров или импорт;

> дать России дополнительные инструменты и рычаги воздействия при отстаивании своих интересов на международных переговорах. Эффективность исполнения Росре-

зервом своих функции достигается за счет оптимизации рабочих процессов за счет реорганизации Росрезерва. При этом в

(0 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

первую очередь формируется аналитическая служба, решающая задачи:

> анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры;

> прогнозирования внештатных и кризисных ситуаций на товарно-сырьевых рынках;

> разработки мер профилактики и нейтрализации шоковых воздействий;

> формирования стратегии развития Росрезерва;

> организационного развития Росре-зерва.

Указанные функции логически вытекают из той роли, которую могут играть резервы в нейтрализации современного вектора экономических угроз и давлений на Россию. Росрезерв должен взять на себя функции стабилизации товарно-сырьевых рынков. Для их выполнения необходимо провести его реорганизацию с целью расширения функции по решению задач национальной безопасности, в первую очередь, по защите экономики страны, ВВП, федерального бюджета от разрушающего воздействия шоковых колебаний конъюнктуры товарно-сырьевых рынков.

В настоящее время материальные ценности Росрезерва ориентированы на амортизацию кризисных ситуаций военно-политического, природного и техногенного характеров. Амортизация осуществляется при помощи товарно-сырьевых интервенций. Вместе с тем в настоящее время в мире все более возрастает роль экономических факторов. Дефицит бюджетных средств ставит задачу повышения эффективности их использования. Все это приводит к необходимости включить в сферу компетенции Росрезерва амортизацию кризисных ситуаций экономического характера и обеспечить экономическую эффективность деятельности Росрезерва. Через Росрезерв проходят значительные материально-финансовые потоки. Ошибки при управлении ими могут привести к существенным потерям. Поэтому применение специальных правил, процедур, регламентов принятия решений, которые учитывают относящуюся к делу информацию, формируют коридоры приемлемых вариантов, исключают излишние концентрацию власти и распыление власти, а также опираются на систему противовесов и взаимного контроля. Реализация функций стабилизации товарно-сырьевых рынков приводит к потребности к формированию новой стратегии развития Росрезерва, позволяющей:

> компенсировать потери экономики от скачков экономической конъюнктуры по отдельным позициям, что составляет проценты от ВВП, которые исчисляются сотнями миллиардов рублей;

> использовать запасы Росрезерва в отдельных случаях по решению руководства страны для стабилизации таких скачков на территориях субъектов России;

> проводить мероприятия по стабилизации ценовых скачков, что не требует привлечения дополнительных бюджетных средств. Более того, такие мероприятия по стабилизации ценовых скачков на территориях субъектов Российской Федерации способны приносить операционную прибыль, исчисляемую десятками и сотнями миллионов рублей по каждой стабилизируемой позиции.

В настоящее время индикаторы экономической безопасности для Росрезер-ва отсутствуют.

Роль института Госфонда России в обеспечении экономической безопасности России

Ценности Госфонда составляют часть золотовалютных резервов Правительства Российской Федерации, предназначенных для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации в мирное и военное время. Распорядителем Госфонда являются Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

В настоящее время для приобретения, хранения, перевозки ценностей, сортировки, огранки, сертификации и оценки, реставрации произведений, имеющих историческое и художественное значение Госфонда России, предназначено Государственное учреждение по формированию Государственного фонда Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (Гохран России). В первую очередь речь идет о сохранении и пополнении Алмазного фонда России, состоящего из государственных регалий — шедевров русского ювелирного искусства XVIII в. — первой половины XIXв.; орденских знаков; редчайших образцов драгоценных камней: большой коллекции крупных необработанных алмазов отечественной добычи. В Гохране

России разработаны принципы классификации алмазов и бриллиантов Госфонда, на основе которых сформированы коллекции алмазов отечественных месторождений, бриллиантов и других ценностей.

В настоящее время Госфонд не просто хранилище, а в полном смысле крупный промышленный комплекс. Финансирование расходов на содержание запасов ценностей и проведения операций с ними осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых отдельной статьей, а также средств, получаемых от реализации ценностей и других операций с ними, в том числе заимствования и замены. Средства, полученные от реализации ценностей и других операций с ними или иной хозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению и полностью зачисляются в бюджет. С учетом потребностей Госфонда эти средства используются для формирования запасов ценностей Госфонда и его содержания, а также в соответствии с законом о федеральном бюджете направляются на погашения внешнего долга Российской Федерации.

Зачисленные в Госфонд драгоценные металлы и драгоценные камни используются в соответствии с планами отпуска, утверждаемыми Правительством Российской Федерации ежегодно с указанием конкретных целей. Отпуск ценностей из Госфонда России сверх указанных планов, а также золота для операций на внешнем и внутреннем рынках, производится исключительно по указам и распоряжениям Президента Российской Федерации.

Выпуск ценностей из Госфонда для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску ценностей, включая оплату стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете, или ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней в период мобилизации и в военное время осуществляется на основании плана отпуска и договоров, заключенных Гохраном России с государственными заказчиками и головными исполнителями. Пополнение резерва драго-

ценных металлов и драгоценных камней в военное время осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. № 455с. В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 860-44, государственными заказчиками и головными исполнителями являются министерства, ведомства и предприятия, имеющие мобилизационные задания. Таким образом, Гохран России, выполняя правительственные задания по расходованию ценностей Госфонда, способствует формированию доходов федерального бюджета и, тем самым, определяет степень своего опосредованного участия в обеспечении экономической безопасности России.

В настоящее время индикаторы экономической безопасности для Госфонда России отсутствуют.

Роль института Резервного фонда в обеспечении экономической безопасности России

Создание Стабилизационного фонда Российской Федерации (долее — Стабилизационный фонд) явилось главной и принципиальной особенностью федерального бюджета на 2004 г. 11 Цель его формирования заключалась в предотвращении возможных рисков при проведении структурных реформ и недополучения средств по источникам доходов. Кроме того, ставится задача не допустить роста непроцентных расходов и в дальнейшем снизить налоговое бремя при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов.

Предпосылкой создания Стабилизационного фонда выступил мировой опыт

создания аналогичных фондов большой

12

группой стран12, основная часть доходов государственного бюджета которых формируется за счет экспорта сырьевых товаров, таких, как нефть и нефтепродукты, газ, черные и цветные металлы и т.д. Эти доходы определяются, в основном, мировой конъюнктурой цен на экспортируемые ресурсы, а цены на них крайне подвижны, меняются случайным образом и могут быть спрогнозированы лишь с приблизительной точностью. Доходы бюджетов в таких странах, как правило, подвержены весьма значительным колебаниям. В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к

(О 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

негативным последствиям. В периоды высоких цен на сырьевые товары крупные поступления в бюджет, напротив, зачастую стимулируют рост неэффективных расходов. Увеличивать государственные расходы в период благоприятной конъюнктуры легко, а снижать во время падения доходов сложнее, поскольку относительно неснижаемый объем расходов помогает поддерживать экономическую и политическую стабильность.

Помимо колебания доходов бюджета и избыточного денежного предложения в странах — экспортерах сырья существует проблема ограниченности и невосполни-мости запасов природных ресурсов. Весьма актуальной также является и достаточно высокая вероятность резкого падения спроса на сырьевые ресурсы вследствие внедрения достижений научно-технического прогресса, в частности, альтернативных источников энергии и различных синтетических материалов.

Указанная ситуация требует от этих стран рационального использования доходов от невосполнимых ресурсов в долгосрочном аспекте. Чтобы сохранить устойчивый уровень потребления, а следовательно, и развития в будущем, целесообразно сберегать в настоящем. Подобная практика позволит будущим поколениям получить выгоду от реализации природных ресурсов нынешним поколением даже после того, как эти ресурсы бу-

13

дут исчерпаны13.

Мировой опыт показывает, что для решения названных проблем страны-экспортеры сырьевых ресурсов стремятся выработать экономическую политику смягчения воздействия внешнеэкономической конъюнктуры как на бюджет, так и на экономику в целом. В этих целях они имеют возможность изымать из экономики сверхдоходы, поступающие вследствие высоких цен на сырье, и накапливать их в специально созданных фондах невозобновлямых ресурсов, получивших название стабилизационных фондов. Решения по созданию резервов развития принимются странами как самостоятельно (под влиянием сложившейся ситуации), так и по рекомендациям международных финансовых организаций, в первую очередь — Мирового банка14. Финансовые эксперты считают, что создание суверенных стабилизационных фондов может преследовать следующие дополнительные цели15: 1) сбережение части доходов государства, в т.ч.:

> для реализации национальных проектов экономического и социального развития;

> создания резерва на случай непредвиденных ситуаций (например, природных бедствий, гуманитарных катастроф и т.д.);

2) укрепление бюджетной дисциплины, контроль над бюджетными расходами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) повышение открытости бюджетного процесса, борьба с коррупцией;

4) защита профицита бюджета от неэффективного расходования, популистских политический решений;

5) повышение инвестиционной привлекательности страны в глазах международного сообщества, демонстрация озабоченности правительства проведением эффективной финансовой политики. Безусловно, приведенный перечень

не является исчерпывающим, так как может существовать достаточно большое количество дополнительных целей, побуждающих правительства к созданию стабилизационных фондов.

Таким образом, государственный Резервный фонд можно определить как законодательно утвержденный механизм аккумулирования незапланированных доходов бюджета от экспорта невозоб-новляемых природных ресурсов или иных поступлений, их инвестирования и использования в целях обеспечения стабильности национальной экономики на определенном временном горизонте. При существующих различиях в задачах стабилизационных фондов и фондов будущих поколений и те, и другие ориентированы на сглаживание расходов: первые — в краткосрочной перспективе, а вторые -в рамках более длительного периода, измеряемого десятилетиями. Средства стабилизационных фондов размещаются в широкий спектр инструментов финансового рынка, в основном на рынке ценных бумаг. Переход к новой стратегии управления средствами фондов означает выход на сегмент рынка ценных бумаг, отличающийся от рынка инструментов с фиксированным доходом и еще большей конкуренцией между игроками. Несомненно, это потребует от финансистов профессионализма, а от государства — большего внимания к эффективности управления новыми фондами с выделением ресурсов, необходимых для этого управления.

В настоящее время индикаторы экономической безопасности для Резервного фонда отсутствуют.

Роль института Банка России в обеспечении экономической безопасности России

Следующим видом государственных резервов являются золотовалютные резервы Банка России (ЗВР)16, понятие которых применительно к России официально появилось в 1992 г., когда страна стала членом МВФ. Золотовалютные резервы входят в состав международных резервных активов системы центральных банков ведущих стран мира, согласованно используемых для стабилизации неблагоприятных ситуаций, возникающих в контролируемой ими мировой финансовой архитектуре17. Индикаторами достаточности ЗРВ, отражающими специфику финансового положения стран, являются показатели: отношения импорта товаров и услуг к величине ЗВР; отношения ЗВР к денежной базе; индикатор Редди; индикатор (или правило) Гидот-ти; индикатор Гринспена18.

Отношение импорта товаров и услуг к величине ЗВР оценивает возможности ЗВР выполнять функцию финансирования дефицита баланса текущих операций. Исторически в платежных балансах доминировали торговые операции, а обслуживание внешней торговли являлось главной функцией государственных резервов. Поэтому логично оценивать резервы по отношению к импорту. Первым требованием к объему резервов, сформулированных в связи с угрозой возникновения финансового хаоса в период распада Бреттон-Вудской системы и перехода к плавающим валютным курсам, стало правило трехмесячного покрытия импорта: уровень государственных резервов считается достаточным, если их хватает на оплату импорта товаров и услуг в течение трех месяцев. Считалось, что за три месяца экономика страны способна адаптироваться к внешнему шоку и произвести замещение импорта. Этот показатель, фокусирующий внимание на балансе текущих операций, и сегодня остается актуальным для развивающихся стран, не имеющих свободного доступа к рынку капитала и/или не являющихся привлекательными для иностранного капитала. Он также актуален для стран с концентрированной структурой экспорта, которая не позволяет шок одного типа компенсировать экспортом товаров других типов.

Индикатор «Отношение резервов к денежной базе» оценивает возможности ЗВР выполнять функцию проведения курсовой политики в части осуществления валют-

ных интервенций. Для большинства стран этот источник спроса на резервы наиболее важен. При оценке потребности в резервах для валютных интервенций необходимо решить две задачи. Во-первых, определить потребность в резервах для сглаживания нежелательной краткосрочной изменчивости курса в случае спекулятивных атак участников финансового рынка на национальную валюту. Во-вторых, выяснить потребность в резервах на среднесрочную перспективу для отражения возможного давления на национальную валюту в случае начала бегства капитала.

Индикатор Редди оценивает возможности ЗВР выполнять функцию обслуживания международных расчетов в целом. Эта функция особенно важна для развивающихся стран с низким кредитным рейтингом, ограничивающим доступ к международным рынкам капитала и ведущим к удорожанию заемных средств. Индикатор включает, кроме объема импорта за три месяца, еще и объемы годовых платежей по суверенному, а также частному внешнему долгу. Данный индикатор учитывает опыт азиатского кризиса, когда причиной потрясений послужили долги не столько государства, сколько частного сектора. В России величина ЗВР превышает необходимый размер по индикатору Редди.

Индикатор (или правило) Гидотти оценивает возможности ЗВР выполнять функцию обслуживания международных расчетов, в первую очередь государственного внешнего долга. Индикатор определяет, что объем резервов может считаться достаточным, если он позволяет обходиться без внешних заимствований в течение одного года. Иногда правило Ги-дотти формулируют как способность жить без новых внешних заимствований вплоть до одного года. Правило Гидотти идеализирует ситуацию в экономике, вводя ряд допущений: предполагается, что текущий счет сбалансирован; помимо кредитных сделок, отсутствуют прочие финансовые операции; не предусмотрена возможность бегства капитала. Однако экономисты МВФ дали заключение о высокой эффективности этого индикатора. В России ЗВР превышают объем, соответствующий правилу Гвидотти.

Индикатор Гринспена ориентирован на оценку возможности ЗВР выполнять функцию формирования сбережений страны, запаса ликвидности. От величины имеющихся в стране резервов зависят как ее кредитоспособность, так и стои-

(0 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

мость заимствований на внешнем рынке. Рост резервов способствует повышению суверенного кредитного рейтинга и, соответственно, снижению стоимости заимствований на внешнем рынке. Критерий определяет, что величина ЗВР должна покрывать выплаты по основной сумме внешнего краткосрочного долга и проценты по нему на следующий год (официальный и официально гарантированный краткосрочный долг). Индикатор Гринс-пена является простым и наиболее важным индикатором достаточности резервов для стран со значительным, но неустойчивым доступом к международным рынкам капитала. Начиная с 2002 г. ЗВР России превышают необходимый по критерию Гринспена объем, причем превышение ЗВР по отношению к рассматриваемому по этому критерию показателю постоянно увеличивается.

Роль института страхования вкладов населения в обеспечении экономической безопасности России

Введенная в 2003 г. в России система страхования вкладов (далее — ССВ)19 оказала положительный эффект на развитие банковского сектора страны и тем самым на обеспечение экономической безопасности России. В целях эффективного исполнения Агентством возложенных на него функций необходимо было организовать порядок:

> ведения учета банков — участников ССВ;

> ведения учета средств Фонда обязательного страхования вкладов;

> расчета и уплаты страховых взносов банками - участниками ССВ;

> конкурсного отбора банков, через которые Агентство может осуществлять прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам, а также выплату страхового возмещения вкладчикам банков, в отношении которых наступил страховой случай. Для дальнейшего совершенствования ССВ потребуется внесение изменений в действующее законодательство и нормативные акты Банка России в части:

> ограничения изъятия банковских вкладов, что, во-первых, создаст внутренний механизм сдерживания массового оттока вкладов из банковской системы, актуальный при постоянном повышении страхового возмещения, во-вторых, потребует внесения изменений в гражданское законодательство;

> исключения нового вида системных рисков, сопровождающих банковскую деятельность,

> невозможности отмены в судебном порядке решения надзорного органа и выполнения органами судебной власти функций надзорного органа (указанный вид системных рисков возникает в случае, когда надзорный орган признал банк не соответствующим требованиям к участию в ССВ, а суд вынес решение разрешить банку привлекать вклады физических лиц);

> составления перечня объектов страхования и включения в него счетов индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, иных юридических лиц;

> повышения максимального размера страхового возмещения по вкладам и приближения к цифрам, установленным специальной директивой ЕС для стран Евросоюза (20 тыс. евро);

> расширения перечня источников формирования фонда обязательного страхования вкладов с целью повышения его доходности (повышение доходности не должно сопровождаться повышением рискованности вложений);

> осуществления совместного контроля за состоянием банков — участников ССВ со стороны Банка России и Агентства, сохранив за Банком России полномочия надзорного и лицензирующего органа. При этом необходимо учитывать, что минимизация затрат при осуществлении страхования вкладов физических лиц в банках является одним из условий эффективного функционирования Агентства.

Полученный эффект от введения ССВ оценивается как положительный20. Для достижения лучших показателей этого необходимо увеличение страховой суммы (в настоящее время она составляет 700 тыс. руб.), изменение методики расчетов взносов банков в фонд страхования вкладов и распространение информации о преимуществах ССВ. Однако не все банкиры считают существующую систему взносов справедливой. Причина заключается в том, что средняя сумма вкладов в большинстве банков значительно превосходит размер гарантированной суммы. В настоящее время индикаторы экономической безопасности для Агентства отсутствуют.

Выводы

Исследование экономической безопасности России возможно только при наличии ряда исходных теоретических предпосылок, качественных (индикаторов) и количественных (пороговых значений индикаторов) характеристик угроз и рисков экономической безопасности. Анализ выявил, что одной из главных угроз экономической безопасности резервов развития финансового типа является степень ликвидности активов (как недостаточная, так и избыточная). Для резервов развития нефинансового типа (имущественно-сырьевых) угрозой экономической безопасности является возможность потери рынков сбыта сырья и продукции. Это требует разработки инновационных механизмов и инструментов диверсификации имущества в финансовые активы в целях вывода их на более масштабные и емкие финансовый рынки как в

России, так и за рубежом. Современное российское законодательство, являясь инерционной системой, оно не в достаточной мере учитывает современные экономические тенденции и возможность инновационного развития резервов развития государства. В связи с этим требуется формулировка первоочередных мер по совершенствованию широкого спектра нормативных и правовых актов, направленных, в том числе, на придание официального статуса индикаторам экономической безопасности резервов развития.

В заключение отметим, что проблема совершенствования институтов мобилизации резервов развития заслуживает особого внимания, поэтому может стать темами самостоятельных исследований, открывающих более глубокое понимание содержания проблемы с учетом специфики экономики различных стран мира.

Литература и примечания

1. Амосов А.И. Последствия сверхускорения эволюции экономики и общества в последнее столетие: закономерности социального и экономического развития. М.: ЛКИ, 2009.

2. Экономическая безопасность России: общий курс / под ред. проф., д-ра эк. наук В.К. Сенчагова; 3-е изд. М.: ТД «БИНОМ», 2009.

3. Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 2. С. 32—40.

4. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит. 2010. № 17 (401). С. 12-20.

5. Гусев А.И, А.В. Куликов А.В., Д.В. Парамонов Д.В., Бауэр В.П. Privat Banking в России. М.: Изд-во «Финансист», 2003.

6. Бородина И.Г. Национальный капитал и его финансовые потоки // Консультант директора. 2000. № 8 (116). С. 31-43.

7. Сильвестров С.Н. Индикативное планирование в стратегии развития // Индикативное планирование в стратегии экономического развития России: материалы научного семинара; под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт. 2008. Вып. № 8(13). С. 5-61.

8. Львов Д.С. Концепция управления национальным имуществом. М.: Ин-т экономических стратегий, 2002.

9. Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с изм. и доп.); Постановление Правительства Российской Федерации от 01 марта 2005 г. № 98 «О порядке определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва» (с изм. и доп.).

10. Тренев Н.Н. Концепция системы стратегических резервов в экономике России // Аудит и финансовый анализ (приложение к журналу). 2004. № 2. С. 153-243.

11. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ «О внесении изменении и дополнений и Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Киммельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики. 2005. № 11.

13. Матвеенко В.Д., Иванова Е.И. Обмен временем между поколениями: социологические приложения модели перекрывающихся поколений // Эк.-мат. иссл.-я: мат. модели и производственные технологии: сб. тр. СПб.: ЦЭМИ РАН. 2005. №4. Ч.1. С. 64-82.

14. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 28-45.

15. Чебанов С. Суверенные инвестиционные фонды: новый феномен мировой экономики? // МЭиМО. 2008. № 10. С. 12-22.

16. Абалкин Л. Денежная масса, совокупный спрос и золотовалютные резервы // Деньги и кредит. 2001. № 7. С. 4-10.

17. Щёголева О.И. Оптимизация структуры золотовалютных резервов на международном финансовом рынке // Финансы и кредит. 2006. № 35 (239). С. 91-95.

18. Пертая М.В. Критерии оптимальности размеров и динамика золотовалютных резервов России // Аспирантские тетради: изв. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 10 (31). С. 107-113.

19. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. и доп.).

20. Жихарева А.В. Система страхования вкладов: история и перспективы // Банковское дело. 2007. № 9. С. 57-60.

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.