УДК 342
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Мусалова З.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, zaira23 [email protected]
Статья посвящена исследованию проблемы распространения идеологии экстремизма в России, рассматриваются различные позиции, особое внимание уделено анализу роли комиссий по адаптации боевиков к мирной жизни в противодействии экстремистской идеологии в субъектах Российской Федерации. В работе рассматриваются формы экстремизма, вместе с тем, отмечается, что в большей степени распространение получили религиозная и национальная его формы. Также отмечается, насколько сильную угрозу для России представляет распространение экстремистских взглядов.
Сказано, что наряду с силовыми методами, ориентированными на деятельность различных правоохранительных органов государства, необходимо применение других инструментов, позволяющих, с одной стороны, искоренить причины распространения экстремистских взглядов, и, с другой - минимизировать последствия. Одним из таких инструментов выступают комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни. Анализируется опыт различных субъектов Российской Федерации по созданию и работе комиссий по адаптации.
Ключевые слова: идеология, экстремизм, факторы распространения, регулирование. УДК 342
THE ROLE OF CIVIL SOCIETY IN OPPOSING EXTREMISM IDEOLOGY IN SUBJECTS OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Musalova Z.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article is devoted to the problem of distribution of ideology of extremism in Russia, discusses the various positions, special attention is paid to the analysis of the role of the Commission on adaptation of militants to peaceful life in opposing extremism ideology in subjects of the Russian Federation. The paper examines forms of extremism, however it is noted that in a greater degree widespread religious and national in its form, it is also noted how strong was the threat for Russia the spread of extremist views. The author notes that along with security methods that focus on the activities of the various law enforcement agencies of the state, it is necessary to use other tools, on the one hand, to tackle the root causes of the proliferation of extremist views, and on the other, to minimize the consequences. One of these tools are the Commission for adaptation of militants to peaceful life. It also analyzes the experience of various subjects of the Russian Federation on the establishment and work of commissions on adaptation.
Key words: ideology, extremism, factors of distribution, regulation.
Одним из негативных проявлений современного состояния идеологических процессов в России является распространение экстремистских взглядов, представляющих собой серьезную угрозу безопасности государства в целом, сохранению его целостности, нарушающих права человека как высшей ценности.
Существуют различные формы экстремизма, которые в той или иной форме находят свое распространение. Так, по своей направленности экстремизм может быть политическим, экономическим, социальным, религиозным, национальным,
Работа выполнена при финансовой поддержке госзадания Минобрнауки России в сфере научной деятельности, проект № 2014/33 «Комплексное исследование идеологии экстремизма и терроризма в Дагестане».
экологическим и др. Однако в последние годы, как правило, упоминается религиозный или национальный экстремизм, именно эти формы представляют наибольшую угрозу для российской действительности.
В основе любых форм взглядов экстремистского характера лежит абсолютное неприятие других, отличающихся идеологических убеждений, воспринимающиеся как угроза с которой нужно бороться, в том числе и достаточно жесткими методами. Под экстремизмом понимается «приверженность к крайним мерам и взглядам, стремление решать проблемы и достигать поставленные цели с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» [1, с. 63], «отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц
или объединений (групп)» [2, с. 6]. С политологической позиции экстремизм можно охарактеризовать как «неприятие существующего политического порядка и постановка политических целей изменения этого порядка» [3, с. 7; 4, с. 490].
Сложность, многоплановость и общественная опасность соотношения (взаимовлияния) феноменов «этнонационального экстремизма усугубляется наличием на их фоне множества иных кризисных явлений социально-экономического, политического, духовно-нравственного и иного свойства, в том числе проблем межнациональных отношений» [4, с. 128].
Надо сказать, что это явление не является чем-то новым ни для России, ни для большинства зарубежных государств. Как отмечает В.Н. Тома-линцева, вся история человечества, как Древнего Рима и Средневековья, так и периода первичного накопления капитализма, красноречиво свидетельствует, что экстремизм как явление свойственно каждой исторической эпохе [5, с. 18]. Это явление было также характерно и для России [6, с.16]. Однако, несмотря на такую длительную историю, все еще не выработаны механизмы, позволяющие искоренить это явление.
В большинстве случаев ключевыми методами борьбы с различными проявлениями экстремизма выступают силовые методы, ориентированные на деятельность различных правоохранительных органов государства. В то же время в организации противодействия экстремистским явлениям необходимо, как отмечает В.Н. Лопатин, «применять не только силовые методы воздействия, а в большей степени соответствующие правовые и экономические инструменты, подкрепленные социально-психологическими и идеологическими мерами, направленными на ограничение совокупности негативных условий и предпосылок проявлений коррупции» [7, с. 29]. Одно из направлений противодействия экстремизма как раз и направлено на устранение причин его возникновения. Однако и в этом вопросе нет однозначного понимания.
В этой ситуации особенно важно использовать различные подходы и механизмы. К примеру, прокуратура Республики Башкортостан в целях совершенствования практики противодействия религиозному политическому экстремизму выступила с инициативой создания совместно с УФСБ и МВД республики единой информационной электронной базы данных, в которую предполагается включить сведения о жителях республики так или иначе связанных с совершением экстремистских (террористических) правонарушений [8, с.40].
Не менее важно подключить к решению данной проблемы институты гражданского общества, общественные объединения, религиозные институты. Как отмечает С.-Х.М. Нунуев, в настоящее время особенно важно наладить эффективное взаимодействие органов государственной власти с исламскими религиозными объединениями на Се-
верном Кавказе [9, с. 161]. Многие авторы говорят о необходимости подключения к решению данной проблемы различных общественных объединений [10, с. 9], не менее значительная и роль средств массовой информации в противодействии терроризму [11, с. 72].
В ряде субъектов РФ, в том числе Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, оказывается необходимая поддержка тем общественным структурам, деятельность которых направлена на повышение уровня межрелигиозного и межнационального доверия. Такие организации есть в каждом регионе, и их значение трудно переоценить («Союз народов Ставрополья за мир на Кавказе», «Высший Совет осетин» и т.п.). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеются собственные уникальные проекты. Так, АТК в Кабардино-Балкарской Республике в течение последних лет реализует межрегиональный молодежный проект «Куначество», в рамках которого предусмотрены различные массовые мероприятия с участием детей из северокавказских республик. В Республике Северная Осетия-Алания при активном участии национально-культурного центра «Ныхас» осуществляется проект «Мир детям Кавказа», в рамках которого организуются «визиты дружбы» школьников из соседних республик [12].
Отдельного внимания заслуживает и уже наработанный опыт ряда республик СКФО по созданию и работе различного рода комиссий, целью которых является адаптация лиц, ранее участвовавших в совершении действий экстремистского характера.
Комиссия по адаптации боевиков к мирной жизни была создана в Дагестане 2 ноября 2010 года указом № 264 Главы республики. В Ингушетии указ о создании комиссии по адаптации боевиков глава республики подписал 9 сентября 2011 года. Глава Кабардино-Балкарии подписал указ, в соответствии с которым в республике образована комиссия по адаптации боевиков 24 января 2012 года. В марте 2012 года и в Карачаево-Черкесии была создана комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики.
В указанные комиссии, как правило, входят представители органов государственной власти субъекта РФ, правоохранительных органов, региональных общественных организаций, религиозных институтов. В силу того, что опыт работы подобного рода комиссий пока небольшой, все еще не сложилось четкого понимания тех функций, которые возлагаются на всю комиссию в целом и на каждого из ее членов. Очень много скептических замечаний высказывалось сразу после создания этого института. Высказываются они и сейчас. Основным аргументом в критике служит тот факт, что комиссия не может предоставить реальных гарантий безопасности. В свое время Глава Ингушетии сам вы-
ступил в качестве такого гаранта. А с 22 октября 2012 г. начала работать «горячая» линия Главы РИ для членов НВФ, желающих вернуться к мирной жизни.
В Республике Дагестан 22 февраля 2013 г., выступая на заседании Совета глав муниципальных районов и городских округов, Рамазан Абдулати-пов заявил о необходимости создания республиканской миротворческой комиссии. Он отметил, что комиссия по адаптации боевиков, действующая в республике, сыграла свою роль, но она была незначительной. Уже в апреле Указом Президента РД была создана Комиссия при Президенте Республики Дагестан по примирению и согласию с анало-
гичными, но несколько расширенными полномочиями.
На протяжении последних лет региональные комиссии играли существенную роль в противодействии распространению терроризма и экстремизма и являлись дополнительным инструментом, благодаря которому боевики возвращались к мирной жизни, в настоящее время, потенциал комиссий все еще не исчерпан и они еще могут сыграть свою положительную роль в противодействии распространению экстремистской идеологии в России, особенно в субъектах Северного Кавказа.
Литература
1. Евдокимова Т.Л. Конституционно-правовые основы деятельности органов внутренних дел России по ограничению основных прав и свобод человека и гражданина в условиях противодействия экстремизму: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 185 с.
2. Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: материалы Международной научно-практической конференции (26-27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006.
3. Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 384 с.
4. Явчуновская Р. Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 490496.
5. Томалинцев В.Н. Сущность экстремизма. Особенности его явных и скрытых форм // Феномен экстремизма / под ред. А.А. Козлова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 16-23.
6. Сергун Е.П. Экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Саратов, 2005.
7. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. № 7. С. 23-36.
8. Ахмадуллин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. 2011. № 11. С. 40-43.
9. Нунуев С.-Х.М. Направления конфессиональной политики Российской Федерации в отношении исламских религиозных объединений в контексте обеспечения национальной безопасности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 3 (44).
10. Алексеева Л.А. Экстремизм как угроза национальной безопасности России // Наука и практика. 2015. № 2 (63).
11. ЛимареваЕ.С. Субъекты противодействия терроризму // Наука и практика. 2015. № 2 (63).
12. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма: материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции (18-19 октября 2012 года). М.: Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина (национальный исследовательский университет), 2012.
References
1. Evdokimova T.L. Konstitutsionno-pravovye osnovy deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossii po ogranicheniyu osnovnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyakh protivodeistviya ekstremizmu: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010. 185 s.
2. Golubovskii V.Yu. O sovershenstvovanii deyatel'nosti organov vnutrennikh del, drugikh sub"ektov sistemy profilaktiki po preduprezhdeniyu beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh // Zashchita prav i profilaktika pravonarushenii nesovershennoletnikh: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (26-27 avgusta 2005 g.). M.: DOOP MVD Rossii; VNII MVD Rossii, 2006.
3. Organizovannaya prestupnost', terrorizm, korruptsiya v ikh proyavleniyakh i bor'ba s nimi. M.: TK Velbi,Izd-vo Prospekt, 2005. 384 s.
4. YavchunovskayaR. Litso sovremennogo terrorizma // Bezopasnost' Evrazii. 2005. № 3. S. 490-496.
5. Tomalintsev V.N. Sushchnost' ekstremizma. Osobennosti ego yavnykh i skrytykh form // Fenomen ekstremizma / pod red. A.A. Kozlova. SPb.: SPbGU, 2000. S. 16-23.
6. Sergun E.P. Ekstremizm v Rossiiskoi Federatsii: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty. Saratov, 2005.
7. Lopatin V.N. O sistemnom podkhode v antikorruptsionnoi politike // Gosudarstvo i pravo. 2001. № 7. S. 23-36.
8. Akhmadullin A.S. Protivodeistvie religioznomu politicheskomu ekstremizmu // Zakonnost'. 2011. № 11. S. 40-43.
9. Nunuev S.-Kh. M. Napravleniya konfessional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii v otnoshenii is-lamskikh religioznykh ob"edinenii v kontekste obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Kaspiiskii region: poli-tika, ekonomika, kul'tura. 2015. № 3 (44).
10. Alekseeva L.A. Ekstremizm kak ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii // Nauka i praktika. 2015. № 2 (63).
11. Limareva E.S. Sub"ekty protivodeistviya terrorizmu // Nauka i praktika. 2015. № 2 (63).
12. Kontseptsiya protivodeistviya terrorizmu v Rossiiskoi Federatsii. Kompleksnyi podkhod k formiro-vaniyu i funktsionirovaniyu sistemy protivodeistviya rasprostraneniyu ideologii terrorizma: materialy III-i Vse-rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (18-19 oktyabrya 2012 goda). M.: Rossiiskii gosudarstvennyi uni-versitet nefti i gaza imeni I. M. Gubkina (natsional'nyi issledovatel'skii universitet), 2012.
Поступила в редакцию 5 ноября 2015 г.
Received 5 November, 2015