Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / АГРАРНАЯ ОТРАСЛЬ / FOREIGN LANGUAGE / PERSONALITY FORMATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL POTENTIAL / FUTURE SPECIALIST / AGRICULTURAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиротин Алексей Сергеевич

В статье обосновывается воспитательный потенциал иностранного языка, который должен способствовать профессиональному и личностному становлению будущего специалиста в высших аграрных учебных заведениях. Автором рассматриваются особенности дисциплины «Иностранный язык» и ее возможности для реализации личностно-профессионального развития студентов. Анализируются обучающий, общеобразовательной, развивающий и воспитательный аспекты дисциплины «Иностранный язык», которые взаимодействуют в своем аксиологическом влиянии на формирование личностно-профессиональных качеств будущего специалиста. Представлен образец программы экспериментального обучения с использованием дидактических материалов, предназначенных для обучения иностранному языку в аграрных вузах.The article substantiates the educational potential of a foreign language, which should contribute to the professional and personal formation of a future specialist at higher agricultural institutions. The author examines the features of the discipline "Foreign Language" and its capabilities for the implementation of personal and professional development of students. Academic, comprehensive, developmental and educational aspects of discipline "Foreign Language" are analyzed. They interact in its axiological impact on the formation of personal and professional qualities of future specialist. It is presented the model of experiential learning program with materials for foreign language teaching at agricultural universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 378: 63.007.2 (73)

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Сиротин Алексей Сергеевич, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, Украина

E-mail: alxsirotin@gmail.com

Аннотация. В статье обосновывается воспитательный потенциал иностранного языка, который должен способствовать профессиональному и личностному становлению будущего специалиста в высших аграрных учебных заведениях. Автором рассматриваются особенности дисциплины «Иностранный язык» и ее возможности для реализации личностно-профессионального развития студентов. Анализируются обучающий, общеобразовательной, развивающий и воспитательный аспекты дисциплины «Иностранный язык», которые взаимодействуют в своем аксиологическом влиянии на формирование личностно-профессиональных качеств будущего специалиста. Представлен образец программы экспериментального обучения с использованием дидактических материалов, предназначенных для обучения иностранному языку в аграрных вузах.

Abstract. The article substantiates the educational potential of a foreign language, which should contribute to the professional and personal formation of a future specialist аt higher agricultural institutions. The author examines the features of the discipline "Foreign Language" and its capabilities for the implementation of personal and professional development of students.

Academic, comprehensive, developmental and educational aspects of discipline "Foreign Language" are analyzed. They interact in its axiological impact on the formation of personal and professional qualities of future specialist. It is presented the model of experiential learning program with materials for foreign language teaching at agricultural universities.

Ключевые слова: иностранный язык, формирование личности, профессиональное развитие, воспитательный потенциал, будущий специалист, аграрная отрасль.

Key words: foreign language, personality formation, professional development, educational potential, future specialist, agricultural industry.

В современных условиях реформирования образования Украины главной целью профессиональной подготовки становится формирование и развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущего специалиста.

Согласно Закону Украины «Об образовании» «... целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа ... » [5, с. 2].

Это характеризует обучение и воспитание как единый непрерывный процесс и означает, что главной задачей деятельности высшего учебного заведения является не только подготовка высококвалифицированных специалистов, но и формирование личности студентов с гармонично соединенными профессиональными, морально-эстетическими,

психологическими качествами.

Особенно актуальной является эта проблема для вузов, готовящих будущих специалистов для аграрно-промышленного комплекса, профессии которого являются смежными и находятся «на грани» различных профессиональных областей. Уход от традиционной принадлежности профессий аграрной сферы «человек - природа» вызван изменением направленности деятельности специалистов аграрного сектора и приближением к системе «человек - человек». Современный работник агропромышленного комплекса должен не только глубоко владеть профессиональными знаниями, но и отличаться сформированностью личностно-профессиональных качеств, осознавать значение своей профессиональной деятельности для общества, отвечать за последствия своих действий и поступков, обладать высоким уровнем общей культуры [9, с. 27].

Все это ставит перед преподавателем вуза важную задачу воспитания студента, причем в этом процессе должны быть задействованы абсолютно все предметы, в том числе иностранный язык. В этом аспекте мы считаем важным исследование вопроса путей реализации формирования личности будущего специалиста на занятиях по иностранному языку в высших аграрных учебных заведениях.

В психологии под личностно-профессиональным развитием понимается процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях.

Анализ последних исследований и публикаций. На воспитательный потенциал содержания образования неоднократно указывали и указывают отечественные и зарубежные педагоги Ю. Бабанский, Л. Божович, Ш. Ганелин, Н. Добрынин, И. Зорина, В. Караковский, А. Леонтьев, И. Лернер, Х. Лийметс, Г. Рогова, Н. Скаткин, В. Сухомлинский, Г. Щукина и др.

Проблема профессионального развития специалиста, становление его профессионализма успешно разрабатывается в теоретической и практической плоскостях отечественной педагогической науки, о чем свидетельствуют исследования В. Бондаренко, А. Вознюк, Н. Грозной, Т. Ищенко и И. Аира, Н. Островской, А. Скирды и Л. Адарюковой, И. Сопивнык.

Особый интерес в контексте формирования личности будущего специалиста приобретают работы ученых, в которых предметом специального исследования является сочетание иностранного языка с профессионально

направленными дисциплинами (Н. Абашкина, М. Борисенко, Н. Гузиева, Т. Левченко, Н. Лошкарева, Л. Михайлова, Л. Пуховська).

Однако, ни одна из них не касается проблемы формирования личности будущего специалиста средствами иностранного языка с перспективной проекцией на профессиональную деятельность в агропромышленной отрасли.

Цель исследования. В связи с этим цель нашего исследования -проанализировать роль дисциплины «Иностранный язык» в формировании личностно-профессиональных качеств будущих специалистов в высших аграрных учебных заведениях.

Изложение основного материала. Современные исследователи, изучавшие наследие прошлого, отмечают, что при обучении иностранному языка в прошлом веке основной упор делался на изучение грамматики. Закрепление грамматического и лексического материала осуществлялось в процессе перевода различных предложений с родного языка на иностранный. Сама система обучения не предполагала использование диалога при взаимодействии учителя и ученика [6].

Проблема общения на занятиях по иностранному языку требует более пристального внимания, так как коммуникативный метод, используемый сегодня, имеет определенный потенциал для формирования личности студента.

Представим краткую характеристику современного занятия по иностранному языку в вузе, которое является важным компонентом учебно-воспитательного процесса. Специфика предмета «Иностранный язык» такова, что студенты занимаются в подгруппах по 10-12 человек, что дает возможность для индивидуализации обучения, предполагает учет уровня языковой компетенции, индивидуального темпа, психологических особенностей и различной мотивации обучения.

На занятии по иностранному языку у преподавателя есть большие возможности для развития чувственного восприятия, воображения, логического мышления, эмоциональной сферы студентов, приобретения ими опыта диалогического общения, выбора поведения, определения потенциального «Я». При организации педагогического общения преподаватель учитывает интеллектуальные возможностями студента, его потребности, желания, настроение, помня, что кроме информационной структуры, существует и структура настроения, структура взаимоотношений, структура экспрессии.

Опыт работы преподавателей-практиков показывает, что существующий государственный стандарт преподавания иностранных языков в вузе, ориентированный на достаточно высокий начальный уровень владения языком студентами, не соответствует педагогической реальности: студенты организованы по формальному признаку - принадлежность к группе, факультета. Преподавание построено по такому принципу, что не позволяет учитывать разный начальный уровень подготовки студентов и индивидуальные особенности студентов.

Сегодня во многих высших учебных заведениях в центре принятой системы обучения студентов все еще остается безличностный, этически нейтральный смысл, которым нужно овладеть. Студенту ставится цель -запомнить содержание учебного материала, который передает чужие мысли и

чувства, не вызывая у него личного интереса. В практике преподавателей вузов на занятиях по иностранному языку все еще превалируют императивные формы общения со студентами: педагог выдвигает требования - студенты неуклонно их выполняют, педагог спрашивает - студенты отвечают и т.д. В таких условиях нельзя говорить о сотрудничестве, о привлечении каждого в активную деятельность.

Иностранный язык - учебный предмет, имеющий ряд особенностей. Прежде всего, специфика предмета определяется направлением пути овладения иностранным языком. Если усвоения родного языка происходит не осознанно и не намеренно - снизу вверх, то усвоение иностранного идет противоположным путем, начиная с осознания и преднамеренности - сверху вниз.

Второй особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что язык выступает и средством, и целью обучения. Студент усваивает наиболее легкие языковые средства, овладевает различными видами речевой деятельности, которые до определенного момента выступают целью обучения, а затем используются им для освоения более сложных речевых действий, то есть является уже средством обучения. Специфика предмета заключается также в его бесконечности, которая означает, что невозможно изучить «весь» язык, учебный материал ограничивается программным материалом.

Следующей специфической чертой этого учебного предмета является его беспредметность: это означает, что он не дает человеку знаний о реальной действительности, язык является средством формирования, существования и выражения мысли об окружающем мире. Этими особенностями предмета «Иностранный язык» объясняется его высокий воспитательный потенциал, который заключается как в содержании учебного материала, так и в формах и методах обучения.

Ориентация культуры современного общества на человека и гуманистические ценности потребовала изменения в системе языкового образования. Сегодня владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека и рассматривается как важное свойство личности. Это обусловлено развитием профессиональных и личных контактов с представителями иностранных государств, компьютеризацией современной жизни. Следует также рассматривать иностранный язык с точки зрения тех возможностей, какие он имеет для формирования духовно-нравственной сферы личности.

Каждый учебный предмет, по мнению П. Каптерева, должен изучаться так, чтобы способствовать духовно-нравственному развитию учащихся, поскольку совокупности научных знаний свойственна нравственно-воспитательная и образовательная сила, формирующая духовность [3].

Иностранный язык не является исключением. Еще Пифагор для познания нравов любого народа советовал изучить прежде всего его язык. Современная лингвистика активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации. Фундаментальные основы такого подхода были заложены в трудах В. Гумбольдта, А. Потебни, Е. Верещагина, В. Костомарова и других ученых. В. Гумбольдт показал, что лучшим выражением духовности народа является его

язык. В его работах нашло обоснование мнение о том, что язык народа находится в тесной связи с народной жизнью, с преобладающими занятиями и наклонностями народа, отражает специфику его мышления, речь - результат всенародной творчества. Владение даром слова, изучение грамматики как логики народа, усвоение языка является духовным приобщением к определенным культурным ценностям [2].

Как известно, знание само по себе мало обогащают человека, важно то, что знание вносят в формирование человека как личности. Педагогические исследования ученых показали, что преподавание иностранного языка является действенным средством формирования личности ученика: иностранный язык непосредственно влияет на умственное развитие, значительно расширяет кругозор, способствует повышению общего культурного уровня. Таким образом, воспитательный потенциал этого предмета может проявляться в обучающих, общеобразовательных, развивающих и воспитательных возможностях. Каждая из этих составляющих иноязычного образования весьма актуальна з аксиологической точки зрения. Рассмотрим их подробнее.

1. Обучающий аспект предполагает овладение знаниями, умениями и навыками, всеми формами общения и речевыми функциями для того, чтобы овладение иноязычной культурой было средством межличностного общения и средством получения профессиональной и другой информации. Ценность иностранного языка в данном случае заключается в его практической значимости для человека.

2. Познавательный аспект заключается в том, что обучение иноязычной коммуникации используется как средство обогащения духовного мира личности. Изучая культурно-исторические традиции носителей языка, учащиеся значительно расширяют свой общеобразовательный кругозор, способствующий формированию всесторонне развитой личности будущего специалиста. О значительном общеобразовательном значении иностранного языка неоднократно писал Л. Щерба. По его мнению, тот, кто не изучал иностранный язык, не может быть человеком с широким кругозором, так как ему трудно выйти из ограниченного круга понятий, мыслей, вкусов [7].

3. Воспитательный аспект заключается в том, что обучение иноязычной коммуникации используется как средство нравственного воспитания. Данному аспекту в аксиологическом плане принадлежит особая роль. Его предназначение - определить направленность личности вне лингвистического существования. В процессе работы над учебным материалом должно произойти осознание и присвоение общечеловеческих, национальных, профессиональных и других ценностей. К вне лингвистическим качествам личности, способной к межкультурной коммуникации, относятся самостоятельность, активность, эмпатия и другие. Эмпатию в межкультурном взаимодействии связывают с проявлением толерантности к другому образу мышления, к иной позиции партнера по общению, с готовностью понять различие и общность в культурах. Все это возможно с помощью обращения к воспитательному потенциалу иностранного языка.

4. Развивающий аспект включает такие компоненты:

а) развитие языковых способностей (фонематический слух, чувство языка, способности к догадке, к различению, к имитации, к логическому изложению и

др.);

б) развитие психических функций, связанных с языковой профессиональной деятельностью (речевое мышление, память, внимание, воображение, восприятие и др.);

Психологическая деятельность человека при обучении иностранному языку представляется как процесс постепенного становления самопроизвольного пользования знаковой системой нового языка. Наблюдение за поэтапным формированием умственных действий, сделанные А. Леонтьевым и П. Гальпериным, позволяют сделать вывод о том, что обучение иностранному языку является созданием системы последовательно формующих процессов, подкрепленной теми языковыми поступками, которые желательно выработать у студентов;

в) развитие умения общаться на профессиональном и социально-бытовом уровне;

г) развитие таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др. Поскольку цель обучения иностранному языку сегодня не просто формирование лингвистических знаний, умений, навыков, а развитие способности к межкультурной коммуникации, способности достижения адекватного взаимопонимания в профессиональной сфере. Это требует от будущего специалиста определенных качеств: способности к адаптации в новых ситуациях, высокого уровня творческого мышления, творческой активности;

д) развитие умения учиться, опыта самообразования;

е) развитие мотивации к дальнейшему овладению иноязычной профессиональной компетенцией (приобретение опыта положительного эмоционального отношения к иностранному языку, формирование ценностного отношения к обучению иностранному языку, понимание значимости владения иностранным языком с целью его практического использования в профессиональной деятельности).

Существуют различные подходы к развивающему аспекту и общеобразовательной роли иностранного языка в подготовке студентов к будущей профессии в неязыковых вузах, но в целом ученые пришли к выводу, что овладение иностранным языком развивает мышление, память, языковые способности, совершенствует слуховые, зрительные и моторные ощущения, улучшает речевое прогнозирование, повышает произвольное владение обобщенными приемами речевой деятельности с опорой на анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Таким образом, обучающий, общеобразовательной, развивающий и воспитательный аспекты дисциплины «Иностранный язык» взаимодействуют в своем аксиологическом влиянии на формирование личности будущего специалиста.

Проведенный анализ современных учебно-методических комплексов, предназначенных для обучения иностранному языку в аграрных вузах показал,

что в них содержится большое количество образовательных и развивающих упражнений, в которых имплицитно присутствует воспитательная направленность. Однако, в первую очередь, они предполагают овладение основами коммуникативной компетенции, языковыми знаниями, умениями и навыками. Целенаправленная стратегия воспитательного воздействия, направленная на осмысление ценностных ориентаций в практике обучения иностранному языку, практически отсутствует. Специфика занятий по иностранному языку именно такова, что на этих занятиях есть больше возможностей для реализации развивающего личность потенциала. Воспитательные возможности дисциплины «Иностранный язык» проявляются прежде всего в содержании дидактических материалов. Ценностное наполнение имеют учебные материалы (текстовые, визуальные и др.), содержащие страноведческую информацию (история, традиции, обычаи, образ жизни людей), информацию эстетического характера (искусство стран, язык которых изучается), а также ситуации, упражнения, разговорные темы, так или иначе раскрывающие проблемы этики, морали, гуманности. Кроме того, обучение происходит в постоянном сопоставлении, диалоге культур, в результате чего осмысливаются ценности собственной страны и общечеловеческих ценностей. Воспитательный потенциал иностранного языка может быть представлен не только в форме лингвистических, культурологических и профессиональных знаний, но также в способах организации занятий, которые бы способствовали свободному развитию личности. Поэтому для успешного формирования личностно-профессиональных качеств будущего специалиста требуется поиск таких форм и методов обучения, раскрывающих аксиологический потенциал предмета «Иностранный язык».

Как упоминалось выше, важным условием формирования личностно-профессиональных качеств будущего специалиста аграрной отрасли в процессе обучения иностранному языку является отбор и использование ценностно-ориентированных дидактических материалов. Отсутствие в учебниках по иностранному языку для аграрных вузов соответствующих текстов побудила нас к созданию учебной программы и отбор современных материалов. В учебную программу по иностранному языку для студентов агробиологического факультета аграрного вуза вошли лексические темы: а) профессионального характера («Проблемы и задачи сельского хозяйства», «Земля как основа сельскохозяйственного производства», «Состояние и перспективы развития аграрной науки», «Моя будущая специальность», «Профессиональные и личные характеристики работников аграрной сферы» и т.п.); б)

общеобразовательного характера («Учеба в университете», «Охрана окружающей среды», «Национальные ценности, традиции и реалии» и т.п.).

Программа экспериментального обучения базируется на следующих дидактических принципах: проблемности содержания предмета учебной деятельности; профессионально-игровом взаимодействии студентов; их диалогическом общении; партнерских отношениях студентов и преподавателей.

Цель программы: формирование личностно-профессиональных качеств у студентов.

Задача программы:

- дать определенный минимум теоретических знаний;

- способствовать пробуждению у студентов эмоционально-ценностного отношения к обсуждаемой теме;

- развить интерес у студентов к проблеме общения; способствовать повышению их коммуникативной компетентности;

- стимулировать становление личности студента и его профессиональной ориентации с помощью отбора адекватного содержания и использования на занятиях активных методов обучения.

Программа экспериментального обучения предполагает использование игровых методов обучения, тренингов, коллективных занятий в микрогруппах, диспутов, бесед «за круглым столом», проблемных ситуаций и других методов и форм обучения, позволяющие их участникам приобретать навыки сотрудничества, развивать свою индивидуальность. В основу занятий положена имитационная модель реальной учебной ситуации, построенная на модели социальных ролей, социального взаимодействия.

Следует обратить внимание на то, что формирование личностно-профессиональных качеств будущего специалиста-агрария обеспечивается межпредметными связями: в процессе обучения иностранному языку: в вузах значительное место уделяется чтению, реферированию и аннотированию текстов, связанных с аграрной тематикой. Профессиональная направленность обучения требует от преподавателя подхода к иностранному языку как средству систематического пополнения профессиональных знаний.

Выводы. Таким образом, в современных условиях изменения образовательной парадигмы профессиональной подготовки целесообразным является использование возможностей иностранного языка для личностно-профессионального развития студентов. Изучение иностранного языка играет важную роль в воспитании будущего специалиста, положительно влияет на развитие личности студента, выросшего в другой национальной культуре, развивает интеллект и расширяет духовное пространство личности. Процесс овладения иностранным языком способствует формированию у студентов системы ценностных ориентаций, важных для его профессионального становления. Иностранный язык вместе с другими дисциплинами, содержащиеся в учебных планах, предоставляет действенное влияние на квалификацию выпускников, углубляя их профессиональную ориентированность; стимулирует устойчивость и действенность личностных качеств будущего специалиста.

Перспективы дальнейшего исследования. Актуальными направлениями дальнейшей разработки обозначенной проблемы является изучение форм и методов реализации программы личностно-профессионального развития студентов, используя возможности иностранного языка.

Список использованных источников:

1. Закон Украши «Про освггу»: За станом на 8 груд. 2006 р. / Верховна Рада Украши. - Офщ. вид. - К.: Парлам. вид-во, 2006. - 40 с. - (Сер. «Закони Украши»).

2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. - М: Прогресс, 1985.

3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с.

4. Мишак О.О. Гумашзащя професшно! шдготовки як основа формування гумашстично! спрямованост майбутшх фахiвцiв-аграрникiв / О.О. Мишак // Вюник Дншропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя: Педагопка i психологiя. - К., 2016. - № 1. - С. 277-280.

5. Мишак О.О. Обгрунтування потреби у формуванш гумашстично! спрямованос^ майбутнiх бiотехнологiв аграрно! галузi / О.О. Мишак // Вища школа. - К., 2014. - № 6. - С. 103-109.

6. Розенталь Т.Э. Из истории преподавания иностранных языков в России // Женщины в меняющемся мире: история и современность: Материалы международной науч.-практ. конф. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - С. 181184.

7. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. - М.: Академия, 2003. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.