Научная статья на тему 'Роль иностранных языков международного общения в формировании личности эколога'

Роль иностранных языков международного общения в формировании личности эколога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Елена Александровна

Экологические приоритеты в мировоззрении современного эколога играют ведущую роль в становлении принципов устойчивого развития. Языки международного общения могут не только способствовать успешному общению представителей различных стран, но и быть средством развития личности и формирования экологоцентрического мировоззрения будущего эколога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранных языков международного общения в формировании личности эколога»

Библиографический список

1. Козинкина С. В. Особенности бинарной педагогической системы “кадеты - студенты” правоохранительного ВУЗа/С.В. Козинкина, В.Т. А-щепков // Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона. Сб. докл. Все-рос. научно-практ. конф. 7-9 февраля 2007 года в г. Оренбурге. - Оренбург: ОГУ, 2007.-С. 6-11.

2. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты: монография / В.М. Крылов. — http://

history.scps.ru/cadet 1000.htm.

3. Постановление Правительства РФ “Об утверждении типового положения о кадетской школе (кадетской школе - интернате)” от 15 ноября 1997 г. № 1427 (с изменениями от 23.12.2002 г.).

4. Положение о подготовительном отделении (Кубанский правоохранительный кадетский корпус) АФ КУ МВД России. - Армавир: АФ КУ МВД РФ. - 2006. - 8 с.; Положение об Армавирском филиале федерального ГОУ ВПО Краснодарский университет МВД РФ. - Краснодар: КУ, 2006. -13 с.

Е.А. Карташова РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ЭКОЛОГА

Экологические приоритеты в мировоззрении современного эколога играют ведущую роль в становлении принципов устойчивого развития. Языки международного общения могут не только способствовать успешному общению представителей различных стран, но и быть средством развития личности и формирования экологоцентрического мировоззрения будущего эколога.

Современная ситуация в образовании отличается рядом особенностей, в числе которых можно назвать такие, как всеобщая экологизация и интеграция не только образовательных систем различных стран, но и всех сторон общественной жизни. Процессы глобализации требуют от высшей школы нашей страны осмысления стратегии её дальнейшего развития, главной проблемой которой остается качество профессионального образования студентов, способных жить в современном, постоянно меняющемся мире. Нужны нестандартные, оригинальные концепции, позволяющие решить сложные проблемы образования 21 века.

В новых исторических реалиях преобладающим приоритетом в педагогической среде становится подготовка специалиста, умеющего ставить цели, генерировать идеи, находить наиболее оптимальные решения возникающих проблем в сложных ситуациях. В целом - от человека требуется умение делать то, что обозначается понятиями «духовные ценности», «активная пози-

ция», «смыслообразующая деятельность». Исходя из этих направлений исходным приоритетом в образовании должно быть формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием. Это определяет необходимость отхода от утилитарного образования, т.е. простой передачи обучающемуся суммы знаний и факторов, необходимой для конкретной деятельности.

Профессиональное образование является не только трансляцией из поколения в поколение данных различных наук, технократически ориентированных знаний, умений и навыков. Сфера образования призвана «формировать целостную картину материального и духовного мира, передавать ценности духовные, культурные, нравственные в их национальном и общечеловеческом понимании» [2].

Глобальные проблемы нельзя рассматривать

лишь как результат взаимовлияния экономики и техники, Специалисты в области экологии сходятся во мнении, что очень многое в конечном итоге зависит именно от человека, его личностных качеств, ценностных ориентаций, отношения к природе и способов поведения в ней. Если признать теорию создания ноосферы Вернадского за приоритетную цель общественного развития, то необходимо учитывать тот факт, что люди должны учиться управлять не природой, а прежде всего собой.

В контексте концепции устойчивого развития экологическое образование определяет стратегическую цель и основное направление образования в целом. Идеалом образовательных систем в свете концепции устойчивого развития становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях и поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания её целостности. Современный специалист должен уметь стратегически мыслить, занимать активную гражданскую позицию и адекватно отвечать на вызовы времени. Потребность в таких специалистах остро ощущается уже сейчас, и будет возрастать в будущем [4].

Приоритетной целю экологического образования сегодня признается формирование экологоцентрического мировоззрения. Кроме того, эколог должен обладать профессиональной мобильностью, поликультурным сознанием и, что особенно важно в условиях глобализации - способностью к успешной межкультурной коммуникации. Среди важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности специалистов со знанием иностранных языков, и, в особенности языков международного значения, можно назвать межгосударственную интеграцию в сфере экологии. Наличие поликулыурного сознания позволит современному специалисту успешно взаимодействовать с коллегами из-за рубежа, и быть способным к анализу и пониманию иной культуры, иной формы сознания. Знание языков международного значения выступает в качестве важного показателя современного экологического образования.

В настоящее время проблема разработки модели современного специалиста привлекает все большее внимание исследователей. Само понятие модели специалиста является чрезвычайно ёмким и разнообразным. Оно включает в себя

следующие параметры:

1. Грамотность, под которой понимается уровень обученности, требуемый для функционирования современного человека в обществе плюс обладание необходимыми знаниями, сведенными в какой-либо области науки, техники, искусства и т. д.

2. Образованность, предполагающая наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности по глубине понимания тех или иных вопросов.

3. Профессиональная компетентность, определяющаяся уровнем собственно профессионального образования, опытом, индивидуальными особенностями личности, её стремлением к самообразованию, самосовершенствованию, способностью к творчеству, ответственным отношением к делу.

4. Культура, рассматриваемая как степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной деятельностью или отраслью знания.

5. Менталитет, воплощающий в себе глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения и предопределяющий поступки человека и его отношение к различным сторонам жизни общества [5].

В связи с этим хотелось бы отметить дисциплину «Иностранный язык», как компонент экологического образования, непосредственно влияющий на формирование ценностей, мировоззрение учащихся, их коммуникативных и творческих способностей. Знание иностранного языка международного значения является неотъемлемым компонентом каждого из вышеуказанных параметров модели специалиста, что указывает на необходимость его изучения не только с целью овладения средством профессионального общения с зарубежными коллегами, но и с точки зрения его личностноформирующих качеств.

Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом для формирования мировоззрения личности. На современном этапе развития страны языковое образование может выступать в качестве одного из средств влияния на сознание личности, её способность быть социально мобильной в обществе, свободно «входить» в открытое информационное пространство [2].

В.В. Сафонова отмечает, что позитивная роль языков международного общения заключается в том, что они могут быть использованы за пределами национальных рамок их функционирования,

как:

- одно из средств, расширяющее доступ к информации, её распространению независимо от государственных границ;

- средство осознания и изучения многообразия культур и цивилизаций, способов и результатов их взаимодействия в мировом потоке культуры;

- средство межнационального и международного сотрудничества и кооперации в общественном производстве, культуре, науке, общественных видах деятельности людей, способствующих поиску совместных путей решения общечеловеческих проблем, путей выхода из конфликтов, рождаемых во взаимоотношениях человека, общества и природы;

- средство преодоления национально - культурной ограниченности в различных сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, культурной, технологической);

- средство сохранения, распространения и развития мировой культуры;

- одно из средств снятия лингвистического барьера при обеспечении права людей на свободное перемещение в мире, выбора места получения образования и работы, проведения досуга, участия в различны международных организациях;

- один из инструментов развития общепланетарного мышления [6].

Особенно важным при определении сущности языкового образования как ценности при воспитании современного специалиста является то, что, изучая язык, мы постигаем культуру другого народа. Здесь речь идет о лингвокультурном образовании, результатом которого должно стать многоязычие граждан общества, осознающих свою принадлежность к определенному этносу, и к государству в целом, а также способность к самоидентификации в мировом пространстве.

Языковое образование как процесс направлен не только на приобщение учащихся к новому для них средству общения, но и на осмысление собственных этнокультурных истоков, привитие им готовности к диалогу и одновременно толерантности по отношению к иным культурам при ориентации на родной язык и исходную культуру [2].

Взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когни-тивное развитие учащихся,

является средством и результатом формирования вторичной языковой личности.

Вторичная языковая личность отражает такие качества личности индивидуума, как раскрепощенность, творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, умение включаться в современные мировые процессы развития цивилизации, совершенствовать человеческое общество.

Поскольку XXI век - век мультикультурного диалога важным является развитие не только многоязычной но и поликультурной языковой личности эюлога.

Межкулиурное обучение не является рекламой чужого образа жизни, но развивает у учащихся спо-собность «смотреть гга мир глазами носителя изучаемого языка» [1]. Для межкультур-ной коммуникации главным является не «воспитание с позиции норм и ценностей страны изучаемого язы-ка» и «зазубривание фактов», а умение сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом [2].

Именно это позволит относиться к иному образу мира с симпатией, терпимо-стью и в то же время, что особенно важно, с некоторой долей критичности [2].

Особо ценным в языковом образовании является не только развитие коммуникативных, но также когнитивных и рефлексивных способностей.

Если рассматривать цели обучения ИЯ с ориентацией на усиление личностнообразующего потенциала этого предмета, то среди них выделяют следующие:

- коммуникативные;

- личностноформирующие;

- профессионально-ориентированные.

Коммуникативные цели подразумевают не

только ориентацию на развитие межкультурной коммуникативной компетенции коммуникативные цели обучения ИЯ, но и развитие коммуникативных качеств обучаемых, имеющих профессиональную значимость (коммуникативная наблюдательность (речевая, соматическая и социокультурная) и общительность, которая представляет собой целый комплекс свойств: речевая контактность, речевая тактичность, соматическая этика, коммуникативная гибкость и вариативность речевого и соматического поведения).

Личностноформирующие цели раскрывают задачи педагогического сотрудничества обучаемых и обучающих в плане развития культуры интеллектуального труда, их культуры межличностного бытового и социально значимого общения, формирования у них потребностей в социокультурном коммуникативном освоения мира. К числу проблем первостепенной важности В.В. Сафонова относит вопросы развития культуры умственного труда у обучаемых в усчовиях иноязычного общения. Задача воспитания личности, понимающей необходимость солидарности и сотрудничества, особенно в области экологии, также входит в число личностноформирую-щих целей обучения ИЯ в вузе. В.В. Сафонова отмечает, что данная учебная дисциплина может внести существенный вклад в воспитание международно-ориентированной и гуманистически мыслящей личности. Дидактически ориентированное соизучение языков (родного, неродного второго, иностранных) и культур с ориентацией на современные направления реформирование содержания образования в мире может рассматриваться как инструмент развития культуры ми-ровидения билингвов, как средство овладения основами межкультурного общения.

С ориентацией на профессионально-ориентированные цели в учебном процессе создаются предпосылки для «педагогизации» курса иностранного языка, позволяющей обучать нормам иноязычного общения в единстве с изучением профессионально значимой информации и формированием профессионально-значимых качеств личности эколога. Междисциплинарная суть этого типа целей заключается в:

- предметной иноязычной компетенции, которую при целенаправленном бикультурном развитии можно трактовать как дидактическую категорию, обозначающую совокупность общих и специальных предметных и межпредметных знаний, навыков и умений, обеспечивающих возможность успешной профессиональной деятельности в условиях межкультурного иноязычного общения;

- формировании экологоцентрического мышления будущего специалиста посредством тщательного отбора содержания обучения и включения в курс обучения большого количества проблемных заданий, ориентированных на формирование критическою мышления у студентов.

Все эго свидетельствует о необходимости

формирования у специалистов экологического профиля бикультурной профессиональной компетенции, которая представляет собой интегративное бикультурное явление, компонентный состав которой включает в себя языковую, речевую, лингвострановедческую, ю лингводидактическую, культуроведческую и предметную компетенции [6].

В современном мультилингвальном и поли-культурном мире иностранный язык является необходимым условием формирования мобильной, творчески активной личности, способной к межкультурной коммуникации и успешному сотрудничеству в условиях глобализации и мировой интеграции образовательных, социальных, научных, политических и прочих процессов. Это приводит к мысли о том, что иностранный язык при ряде условий может стать мощным орудием формирования эксцентрического мировоззрения у специалистов-экологов.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение иностранных языков имеет непосредственное влияние на формирование таких качеств личности современного специалиста - эколога, как: мультикультурное сознание, социальная и профессиональная мобильность, когнитивные способности, способность к самоидентификации в мировом пространстве, способность к рефлексии, способность к успешной межкультурной коммуникации, умение адаптироваться в меняющихся условиях современного мира и другие, имеющие прямое отношение к работе экологов по установлению принципов концепции устойчивого развития в нашей стране и за рубежом.

Библиографический список

1. Барышников Н.В. Особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком // Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях: сб. научных статей - Пятигорск, 2000. - С. 513.

2. Галъскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М., 2004. - 334 с.

3. Зятева Л. А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика, 2002 -№7-С. 32-40.

4. Перегудов В.А. Проблемы экологического образования на современном этапе развития /

/ Экология, 2005 - №8 www.rusnauka.com

5. Путина О. Н. О модели специалиста 21 века, Пермский университет. - Тезисы докладов Международной научно-методической конференции Пермь, 24—28 мая 1999. Университеты в форми-

ровании специалиста 21 века, http://www.psu.ru/ риЬ/юи/1_2_1 .гй-

6. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. -237 с.

М.Ю. Крапивина

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ

В статье рассматривается проблема совершенствования обучения студентов неязыковых вузов иноязычному профессионатыю-ориентированному общению. В частности, предлагается технологический подход к организации обучения на основе применения имитационно-моделирующей технологии.

За последние годы преподавание иностранного языка в неязыковых вузах и университетах претерпело изменения, касающиеся общей организации учебного процесса, целей и методов обучения, его структуры и содержания. Глобальной целью обучения является удовлетворение тех общественных потребностей, которые связаны с активной интеграцией наших специалистов в мировую науку. Задачи курса включают развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, т.е. овладение системой иностранного языка в целях научного и профессионального общения, протекающего в контакте с представителями иного культурного реала.

Коммуникативное поле профессиональной образовательной деятельности постоянно расширяется и насыщается новыми ценностями, ориентирами. В частности, расширяются возможности осуществления международных академических и профессиональных контактов: написание фантов, участие в международных образовательных программах, получение “двойного” диплома, интегрирование в мировое информационное пространство посредством общения в Мете!:, доступ к его иноязычным ресурсам. В условиях высокой конкуренции на рынке труда возрастает востребованность специалистов нового формата, способных продуктивно осуществлять профессиональное общение на самых различных

уровнях, в том числе на языках международного общения, к которым относится и английский язык.

Одним из факторов подготовки таких специалистов является процесс обучения студентов университета иноязычному профессионально-ориентированному общению (ПОО).

Это, в свою очередь, привело к изменению требований к иностранному языку как к учебному предмету в неязыковом вузе. Если раньше основной задачей было обучение чтению и пониманию литературы по специальности, то в последние годы перед высшей школой ставится задача обучения устному общению на иностранном языке. Решению данной задачи препятствует ограниченный объем учебного времени, недостаток методических разработок, учебных пособий по развитию умений профессионально-ориентированного общения.

Парадокс в том, что именно специалисты -выпускники неязыковых специальностей задействованы в первую очередь в интенсивном международном профессиональном и деловом общении и нуждаются в целенаправленной подготовке к нему. Таким образом, в условиях роста академической мобильности, иноязычное профессионально-ориентированное общение приобретает ценностную значимость для студентов университета, а ограниченные возможности вузовской подготовки в данном направлении делают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.