УДК 811.111:327
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© 2019 С. И. Гальченко
канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления e-mail: svetagalchenko @yandex. ru
Юго-Западный государственный университет (Курск)
Статья посвящена важному аспекту жизни современного человека - изучению иностранных языков. Отмечается роль иностранного языка в осуществлении межнационального сотрудничества и его значение в решении задач коммуникативной направленности. Автор дает характеристику иностранному языку как важному образовательному фактору. В статье говорится о влиянии иностранного языка на мыслительную деятельность, воображение и память человека. Автором подчеркивается активное участие языковых компетенций в укреплении политических и экономических связей и в формировании имиджа государства. В исследовании приводится доказательная база необходимости владения иностранным языком как неотъемлемой части достижения успеха в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: иностранный язык, обучение, развитие, международные контакты, процесс глобализации, образование, культура, взаимодействие, сотрудничество.
На сегодняшний день владение иностранными языками является значимым моментом жизнедеятельности человека, идущего в ногу со временем. Говорящий на иностранных языках человек имеет гораздо больше возможностей, чтобы познать культуру и традиции других стран, он обладает значительно более развитым мышлением, воображением и памятью. Знания иностранного языка позволяют эффективно общаться во многих отраслях общественной жизни. Сюда можно отнести взаимодействие на государственном уровне, научном, культурном и других. Владение иностранным языком в настоящий момент служит одной из предпосылок профессиональной компетенции, дает специалисту преимущества на рынке труда [Балезин 2007].
Современная Россия вступила в фазу динамично меняющегося мировоззрения, мировосприятия и мироощущения. С активным развитием научно-технического прогресса стираются временные и пространственные рамки, что делает возможным общение с людьми, обитающими в разных уголках земного шара. Постепенно исчезают границы между государствами, вследствие чего мировое пространство преобразуется в один цельный организм. Наступает эра глобализации. В этой связи состояние общества на текущий момент, не говоря уже о ближайшем будущем, диктует нам необходимость ориентации в мировом языковом пространстве, тем более что мир стоит на пороге эпохи экономики знаний и непрерывного образования. В нынешнем мировом сообществе назревает нужда в профессиональных кадрах, способных к креативному мышлению, анализу и пониманию окружающих их людей. Как отмечалось выше, иностранный язык является уникальным средством формирования перечисленных качеств [Там же].
С исчезновением «железного занавеса» в России у молодых людей появился отличный шанс получить образование в зарубежных университетах, учиться в иностранных школах, колледжах Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии,
Испании и других государств Европы, в Канаде и США. Дипломы об окончании учебных заведений этих стран признаны всем международным сообществом, а их университеты занимают лидирующие позиции в мировых образовательных рейтингах.
В процессе формирования международных бизнес-связей, покорения мировых инновационно-технологических высот и упрочнения профессиональных связей с зарубежными экспертами у все большего количества компаний и организаций возникает нужда в специалистах, обладающих знаниями иностранных языков. В результате возрастающего спроса открываются всевозможные языковые курсы, лингвистические центры, языковые студии и других образовательные учреждения, реализующие услуги по обучению иностранным языкам.
XXI век принес в Россию коренной перелом, затронувший все сферы общественного строя, что не могло не отразиться на политическом, социально-экономическом и культурном уровнях. Командно-административная экономическая система сменилась рыночными отношениями, что, в свою очередь, повлекло за собой изменения общественного сознания граждан. Россияне ощутили большую независимость и личную ответственность каждого за свое будущее и будущее своей страны. Вместе со свободой пришло и осознание необходимости добиваться поставленных целей, полагаясь только на свои собственные силы, проявляя инициативу, используя свои знания и накопленный опыт, и нести ответственность перед собой за принятые решения. Эти факторы подразумевают наличие у современного россиянина высокого уровня профессионализма [Барлыбаев 2008].
Диалектика глобализации подразумевает становление смешанной мировой культуры, переплетение государственных устоев и укрепление взаимодействия между народами. Выдающиеся успехи в телекоммуникационной отрасли, гигантские шаги в развитии компьютерных технологий и появление социальных сетей типа Интернет являются мощным катализатором процесса глобализации. Как следствие, происходит рост взаимозависимости государств друг от друга. Национальные культуры взаимопроникают и нередко сращиваются, образуя неделимые интеграционные структуры. Это ведет к формированию охватывающих планету коммуникационных и транспортных сетей, потоков капиталов, усилению миграции. Глобализация способствует исчезновению препятствий, встречающихся на пути капиталодвижений, технологического прогресса, духовных приобретений, приобретения новых знаний и оказания квалифицированных услуг [Там же].
На первый взгляд может сложиться мнение, что глобализация затронула исключительно высокоразвитые державы, как США, Канада и государства Евросоюза, и поэтому наличие качественных знаний английского языка, языка ведущих мировых держав, является непременным условием динамичного развития общественных отношений и личностных отношений. На самом деле, как показывает практика, складывается несколько иная картина.
Обязательным условием процветания и независимости любой страны, в том числе и России, считается включение в общемировое пространство. Россия медленно, но верно идет намеченным курсом. Преобразования происходят на всех направлениях. Вступление России в ВТО, строительство международных корпораций, увеличение числа совместных интернациональных проектов создают благоприятную почву для интеграции в зону мирового содружества. В образовательной и научной сферах мы продвинулись еще дальше. Подписание Россией в 1993 г. Болонского соглашения о присоединении к единой образовательной европейской системе привело к окончательному переходу в 2010 г. на образовательные двухуровневые мировые стандарты. В конечном итоге это дает право на признание дипломов об образовании всех стран - участниц Болонского соглашения, и, таким образом, граждане этих
Гальченко С. И. Роль иностранного языка в развитии международных отношений
государств получают возможность на равных условиях обучаться в иностранных вузах, а затем рассчитывать на трудоустройство в любой из этих стран [Гальченко 2011].
Поскольку образовательный процесс осуществляется на родном языке и дальнейшая трудовая деятельность подразумевает хорошее, качественное владение государственным языком страны-работодателя, резко возрастет необходимость в изучении иностранного языка, и не только английского [Гальченко 2008].
Необходимо упомянуть и еще об одном немаловажном условии. По причине стремительной и всеобъемлющей эволюции современного общества претендент на получение достойного рабочего места уже не может довольствоваться арсеналом достаточно профессиональных компетенций, полученных им в вузе. Чтобы оставаться профессионалом в своем деле и развиваться далее, ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Таким образом, процесс образования длится и совершенствуется в течение всей его жизни. Компетентные знания в самых разных сферах жизни человека, будь то научные теории, технические изобретения или деловая информация, в большинстве случаев можно почерпнуть только из иностранных источников. Из этого следует, что профессиональный уровень находится в прямой зависимости от обладания современной информацией, а та, в свою очередь, - от уровня владения иностранными языками.
Все больше исследований проводится совместными усилиями ученых из разных стран. Чтобы научное открытие было замечено мировой научной общественностью, о нем надо заявить на международном конгрессе или конференции, надо опубликовать статью в иностранном, как правило англоязычном, журнале. Огромную проблему для развития российской науки, признания ее достижений, участия российских студентов, аспирантов и ученых в совместных проектах и мероприятиях представляет именно незнание в достаточном объеме иностранных языков [Знание иностранных языков...].
Знание иностранных языков специалистами компаний и организаций способствует успешному политическому и экономическому росту страны, а следовательно, развитию ее экономики и общества. Согражданам же знание иностранного языка, а лучше языков, предоставляет возможность для культурного обогащения, реализации своих карьерных притязаний на мировом рынке труда.
Важным фактором в решении задач развития внешнеэкономических связей специалистами разнообразных профессий является умение использовать иностранные язык для решения коммуникативных задач в практической деятельности. Язык способствует установлению прочных деловых контактов с зарубежными коллегами. Большую роль в налаживании деловых контактов играет как языковая подготовка, так и знание страноведческих и языковых реалий стран, в которых приходится работать российским специалистам. В период бурного развития коммерческих связей с представителями торговых фирм и деловых кругов зарубежных стран необходимость в изучении иностранных языков с ориентацией на практическое использование его в сфере делового общения ощущается особенно остро [Там же].
Одной из наиболее важных факторов в реализации международного сотрудничества является образовательный фактор, ибо человечество вступило в эпоху информатизации, и переоценить роль знаний в данном контексте практически невозможно.
Актуальность этого вопроса доказывает присоединение нашей страны к так называемому Болонскому договору. Россия активно работает на поле унификации и стандартизации образования. Другим примером может служить ранжирование
учебников по иностранным языкам, исходя из Общеевропейской компетенции владения иностранным языком (CEFR - Common European Framework of Reference for Languages), системы уровней владения иностранным языком, используемой в Европе. Теперь она также применима для создания российской системы оценки языковой компетенции. И это тоже шаг навстречу мировой интеграции и сотрудничеству [Там же].
Таким образом, можно прийти к заключению, что язык в настоящее время - это двигатель и неотъемлемая часть всех сфер общественной жизни. Язык является важным фактором в осуществлении межнационального сотрудничества и играет большую роль в решении коммуникативной направленности. Одним из наиболее важных факторов в реализации международного сотрудничества является образовательный фактор. Знание иностранных языков способствует успешному политическому и экономическому росту страны. Языковые компетенции имеют огромное значение в становлении смешанной мировой культуры, переплетении государственных устоев и укреплении взаимодействия между народами, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику процесса глобализации. Язык развивает способность творчески мыслить, анализировать и понимать окружающую ситуацию. Иностранный язык позволяет молодым кадрам составить и выдержать конкуренцию на мировом рынке труда.
Библиографический список
Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? (2007) [Электронный ресурс]. URL: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/ (дата обращения: 24.12.2013).
Барлыбаев Х. А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. Вып. № 2. 2008 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.socionauki.ru/iournal/articles/129849/ (дата обращения: 24.12.2013).
Гальченко С.И. Причины распространения русского языка в Германии //Язык. Культура. Общество: материалы науч.-практич. конф. Курск: КИСО, 2008.
Гальченко С.И. Обучение иностранному языку как объекту социального взаимодействия // TerraCultura - 2011: сб. ст. III межвуз. науч. конф. по проблемам культуры, литературы, лингвистики, журналистики «Национальная духовная культура в современном мире: проблемы и перспективы развития». Курск: ООО «Учитель», 2011
«Знание иностранных языков открывает большие возможности», - убеждены россияне // Корпоративная культура. 2008. URL:
http://www.superjob.ru/community/life/19100/ (дата обращения: 24.12.2013).