Научная статья на тему 'Роль иностранных языков в образовательных кластерах'

Роль иностранных языков в образовательных кластерах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATION CLUSTER / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARTNERSHIPS / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Айше Эдемовна

В статье раскрывается роль образовательных кластеров в подготовке специалистов. Анализируется значение изучения иностранных языков в подготовке высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранных языков в образовательных кластерах»

The role of foreign languages in educational clusters Alieva A. (Republic of Uzbekistan) Роль иностранных языков в образовательных кластерах Алиева А. Э. (Республика Узбекистан)

Алиева Айше Эдемовна /Alieva Ayshe — преподаватель, кафедра английской филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается роль образовательных кластеров в подготовке специалистов. Анализируется значение изучения иностранных языков в подготовке высококвалифицированных кадров.

Abstract: this article explores the role of clusters in educational training. Analyzes the importance of foreign language learning in the training of highly qualified personnel.

Ключевые слова: образовательный кластер, подготовка специалистов, сотрудничество, партнерские отношения, английский язык.

Keywords: education Cluster, training, collaboration, partnerships, English language.

Современная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. В последнее время перспективным становится создание образовательных кластеров. Кластер как механизм инновационного управления развитием системы общего образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него, в том числе: развитие партнёрства, привлечение внебюджетных средств в сферу образования, появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и т. д.

«Образовательный кластер, называемый также индустриальным образовательным кластером - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерским отношениям с предприятиями отрасли. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются:

- создание условий для подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования;

- интеграция образования с наукой и производством;

- поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий» [1, с. 217].

Примером кластера может быть сотрудничество Сырдарьинского промышленного колледжа с совместными предприятиями филиала специальной индустриальной зоны «Джизак», расположенного на территории Сырдарьинского района, в т.ч. с совместным узбекско-китайским предприятием ООО Peng Sheng по выпуску мобильных телефонов и смартфонов. Учредителями проекта являются компании ZTE (Н.К.) Limited (Китай) и СП Peng Sheng (Узбекистан). В настоящее время на территории СП размещено 8 промышленных проектов. За четыре года работы СП Peng Sheng колледж наладил с ним тесное сотрудничество. Изучив потребности целого ряда производств СП, в колледже открыли новые направления обучения по подготовке мастеров для кафельного производства СП, специалистов для предприятия по выпуску телефонов и др. Всего за годы партнерства с Peng Sheng принято на работу около 50 выпускников колледжа [2].

Особая роль в инновационном развитии регионов принадлежит государственным университетам. Достоинство вузовского образования нового времени - это не только его качество, не только его способность интегрироваться в национальную инновационную систему путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда. Если человек не обучен качественно или его обучение прошло в невостребованном для отрасли экономики ключе, то, как специалист, он будет непригоден либо пригоден частично к выполнению работы. Поэтому основными направлениями образовательного кластера должны стать профильное обучение и предпрофессиональная подготовка, развитие профессиональных компетенций, повышение квалификации и переподготовка кадров.

Разработка бизнес-проектов, любых других проектов требует знания английского языка. Именно здесь кафедры иностранных языков университетов могут предложить свои услуги как полноправные участники кластера. Эти услуги могут быть связаны с обучением английскому языку специалистов бизнес-структур или совместных предприятий, с переводом технической документацией, с организацией симпозиумов и выставок и др.

Таким образом, для того, чтобы деятельность и сотрудничество участников кластера была более эффективной, необходимо также и повышение знаний иностранного языка.

Литература

1. Саидрасулова Х. Б. К вопросу формирования подготовки кадров и адаптации их к новой технологической среде. // Профессиональное становление личности XXI века в системе непрерывного образования: теория, практика и перспективы. Материалы научно-практической конференции. 15-16 апреля 2016 г. Том 10. Ташкент , 2016.

2. В Сырдарье начат выпуск смартфонов UZTE. [Электронный ресурс]. URL: http://uztemobile.uz/news/19. (дата обращения: 29.05.2016).

The role of reflection in professional growth of teachers have passed

proficiency courses Duyssenbayev Ye. (Republic of Kazakhstan) Роль рефлексии в профессиональном росте учителей прошедших

уровневые курсы Дюсенбаев Е. А. (Республика Казахстан)

Дюсенбаев Еркин Абдумаликович /Duyssenbayev Yerkin - эксперт по оцениванию, Центр педагогических измерений, Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются влияние рефлексии учителя на его профессиональный рост, даются определения терминов: рефлексия, рефлексивная практика, рефлексивное обучение. Abstract: the article analyzes the influence of reflection of the teacher to his professional development, provides defnitions of terms: reflection, reflective practice, reflective learning.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная практика, рефлексивное обучение, рефлексивная позиция, рефлексивный выход.

Keywords: reflection, reflective practice, reflective learning, reflexive attitude reflective output.

Качество и эффективность любой системы образования, в конечном счете, зависит от работы педагогов, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

Одно из наиболее важных продвижений в вопросе повышения статуса педагога связано с начатым коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. В стране созданы принципиально новые базовые комплексы этой системы: Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальных школах». По результатам трехмесячной подготовки учителям, в дополнение к имеющимся категориям, присваиваются новые квалификационные уровни, которые станут основой дальнейшего повышения оплаты их труда.

Основными целями деятельности этих центров обучения в соответствии являются повышение квалификации педагогических работников РК, трансляция педагогического опыта Назарбаев Интеллектуальных школ и зарубежного передового педагогического опыта общеобразовательным школам Республики Казахстан.

ЦПМ в сотрудничестве с казахстанскими и международными партнерами разработаны уровневые программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (первый (продвинутый), второй (основной), третий (базовый). Сейчас названия этих курсов изменились и соотвественно называются: «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», «Лидерства учителя в школе» и «Эффективное преподавание и обучение».

Например, продолжительность обучения по Программе «Эффективное преподавание и обучение» -девять недель, структурированные в три этапа:

- Первый этап аудиторного обучения «Лицом к лицу» - четыре недели;

- Практика в школе - четыре недели;

- Второй этап аудиторного обучения «Лицом к лицу» - одна неделя.

В первом аудиторном этапе учителя обучаются в коллаборативной среде, совместно обсуждая новые знания и сотнеся их со своим прежним опытом. Во время школьной практики они проводят рефлексивную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.