Научная статья на тему 'Роль иностранного капитала в экономическом развитии Камбоджи'

Роль иностранного капитала в экономическом развитии Камбоджи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чау Сометхия

Данная статья посвящена анализу роли иностранного капитала в экономике Камбоджи. Автор анализирует прямые иностранные инвестиции в Камбодже в 90-е годы. В статье рассматриваются некоторые показатели деятельности инвесторов и инвестиционный климат в Камбодже. Автор приходит к выводу, что прямые иностранные инвестиции в настоящее время не играют большой роли в экономике, инвестиционный климат не благоприятен для инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного капитала в экономическом развитии Камбоджи»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХС

СТРАН

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАМБОДЖИ

ЧАУ СОМЕТХИЯ1

Российский университет дружбы народов

Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

Данная статья посвящена анализу роля иностранного капитала в экономике Камбоджи. Автор анализирует прямые иностранные инвестиции в Камбодже в 90-е годы. В статье рассматриваются некоторые показатели деятельности инвесторов и инвестиционный климат в Камбодже. Автор приходит к выводу, что прямые иностранные инвестиции в настоящее время не играют большой роли в экономике, инвестиционный климат не благоприятен для инвестирования.

За последнюю четверть столетия ряд развивающихся стран демонстрируют высокие темпы экономического роста. Это позволяет им успешно бороться с бедностью, повысить уровень жизни и сократить значительный разрыв в уровнях экономического развития между развивающимися и развитыми странами. Как известно, в значительной степени питательной средой экономического роста этих стран является западный капитал как в форме займов и кредитов так и в форме прямых инвестиций.

Камбоджа в настоящее время остается одной из самых бедных стран мира с ВВП на душу населения в 249 долл. (данные за 1998 г.). С учетом неразвитой инфраструктуры экономики и низкого уровня внутреннего накопления, Камбоджа не может развиваться без внешних источников накопления. Следует отметить, что после национального примирения в начале 90-х годов, Камбоджа получила очередную помощь от международных организаций и ряда промышленно-развитых стран, в том числе и ЕС на восстановление социально-экономической инфраструктуры. Так в период 1994 - 98 гг. объем иностранной помощи Камбодже составил более 2 млрд. долл., в том числе 83.5% - безвозмездная помощь и 16.5% - кредит под низкие проценты (3%).

Однако иностранная помощь неприемлема для долгосрочной стратегии экономического развития, т.к. ее объемы уменьшаются. Наиболее приемлемой путь - привлечение прямых частных и портфельных инвестиций в сочетании с займами.

Мировой опыт показывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с займами и кредитами. Выделим некоторые из них:

- иностранные инвестиции являются важным источником капитала, направленного в производство товаров и услуг, вместе с тем они обеспечивают использование внешних факторов для развития производительных сил, включая зарубежные финансовые и материально-технические ресурсы, новую технику и технологию, знание (ноу-хау), организационный и управленческий опыт, подготовку квалифицированных кадров;

- инвестиции в отличие от займов и кредитов, не ведут к увеличению внешнего долга страны, напротив, они могут способствовать получению валютных средств для погашения этого долга;

- иностранные частные инвестиции при определенных условиях могут обеспечивать наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировое хозяйство, стимулировать структурную адаптацию хозяйства к внешнему рынку.

Именно этот путь является, на наш взгляд, основным при определении стратегии экономического развития для Камбоджи и других стран с низким уровнем внутренних накоплений и ставящих цели выхода из социально-экономического кризиса.

Следуя курсом экономического развития страны, изложенным как в программе «Восстановления и развития Камбоджи» так и в плане «Социально-экономического

1 Чау Сометхия - аспирант кафедры экономико-математического моделирования экономического факультета РУДН.

развития 1996-2000 гг.», правительство Камбоджи расширяет экономическое

сотрудничество со всеми странами, независимо от их социально-политической и экономической ориентации и с различными международными организациями. Делая акцент на привлечении иностранного капитала, развитие внешней торговли и научно-технического сотрудничества, на наш взгляд, правительство выбрало правильный путь развития экономики. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование зарубежной инвестиционной деятельности на территории страны. В первой половине 90-х годов инвестиционная деятельность в Камбодже проходила в условиях, когда в стране еще недостаточно были разработаны законы, и еще не кончилась гражданская война. Реально принятые проекты действовали только на 60%. Следует отметить усиление действия ряда других факторов, таких как политическая нестабильность внутри страны в июле 1997 г., финансовый кризис в регионе, нерешительность в связи с этим инвесторов в период до июньских выборов 1998 г. и после выборов. К настоящему времени масштабы иностранных инвестиций, если принять во внимание потребности страны во внешних источниках финансирования, незначительны. Частные прямые иностранные инвестиции не играют в данном случае большой роли в экономике Камбоджи. Но по крайней мере в 1998 году, уровень инвестиций достиг около 20% ВВП. Однако по некоторым данным чтобы добиться темпа прироста ВВП и сохранить его на уровне 6-7% в год и увеличить к 2005 г. доход надушу населения до 500 долл. в год, необходимо увеличить ежегодный уровень инвестиций не менее чем до 30%ВВП страны, что представляется трудной задачей.

Рассмотрим некоторые показатели деятельности иностранных инвесторов. За период 1991-94 гг. приток иностранных инвестиций составил 1220 млн. долл. Новый закон об инвестициях, принятый в августе 1994 г. позволяет значительно увеличить приток инвестиций. Так в период 1995-98 гг., общая сумма прямых иностранных инвестиций составила 4375 млн. долл., что в 3.5 раз превышает сумму, вложенную в 1991-94 гг. Крупными инвесторами являются страны АСЕАН. За последние 5 лет доля стран АСЕАН в инвестициях в экономику Камбоджи составила 43%, в том числе Малайзии - 34%.

Табл. I

10 стран крупнейших инвесторов, действующих в Камбодже ___________________в период 1994-1998 гг._____________________

страны капитал (млн. долл.) доля(%)

1. Малайзия 1,866 34%

2. США 394 7.3%

3. Тайвань 367 6.8%

4. Сингапур 245 4.5%

5. Китай 218 4.%

6. Южная Корея 200 3.7%

7. Гонконг 200 3.7%

8. Франция 192 3.5%

9. Таиланд 156 3%

10. Англия 73 1%

Источник: Инвестиционный комитет Камбоджи Кроме Малайзии, остальные страны - члены АСЕАН не осуществили сколько-нибудь значительных капиталовложений в экономику Камбоджи. В будущем, присоединение Камбоджи к зоне инвестиции стран АСЕАН позволит стране получить больший приток инвестиций из стран группировки. На наш взгляд, целесообразно, расширить возможности увеличения притока иностранных инвестиций в экономику Камбоджи не только за счет инвесторов из стран АСЕАН, но и путем вовлечения в этот процесс инвесторов из стран Запада и особенно НИС Азии, таких как Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея. В настоящее время эти страны входят в список 10 крупнейших инвесторов в Камбодже, но объемы их капиталовложений невелики. Сотрудничество с частными корпорациями из НИС и стран Юго-Восточной Азии позволяет Камбодже получить технику и технологию, соответствующую условиям Камбоджи и способствующую модернизации производства.

За период 1994-98 гг. было начато всего 742 инвестиционного проекта. Отраслевое распределение проектов выглядит следующим образом:

агропромышленная сфера - 140 проектов, в том числе 48% были введены в действие;

сфера услуг и инфраструктура - 161 проект, в том числе 49% введены в действие;

промышленность - 441 проект, в том числе 68% были введены в действие. Иностранный капитал активно осваивает такие отрасли как текстильная промышленность и производство одежды. В рассматриваемый период в этих отраслях число предприятий достигло 283, в том числе 208 предприятий были введены в действие. Это позволило предоставить работу 140 тыс. чел. Почти 120 предприятий экспортируют свою готовую продукцию. Главными их особенностями являются малая капиталоемкость, быстрая оборачиваемость и высокая трудоемкость, что позволяет использовать большое количество рабочих, что выгодно в настоящих условиях Камбоджи. Среди факторов обусловивших столь быстрый рост производства одежды в Камбодже в рассматриваемый период выделим следующие:

относительно низкая в регионе стоимость рабочей силы;

наличие незаполненных квот на экспорт одежды в страны ЕЭС;

предоставление Камбодже странами ЕЭС статуса наиболее благоприятствуемой

нации;

обеспечение Камбодже под гарантии США статуса страны пользующейся в мировой торговле общей системой преимуществ;

не требуется использование высоких технологий и высококвалифицированных рабочих;

более быстрое получение прибыли, чем в других отраслях промышленности. Следует отметить, что в первой половине 90-х годов иностранный капитал направлялся в основном в сферу услуг. Так доля инвестиций в сфере услуг составляла в среднем около 70%. А во второй половине 90-х годов происходило изменение в структуре инвестиций. Увеличилась доля инвестиции как в сфере промышленности и так и в сфере сельского хозяйства. Однако это увеличение колеблется от года в год и выглядит таким образом: в 1996 году, доля инвестиций в сфере сельского хозяйства составила 45.3%, промышленности- 23.3% и услуг-31.4%. В 1997 г. приток капитала в сферу

промышленности был большим, чем в другие сферы и составил 398 млн. долл. или 52.5%. А в 1998 г. общая сумма инвестиции в сферу услуг и инфраструктуры составила 440 млн. долл. или 51.5% общих инвестиций (см. табл.2).

Анализ деятельности иностранных инвесторов в Камбодже на современном этапе показывает, что пока недостаточна эффективность функционирования иностранного капитала в создании совместных производств и не высока степень освоения вложенных

Табл.2

Динамика инвестиций по отраслям экономики Камбоджи (млн. долл.)

отрасли 1994 1995 1996 1997 1998

Сельское хозяйство 90.7 51.2 372.6 127.7 255.7

Промышленность 55.3 237.6 190.6 398.9 158.1

Услуги 453.5 1652.3 257.5 232.5 440.8

Всего 599.5 1941.1 820.7 759.1 854.6

Источник: Статистика инвестиционного комитета Камбоджи, средств; неразвита система маркетинговых служб; слабо поставлена подготовка кадров; неразвиты взаимосвязи между созданием рабочих мест и внедрением новой техники и технологии, отвечающих требованиям рыночной экономики. Более того неясно определены приоритеты развития национальной экономики. На наш взгляд, основными направлениями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение научно-технического

потенциала; укрепление и диверсификации экспортного сектора; привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс, где они пока минимальны; создание импортозамещающих производств, чтобы увеличить производство товаров народного потребления, продовольствие и т.д., которые могли бы уменьшить издержки на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в соответствующих товарах. Если учесть что Камбоджа получила статус страны наиболее благоприятствуемой нации от ЕС и общую систему преимущества от США, то можно сказать, что Камбоджа имеет свою долю рынка в этих

странах, и по сущности представляет большой интерес для инвесторов. Однако приток иностранных инвестиций оказывается недостаточно большим. К главным препятствиям, мешающим иностранным инвесторам вкладывать капиталы в экономику Камбоджи следует отнести: политическую нестабильность, неопределенность административных процедур, неразвитость инфраструктуры (дороги, транспорт, связь, электричество), нехватка достоверной и оперативной информации, необходимой иностранным инвесторам для развертывания операций в Камбодже и многое другое. В связи с этим приоритетным нужно считать содействие притоку иностранных инвестиций в инфраструктуру, транспорт, связь и электроэнергетики.

Поскольку объем иностранных инвестиций в Камбодже незначителен, то необходимо создание соответствующего климата для их привлечения. Камбоджа имеет и хотя не очень богатые, но разнообразные природные ресурсы. Относительная дешевизна факторов производства (рабочей силы, земли, предприятий), представляет интерес для потенциальных зарубежных инвесторов.

Между тем закон об иностранных инвестиций был принят в 1997 г. В нем следует выделить следующие основные элементы, привлекающие иностранных инвесторов:

Отсутствие ограничений, касающихся участия иностранных физических и юридических лиц в капитале предприятий различных отраслях народного хозяйства. На территории Камбоджи могут создаваться как совместные предприятия, так и предприятия с 100%-ным иностранным капиталом, а также дочерние предприятия или филиалы иностранных компаний.

Для иностранных инвесторов установлены льготные ставки налогообложения. Налог на прибыль для иностранных и совместных предприятий, действующих в Камбодже, составляет только 9%, в то же время как в других странах Азии он колеблется в пределах 30-45%. Срок освобождения от выплаты налогов составляет до 8 лет в зависимости от проекта.

- 100%-ное освобождение от импортных пошлин всех имуществ и товароматериальных ценностей (строительные материалы, машины и оборудования, полуфабрикаты и запчасти), ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный фонд предприятия и предназначенных для следующих видов производственной деятельности:

а) экспортно-ориентированный проект с объемом экспорта не менее чем 80% своей продукции;

б) проекты, расположенные в специальной зоне приоритетного развития;

в) туризм, трудоемкие производства, обрабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс и инфраструктура.

100%-ное освобождение от экспортных пошлин.

Инвесторы имеют право переводить за границу прибыли, дивиденды и доходы, полученные от легальной предпринимательской деятельности, без уплаты налогов.

Инвесторы могут арендовать землю сроком до 70 лет. И этот срок может быть

продлен.

Инвесторы имеют право ввозить специалистов, экспертов, квалифицированную рабочую силу, если таковые отсутствуют в Камбодже. .

В сущности, принятый закон об инвестициях Камбоджи должен привлечь больше инвесторов, чем в настоящее время.

Однако вышеуказанные льготы и привилегии недостаточны для обеспечения благоприятных условий привлечения иностранных инвестиций. Так как инвестиционный климат охватывает еще и другие компоненты, такие как государственные гарантии, стабильность экономики и политической системы, наличие развитой инфраструктуры, положение в валютно-финансовой и кредитной системах, налоги и др.

В связи с этим Камбодже еще необходимо упростить процедуры экспертизы и регистрации, которые возложены на инвестиционный комитет, разработать законодательные и административные меры, регулирующие функционирование иностранного капитала.

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАМБОДЖИ

ЧАУ СОМЕТХИЯ

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

Данная статья посвящена анализу роля иностранного капитала в экономике Камбоджи. Автор анализирует прямые иностранные инвестиции в Камбодже в 90-е годы. В статье рассматриваются некоторые показатели деятельности инвесторов и инвестиционный климат в Камбодже. Автор приходит к выводу, что прямые иностранные инвестиции в настоящее время не играют большой роли в экономике, инвестиционный климат не благоприятен для инвестирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.