Научная статья на тему 'Роль инноваций в развитии оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях'

Роль инноваций в развитии оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / STRUCTURAL POLICY / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лячин В.И., Иванченко Л.А., Трубинова Т.С.

Отрицательная динамика экономического развития российской экономики указывает на то, что проводимая государственная политика неэффективна и необходимо пересматривать её приоритеты. Инновации способны оказать серьезное влияние на последовательность диверсификации национальной экономики, создание конкурентоспособных секторов и сетей предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA UNDER MODERN CONDITIONS

Тhe negative dynamics of the economic development of the Russian economy indicates that the current state policy is ineffective and it is necessary to revise its priorities. Innovations can have a serious impact on the consistency of the diversification of the national economy, the creation of competitive sectors and networks of enterprises.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в развитии оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях»

Решетневские чтения. 2017

УДК 338.22

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В. И. Лячин, Л. А. Иванченко, Т. С. Трубинова*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: true.tatka@gmail.com

Отрицательная динамика экономического развития российской экономики указывает на то, что проводимая государственная политика неэффективна и необходимо пересматривать её приоритеты. Инновации способны оказать серьезное влияние на последовательность диверсификации национальной экономики, создание конкурентоспособных секторов и сетей предприятий.

Ключевые слова: инновации, оборонно-промышленный комплекс, структурная политика, инновационная экономика.

THE ROLE OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX

OF RUSSIA UNDER MODERN CONDITIONS

V. I. Lyachin, L. A. Ivanchenko, T. S. Trubinova*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*E-mail: true.tatka@gmail.com

ne negative dynamics of the economic development of the Russian economy indicates that the current state policy is ineffective and it is necessary to revise its priorities. Innovations can have a serious impact on the consistency of the diversification of the national economy, the creation of competitive sectors and networks of enterprises.

Keywords: innovation, defense-industrial complex, structural policy, innovative economy.

Мировая практика показывает, что в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Такие достижения науки становятся источником новой прибыли, а, значит, могут стать самостоятельным рыночновостребованным товаром и иметь свою рыночную стоимость.

Мировой опыт развития инновационной экономики показал что, основными факторами инновационного развития можно считать увеличение расходов на НИОКР и доведение новой инновационной продукции до стадии коммерциализации. Для этого необходимо формирование доступной системы защиты интеллектуальной собственности, которая включает в себя институциональные преобразования. Это позволит увеличить привлекательность инвестирования для представителей бизнеса, поскольку временной интервал от вложений до получения прибыли сократится.

В настоящее время Россия активно внедряет инновационные технологии в деятельность сфер, не доступных обычному гражданину, оборонную промышленность, космические технологии, ядерную энергетику, однако многие технологии и разработки возможно применять для производства потребительской продукции. Для эффективного внедрения необходимо взаимодействие государственных органов и частного

сектора. Бизнесу не доступны многие технологии, например, по причине их стоимости. Создав инновационные центры, кластеры или бизнес-инкубаторы государство помогает разрабатывать продукцию инновационного характера частному сектору, снижая при этом расходы на исследования, следовательно, снижая его цену для потребителя.

Зачастую суть инновационной модели развития экономики трактуется слишком узко - как опережающее развитие высокотехнологичных отраслей и информационно-коммуникационных технологий. На самом деле на инновационной основе могут и должны развиваться все секторы хозяйства, хотя и в различной мере [1]. В наибольшем объеме инновации осуществляются в высокотехнологичных отраслях, к которым относят авиационную, ракетно-космическую и атомную промышленность, выпуск промышленных роботов и средств комплексной автоматизации, офисного и телекоммуникационного оборудования, средств радиолокации и радионавигации, точных приборов, фармацевтических продуктов и отдельных видов химической продукции. Если концентрироваться исключительно на задачах разработки отдельных высокотехнологичных продуктов, то результатом станет создание действительно конкурентоспособного обособленного кластера, но это не будет означать инновационного развития всей экономики [2].

Реализация политики в области социально-экономического развития должна учитывать накоп-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

ленные в экономике структурные проблемы. Можно выделить три ключевых дисбаланса экономического развития. Снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.

В 2017 году федеральный бюджет достиг максимальной секретности за всю постсоветскую историю: закрытые статьи расходов увеличены сразу на 800 млрд рублей. Дополнительные ассигнования поступят в распоряжение Министерства обороны.

Министерство финансов объяснило данное увеличение тем, что 800 млрд нужны для того, чтобы досрочно расплатиться по кредитам оборонных предприятий, выполнявших гособоронзаказ. Данные кредиты были предоставлены военным предприятиям под государственные гарантии для выполнения масштабной программы по перевооружению. Программа была утверждена в 2010 году и общая сумма займов по ней составила 1,2 трлн рублей [3]. Нагрузка не казалась чрезмерной при высоких ценах на нефть и газ, но экономический спад сделал планы правительства несбыточными. Деньги на нужды военных приходится выискивать, сокращая другие бюджетные статьи, -в частности, социально-экономическую поддержку населения и инвестиции в гражданские сектора экономики.

В настоящее время расходы России на НИОКР составляют 40 миллиардов, что составляет только 1,1 % от ВВП России, при расходах на ОПК около 6 % от ВВП [4]. Рост доли текущих расходов бюджетной системы, опережающий рост заработных плат относительно производительности труда при активном развитии потребительского кредитования и снижении нормы сбережения домохозяйств, закрытие внешних рынков, а также снижение доверия экономических агентов к финансовой системе привели к образованию структурного дефицита денежных ресурсов. Необходимо повышение эффективности государственного вмешательства в экономику, поскольку в настоящее время доля государственного участия растет, однако темп роста экономики в 2016 году составляет 99,7 % [5].

Основой технологического и инновационного развития должно стать усиление координации деятельности Правительства Российской Федерации, инновационных институтов развития, научных и образовательных организаций, бизнеса в части формирования направлений приоритетных научных исследований и разработок, создания образцов конкурентоспособной инновационной продукции, коммерциализации разработок, технологического перевооружения предприятий, формирования спроса на инновационную продукцию, а также повышение эффективности механизма финансирования, направленного на стимулирование реализации наукоемких исследований, разработок и их внедрения в реальный сектор экономики, и контроля за расходованием средств.

Сформированные институты и инструменты поддержки инновационного и технологического развития обеспечат развитие высокотехнологичных секторов экономики, включая основные отрасли оборонно-промышленного комплекса (ракетно-космическая про-

мышленность, авиационная промышленность, судостроение, радиоэлектроника), атомный энергопромышленный комплекс, информационные технологии, фармацевтическую промышленность, а также будут способствовать инновационному развитию традиционных секторов экономики.

Передовые технологии становятся главной ареной конкуренции, а научно-техническая сфера - важнейшим фактором геополитики. Глобализация науки, технологий, промышленности создает новых лидеров не только среди фирм, но и среди стран. Только страны с мобильным, динамично развивающимся научно-технологическим комплексом могут сохранить свои позиции в этой глобальной гонке.

Библиографические ссылки

1. Котов А. И. Экономическое развитие и формирование инновационной экономики // Экономическое возрождение России. СПб., 2014. № 1(39). С. 15-20.

2. Белякова Г. Я., Батукова Л. Р. Инновационная модернизация экономики: сущность понятия, его взаимосвязь с понятиями модернизация и модернизация экономики // Фундаментальные исследования. Пенза. 2013. № 10-11. С. 2495-2498.

3. Хачатуров А. Бюджет-2017 - это бомба! [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.Nova-yagazeta.ru/articles/2016/10/19/70222-byudzhet-2016-eto-bomba (дата обращения: 15.05.2017).

4. Тор 15 R&D spenders. Share of R&D expenditure by the business sector [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/ (дата обращения: 15.05.2017).

5. Динамика ВВП России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 07.04.2017).

References

1. Kotov A. I. [Economic development and innovative economy forming] Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2014. Vol. 1, № 39. P. 15-20 (In Russ.)

2. Beljakova G. J. [Innovative modernization of the economy: the essence of the concept, its relationship with the concepts of modernization and modernization of the economy] // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 10-11. P. 2495-2498. (In Russ.)

3. Hachaturov A. Bjudzhet-2017 - jeto bomba! [Budget 2017 is the bomb!] (In Russ.) Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/10/19/70222-byudzhet-2016-eto-bomba (accessed: 15.05.2017).

4. 15 R&D spenders. Share of R&D expenditure by the business sector. Available at: http://uis. unesco.org/ apps/visualisations/research-and-development-spending/ (accessed: 15.05.2017).

5. Dinamika VVP Rossii [Dynamics of Russia's GDP] Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (accessed: 07.04.2017). (In Russ.)

© Лячин В. И., Иванченко Л. А., Трубинова Т. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.