Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в эпоху глобализаций'

Роль иностранного языка в эпоху глобализаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1223
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ЯЗЫКА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никонова Е. Н.

Владение иностранным языком в современном мире это одна из базовых характеристик современного, успешного человека. Одним из первых процесс глобализации коснулся высшего образования. Интернационализация в сфере образования представляет собой процесс включения международного, межкультурного и глобального аспекта в цели, функции и методы предоставления высшего образования. Языковой барьер является главным препятствием в организации эффективного взаимодействия между людьми из разных стран. Рассмотрены практические аспекты владения иностранным языком на примерах таких сфер деятельности как образование, исследовательская и профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в эпоху глобализаций»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

УДК 378 : 81

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИЙ

Е. Н. Никонова

ФГАО ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»,

г. Санкт-Петербург. Россия E-mail: kate_nikonova@mail. ru

Глобализация, тенденция к которой постоянно присутствует в современном мире, влияет на все процессы общественной жизни, включая экономику, образование и культуру. Наблюдаются черты развития четвертой технической революции, связанные с формированием общества знаний, инфо-коммуникационными технологиями и громадными массивами передаваемой информации и человеческих контактов. Владение иностранным языком в современном мире - это одна из базовых характеристик современного, успешного человека. Миллионы людей во всем мире изучают сегодня иностранные языки. Нельзя не вспомнить высказывание Иоганна В. Гёте: «Человек столько раз человек, сколько иностранных языков он знает».

Поддерживать знание иностранного языка в советский период было затруднительно. Большинство слоев населения находилось за «железным занавесом», контакты с иностранцами были единичными, большой потребности, как и возможностей поддержки своих мульти-лингвистических способностей не было. Население России трудно сравнивать с жителями объединенной Европы, где большинство с детства общаются в мультиязычной среде, поддерживают и развивают 2 - 3 иностранных языка.

Одним из первых процесс глобализации коснулся высшего образования. Именно знание латинского языка в период средневековья дало возможность странствующим студентам последовательно продолжать свое обучение в университетах разных европейских стран и привело к унификации образовательных программ. Помимо академических знаний «мобильные» студенты также приобретали ценный багаж опыта, идей, мнений, политических принципов и взглядов [1]. Существует мнение, что Еврокомиссия выбрала имя Эразмуса - одного из наиболее известных паломников того времени - для своей широко известной программы академической мобильности. Хотя, скорее всего, это не более чем миф, что косвенно подтверждает расшифровка аббревиатуры ERASMUS -European Action Scheme for the Mobility of University Students. Довольно часто используемое определение интернационализации высшего образования, предложенное известной канадской ученой Джейн Найт (Jane Knight, adjunct professor, Comparative International Development Education Centre, Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto), подчеркивает связь интернационализации и глобализации1.

1 Internationalization at the national, sector, and institutional levels is defined as the process of integrating an

international, intercultural, or global dimension into the purpose, functions or delivery of postsecondary education.

По приблизительным подсчетам, на Земле используется около 3 тысяч языков. Самый распространенный из них - китайский. Он является родным для 848 млн. человек; второй язык - это испанский, 406 млн. человек; и третье место занимает английский язык с 335 млн. человек. В качестве международного языка коммуникации и обучения в XVI—XVII веках использовался испанский язык. В начале XVIII века - его место занял французский язык. В XIX веке большое значение приобрёл также немецкий язык, не в последнюю очередь благодаря высоким достижениям немецких учёных того времени. Английский язык утвердился как важнейший язык научной коммуникации в конце XX века. В последнее десятилетие активно развивается экономика Китая, граждан КНР можно встретить в любой точке мира и, особенно, на приграничных с ним территориях. Следует подумать об активном изучении китайского языка, хотя он и является одним из наиболее сложных (как, впрочем, и русский язык). В современном мире и обществе, когда международные контакты становятся всё многочисленнее и теснее, интенсивно развивается деловое и научное общение через Internet, знания иностранных языков играет всё более важную роль. Иностранный язык, одно из лучших средств, позволяющих развивать в людях умения творчески мыслить, анализировать и понимать окружающих. Известно высказывание, что незнание иностранного языка - это болезнь, к счастью, излечимая...

Человек для комфортного существования должен дополнительно знать, по меньшей мере, один иностранный язык. Без знаний иностранных языков карьерный рост в настоящее время затруднен. Придется отказываться от различных форм полноценного международного общения на международных конференциях, выставках, спортивных мероприятиях, ограничить совместный бизнес. Сюда же относятся обучение за рубежом и академические обмены. Всё это весомые причины для изучения иностранных языков [1]. Упрощенно говоря, существуют всего две причины для изучения иностранных языков: практическая и психологическая. Если ваша работа подразумевает деловую активность, телефонные разговоры или личное общение на иностранном языке с представителями зарубежных партнерских компаний, то вы будете вынуждены изучить язык. Психологические причины не подразумевают острой необходимости изучения языка. Такая потребность может быть следствием вашего восхищения культурой или конкретными людьми определенной страны или её природой. Иногда сам язык привлекает своей красотой или распространенностью среди ваших коллег или друзей. Понятно, что вторая причина дает больше повода не сильно напрягаться в усвоении языка. Однако уровень владения языком напрямую зависит от прилагаемых усилий, вашей работоспособности и способности запоминать большой объем информации.

Языковой барьер является главным препятствием в организации эффективного взаимодействия между людьми из разных стран. Практические аспекты владения иностранным языком отметим на примерах таких сфер деятельности как образование, исследовательская и профессиональная деятельность.

Обучение за рубежом. На примере обучения рассмотрим не методику обучения иностранным языкам, а языковую компетенцию как инструмент, позволяющий получить более престижное и качественное образование. Недавно мировой авторитет с более 30 летним стажем деятельности по составлению рейтингов образования U.S. News & World Report1 опубликовал рейтинг лучших мировых университетов 2018 года. Оценивалось 1250 университетов. США снова возглавляют рейтинг, в который включено 221 университет из этой страны. На втором месте Китай (136 вузов). За ним следуют Япония (76 вузов), Великобритания (73 вуза) и Германия (58 вузов). В настоящее время государства понимают экономические и академические преимущества, достигаемые при обучении иностранных студентов. Иностранные студенты и их семьи ежегодно приносят в экономику этих стран существенную прибавку и позитивно влияют на формирование толерантной, мультикультурной среды у выпускников учебных заведений. Языковые компетенции выпускника должны позволять ему общаться на иностранном языке на уровне, позволяющем работать в интернациональной среде с пониманием культурных, языковых и социально-экономических различий.

Существующие многочисленные программы студенческой мобильности для частичного обучения в зарубежном университете, предлагаемые международными организациями и фондами [2], не позволяют студентам российских вузов с низким уровнем языковой подготовки, полученным ими в отечественных средних школах, принять в участие в обменных программах. Исключение составляют лишь выпускники школ с углубленной языковой подготовкой.

Обучение студентов на иностранном языке в своей стране. Многие страны активно развивают практику обучения на иностранном языке. Такая практика существует и в нашей стране. Однако преподавание на иностранном языке не повышает качества образовательной программы, а иногда даже снижает. Если речь не идет о программах зарубежных университетов, переданных в другую страну по франчайзингу с использованием иностранных преподавателей или сертифицированных на знание иностранного языка российских преподавателей. Образовательные услуги на английском языке готово предоставить лишь небольшое количество российских вузов [3].

Использование языка-посредника в науке. Сегодня значение английского языка в науке, где он играет роль языка научной коммуникации, особенно велика. Очевидно, что современная наука в любой стране не может замыкаться внутри своего национального языка, подобная тенденция ведет к снижению конкурентоспособности в научной сфере и, как следствие, к снижению уровня исследований.

Профессиональная деятельность. Деловой мир находится в непрерывном развитии. Предприятия развиваются и национальная граница уже не является непреодолимым препятствием. Это делает знание языка очень важным бизнес-навыком, который существенно влияет профессиональную карьеру. В

1 URL: https://www.usnews.com/education/best-global-universities

международном бизнесе отмечается дефицит сотрудников, владеющих другим языком даже в таких странах, как США и Великобритания. Изучение и повышение уровня владения исключительно английским языком не актуально. По данным, предоставленным порталом HeadHunter.ru, с начала 2015 г. в TOP самых востребованных языков на основе вакансий по трудоустройству входят: английский (указан в 84% вакансий), немецкий (4%), итальянский (3%) и французский языки (2,8%). Кроме того, в Санкт-Петербурге работодателям нередко требовались сотрудники со знанием финского (1,9%), испанского (1,7%) и китайского (1,5%) языков [4]. Перспективны сотрудники, знающие языки стран с развивающейся экономикой. Профессиональная команда многоязычных сотрудников может значительно увеличить долю рынка и продажи международной компании.

Сегодня уровень владения иностранным языком является предметом особого внимания. Поддерживается двуязычный и многоязычный подход к образованию, при этом основой каждого из них должен быть родной язык как фактор качественного образования. Исследования, проводимые в этой области, подтверждают, что это не только увеличивает скорость прогресса в обучении, но и улучшает его результаты. В настоящий момент ЮНЕСКО предоставляется нормативная база для осуществления языковой политики и языкового образования. Это сопутствует распространению передового опыта в двуязычном и многоязычном образовании и обучении на родном языке [5].

Таким образом, можно говорить о том, что язык играет одну из ключевых ролей в процессе интернационализации и повышения качества высшего образования, а также усиливает потенциал научного, академического и профессионального роста.

Литература

1. Университетское международное сотрудничество: процесс интернационализации в мире и на региональном уровне / Л. А. Коршунов, О. И. Хомутов, Н. М. Никонов, Е. Н. Никонова: Изд-во АлтГТУ, 2009. - 240 с.

2. Белова Т.И., Гущина А.М., Цой Е.Б. Изучение иностранных языков в Новосибирском государственном техническом университете // Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной научной конференции 20 - 21 февраля 2001 года. - Воронеж, 2001, - Часть 2. - С. 13-15.

3. Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы: Распоряжение от 29 декабря 2014 года №2765-р [Электронный ресурс] / Правительство России. - URL: http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения:).

4. Рейтинг самых востребованных языков [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Понедельник». - URL: http://ponedelnikmag.com/post/do-you-speak-reyting-samyh-vostrebovannyh-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 11.03.2017).

Наука и образование Большого Алтая» выпуск 2 , 2017, страница 41 из 60

5. Роль языков в образовании [Электронный ресурс] / ЮНЕСКО. - URL: http://www.unesco.org/new/rn/education/themes/strengthening-education-systems/languages-in-education/ (дата обращения: 21 ноября 2017 г.).

Reference

1. Korshunov L. A., Khomutov O. I., Nikonov N. M., Nikonova E. N. (2009) Universitetskoye mezhdunarodnoye sotrudnichestvo: protsess internatsionalizatsii v mire i na regionalnom urovne [University international cooperation: the process of internationalization in the world and at the regional level]. AltGTU edion. - 240 p.

2. Belova T.I., Gushchina A.M., Tsoy E.B. (2001) Izucheniye inostrannykh yazykov v Novosibirskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete [Studying foreign languages at the Novosibirsk State Technical University] Proceedings of the Problemy i perspektivy integratsii vysshey shkoly Rossii v mirovuyu sistemu obrazovaniya i nauk, part 2. 20 - 21 February 2001 - Voronezh, , pp. 13-15.

3. Ob utverzhdenii kontseptsii FTSP razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody: Rasporyazheniye ot 29 dekabrya 2014 goda № 2765-r [On the approval of the concept of the federal target program for the development of education for 20162020: Ordinance from December 29, 2014] [electronic resource] / Pravitelstvo Rossii. - URL: http://government.ru/docs/16479/ (accessed 11.03.2017 ).

4. Reyting samykh vostrebovannykh yazykov [4. Rating of the most popular languages ] [electronic journal] Internet-zhurnal «Ponedel'nik». - URL: http://ponedelnikmag.com/post/do-you-speak-reyting-samyh-vostrebovannyh-inostrannyh-yazykov (accessed 11.03.2017).

5. Rol yazykov v obrazovanii [The role of languages in education ] [electronic resource] / UNESCO. - URL:

http://www.unesco.org/new/ru/education/themes/strengthening-education-systems/languages-in-education/ (accessed 21.11.2017).

«Grand Altai Research & Education», Issue 2, 2017, page 42 of 60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.